Изобразительная деятельность как средство психического развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
статья (рисование) по теме
Взгляды ученых на необходимость занятий изобразительной деятельностью дошкольников с ЗПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_izo_u_zpr.docx | 34.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Изобразительная деятельность как средство психического развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
Среди различных видов деятельности (учебная, трудовая, игровая) дети с интеллектуальной недостаточностью выделяют изобразительную деятельность и отдают ей предпочтение как наиболее интересной и занимательной. Обучение детей рисованию было признано одним из важных психокоррекционных средств. [2, с. 51] Отмечалось также, что изобразительная деятельность является важным фактором познания ребенком окружающего мира. Исключительно большое значение занятий рисованием подчеркивали О. П. Гаврилушкина, Т. Н. Головина, А. Н. Граборов, Т.Н.Головина, Г. М. Дульнев, Л. В. Замков. И.М.Соловьев, Н.Ф. Кузьмина-Сыромятникова, М.М.Нудельман, Ж. И.Шиф и др.
Изобразительная деятельность требует от ребенка проявления разносторонних качеств и умений. Для того чтобы нарисовать какой-либо предмет, его необходимо хорошо рассмотреть: определить его форму, строение, характерные детали, цвет, положение в пространстве. Требование передать в рисунке сходство с изображаемым объектом заставляет ребенка подмечать в нем такие свойства и особенности, которые, как правило, не становятся объектом внимания при пассивном наблюдении. В ходе целенаправленных занятий рисованием дети начинают лучше производить сравнение, легче устанавливать сходство и различие предметов, взаимосвязь между целым и его частями. Рисование способствует развитию у детей аналитико-синтетической функции мышления. [9, с. 41]
Наглядное, чувственное знакомство с предметами и их свойствами составляет область сенсорного воспитания. Многие сенсорные недостатки, свойственные умственно отсталым дошкольникам, преодолеваются лишь в ходе специального обучения, при котором сенсорные упражнения включаются в сложные виды деятельности. По мнению многих исследователей, таким положительным эффектом обладает рисование.
Овладение умениями и навыками рисования требует осуществления сенсорного воспитания и само содействует такому воспитанию. Это достигается путем тщательного изучения понятий величины, цвета и структуры предметов. При этом в работу включаются зрительные, двигательные и мускульно-осязательные анализаторы. В результате обучения нечеткие, аморфные, слабо-дифференцированные восприятия детей постепенно становятся четкими, конкретными, полными. [5, с. 53]
В процессе хорошо организованных занятий по изобразительной деятельности у детей развиваются наблюдательность, воображение, зрительная память, фантазия. У них формируются и уточняются многие представления, которые служат основой для усвоения знаний, получаемых в общем процессе обучения. Большой запас правильных представлений позволяет лучше познавать окружающий мир.
Изобразительная деятельность, по мнению Л. С. Медниковой, «способствует развитию чувства ритма, необходимого для овладения и совершенствования двигательной сферы».[6, с. 45]
Следует особо подчеркнуть роль рисования в развитии восприятия пространства и пространственных представлений.
Развитие у детей восприятия, представлений и других психических процессов невозможно без активного участия мышления. В ходе изобразительной деятельности ребенок вынужден производить ряд интеллектуальных операций: осмысливать структуру наглядно воспринимаемого объекта, намечать последовательность выполнения рисунка, сравнивать рисунок с объектом, сопоставлять части рисунка между собой и т.д. Анализ, синтез, сравнение, планирование и некоторые другие умственные действия обеспечивают правильное выполнение задания.
Художественная деятельность, по мнению Т. В. Нестеровой, «расширяет познавательный опыт детей, совершенствует их предметные и эстетические представления об окружающей действительности». [7, с. 76]
Целенаправленные занятия рисованием представляют собой одно из важнейших средств эстетического воспитания. Они являются неотъемлемой частью всестороннего развития и активно содействуют этому развитию. Конкретно-практический характер занятий создает благоприятные условия для мобилизации положительных возможностей умственно отсталых детей, что позволяет успешнее управлять их эмоциями и интеллектуальной деятельностью.
Эстетическое воспитание на занятиях рисованием осуществляется по нескольким направлениям и предполагает формирование и развитие целенаправленной изобразительной деятельности, эстетического восприятия и эстетических чувств, оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства и самостоятельно выполненным рисункам. Для реализации этих задач педагогу приходится преодолевать многие трудности, обусловленные своеобразием процесса восприятия умственно отсталых детей. Замедленный темп восприятия, недостаточная дифференциация и значительное сужение объема воспринимаемого материала нередко усугубляются пониженной активностью самих детей. Глядя на какое-либо изображение или предмет, умственно отсталый ребенок не стремится рассмотреть его во всех деталях, полностью разобраться в его особенностях. У него нет потребности всматриваться, искать, избирательно находить какие-нибудь свойства. Внимание его неустойчиво, он легко отвлекается, быстро утомляется. Между тем полноценное восприятие окружающего мира необходимо для подготовки человека к жизни, к трудовой общественно полезной деятельности.
