Конспект открытого занятия «Для чего растению нужны семена»
план-конспект занятия (старшая группа)

Ечевская Людмила Михайловна

Формировать у детей представления о состоянии растений осенью. Дать знания о плодах и семенах деревьев, кустарников, травянистых растений. Дать знания о способах распространения семян. Учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявлять причины происходящих изме­нений в природе. Познакомить детей с трудом взрослых в парке по уходу за растениями осенью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия «Для чего растению нужны семена»  

ЦЕЛИ:

Формировать у детей представления о состоянии растений осенью. Дать знания о плодах и семенах деревьев, кустарников, травянистых растений. Дать знания о способах распространения семян. Учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений в природе. Познакомить детей с трудом взрослых в парке по уходу за растениями осенью.

МАТЕРИАЛ:

Модели: Способы распространения семян, сезонные изменения окраски листьев. Рассматривание иллюстраций об осени. Наблюдения на участке. Ведение календаря расцвечивания листьев. Рассматривание семян и плодов. Чтение стихов и художественной литературы об осени

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ: 

С колпачком на голове,

Он скрывается в листве

Будто в путь готовый,

Дуба золотого... (Желудь)

С колпачком на голове,

Он скрывается в листве

Будто в путь готовый,

Дуба золотого... (Желудь)

Эко ты, дерево!

И зиму и лето

Зелено! (Ель)

Маленький мужичок,

Костяная шубка. (Орех)

Летом вырастает,

Осенью опадает. (Лист)

Сидит — зеленеет,

Летит —пожелтеет,

Упадет- почернеет.

(Лист)

Летом снег, просто смех!

Снег по городу летает,

Почему же он не тает? (Тополиный пух)

Я — из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок,

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (Береза)

Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок.

На него подуй слегка,

Был цветок, и нет цветка. (Одуванчик.)

Стоит Аленка, платок зеленый,

Тонкий стан, белый сарафан. (Береза)

1.Сюрпризный момент: в группу «приходит» конверт. В конверте кассета и карточки с заданиями. Педагог предлагает прослушать звуковое письмо:    «Здравствуйте, ребята!

Вы наверно удивились, получив такое необыкновенное письмо, и не знаете, от кого оно. Сейчас я загадаю вам о себе загадку. Слушайте внимательно, и тогда вы сразу догадаетесь, кто же я.

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я ... (Осень)

Правильно, я — Осень. И не простая, а золотая. Я — самое красивое время года, которым все любуются, о котором пишут стихи и песни. Но не только красотой я знаменита. Золотой осенью в природе происходит множество интересных явлений. Я знаю, что вы интересуетесь всем, что происходит в природе вокруг нас. Поэтому я хочу пригласить вашу группу к себе в мой осенний парк., полюбуйтесь на мою красоту, понаблюдайте, что интересного произошло в парке в октябре. А чтобы вам было интереснее, я приготовила задания. парке.

2. (В парке.) Педагог предлагает детям посмотреть вокруг, обращает их внимание на красоту осеннего парка. Читает отрывки из стихотворения И. Бунина «Листопад».

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над солнечной поляной

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца...

Задание 1 -/ Собрать для гербария несколько листьев с разных кустарников и деревьев. Назвать их. Вопросы детям:

—  Листву каких деревьев можно назвать золотой? (Береза, клен)

—  А какую — багряной? (Рябина, осина)

—   На каких деревьях нет разноцветных листьев? (Тополь, сирень)

—   На каких деревьях листья светло-коричневые? (Липа, дуб, вяз)

Педагог предлагает детям определить, каких листьев на деревьях больше — зеленых или разноцветных. После ответа детей объясняет, почему так происходит.

Педагог. В листьях и летом, и осенью есть разные краски—и зеленые, и желтые, и красные. Самый сильный цвет — зеленый. Этот цвет придает листьям особое вещество — хлорофилл. Но это вещество очень любит свет. Летом солнце светит долго, света дает много, и поэтому листья остаются зелеными. Но вот наступила осень, дни стали короче, солнце светит меньше, и зеленое вещество не может образовываться. Листочки постепенно желтеют и краснеют. Посмотрите, как это можно зарисовать (показывает).

Вот поэтому осенью на деревьях почти нет зеленых листьев, зато много желтых и красных. А теперь давайте, выполним второе задание осени.

Задание 2 . Конкурс на самый необыкновенно раскрашенный лист. (Найдите такой лист, который осень раскрасила не так, как все остальные.) Дети выполняют задание, рассматривают листья, отбирают самые интересные для гербария.

Педагог обращает внимание детей на то, что они все листья собрали с земли.

- Спрашивает, опадают ли листья летом. Почему же зеленые листья не осыпаются, а желтые и красные осыпаются? Педагог предлагает детям провести опыт: попробовать сорвать с ветки зеленый лист и желтый.

Какой лист легче отрывается? (Желтый.)

Педагог предлагает детям посмотреть через лупу на внутреннюю сторону листа. Она вся усеяна мелкими точечками. Что же это такое? Оказывается, что листья — это «форточки» деревьев. Чтобы расти и жить, дереву нужно очень много воды. Корни впитывают воду из земли, потом она поднимается по стволу, по веткам, попадает в листья. Солнце нагревает листья, «форточки» раскрываются, выпускают влагу, лист охлаждается и не засыхает в жаркую погоду. Зимой земля замерзает, воды в дерево поступает мало, солнце не припекает и «форточки» становятся не нужны.

