Конспект НОД "Знакомство со свойствами снега и льда"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Цель непосредственно образовательной деятельности - создание условий для формирования представлений о свойствах снега и льда, о погодных явлениях, происходящих в природе зимой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_sneg_i_led.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственно образовательная деятельность «Знакомство со свойствами снега и льда».
Возрастная группа детей: старшая.
Цель: создать условия для формирования представлений о свойствах снега и льда, о погодных явлениях, происходящих в природе зимой.
Задачи:
1.Познакомить детей со свойствами снега и льда.
2.Определить значение снега и льда в природе и для человека.
3.Продолжить обучение практическому исследованию природных объектов и явлений.
4.Развивать исследовательские умения, умения проводить наблюдения, делать выводы.
5.Развивать зрительную память, речь, наблюдательность, мышление, творческое воображение.
6.Развивать гуманное отношение к природе, к людям; формировать экологическую культуру воспитанников.
Оборудование:
Большая игрушка Ученый Слон; мини-лаборатории, содержащие пластиковые стаканчики, тарелки, ложки, бумажные салфетки, цветовую палитру; клеенки; поднос со снегом и льдом, стаканчики со снегом и льдом; аудиозапись; ноутбук; методические карточки с изображением видов спорта, карточки с изображением снежинок (в увеличенном виде).
Предварительная работа:
Чтение стихов Е.Трутневой «Первый снег», И.Сурикова «Зима»; разучивание пальчиковой гимнастики «Снежинки», рассматривание иллюстраций по теме «Зима».
Форма работы с детьми:
Групповая.
Ход занятия.
Звучит музыка Чайковского «Времена года. Декабрь»
-Ребята, напомните, пожалуйста, какой сейчас месяц. Ответы детей (Декабрь)
-Красивое произведение Чайковского, которое вы сейчас слышите, тоже называется «Декабрь».
-Сегодня у нас в гостях – наш старый знакомый, который приходит к нам каждую неделю. Кто это? Ответы детей (Ученый Слон)
-Мы знаем: если к нам пришел ученый слон, мы все превращаемся …
Ответы детей (В ученых)
-А кто такие ученые, чем они занимаются? Ответы детей.
-Правильно, ребята. Ученые ведут наблюдения и проводят эксперименты.
Перед тем, как начать заниматься научными экспериментами, нам надо вспомнить что-то очень важное. Какие правила работы в лаборатории вы знаете? Ответы детей.
-Ну что же, давайте подготовим свои рабочие места. Дети покрывают столы клеенкой, ставят на них мини-лаборатории, садятся за столы.
-Вам интересно посмотреть, какие вещества принес нам Слон сегодня для экспериментирования? И мне не терпится об этом узнать.
Только это не так-то просто сделать. Мы сможем получить эти вещества, только если разгадаем загадку, которую нам приготовил Слон.
Он летает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
Он на солнышке - румяный,
Под луной он - голубой.
Он за ворот и в карманы
Залетает нам с тобой –
Он и белый, и лохматый,
И пушистый, как медведь.
Раскидай его лопатой,
Назови его, ответь!
Ответы детей (Снег)
-Молодцы, ребята, быстро вы справились с этим заданием.
Приподнимает покрывало, демонстрирует на подносе снег.
-Итак, ребята, что мы сегодня будем с вами изучать?
Ответы детей.
-Правильно, мы будем исследовать снег и лед.
Ребята, возьмите в ладошку маленькую щепотку снега и подышите на него. Во что превратился снег?
Дети выполняют задание, отвечают на вопрос.
-Значит, снег – это …
Ответы детей (замерзшая вода).
-Да, ребята, вода может находиться в нескольких состояниях. Мы с вами уже проводили исследования с водой в жидком состоянии. А сегодня опять будем изучать это вещество, только теперь оно предстанет перед нами в виде снега и льда.
-Ребята, а ваши ладони не замерзли? Давайте погреем их немножко.
Пальчиковая гимнастика:
Стою и снежинки
В ладошки ловлю (сжимаем и разжимаем пальцы рук).
Я зиму, и снег,
И снежинки люблю (сжимаем и разжимаем пальцы рук).
Но где же снежинки?
В ладошке вода (разводим руки в стороны, ладонь раскрыта).
Куда же исчезли снежинки?
Куда? (Раскрытые ладошки соединяем).
Растаяли хрупкие
Льдинки-лучи (Потряхиваем кистями рук, как будто стряхиваем капли воды).
Как видно, ладошки
Мои горячи (Прижимаем сложенные ладошки к груди).