Умение воспринимать и правильно понимать окружающее вырабатывается не сразу. Без соответствующего обучения и воспитания даже у нормально развивающихся детей процесс формирования восприятия несколько задерживается. Еще более нуждаются в специально организованной педагогической работе умственно отсталые дошкольники.
Осуществление задач, связанных с развитием эстетического восприятия, предполагает тщательный отбор демонстрируемых объектов и изображений. Важно, чтобы используемые в специальных учреждениях наглядные средства были достаточно четкими, ярко и рельефно выражали присущие им особенности. Они должны оказывать на детей воспитательное воздействие, способствовать развитию у них художественного вкуса. Хорошо подобранные средства наглядности вызывают у детей положительные реакции, их применение обеспечивает заинтересованное отношение к работе и тем самым повышает эффективность учебного процесса.
Следует особо подчеркнуть, что восприятие приобретает характер эстетического лишь в тех случаях, когда дети научаются радоваться в связи с восприятием художественно выполненного изделия, выразительного рисунка и т.п., испытывают при этом восхищение, удовлетворение.
Дети с интеллектуальной недостаточностью в силу своего интеллектуального и эмоционального недоразвития первоначально воспринимают только элементарные, проявления красоты. Под влиянием коррекционно-воспитательной работы расширяется сфера чувственного познания, углубляются эмоциональные переживания дошкольников. Воспитатели заботятся о развитии интеллектуальной регуляции чувств, дают им нужное направление. В результате у детей вырабатывается более или менее адекватная реакция при восприятии картин, узоров, изделий прикладного искусства.
Наглядность и конкретность учебного материала, представляющего определенную эстетическую ценность, в сочетании с эмоциональным характером обучения рисованию, обостряют ощущения умственно отсталых детей, особенно ощущение цвета, цветовых сочетаний, ритмичных построений. Особое значение для развития эстетического восприятия и эстетических чувств имеет систематическая демонстрация доступных для понимания умственно отсталых детей произведений искусства: картин, скульптур, изделий народных мастеров, игрушек и т.п.
Для изучения детей с интеллектуальной недостаточностью большое значение имеет непосредственная практическая деятельность дошкольников. Их активные действия при освоении графических движений, во время формирования умений передавать цвет, ритм, симметрию, композицию усиливают процесс восприятия прекрасного, способствуют накоплению эстетических впечатлений. По мере общего развития и в связи с занятиями рисованием многие формы и свойства изображаемого становятся для детей образцом красивого и привлекательного. Включение детей в управляемую педагогом деятельность, осознание ребенком того, что он может сам нарисовать интересный предмет, выполнить ритмические построения, передать красивые цветовые сочетания — все это имеет больше преимуществ, нежели простое созерцание объектов или образцов. При всей ее значимости, изобразительная деятельность формируется у умственно отсталых детей замедленно и своеобразно. Основными особенностями такой деятельности Г. В. Разумова называет «замедленное и узкое зрительное восприятие, его недостаточную дифференцированность. нарушение пространственной ориентировки, пассивность осязательной деятельности, несогласованность и асинхронность движений, большое количество ошибок при распознавании объектов». [8 ,с. 37] Однако целенаправленная педагогическая работа с учетом особенностей детей с умственной отсталостью направлена не только на коррекцию имеющихся недостатков но и на развитие познавательной сферы, а также личности ребенка, ее обогащение и адекватное формирование. Как показывают исследования Е. А. Екжановой, «в результате такой деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью могут быть сформированы графические образы с элементами творчества». [3, с. 51]
Исследованиями различных авторов установлено своеобразие восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью. Так, А. А. Катаева, Е. А. Стребелева указывают на то, что «для детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольный возраст оказывается лишь началом развития перцептивного действия. На основе появившегося у ребенка интереса к предметам, к игрушкам начинается ознакомление с их свойствами и отношениями. Для дошкольников с интеллектуальной недостаточностью свойственна узость зрительного восприятия, которая уменьшает их возможности ознакомления с окружающим миром, а впоследствии также отрицательно влияет на овладение чтением». [4, с. 65]
Недостаточная дифференцированность зрительного восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью обнаруживается в неточном распознавании ими близких по спектру цветов и цветовых оттенков, присущих тем или иным объектам, в глобальном видении этих объектов, т.е. в отсутствии выделения характерных для них частей, частиц, пропорций и других особенностей строения. Отмечается также снижение остроты зрения, что лишает образ объекта присущей ему специфичности. Экспериментальное исследование Ж. И. Шиф было посвящено изучению того, как дети с интеллектуальной недостаточностью различают цвета и их оттенки. Исследование показало, что в тех условиях, в которых нормальные дети объединяют в одну группу только сходные цвета, дети с интеллектуальной недостаточностью объединяют в одну и ту же группу множество мало сходных оттенков.[10, с. 88]
