Конспект НОД "Для чего растениям листья?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект разработан в рамках реализации проекта "Чудесный мир листьев" с целью выяснить роль листьев в жизни растений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_chudesnyy_mir_listev_zanyatie_2.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности.
Тема: «Для чего растениям листья?»
Цель: Выяснить роль листьев в жизни растений.
Задачи:
- Доказать, что листья испаряют воду.
- Доказать, что листья участвуют в дыхании растения.
- Доказать, что листья растений двигаются в направлении источника света;
- Доказать, что без света листья теряют свою зеленую окраску.
Предварительная работа:
Наблюдение за отдельно взятым деревом на участке во время прогулок. Работа в дневнике наблюдений.
Оборудование:
Магнитная доска с магнитами, комнатные растения, целлофановый пакет, вазелин, коробка с маленьким отверстием сбоку, черный лист бумаги, скрепки.
Ход занятия:
Перед занятием воспитатель еще раз с детьми рассматривает листики, появившиеся из проросших зерен разных растений. Сравнивают, отмечают различия.
Воспитатель: Мы с вами убедились на собственных опытах, какие все листья разные. У одних растений они большие, у других – маленькие, у одних листовые пластинки разрезные, у других округлые, у одних листья простые, у других – сложные. А вы знаете, что листья могут видоизменяться, то есть превращаться во что-то другое? Например, у барбариса некоторые листья превращаются в колючки (Демонстрация фотографии барбариса). Они защищают растение от поедания животными. У гороха верхние части листьев превращены в усики (Демонстрация фотографии гороха). Они служат для поддержания стебля растения в вертикальном положении.
А еще существуют насекомоядные растения. На торфяных болотах растет небольшое растение росянка (Демонстрация фотографии росянки). Листовые пластинки росянки покрыты волосками, выделяющими клейкую жидкость. Блестящие, как роса, клейкие капельки привлекают насекомых. На
листе насекомые увязают в клейкой жидкости. Сначала волоски, а затем и пластинка листа загибаются и охватывают жертву. Все живые ткани насекомого лист переварит и всосет.
А в Америке растет другое насекомоядное растение Венерина мухоловка. Посмотрите на ее фотографию (Воспитатель прикрепляет фотографию к магнитной доске). Пластинка листа венерины мухоловки состоит из двух округлых половинок с длинными крепкими зубцами по краям. Если муха сядет на такой лист, створки мгновенно смыкаются, а зубцы заходят друг за друга, не давая жертве выбраться из ловушки.
А это листья удивительного растения мимозы. Его называют стеснительным, потому, что если коснуться листиков мимозы, они тут же свертываются, как будто стесняются (Демонстрация фотографии листьев мимозы).
Одним из самых необычных растений нашего мира можно назвать вельвичию. Во-первых, она может жить без дождей 5 лет, во-вторых, может прожить 2000 лет. Но самое удивительное, что у вельвичии за всю жизнь вырастают всего 2 листа (Демонстрация фотографии листьев вельвичии).
Теперь вы знаете, почему некоторые листья гороха превращаются в усики (Дети напоминают, почему), знаете, почему у барбариса некоторые листья превращаются в колючки (Ответы детей), знаете, почему у венериной мухоловки листья превратились в створки с зубчиками (Ответы детей).
Молодцы, ребята, вы были внимательны, когда я вам рассказывала об удивительных растениях. А теперь давайте приготовим наши пальчики для гимнастики.
Физминутка.
Ветер осенью летал, Ветер листики считал: Красный лист, Зеленый лист, Липы лист, Клена лист. Хорошо ли ты считал? Сколько листьев насчитал? | (круговые движения кистями рук в одну сторону) (круговые движения кистями рук в другую сторону) (“выбрасываем” большие пальцы рук) (“выбрасываем” указательные пальцы) (“выбрасываем” средние пальцы) (“выбрасываем” безымяные пальцы) (пальцы рук соединили в “замочек”,поднимаем и опускаем) |
Остался самый главный вопрос. А для чего всем растениям самые обычные листья?
Проведем такой эксперимент: крепко сожмем губы и глубоко подышим.
Дети выполняют.
Воспитатель. А теперь не только губы сожмем, но и зажмем пальчиком одну ноздрю.