-Согрелись ваши ладони? Ответы детей.
Чтобы вам было удобнее вести наблюдения, возьмите каждый к себе на рабочий стол баночки со снегом и льдом.
Воспитатель прикрепляет на магнитную доску знак «глаз».
-Итак, дорогие младшие научные сотрудники, напомните всем, что в наших исследованиях обозначает этот знак? Ответы детей (цвет вещества).
-Правильно. При помощи органа зрения мы можем изучить цвет вещества. Воспользуемся цветовой палитрой.
Какого цвета снег? Ответы детей
А какого цвета лед? Ответы детей
Приготовили дневники наблюдений.
Какие знаки мы поставим около глаза рядом со снегом? Ответы детей (белый). А рядом со льдом? Ответы детей (бесцветный).Дети работают с дневниками наблюдений.
А еще при помощи органов зрения мы можем определить прозрачность вещества.
Послушайте, какую я вам загадаю загадку.
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно.
Что это? Ответы детей (лед).
Давайте посмотрим, можно ли сквозь лед что-нибудь разглядеть?
Знаете, ребята, через лед на реке иногда даже можно разглядеть плавающих рыбок.
А снег прозрачный? Можно ли по дороге в садик разглядеть, что у нас под ногами, если земля покрыта снегом? Ответы детей.
На доске появляется новый знак – «нос».
-Ребята, а что означает этот знак? Что можно узнать о веществе при помощи носа?
Ответы детей.
-Правильно. Понюхаем снег, потом лед. Что вы скажете о запахе этих веществ? Ответы детей.
-Действительно, запаха у этих веществ нет. Какие знаки мы поставим в клеточке у носа напротив снега? Ответы детей (крестик)
-А напротив льда? Ответы детей (крестик)
-А сейчас, ребята, возьмите ложки и сделайте в снегу ямку. Получилось? Теперь ложечкой перемешайте снег.
Попробуйте сделать то же самое со льдом.
Можно сделать ямку во льду? Ответы детей.
А перемешать его ложечкой? Ответы детей.
Как вы думаете, Почему? Ответы детей.
-Это говорит о том, что снег рыхлый, а лед крепкий. Прочный. Но если уронить его он разобьется, потому что лед хрупкий.
Ребята, как вы считаете, это хорошо, что снег такой мягкий и рыхлый? Что было бы, если бы вместо снега зимой на нас падали льдинки? Ответы детей.
Действительно, приятного мало. А снежные хлопья состоят из отдельных снежинок. Посмотрите, какие чудесные фотографии снежинок принес нам Слон! Дети рассматривают прикрепленные к магнитной доске фотографии снежинок в увеличенном виде.
-Помните, как долго вы выращивали красивые кристаллики соли на веточках? И снежинки тоже очень медленно кристаллизуются, долго растут, только не в баночках, а высоко в небе. А вот льдинку можно получить за несколько минут, положив воду в морозильную камеру холодильника
-А вы знаете, что не существует в мире двух одинаковых снежинок? Но Ученый Слон случайно сфотографировала одну снежинку два раза.
Кто из вас самый внимательный? Найдите две одинаковые снежинки.
Игра «Найди две одинаковые картинки».
А сейчас представьте, что вы на улице во время снегопада и многочисленные снежинки опускаются прямо на ваши щечки и носики. Тихонечко подуйте на них, чтобы они не сели вам на лицо. Дыхательная гимнастика
Гимнастика для глаз:
Мы за снегом наблюдали
Глазки у ребят устал (Поморгать глазами).
Посмотрите все в окно, (Посмотреть вдаль)
Сколько снега намело! (Посмотреть вверх)
Мы глаза сейчас закроем ,(Закрыть глаза ладошками)
Мысленно сугроб построим,
По сугробу вверх пойдем, (Открыть глаза, посмотреть вверх)
Вправо, влево повернём, (Посмотреть по дуге вверх — вправо и вверх — влево)
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими).
Возвращаемся на свои рабочие места.
-Теперь возьмите пластиковую тарелку, положите на нее ложечкой снег, подвигайте тарелкой влево-вправо. Верните снег в стаканчик.
Теперь то же самое проделаем со льдом. В чем разница? Ответы детей.
О каком свойстве льда идет речь? Ответы детей (лед скользкий)
-А теперь подумайте и скажите, это хорошо, что лед скользкий? Ответы детей
-Давайте подойдем к нашему волшебному экрану и посмотрим фрагменты из мультфильмов.
Воспитатель включает фрагмент мультфильма про то, какие опасности подстерегают нас во время гололеда.