По данным Т. Н. Головиной, «у детей с интеллектуальной недостаточностью часто встречается снижение цветовой чувствительности. При этом ее развитие на протяжении пяти-шести лет обучения протекает крайне медленно. Большинство детей с интеллектуальной недостаточностью правильно узнают и называют основные цвета. Однако узнавание и называние промежуточных и слабонасыщенных цветовых оттенков вызывает большие затруднения. В целях преодоления дефектов цветоразличения умственно отсталого ребенка необходимо учить наблюдать окраску предмета, называть его цвет, сравнивать предметы по цвету, воспроизводить цвет в активной, изобразительной деятельности (рисовании, лепке). Необходимо также воспитывать способность давать правильную эстетическую оценку явлений природы, быта, искусства». [1, с. 114]
Большое значение для детей с интеллектуальной недостаточностью в познании признаков предметов имеет практическая деятельность. При этом необходимо опираться на различные виды ощущений, связывать практическую деятельность с мышлением и речью.
Таким образом, изобразительная деятельность детей с интеллектуальной недостаточностью решает в своей специфике несколько важнейших для общего развития детей задач. Это, прежде всего, приобщение к миру прекрасного, воспитание эстетической культуры, понимание эстетики, художественного образа, понимание передаваемых автором чувств и воспитание собственных. Помимо общих эстетических задач, в рисования решается задача повышения познавательной активности ребенка: развитие мышления, внимания, восприятия, памяти, речи. Также с помощью изобразительной деятельности можно изучить различные характеристики познавательных процессов детей с интеллектуальной недостаточностью и, прежде всего, восприятие цвета.
Список литературы.
- Дефектология: Словарь-справочник/Авт.-сост. С.С.Степанов; Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Новая шк., 1996. – 77 с.
- Грошенков И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. - М.: Академия, 2002.
- Екжанова Е. А. Изобразительная деятельность в обучении и воспитании дошкольников с отклонениями в развитии. //Дефектология. - 2003. - №6. - С. 51-54.
- Зайцев Д.В. Дошкольная коррекционная педагогика: Учебное пособие. - Саратов: Изд-во Саратовского педагогического института, 2000. - 40 с.
- Лебединская К.С. Степени умственного недоразвития при олигофрении// Детская патопсихология: Хрестоматия/Сост., авт., всуп. ст. Н.Л. Белопольская. – 2-е изд., испр. – М.: Комто-Центр, 2001. – С. 14-18.
- Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2005.
- Обучение детей с нарушением интеллектуального развития (олигофренопедагогика): Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Б.П. Пузанова.- М.: Академия, 2001. – 272 с.
- Поддьяков Н.Н. Способы сенсорного воспитания в детском саду. - М, 1965. - 392с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В.Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия. 1993. – Т.1 - 608 с.
10.Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание 3-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – 672 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Сенсомоторное развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью - взаимодействие педагогов и родителей".
Педагогический проект "Сенсомоторное развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью - взаимодействие педагогов и родителей" - представляет собой опыт работы в группе "Особый ребёнок"....
"Развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью через театрализованную деятельность".
Театрализация- это импровизация, оживление предметов и звуков. В ней ребёнок накапливает опыт ролевого поведения и ролевых отношений, который облегчает ему вхождение в жизнь.Именно театрализованная де...
Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
Программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью...
статья "Создание условий для социального развития дошкольника с интеллектуальной недостаточностью в детском саду"
В статье рассматривается теория вопроса о создании условий для социального развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью в условиях ДОУ....
Дзен - графика в изобразительной деятельности как средство творческого развития дошкольников.
Развитие творческого потенциала и создание условий для развития творческих способностей у дошкольников через изобразительную деятельность, путём техники рисования «Дзен – графика»...
СЦЕНАРИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ В ГРУППАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЛЁГКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА ТЕМУ: «ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ДЕТЯМ».
В данной методической разработке представлен сценарий интерактивного игрового занятия по теме «Правила дорожного движения детям». Данный сценарий предназначен для проведения мероприя...