Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования по теме: «Таинственный воздух».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Уточнение и обобщение представлений о свойствах и функциях воздуха. Опыты с водой.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по познавательному развитию

с элементами экспериментирования по теме:

«Таинственный воздух».

Воспитателя

без квалификационной категории

муниципального казенного дошкольного

образовательного учреждения

Детского сада №23 «Колокольчик»

села Ладовская балка Красногвардейского района

Ставропольского края

Захаревич Анастасии Олеговны

2014г.

Цель: Уточнение и обобщение представлений о свойствах и функциях воздуха.
Образовательные задачи:
- способствовать расширению знаний о воздухе;
- совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности.
Развивающие задачи:
-формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление через поисковую деятельность в процессе экспериментирования;
- поддерживать познавательную активность, инициативу, сообразительности, самостоятельности;
- способствовать установлению причинно-следственных связей на основе экспери-мента, умению делать выводы;
- развивать навыки проведения опытов;
- стимулировать речевую активность.
Воспитательные задачи:
-воспитывать аккуратность при проведении опытов;
-воспитывать желание помочь друг другу, умение уступать.
 

Словарь: атмосфера, воздушный, марсиане, скафандр.
Оборудование: Письмо от «марсиан», звуки ветра, иллюстрация-планета Земля, музыкальные инструменты ( дудочки, флейты, свистульки), киндеры с «запахом» и без запаха, миска с водой, соломинки для коктейля, бумажные веера, салфетки, зубочистки, целлофановые пакеты, воздушные шары, пластиковые стаканы с водой, знаки - кружочки( зелёные и красные), «ракета».

Для «Ракеты»: шарик, трубочка, скотч, длинная верёвка. 
Изготовление «ракеты»:
1. Надуть воздушный шарик. Легко завязать его край;
2. Продеть нитку через трубочку. Оба конца нити привязать, в разных сторонах комнаты, к каким-то предметам;
3. Скотчем прикрепить трубочку к шарику.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель:  Ребята! Я вчера получила письмо. Вот оно, посмотрите какое красивое. Это письмо из далекого космоса от марсиан. Давайте я вам прочитаю его, чтобы вы,  узнали, о чем оно. Здравствуйте, дети! Нам нужна ваша помощь. Мы увидели вашу планету, и нам очень  хочется  спуститься на нее.  Но, вот беда  мы не знаем, есть ли на вашей планете воздух и можно ли ходить без скафандров. Скорее примите ответ, нам очень хочется побывать у вас в гостях и подружиться с вами. Наш адрес: Космос. Планета Марс. Корабль марсиан. До свидания. Ждем ответа.

- Ну что ребята, поможем марсианам. Слушайте внимательно вопросы, на которые надо дать ответ марсианам.

1. Есть ли воздух на земле и можно ли ходить без скафандра?

2. Можно ли его увидеть, потрогать?

3. Для чего нужен воздух?

Сегодня мы с вами будем проводить опыты с помощью тех предметов, которые я вам приготовила. Проводить опыты это очень серьезная и ответственная работа.

Воспитатель: Присядьте, пожалуйста, на стулья.


На доске картинка с изображением планеты Земля.

Воспитатель: Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.
Воздух - это удивительная оболочка вокруг Земли – называется атмосфера. Слово атмосфера произошло от греческих слов «атмос» - воздух, «сфера» - шар. Куда бы мы ни пошли, куда бы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух. Сегодня мы с вами поговорим о воздухе.

      Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Воспитатель: Невидимый! Значит, его и нет вовсе! Вот докажите, что этот самый воздух есть!

Ответы детей.
Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Опыт №1 «Поймаем воздух».

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: В пакете ничего нет, он пустой.
Воспитатель: Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом? 
Дети: Пакет стал толстый. Он полон воздуха, и похож на подушку.
Воспитатель: Воздух занял всё место в пакете. Теперь проткнём пакет зубочисткой и приложим к щеке. Что мы чувствуем?
Дети: Из пакета выходит воздух.
Воспитатель: развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха, он весь вышел.
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод. Как можно увидеть воздух?

Вывод (делают дети): воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку.

Опыт №2 «Воздух в человеке».

Воспитатель: Чем мы с вами дышим?

Дети: Воздухом.

Воспитатель: Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте. Что происходит?
Дети: Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух.
Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?
Дети: Нет, без воздуха человек умрет.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Вывод: Человек не может жить без воздуха.

Опыт №3 «Воздух можно услышать».

Воспитатель: Предлагаю вам услышать воздух. Давайте надуем шарики, где сейчас воздух?
Дети: Он внутри шариков.
Воспитатель: Чтобы услышать воздух, спустите наши шарики Что происходит?
Дети: Воздух выходит из шарика, слышно его шипение.
Воспитатель: Возьмите музыкальные инструменты подуйте в них. Что мы слышим? Дети: Звук. Мы выдыхаем струю воздуха, воздух дрожит, поэтому возникает звук.

Вывод: Когда дрожит воздух, возникает звук, и тогда мы можем его услышать.


Опыт №4 «Ветер – это движение воздуха».

Воспитатель: Итак, воздух окружает нас. Как вы думает, мы можем почувствовать воздух?

Ответы детей.

Воспитатель: А как мы можем это сделать?

