Экологический проект для дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Проект предназначен для детей разновозрастной группы с интеллектуальной недостаточностью в коррекционном учреждении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_proekt.docx | 29.82 КБ |
ekologicheskiy_proekt.pptx | 2.35 МБ |
Предварительный просмотр:
муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация
«Детский сад №63»
План – конспект экологического проекта
в разновозрастной группе № 10 для детей с УО
Тема: «В кладовой природы»
Составила:
воспитатель
1 кв. категории
Агапова А.Ф.
Нижнекамск, 2015 год.
Срок проекта: краткосрочный (октябрь 2015 года).
Тип проекта: информационно-творческий
Участники: 5 детей с интеллектуальной недостаточностью разновозрастной группы №10 и их родители. Воспитатели – Агапова А.Ф., Даутова Р.М.
Цель проекта: формирование системы осознанно – правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, основ экологической культуры.
Задачи:
- Познакомить детей с объектами живой и неживой природы, учить узнавать, различать и называть их.
- Развивать наблюдательность, интерес к объектам природы.
- Воспитывать у детей бережное отношение к природе, эмоциональную отзывчивость на её красоту.
Актуальность:
Экологическое образование детей дошкольного возраста – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Правильно организованное и систематически осуществляемо, оно оказывает интенсивное влияние на ум, чувства, эмоции и волю ребёнка – дошкольника.
Мы выбрали эту тему, так как она понятна по своему содержанию детям: знакомит с объектами живой и неживой природы, развивает наблюдательность, воспитывает бережное отношение к природе. Эта тема включает в себя разнообразные виды детской деятельности: поисковую, творческую, продуктивную.
Ожидаемый результат:
- Создать развивающую среду для овладения детьми новыми знаниями о природных богатствах.
- Развить познавательные способности детей.
- Воспитать у детей бережное отношение к природе.
- Овладение ребёнком эстетической и экологической грамотности при использовании и созерцании природных богатств.
Этапы реализации проекта: проект проходил в три этапа.
- Подготовительный этап
Составление перспективного плана проведения ОД и наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников.
Подбор программно – методического материала по направлению работы.
Совершенствование развивающей среды.
Подбор и изготовление дидактических игр на экологическую тему.
Работа с родителями: анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания детей дома, проведение консультаций, изготовление дидактических игр на экологическую тему.
2. Основной этап
Формы работы по реализации проекта:
Неделя | Организованная образовательная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность детей | Работа с семьёй |
5.10.15 – 9.10.15
| Познание: развитие кругозора.«Значение воды в нашей жизни» Цель: уточнить с детьми представление о том, что вода очень ценный продукт. Познакомить с кругооборотом воды в природе. Кому она нужна, как её используют, как получить чистую воду. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам. Познание: развитие кругозора. Экспериментальная деятельность «Такая разная вода». Цель: формирование представлений об агрегатных состояниях воды, её свойствах, реакции организма на разную температуру воды. Художественное творчество: аппликация «Под водой».Цель: вызвать интерес к изображению подводного мира. Учить вырезать симметричные фигуры подводных обитателей.Развивать воображение чувство композиции. | Просмотр документального фильма о водоёмах планеты. Наблюдения за дождём, туманом, ручьём, инеем. Наблюдения за аквариумными рыбками. Чтение художественной литературы Н. Осипов «В воде и у воды». | Рассматривание картинок и фотографий с изображением водоёмов: океаны, моря, озёра, реки, родники, пруды, болота. | Привлечь родителей к созданию картотеки «Удивительные факты о воде» |
Познание: развитие кругозора.«Зачем нужны болота». Цель: рассказать детям, зачем нужны болота, каким законам они подчиняются, что там растет и кто там живёт. Познание: развитие кругозора.«Целебная сила моря». Цель: рассказать детям о пользе морепродуктов, использовании морских минералов и солей в медицине. | Д/и «Кто, где живёт?» Создание «морской аптечки» (альбом иллюстраций). Просмотр мультфильма «Маша и Медведь. На рыбалке» С-р. Игра «Рыболовецкое судно». П/и «Караси и щука», «Удочка». Чтение стихотворения И. Токмаковой «Где спит рыбка». | Д/и «Вредно – полезно», «Да – нет». | Совместная деятельность родителей и детей к изготовлению коралловых веточек из подручных средств. Подобрать иллюстрации для «морской аптечки». | |
12.10.15 – 16.10.15 | Познание: развитие кругозора.«Морские чудеса».Цель: познакомить детей с многообразием морских обитателей. Развивать познавательный интерес к подводному миру. Коммуникация: развитие речи. Литературный калейдоскоп «В царстве Нептуна». Цель: выяснить какие литературные произведения знают дети по данной теме, обобщить знания о морских и речных обитателях. | Чтение и рассматривание с детьми энциклопедий о морских и речных обитателях. Чтение и пересказ сказки «Змея и рыба». Художественное творчество: оригами «Кит». П/и «Акула», «Море волнуется». | Рассматривание иллюстраций морских обитателей. | Информация в родительский уголок «Это интересно вашим детям». |
