неделя творчества
материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка - детский сад № 18 «Теремок»
г. Юрги Кемеровской области
«Вода, вода, кругом вода»
Неделя творчества
Воспитатели:
Г.В. Завьялова
Е.П. Ягодкина
2015
«Вода, вода, кругом вода»
Неделя творчества
Понедельник | Беседа №1 «Вода вокруг нас» Цель: Показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Обратить внимание детей на значение воды в жизни людей. Опыт №1 Тема: ФИЛЬТРОВАНИЕ ВОДЫ Цель: познакомить с процессами очистки воды разными способами. Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка «Вода буль-буль» Прослушивание аудиозаписей из цикла «Звуки природы»: «Звонкий ручей» Загадки о роднике, ручейке, озере, болоте, реке, водоёме. Подвижные игры «Пройди через речку по мостику» Пальчиковая игра «Рыбка в озере живёт» Чтение стихотворений «Сколько знаю я дождей» (А.Тараскин), «Ручеёк» (Т. Жиброва) |
Вторник | Беседа№2«Путешествие капельки» Цель: Дать детям элементарные представления о круговороте воды в природе. Опыт №2 Тема: БЕРЕЖЁМ ВОДУ Цель: показать способ очистки воды с помощью фильтра; учить беречь воду Просмотр слайд-шоу «Природные водоёмы» Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка «Дождь в ладошках» Прослушивание аудиозаписей из цикла «Звуки природы»: «Шум океана», «Шум моря», «Прибой» Рисование «Природные водоёмы: родник, ручей, озеро». Подвижные игры «Болото: с кочки на кочку». Физминутка «Дождик» Чтение стихотворений «Что случилось с рекой» (Б. Заходер), «Капля дождевая» (Т. Маршалова) |
Среда | Беседа №3 «Вода нужна всем» Цель: Дать детям представление о роли воды в жизни растений и животных суши. Опыт №3 Тема: БЕРЕЖЁМ ВОДУ Цель: помочь определить, сколько воды зря проливается из крана; учить беречь воду. Просмотр слайд-шоу «Водопады» Прослушивание аудиозаписей из цикла «Звуки природы: шум водопада» Загадки о роднике, ручейке, озере, болоте, реке, водоёме. Подвижные игры «Пройди через речку по мостику», «Ручеёк». Пальчиковая игра «Вышел дождик погулять» Чтение стихотворений «Алёшка и снежок» (Е. Андреева) |
Четверг | Беседа №4 «Берегите воду» Цель: Научить детей экономно использовать воду, понимать необходимость такого отношения к воде, как к природному ресурсу. Опыт № 4 Тема: БЕРЕЖЁМ ВОДУ Цель: помочь определить, сколько воды зря проливается из крана; учить беречь воду. Просмотр слайд-шоу «Искусственные водоёмы». Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка «Облака – белогривые лошадки» Прослушивание аудиозаписей из цикла «Звуки природы»: «Спокойная музыка и морской прибой», «Дельфины» Лепка «Озеро с камышами». Подвижные игры «Ручеёк» Пальчиковая игра «Капитан» Чтение стихотворений «Трудолюбивая вода» (В. Иванова), «Речка зимой» (В. Фетисов) |
Пятница | Беседа №5 «Волшебница вода» Цель: Познакомить детей с различными природными явлениями: дождь, снег, иней, роса, туман и т.п. Показать разнообразие воды в окружающей среде. Опыт № 5 Тема: ГДЕ ЖЕ ПЯТЫЙ ОКЕАН? Цель: показать зависимость живых объектов природы от воздуха. Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка «Синяя вода» Прослушивание аудиозаписей из цикла «Звуки природы»: «Пение птиц и звуки моря». Подвижные игры «Пройди через речку по мостику» Физминутка «Чунга-чанга» Чтение стихотворений «Моряк» (Е. Стеквашова). Итоговое занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие в царство воды» |
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ВОДОЙ
Тема: ФИЛЬТРОВАНИЕ ВОДЫ
Цель: познакомить с процессами очистки воды разными способами.
Материал: речной песок, крахмал.
Оборудование: промокательная бумага, воронка, тряпочка, ёмкости.
Ход занятия-экспериментирования
Воспитатель предлагает детям замутить воду крахмалом, а затем очистить ее.
- Прогнозирование результата.
Воспитатель. Какой фильтр будет лучше очищать воду - из песка, тряпочки, промокательной бумаги? (Предположения детей.)
Дети под руководством воспитателя выясняют по алгоритму» как сделать разные очистительные устройства (из песка, тряпочки, промокательной бумаги). Затем изготовляют фильтры и проверяют их действие; выясняют, какой фильтр лучше очищает воду.