Ответы детей. 
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться, поэтому в лицо дует ветерок.
Воспитатель: Мы не можем увидеть ветерок, потому что воздух прозрачный. Но мы можем пронаблюдать, как красиво ветерок играет с салфеткой. Возьмите веер и помашите им над салфеткой. Почему салфетка движется?
Дети: Веер движется и приводит в движение воздух, образуется ветер. Ветер заставляет двигаться нашу снежинку.

Вывод: Наш опыт показывает, что ветер – это движение воздуха.


Физ-минутка «Ветерок»


Воспитатель: Ребята, я предлагаю поиграть в игру “ветерок”. Вы будете изображать тихий ласковый теплый ветерок, который будет играть с лентой. Музыка будет вам помогать подбирать интересные разнообразные движения.

 Звучит музыка, дети двигаются с лентами. Музыка становиться все тише и тише, и замолкает

Воспитатель: Все молодцы, очень красиво изображали ветерок.



 Опыт №5 «Воздух не имеет запаха».

Воспитатель: А имеет ли воздух запах? Как вы думаете?
Дети: Если воздух чистый, то он не имеет запаха. 
Воспитатель: Чем может пахнуть воздух?

Дети: Свежестью после дождя, едой, которая готовиться на кухне, дымом, если горит костер, духами и т.д.
Воспитатель: Предлагаю в этом убедиться. В киндерах были вещества с разными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что в них было.
Дети: У меня чеснок, у меня лимон, у меня пахнет духами и т. д.
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.


Опыт №6 «Воздух легче воды».


Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат киндеры попробуйте их "утопить". Почему они не тонут? 
Дети: Внутри киндеров есть воздух, поэтому они не тонут. Воздух держит их на поверхности воды.

Вывод: Воздух легче воды. 


Опыт №7 «Воздух занимает место».


Воспитатель: Возьмите в руки маленький стакан, внутри которого находится смятая бумага. Внимательно посмотрите, бумага сухая. Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в большой стакан с водой. Стакан надо держать прямо. Продолжайте погружать стакан в воду, пока он не коснется дна. Затем достаньте стакан из воды и снова проверьте бумагу. Она намокла или нет?

Ответы детей.

Воспитатель: Почему бумага осталась сухой?

Дети: В стакане есть воздух, он не пропускает туда воду.
Воспитатель: А теперь опустите этот же стакан в воду, но держать его немного наклонно. Что появляется в воде?

Дети: Видны пузырьки воздуха.

Воспитатель: Откуда они взялись?

Дети: Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Воспитатель: Проверьте полоску бумаги снова. Какая она теперь?

Дети: Мокрая.

Воспитатель: Вода вытеснила воздух, заняла всё пространство в стакане и намочила полоску бумаги.

Вывод: Воздух занимает место.


Опыт №8 «Воздух может двигать предметы».

Воспитатель: Посмотрите, у нас к старту готова «ракета», давайте отправим её в полёт. Начинаем отсчёт: 5,4,3,2,1 старт (воспитатель развязывает веревочку, связывающую край шарика и он, как настоящая ракета летит от одного конца нити к другому).
Воспитатель: Что было внутри нашей ракеты. Почему она полетела? 
Дети: Внутри ракеты был воздух. Воздух вырывался из шарика и поэтому он двигался.

Вывод: Воздух может двигать предметы.

Итог.

Воспитатель: Итак, что же такое ВОЗДУХ?
Дети: Воздух - это газообразное вещество, не имеющее цвета, вкуса, запаха. 
Воспитатель: Давайте еще раз все закрепим. Я предлагаю вам поиграть в

игру «Условные знаки».

Возьмите со стола по 2 кружочка. Один красный и один зелёный. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны - красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.

●Воздух окружает нас со всех сторон.

●Воздух можно услышать.

●Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.

●Чистый воздух не имеет запаха , но может передавать запах предметов.

●Человек может жить без воздуха.

● Ветер – это движение воздуха.

● Способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку.

● Воздух может двигать предметы.

● Воздух тяжелее воды.


На память о нашем занятии я подарю вам воздушные шары. Дома вы расскажете родителям всё, что узнали о воздухе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Игровой деятельности с элементами экспериментирования в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата 3 – 5 лет Тема: «Волшебник – воздух».

формировать умение отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов;-развивать мышление, речевое  дыхание, мелкую моторику;-формировать  представления детей о воздухе и его свойствах;  - п...

Конспект экологического занятия с элементами экспериментирования для 2 младшей группы. Тема: «Воздух и вода - наши природные друзья» (Возраст: 3-4 года)

Конспект экологического занятия с элементами экспериментирования для 2 младшей группы.Тема: «Воздух и вода - наши природные друзья»(Возраст: 3-4 года)...

НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в средней группе "Воздух - где ты?"

Цель НОД : Развитие познавательно - иследовательской деятельности детей средней группы....

Конспект открытой НОД по освоению ОО «Познавательное развитие» с элементами экспериментирования на тему: «Тайны воздуха»

формирование экологических представлений о воздухе, через познавательно-исследовательскую деятельность....

Конспект экологической прогулки с элементами экспериментирования для 2 младшей группы. Тема: «Воздух и вода - наши природные друзья»

Задачи:1. Образовательные: обобщение и уточнение знания детей о воздухе и воде, их свойствах: невидимые, прозрачные, бесцветные; формирование понятия о ветре: что ветер - это движение воздуха; ра...

Конспект открытой НОД по освоению ОО «Познавательное развитие» с элементами экспериментирования на тему: «Тайны воздуха»

Формирование у детей экологических представлений о воздухе, через познавательно-исследовательскую деятельность....