Художественное творчество:коллективное рисование «В подводном царстве». Цель: систематизировать знания детей о внешнем виде морских обитателей, передавать эти знания в рисунке. Учить рисовать в нетрадиционной технике – ладошками. Воспитывать умение работать сообща. Художественное творчество: лепка «Рыбки резвятся». Цель: закрепить знания о внешнем виде рыб, учить работать в технике пластилинография, отрабатывать приёмы раскатывания и сплющивания пластилина. Упражнять работать стекой. | Просмотр документального фильма «Жизнь морских животных». Продолжать наблюдения за аквариумными рыбками. Рассказывание детям о морских обитателях. Чтение художественной литературы Ганейзер «Чудо-юдо». Экспериментальная деятельность «Загрязнение воды». | Рассматривание иллюстраций морских обитателей. Д/и «Ползает, летает, плавает». | Запись родителями документаль- ного фильма «Жизнь морских животных». Выставка рекомендуемых для чтения детям книг о жизни морских животных. | |
19.10.15 – 23.10.15 | Познание: развитие кругозора «Знакомство с Красной книгой». Цель: познакомить детей с Красной книгой, её функцией. Расширить знания детей о растениях, внесённых в Красную книгу. Художественное творчество: рисование «Дуб – дубок».Цель: познакомить детей с деревьями, внесёнными в Красную книгу; учить создавать образ дерева, находить композиционное решение. Познание: развитие кругозора.Викторина «Знатоки природы». Цель: закреплять умения узнавать деревья по характерным признакам, развивать память, внимание. | Наблюдения за деревьями на территории ДОО. Чтение энциклопедий о редких видах деревьев и растений. Рассматривание иллюстраций деревьев, кустарников и растений, внесённых в Красную книгу. Беседа «Зелёная аптека». П/и «1,2,3, к дереву беги». | Д/ и «С какого дерева листок», «Найди дерево по семенам», «Отгадай, что за растение». | Консультация для родителей «Люби и знай свой край». |
Познание: развитие кругозора.«Будь природе другом». Цель: познакомить детей с животными, внесёнными в Красную книгу. Художественное творчество: аппликация «Уссурийский тигр». Цель: учит вырезать из цветной бумаги, сложенной вдвое голову тигра, формировать бережное отношение к животным. | Рассматривание и чтение книги «Ильменский заповедник». Д/и «Четвёртый лишний», «Зоологическое лото». | Рассматривание иллюстраций животных, внесённых в Красную книгу. Д/и «В лесу», «Чей дом». | ||
26.10.15 – 28.10.15 | Познание: развитие кругозора.«Птицы Красной книги». Цель: ознакомить детей с редкими видами птиц, внесёнными в Красную книгу. Познание: развитие кругозора.«Насекомые Красной книги». Цель: ознакомить детей с редкими видами насекомых, внесёнными в Красную книгу. | Наблюдение за птицами и насекомыми на участке ДОО Прослушивание и узнавание голосов птиц (аудиозапись «Щебетание птиц»). Художественное творчество: конструирование из бумаги «Стрекоза Дозорщик-император». Чтение энциклопедий о редких видах птиц и насекомых. | Рассматривание иллюстраций птиц и насекомых, внесённых в Красную книгу. Просмотр документального фильма о насекомых. Д/и «Угадай птицу», «Чьё гнездо». | Подбор иллюстраций птиц и насекомых для оформления «Нашей Красной книги». Скачивание документального фильма о насекомых. Открытое мероприятие с родителями «Защитники природы». |
- Заключительный этап. (29,30 октября)
Обобщение результатов работы по экологическому проекту по теме: "В кладовой природы"
Анализ, закрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми. Защита проекта на педагогическом совете.
Результат проекта:
Мы вовлекли детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране. Формировали нравственное поведение в природе. Обеспечили непрерывность экологического образования в системе: ДОО – семья.
Проект «В кладовой природы» реализовал поставленные задачи частично. У детей с интеллектуальной недостаточностью эмоционально-волевая сфера неустойчивая, отмечаются колебания в настроении, поэтому для установления полноценного контакта при реализации экологического проекта требовались дополнительные условия взрослого, побуждения в виде наводящих вопросов, поощрительных суждений. У детей слабо сформированы элементарные экологические знания. Для детей с УО характерна низкая направленность отношения к природе, они не ориентируются в правилах поведения в природе.
Список использованной литературы:
- Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»// Москва, «Просвещение», 2001
- Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе. Познавательное развитие. ИЗО. Экология»// Воронеж ТЦ «Учитель», 2005.
- Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»// Санкт-Петербург, «Детство – Пресс», 2004.
- Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» // Москва: ТЦ Сфера, 2005.
- Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации» // Москва: Мозаика – Синтез, 2006.