Дети выполняют.
Воспитатель. Легче стало дышать, или тяжелее?
Ответы детей.
Воспитатель. А если мы сожмем и губы, и обе ноздри, сможем ли мы дышать?
У человека есть специальные органы дыхания, он может дышать носом, может дышать ртом. У растений ни носа, ни рта нет. Но на поверхности листьев есть очень маленькие дырочки, которые мы не сможем разглядеть. Но мы можем доказать, что листья дышат через эти дырочки.
Постановка исследовательской задачи.
Воспитатель. Чтобы доказать, что листья растений служат для дыхания, мы поставим такой опыт: смажем один листик комнатного растения вазелином. Вазелин закроет все дырочки, лист не сможет дышать и начнет погибать.
Выполнение эксперимента.
Дети под присмотром воспитателя обильно смазывают вазелином один из листьев подготовленного комнатного растения.
Фиксирование результатов эксперимента.
Через несколько дней дети сравнивают лист, смазанный вазелином с другими листьями данного растения. Делаются выводы.
Воспитатель. Но это еще не все. Оказывается, листья нужны растению не только для дыхания. Подумайте и скажите мне, пожалуйста, как питаются растения?
Ответы детей.
Воспитатель. Растения не могут есть сухую пищу. Ведь у них нет ни рта, ни зубов, ни языка. Они только могут всасывать корнями воду, в которой растворены нужные для растения вещества. А куда после этого девается вода?
Оказывается, лишнюю воду листья испаряют через свою поверхность. Мы этого не видим, потому, что вода испаряется медленно, незаметно. Но мы можем не дать этой воде далеко улететь.
Постановка исследовательской задачи.
Воспитатель. Чтобы доказать, что листья растений служат для испарения излишков воды, мы поставим такой опыт: наденем на один листик комнатного растения колпачок из полиэтиленового пакета. Пакет не даст испарившейся воде далеко улететь и мы ее увидим.
Выполнение эксперимента.
Дети наблюдают, как воспитатель закрепляет на листике комнатного растения полиэтиленовый пакет. Растение ставится в теплое место и постоянно поливается.
Фиксирование результатов эксперимента.
Через некоторое время дети наблюдают на пакетике с внутренней стороны капельки испарившейся воды. Делаются выводы.
Постановка исследовательской задачи.
Воспитатель. Чтобы доказать, что листья растений двигаются в направлении источника света, а без света теряют свою зеленую окраску, мы поставим еще 2 эксперимента:
I эксперимент: контейнер с растением поставим в большую коробку с маленьким отверстием сбоку. Это отверстие – единственный источник света для растения. Закроем коробку и оставим на несколько дней в покое.
II эксперимент: на одном из листьев комнатного растения с двух сторон закрепляется черный лист бумаги. Оставляем в таком состоянии на несколько дней.
Выполнение эксперимента.
Дети вместе с воспитателем помещают одно растение в коробку с маленьким отверстием, на другом закрепляют черный лист бумаги.
Фиксирование результатов эксперимента.
Через несколько дней дети вместе с воспитателем открывают коробку и наблюдают как все листья направлены к маленькому отверстию –источнику света
У другого растения снимается с листа черный лист бумаги. Дети отмечают изменения, произошедшие с листом растения, лишенного солнечного света.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект «Из чего сделали ложку?», экспериментирование во второй младшей группе детского сада
Занятие во 2 младшей группе...
Конспект «Из чего состоит комнатное растение».
Конспект «Из чего состоит комнатное растение»....
Конспект "С чего начинается Родина?"
Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине...
Конспект с чего начинается родина
С чего начинается Родина...
Презентация "Для чего растениям семена"
Презентация рассказывает и показывает какими способами размножаются растения...
Конспект открытого занятия «Для чего растению нужны семена»
Формировать у детей представления о состоянии растений осенью. Дать знания о плодах и семенах деревьев, кустарников, травянистых растений. Дать знания о способах распространения семян. Учить устанавли...
картинный материал к конспекту "ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ РУКИ"
http://Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всем разговаривали. Спросил как-то дедушка внука: — А для чего, Петенька, людям руки нужны? — Чтобы в мячик играть, — ответил Петя....