-Фрагмент был маленький, но самые внимательные ребята поняли, какие опасности, связанные со скользким льдом, подстерегают людей на улице. Кто о них расскажет? Ответы детей.
-А кто успел заметить, какие меры принял мальчик, чтобы не поскользнуться во время гололеда? Ответы детей
Давайте вернемся в нашу лабораторию и проверим этот способ на практике.
Салфеткой вытрем тарелки и прикрепим к ним кусочки лейкопластыря.
Положите на лейкопластырь лед. Сможет ли он так же скользить, как раньше?
Теперь вы можете научить своих мам, бабушек, дедушек, какие меры надо предпринять, чтобы не поскользнуться и не упасть.
-Вы знаете, ребята, а ведь ледяные опасности подстерегают нас не только внизу, но и сверху. Кто догадался, о чем я говорю? Ответы детей.
Я вам предлагаю посмотреть еще один фрагмент уже из другого мультфильма. Демонстрация фрагмента из мультфильма «Смешарики. Опасные сосульки».
Что надо делать, чтобы не оказаться на месте героев мультфильма? Ответы детей.
-Лед под ногами – это опасно, лед над головой – это угроза. Ребята, неужели лед приносит людям только зло?
Давайте вспомним, в каких ситуациях ребята, да и взрослые очень радуются ровному, скользкому льду. Ответы детей (катание на коньках).
-Действительно, лед может принести людям и пользу, и радость, надо просто правильно им пользоваться.
-А как вы думаете, есть ли польза от снега?
Давайте посмотрим, что спрятал снег под своим пушистым одеялом? Возвращаются к подносу со снегом, приподнимают снег и обнаруживают под ним траву.
-Под снегом скрываются маленькие ростки травы. Снег не дает им замерзнуть в сильные морозы. В снегу зимуют и прячутся от холода многие животные: мышь, медведь, бурундук, ёж, тетерев, глухарь, рябчик.
-А вы знаете, что некоторые виды спорта напрямую зависят от качества снега и льда? Сейчас мы с вами поиграем в такую игру: каждая команда получит по 4 карточки с изображением разных видов спорта.
Определите, для каких видов спорта просто необходим снег или лед, а для каких они вовсе не нужны. Игра «Определи вид спорта»
-Ребята, слону очень понравилось, как вы сегодня проводили исследования, как вы отвечали на вопросы, как вы обсуждали разные жизненные ситуации. Давайте еще раз повторим:
-снег – он какой? Ответы детей.
-а лед – он какой? Ответы детей
-что общего между снегом и льдом? Ответы детей
-а чем отличаются снег и лед? Ответы детей.
Рефлексия
-У меня в корзинке льдинки и снежинки. Я предлагаю вам выбрать что-то одно: если в ваших исследованиях и экспериментированиях не возникло никаких трудностей, если вам были понятны и интересны вопросы и задания, выберете веселую снежинку. А если что-то не понравилось, было трудно или неинтересно, выберете грустную льдинку.
Выбранные рисунки прикрепляются на доску магнитами.
-Посмотрите, ребята, а зима не такое уж грустное время года.
-Вы очень порадовали Ученого Слона своим трудолюбием и любознательностью. И он, как всегда, награждает самых активных сюрпризами. Сегодня все ребята были активными и все получают подарки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ(НОД) Тема: «Свойства снега и льда»Интеграция образовательных областей «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора) и «Коммуникация».
Формирование представлений детей о свойствах снега и льда; Исследование свойств снега и льда в изменении температурных условий. Свойства воды. ...
конспект НОД для детей младшего дошкольного возраста "Свойства снега и льда"
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего возраста с использованием проблемных ситуаций и познавательно- исследовательской деятельности...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ТЕМА: «СВОЙСТВА СНЕГА И ЛЬДА»
Конспект экспериментальной деятельности в средней группе (зима)...
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности «Свойства снега и льда»
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности «Свойства снега и льда»...
Конспект НОД в средней группе « Знакомство со свойствами снега и льда»
Программное содержание: 1. Образовательные:- формировать способы зрительного и тактильного обследования.- продолжать знакомить детей со свойствами снега и льда: таю...
Познавательно-исследовательский проект: "Снег и лёд" (исследование удивительных свойств снега и льда).
Неожиданно в группе появились загадочные варежки! Одна варежка была наполнена снегом, а в другой была льдинка!!!...
Проект по изучению свойств снега и льда "Белый снег пушистый" в средней группе
Все дети любят зиму, но не все задумываются, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега. Предоставить детям возможность в течение двух недель работать над одной темой, чтобы получи...