- Жуковская Р. Н., Виноградова Н. Ф. «Родной край»//Москва «Просвещение», 1985
- Журналы «Дошкольное воспитание» №7, 2003.; №7, 2005 г. ; №7, 2006 г. ; №10, 2009 г. ; №3, 7, 2010 г.
- Казакова Т. Г. «Развивайте у дошкольников творчество»// Москва, «Просвещение», 1985.
- Короткова Н. А. «Познавательно-исследовательская деятельность»// «Дошкольное воспитание» №7, 2002.
- Плешаков А. А. «Мир вокруг нас»// Москва, «Просвещение», 2005.
- Сайты интернета для воспитателей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель проекта: формирование системы осознанно – правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, основ экологической культуры . Задачи : Познакомить детей с объектами живой и неживой природы, учить узнавать, различать и называть их. Развивать наблюдательность, интерес к объектам природы. Воспитывать у детей бережное отношение к природе, эмоциональную отзывчивость на её красоту .
Актуальность: Экологическое образование детей дошкольного возраста – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Правильно организованное и систематически осуществляемо, оно оказывает интенсивное влияние на ум, чувства, эмоции и волю ребёнка – дошкольника. Мы выбрали эту тему, так как она понятна по своему содержанию детям: знакомит с объектами живой и неживой природы, развивает наблюдательность, воспитывает бережное отношение к природе. Эта тема включает в себя разнообразные виды детской деятельности: поисковую, творческую, продуктивную.
Рисование «В подводном царстве» «Дуб-дубок» Лепка «Рыбки резвятся» Аппликация коллективная работа «Под водой» Конструирование «Стрекоза» Д/И «Кто где живет» « Да-нет » и др. С/ р игры«Рыболовецкое судно» П /и «Акула» «Море волнуется» и т.д. Развлечение «Знатоки природы» «Такая разная вода» «Загрязнение воды» «Значение воды в нашей жизни» «Зачем нужны болота» Составление описательного рассказа «Как вести себя в лесу» Составление описательного рассказа «Целебная сила моря» Экологический проект «В кладовой природы» «Знакомство с Красной книгой»
1 Подготовительный этап Составление перспективного плана проведения ОД и наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников. Подбор программно – методического материала по направлению работы. Совершенствование развивающей среды. Подбор и изготовление дидактических игр на экологическую тему. Работа с родителями: анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания детей дома, проведение консультаций, изготовление дидактических игр на экологическую тему.
2. Основной этап Формы работы по реализации проекта
Ожидаемый результат: Создать развивающую среду для овладения детьми новыми знаниями о природных богатствах. Развить познавательные способности детей. Воспитать у детей бережное отношение к природе. Овладение ребёнком эстетической и экологической грамотности при использовании и созерцании природных богатств.
Результат проекта: Мы вовлекли детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране. Формировали нравственное поведение в природе. Обеспечили непрерывность экологического образования в системе: ДОО – семья. Проект «В кладовой природы» реализовал поставленные задачи частично. У детей с интеллектуальной недостаточностью эмоционально-волевая сфера неустойчивая, отмечаются колебания в настроении, поэтому для установления полноценного контакта при реализации экологического проекта требовались дополнительные условия взрослого, побуждения в виде наводящих вопросов, поощрительных суждений. У детей слабо сформированы элементарные экологические знания. Для детей с УО характерна низкая направленность отношения к природе, они не ориентируются в правилах поведения в природе.
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование пространственных представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
В статье раскрывается специфика формирования пространственных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью: основные подходы, этапы, методы и приёмы работы....
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью по теме "Птицы"
Занятие по формирование счётных навыков, умения наглядно сравнивать множества, уравнивать их двумя способами. Направлено на формирование пространственных представлений, произвольного внимания, п...
ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ А.Н.Кудрявцева ТОГОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»
Ни один вид деятельности, характерный для дошкольного возраста, у детей с интеллектуальным недоразвитием не развивается полноценно без специального обучения [1].В системе коррекционно-педагогической п...
«Особенности образовательной деятельности учителя – дефектолога по развитию речи с дошкольниками, имеющими интеллектуальную недостаточность средней степени»
В данной публикации описываются особенности работы по развитию речи в процессе педагогической деятельности учителя - дефектолога. работающего с дошокльниками с интеллектуальной недостаточностью....
Изобразительная деятельность как средство психического развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Взгляды ученых на необходимость занятий изобразительной деятельностью дошкольников с ЗПР....
Диагностика по образовательной области "Игра" 1 этап обучения . По программе Гаврилушкиной О.П., Баряевой Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
В практическом материале даны примерные игровые задания для диагностики образовательной области "Игра" 1 этап обучения....
Проект "Сенсомоторное развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью - взаимодействие педагогов и родителей".
Педагогический проект "Сенсомоторное развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью - взаимодействие педагогов и родителей" - представляет собой опыт работы в группе "Особый ребёнок"....