Дети зарисовывают результаты эксперимента.
Вывод. Воду лучше очищает фильтр из промокательной бумаги.
Цели: показать способ очистки воды с помощью фильтра; учить беречь воду.
Материал: вода.
Оборудование: три стакана: два - с грязной водой («грязную» воду надо приготовить заранее, размешав в воде ложку земли), один - с чистой водой; фильтр из воронки и ваты.
Ход занятия-экспериментирования
Воспитатель демонстрирует детям два стаканчика с одинаковым количеством воды.
Воспитатель. Будете ли вы пить такую воду или мыться в ней? ( Ответы детей.)
Воспитатель. Что необходимо сделать, чтобы вода стала пригодной для использования? (Предположения детей.)
- Вьп олнение эксперимента.
Воспитатель предлагает детям заглянуть в два дома Жители одного из домов берегут воду и тщательно закрывают краны
(показывает стаканчик, где примерно 30 мл грязной воды), а жители другого дома (показывает другой стаканчик, где столько же грязной воды) воду не берегут, и чистая вода льётся напрасно (наливает во второй стаканчик 50-70 мл чистой воды). Воспитатель обращает внимание детей на то, что чистая вода, перелитая в стакан с грязной водой, тоже стала грязной. Воспитатель предлагает детям очистить с помощью фильтров воду в доме, где берегут воду, и воду в доме, где воду не берегут.
Дети фильтруют воду.
Воспитатель. В том доме, где берегли воду, очистные сооружения справились, и в водоем попала чистая вода. А во втором доме грязной воды получилось так много, что очистные сооружения не справились. А вода все льется и льется, труба уже переполнена, в таком случае в водоем попадает грязная вода и гибнет все живое.
Воспитатель предлагает детям подойти к умывальнику и посмотреть, как много воды расходуется зря.
- Фиксирование результатов эксперимента.
Дети зарисовывают результаты эксперимента.
Вывод. Грязную воду можно вернуть к использованию с помощью фильтра. Необходимо беречь воду.
Тема: БЕРЕЖЁМ ВОДУ
Цели: помочь определить, сколько воды зря проливается из крана; учить беречь воду.
Оборудование: часы с секундной стрелкой, мерный стаканчик.
Ход занятия-экспериментирования
- Постановка исследовательской задачи.
Дети с воспитателем подходят к крану. Воспитатель приоткрывает кран так, чтобы вода капала из него умеренно быстро, I и обращает внимание детей на то, что вода только капает.
- Прогнозирование результата.
Воспитатель. Много ли воды может так вытечь из крана I за сутки? (Предположения детей.)
- Выполнение эксперимента.
Воспитатель предлагает детям поставить мерный стаканчик и посмотреть, за сколько минут наберется полстаканчика - 50 мл. Воспитатель засекает время и ждет, пока набежит 50 мл.
За 2,5 минуты вытекло 50 миллилитров воды, значит, за 5 минут - 100 мл, за 20 минут - стакан, за час - литровая банка и 1 еще стакан, за сутки - 3 ведра воды утекло зря, и притом вода из крана у нас только капала, а не текла! А сколько воды тратит I напрасно целый дом, если у нас только капают краны? Один дом из 800 квартир тратит за одни сутки 4800 вёдер! А сколько домов у нас в районе?!
Вывод. Воду необходимо беречь.
Тема: БЕРЕЖЁМ ВОДУ
Цель: помочь определить, сколько воды зря проливается из крана; учить беречь воду.
Материал: стакан с водой.
I Оборудование: часы с секундной стрелкой, 2 игрушечных ведра, знак, запрещающий держать кран открытым.
Ход занятия-экспериментирования
I. Постановка исследовательской задачи.
Воспитатель предлагает детям выяснить, сколько воды теряется при чистке зубов.
Воспитатель предлагает одному из детей взять стакан с водой и прополоскать рот. Обращает внимание на то, сколько воды осталось в стакане и что ушло на это всего три глотка, а вода у нас течёт из крана, пока мы чистим зубы.
Воспитатель предлагает проверить, сколько убегает воды зря: просит одного из детей показать, какая струя течёт во время чистки зубов, подставляет под струю игрушечные ведёрки и засекает время (одну минуту), меняя ведёрки по мере их наполнения и сливая воду в большое ведро. Обращает внимание на то, что набралось целое ведро воды и что каждый чистит зубы 6 минут в день (2 раза по 3 минуты). За день теряется 6 вёдер воды! В каждой семье несколько человек, и каждый расходует по 6 вёдер воды в день только на чистку зубов. А сколько воды теряется во время купания и мытья посуды!