Летом «форточки» нужны, и листочки крепко прикреплены к ветке, а осенью между листом и веточкой образуется пробка-перегородка. Она отделяет лист от ветки, и лист плохо держится на ветке. Даже небольшой ветерок легко срывает осенние листья с веток. Так наступает листопад.

Педагог. А теперь представьте себе, что вы — осенние листочки. Возьмите в руки по одному любому листику и определите, с какого он дерева. (Дети выбирают листочки и рассказывают о них.) Мы поиграем в игру «...лист, лети ко мне!». Вы свободно кружитесь по дорожкам, пока я не скажу, например: «Кленовый лист, лети ко мне!». Те, у кого кленовые листья, должны подбежать ко мне, а по сигналу «Найди свое дерево!» вы должны подбежать к дереву, с которого упал ваш лист.

(Дети играют 3—4 раза, затем переходят к заданию 3.)

Задание 3.Педагог. Найдите и соберите плоды и семена деревьев,

кустарников и трав. Скажите, как они называются (с помощью педагога).

Дети собирают семена и плоды, рассматривают их, называют: дуб — желудь; клен — крылатка; липа — орешек; вяз — крылатка; береза — орешек — «самолетик» с двумя прозрачными крылышками; рябина, боярышник, шиповник — ягоды с семенами; елка, лиственница, сосна — шишки с семенами; у травянистых растений — соцветия с семенами.

Дети с педагогом рассматривают семена и плоды (используя лупу), определяют, что такое семя, а что такое плод. Вопросы детям:

—  Зачем растениям плоды? (Для пищи птицам, животным, людям, у многих растений в плодах находятся семена.)

—  Зачем растениям семена? (Чтобы вырастали новые растения.)

—   Как растение «сажает» свои семена? (Варианты ответов детей.)

Далее педагог говорит о том, что у растений есть «садовники», которые помогают сеять семена. Показывает модели способов распространения семян.Ветер-Птица-Звери-Человек.

Дети по очереди рассматривают модели, определяют (с помощью педагога), какой «садовник» какому растению помогает сеять семена:

ветер — семена должны быть легкие, летучие. Это крылатки (клен, липа, вяз, береза), пух (тополь, одуванчик);

птицы — те семена, которыми можно питаться или которые спрятаны в плодах (ягоды);

звери — те семена, которые идут в пищу или могут прицепиться к шерсти (шишки, репейник);

человек — те семена, которые цепляются за одежду, которые сбивают ногами при ходьбе (репейник, подорожник, череда).

Детям предлагается распределить между «садовниками» семена, которые они собрали.

Задание 4. Собрать красивый осенний букет и отнести в сад.

3. (По возвращении в детский сад.) Дети с педагогом разбирают принесенные с экскурсии листья, плоды. Ставят в вазу букет, раскладывают листья на просушку. Педагог обращает их внимание на последнее задание Осени.

Отгадывание загадок «Конкурс на лучшего знатока осенней природы».

Лучшему знатоку вручается медаль — кленовый листок. В вечерний отрезок времени в группе проводится занятие: рисование по замыслу «Осенний парк».

экспериментальная деятельность

ТЕМА: «Рассмотреть лист в микроскоп»

ЦЕЛЬ: Лист дышит(у листа с обратной стороны есть створочки, они чащи открываются в солнечную погоду) и состоит из клеток.

Литература:

О.А. Воронкевич.стр.170.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи "Моя семья! 2мл.гр.

Конспект открытого занятия по развитию речи "Моя семья! вторая младшая группа...

Конспект открытого занятия «СРАВНЕНИЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ ГЕРАНИ ДУШИСТОЙ И БАЛЬЗАМИНА»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА № 2 «СРАВНЕНИЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ ГЕРАНИ ДУШИСТОЙ И БАЛЬЗАМИНА» (средняя группа)...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ "Здоровые дети - в здоровой семье"

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПОКАЗАНепосредственно-образовательной деятельностидля родителейЗдоровые дети - в здоровой семье.Программное содержание:- Формировать элементарные навыки здорового образа жизни.- Зак...

Конспект открытого занятия в старшей группе "Моя семья".

Конспект занятия включает в себя цель, задачи, материалы и оборудование, содержание образовательной деятельности....

Конспект открытого занятия по ознакомлению окружающим «Моя семья» (старшая группа)

Цель: Формировать представление детей о семье, как о людях, которые живут вместе, развивать чувство гордости за свою семью. Задачи:- Обобщать и уточнять знания детей о семье, о том, кто такие род...

Конспект открытого занятия "С чего всё началось: княгиня Ольга"

Обобщить знания детей о России, её традициях. Закрепить и расширить знания детей о Древней Руси, о жизни славян...

Конспект открытого занятия «C чего начинается Родина» в подготовительной группе «Дубравушка»

Любовь маленького ребенка - дошкольника к Родине начинается с любви к самым близким людям, к любви к своему дому, к улице, стране в которой он живет, к родному городу. Уже в дошкольном возрасте необхо...