Воспитатель предлагает подумать, как ещё можно экономить воду. Чтобы дети не забывали закрывать кран, советует повесить над раковиной запрещающий знак. Обращает внимание детей на то, что на даче и в сельской местности целая семья может обойтись двумя вёдрами воды, а в городе только на чистку зубов семья из 4 человек тратит 24 ведра, не считая всего остального. Затем воспитатель читает стихотворение:
Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана кап, кап, кап.
Мелеют реки и моря.
Не тратьте воду зря, зря, зря.
А то пройдёт немного лет - И нет водицы - нет, нет, нет...
Вывод. Воду необходимо беречь.
Тема: ГДЕ ЖЕ ПЯТЫЙ ОКЕАН?
Цель: показать зависимость живых объектов природы от воздуха.
Оборудование: перфокарты с живыми и неживыми объектами природы, цветные карандаши.
Ход занятия-экспериментирования
- Постановка исследовательской задачи.
Воспитатель предлагает детям поймать воздух руками. Воспитатель. Для чего нам нужен воздух? (Ответы детей.)
- Знайте, дети, что человек не сможет жить без воздуха, он не может даже долго находиться без воздуха.
- Прогнозирование результата.
Воспитатель. Как дышат растения? (Предположения детей.)
П1. Выполнение эксперимента.
Воспитатель предлагает проверить необходимость воздуха для дыхания. Дети плотно закрывают рот, а нос зажимают пальцами.
Воспитатель. Кому ещё нужен воздух, а кому он не нужен? (Ответы детей.)
- Фиксирование результатов эксперимента.
Дети отмечают на перфокартах красным карандашом объекты, которым воздух нужен, а синим - объекты, которым воздух не нужен.
Вывод. Живые объекты природы не могут обходиться без воздуха.
Конспект итогового комплексного занятия по реализации творческой недели «Вода, вода, кругом вода»
на тему «Путешествие в царство воды»
Цель: Расширение и углубление представлений детей о воде, её свойствах, состояниях. Воспитание бережного отношения к воде, как источнику жизни человека и всего живого на Земле.
Задачи: Уточнить и обобщить сведенья детей о воде, её свойствах, состояниях, формировать представления детей о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле, развивать логическое мышление детей через применение символов-моделей, закрепить представления детей о водоёмах, активизировать познавательно-исследовательскую деятельность в процессе проведения опытов с водой, воспитывать бережное отношение к воде.
Материал и оборудование:
Коррекционная дорожка «Следочки», стол с набором материалов и оборудования для проведения опытов, символы-модели, аудиозаписи mp3 «Шум моря», «Морской прибой», интерактивная доска, презентация PowerPoint «Вода, вода, кругом вода».
Ход занятия
Дети сидят на стульчиках, звучит аудиозапись «Шум моря».
Воспитатель:–Ребята, прислушайтесь и скажите, что это за звуки?
Дети:–Шум моря, воды.
Воспитатель:–Трудно найти на Земле место, где бы не было воды. Вода есть всюду: в океанах, морях, реках и озёрах. Вода в земле, в растениях, животных и даже в человеке.
Воспитатель:–Ребята, а для чего нужна вода человеку?
Дети:–Человек пьёт воду, моется, готовит, поливает огороды, сады, избавляется от грязи с помощью воды.
Воспитатель:– Но вода нужна не только человеку! А кому ещё?
Дети:–Вода нужна животным, растениям, насекомым. Без воды живые существа не смогут выжить.
Воспитатель:– Ребята! Хотите отправиться в путешествие в «Царство воды»?
Дети:–Да!
Воспитатель:– Без лодки нам не обойтись. Давайте вместе построим лодку!
Дети под аудиозапись «Морской прибой» строят «лодку» из стульчиков, «садятся и плывут». Навстречу выходит Капелька (ребёнок в костюме).
Воспитатель:–Кто это перед нами?
Капелька:–Я весёлая сестричка! Я – подруженька водички!
В океане и реке, ты найдёшь меня везде!
Воспитатель:–Ребята! Мы попали в гости к Капельке!
Капелька: –Здравствуйте, ребята! Как я рада вас всех видеть! Я столько интересного хочу вам рассказать о воде!
Воспитатель:– Капелька, не торопись. Ребята много знают о воде. Они тебе сами всё расскажут и покажут. Ребята, вспомните наши опыты и скажите, вода имеет вкус, цвет, запах?
Дети:–Нет.
Воспитатель:–Но вода может быть и другой! Давайте проведём опыт. Подойдите к столу.
Дети подходят к столу с опытами
Проведение опыта на выявление свойств воды: вода может растворять некоторые вещества, приобретая их цвет, вкус, и запах.
Воспитатель:–Ребята, можно сделать вывод: вода может растворять некоторые вещества. И тогда вода приобретает цвет, вкус и запах этих веществ.
Воспитатель:– Ребята, вы молодцы – хорошо потрудились, проводя опыты. Давайте немного отдохнём. Какое у нас время года?
Дети:–Осень!
Воспитатель:– Ребята, а осенью часто идёт дождь и на дорогах появляются…
Дети:–Лужи!
Воспитатель:– Правильно! И детям для прогулки нужны сапожки. Давайте проведём небольшую разминку, которая так и называется «Сапожки».
Физминутка «Сапожки»
Нарядили ножки в новые сапожки, Выставляют носочки поочерёдно
Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке. Ходьба на месте
Вы шагайте, топайте, по лужам не шлёпайте, Топот на месте
В грязь не заходите, сапожки берегите! Прыжки на месте
Капелька: –Ребята, я для вас приготовила сюрприз. Я тоже хочу вам показать интересный опыт. Вы знаете, что в море вода не пресная, а солёная?
Дети:–Да!
Капелька: –А вы знаете, что в солёной воде предметы не тонут?
Дети:–Нет!
Показывает опыт с солёной водой и яйцом.
Воспитатель:– Какой можно сделать вывод?
Дети:–В солёной воде предметы не тонут.
Воспитатель:–Спасибо, Капелька! Теперь ребята знают больше о воде.
Капелька: –За вашу активность и ваши знания я дарю вам капельки.
Дарит детям модели-символы воды «капли».
Воспитатель:–Нам снова пора в путь! Я вижу какие-то льдинки. Да это же дорожка! Давайте пойдем! Интересно, куда она нас приведёт
.Проходят по коррекционной дорожке «следочки».
Воспитатель:–Что это за царство? И кто здесь живет?
Навстречу выходит Льдинка (ребёнок в костюме).
Льдинка:–Льдинки замок украшают, как кристаллики, звенят,
А прозрачные сосульки так приятно леденят!
Во дворце повсюду стужа, я владею царством льда.
И везде снежинки кружат. Лёд, снежинки – всё вода!
Воспитатель:– Ребята! Где мы оказались?
Дети:– В царстве льда.
Льдинка:–В моё царство залетела птичка и замёрзла.
Воспитатель:– Надо скорее освободить птичку из ледяного плена!
(Игрушечная фигурка птички предварительно заморожена в формочке).
Воспитатель:–Ребята, что можно сделать, чтобы лёд растаял?
Дети:–Положить на батарею, оставить на солнце, погреть в руках, подышать на лёд, добавить горячей воды.
Воспитатель:– Если мы положим на батарею птичку, лёд будет таять медленно, а если в руках лёд греть – руки замёрзнут.
Дети:–От горячей воды лёд быстро растает.
Воспитатель кладёт птичку в миску, и добавляют горячей воды.
Все наблюдают, как тает лёд.
Воспитатель: –Птичку мы освободили, теперь она вернётся в лес!
Льдинка: –На память я хочу подарить вам льдинки.
Дарит детям модели-символы льда «сосульки».
Воспитатель: –А теперь, ребята, садитесь на стульчики. Скажите, в каких царствах воды мы побывали?
Дети: –В царстве капельки и льдинки!
Воспитатель: –Правильно! А какое водное царство ещё существует? Оно лёгкое, воздушное.
Дети: –Царство пара!
Воспитатель: –Молодцы! У вас есть подарки – «капельки» и «сосульки». Я каждому из вас тоже дарю подарок – это «облачко», символ, означающий газообразное состояние воды. Все подарки вам пригодятся в игре. А сейчас мы посмотрим интересную презентацию. Но не просто посмотрим: мы будем беседовать, загадывать загадки, играть и даже танцевать. А вы постарайтесь вспомнить всё, что вы уже знаете о воде.
Презентация PowerPoint «Вода, вода, кругом вода».
Итог занятия.
Анализ, оценка, привлечение детей к обсуждению итога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Неделя творчества
Проектная деятельность в детском саду....

Рекомендации для воспитателей "Тематическая неделя творчества"
Тематический день- Цветочная поляна Задачи:Ø закрепить знания детей о цветах как виде растений;Ø развивать наблюдательность, любознательность;сформировать интерес к миру растений, жел...

Перспективное планирование "Неделя творчества А.С. Пушкина"
Перспективное планирование для детей 4-5 лет...

Неделя творчества. Физическое развитие. Информация для родителей воспитанников средней группы по темам недели на июль 2020 года
Рекомендации для родителей воспитанников средней группы по проведению совместного досуга...

Неделя творчества. Художественно - эстетическое развитие. Информация для родителей воспитанников средней группы по темам недели на июль 2020 года
Рекомендации для родителей воспитанников средней группы по проведению семейного летнего досуга...