«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ОБСЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ДЕЙСТВИЙ КАК УСЛОВИЕ ВОСПРИЯТИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА».
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа) на тему

Cултанова Майра Айтжановна

Ведущим познавательным процессом  в  раннем  возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира.

Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами.

            Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом.

            Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной  деятельности.Данный материал позволяет  вести целенаправленную работу  по формированию у детей раннего возраста элементарных обследовательских действий как условия восприятия  окружающего мира. Он может быть использован  воспитателями групп раннего возраста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ  РАННЕГО  ВОЗРАСТА ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ОБСЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ  ДЕЙСТВИЙ  КАК  УСЛОВИЕ  ВОСПРИЯТИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА».                              

Ведущим познавательным процессом  в  раннем  возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира.

Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами.

        Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом.

        Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной  деятельности.

        Для этого необходим системный подход, позволяющий   ежедневно включать ребенка  в поисковую, творческую деятельность, способствующей формированию у него обследовательских действий.

        Программа «Кроха» под редакцией  Г.Г.Григорьевой, в которой представлена новая модель развития детей раннего возраста, предлагает лишь рекомендации по организации этой деятельности. Конкретное планирование наблюдений и опытнической деятельности отсутствует, поэтому и возникла необходимость в его разработке.

Наиболее эффективными методами  приобщения ребенка к природе являются постоянные, многократно повторяющиеся наблюдения за животными, растениями, объектами и явлениями живой природы в сочетании с играми, поисковыми действиями с использованием художественной литературой.

        Разработанный материал представляет тематическое перспективное планирование по ознакомлению детей с миром природы, где основное внимание уделяется обучению их обследовательским действиям.

        Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений. Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром.

Они разделены по временным отрезкам – зима, весна, лето, осень. Некоторые из них можно проводить как в теплое, так и в холодное время года.

        Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.

        Предложенный материал можно использовать вариативно, конкретизировать его, дополнять задачи, приемы взаимодействия с детьми.

Такой подход способствует формированию целостного восприятия мира.

        Формирование обследовательских действий  происходит в предметной деятельности. Для успешной ее организации  была создана  нестандартная предметно – развивающая среда.  

Реализация такого подхода к развитию восприятия детей раннего возраста позволяет стимулировать у них потребность познания окружающего мира. Они хорошо усваивают сенсорные эталоны (цвет, форма, величина), группируют, находят и называют предметы ближайшего окружения, соотносят предметы по выделенным признакам. Совместно со взрослыми выполняют некоторые обследовательские действия, используют их в самостоятельной деятельности.  Проявляют интерес, любопытство, жизнерадостность.

Данный материал позволяет  вести целенаправленную работу  по формированию у детей раннего возраста элементарных обследовательских действий как условия восприятия  окружающего мира. Он может быть использован  воспитателями групп раннего возраста.

 Тематическое перспективное планирование по ознакомлению детей с миром природы

Цель опыта, наблюдения.

Содержание опыта, наблюдений

                           ОСЕНЬ

Наблюдения за цветущими растениями на осенней клумбе.

Развивать у детей представления о растениях, способствовать чувствовать красоту.

Показать на клумбе цветы (2-3), сказать, как они называются, какого цвета листья, цветки. Подвести к выводу: у всех цветов листья зеленого цвета.

В последующих наблюдениях даются задания:

«Отыщи на полянке синие цветы, а теперь желтые, белые; назови  белый цветок ( ромашка).

Отыщи на клумбе  анютины глазки. Какого они цвета? А где еще анютины глазки?

«ЛИСТОПАД»

Развивать у детей способность к наблюдению листопада.

При легком ветерке с клена медленно летят круглые, ярко раскрашенные листья. Они кружатся, опускаются на землю и шуршат под ногами. Почему медленно падают? Легкие.

Проверим: положим, лист на стол и продуем на него.

Развивать у детей сенсорное восприятие и эмоциональный отклик.

Дети собирают пестрые осенние листья в букеты, составляют из них узоры, чередуя по величине, цвету. Из листьев мастерятся шапочки, пояса, сумочки, скрепляя черенки листьев между собой.

«Раз, два, три к дереву беги».

Уточнить представления детей об основных частях дерева, куста.

Рассмотреть чем отличаются дерево от куста. У куста ветки и листья совсем рядом, можно потрогать. А у дерева высокий ствол, ветки и листья видны, а не достать. Стволы деревьев бывают толстые и тонкие. Тонкий ствол  обхватит один человек, а толстое дерево 2-3.

Раз, два, три к дереву беги.

Раз, два, три к кусту беги.

Прятки «Ау»? ищите нас. Мы спрятались за деревом, кустом и т.д.

Желуди, шишки.

Развивать тактильные ощущения, учить детей сравнивать. Развивать глазомер и мелкую моторику.

Рассмотреть шишки и желуди. Дать детям понятия гладкий, шероховатый. Учить сравнивать: шишка как ежик, у желудя шляпка как у человека. Игры с природным материалом:

выкладывание разных фигур  по нарисованному на асфальте, песке, контуру.

Небо, облака.

Развивать у детей элементарные представления ( облака летят высоко, высоко, облака большие могут менять форму, цвет.

В теплый, ласковый осенний день обратить внимание на легкие белые облачка, яркую синеву неба, ласковое солнышко, желто-красное убранство растительного мира и все это золотая осень. Осень желтого цвета.

Дождь

Продолжать развивать у детей представления об осеннем небе  (облака могут укутать все небо, быть такими большими, что даже солнышко не видно).

Хмурая осень, дождливая, холодная. Небо серое, солнышко не видно и тучи огромные черные. Птицы спрятались. Люди идут под зонтами, на ногах резиновые сапоги. Для чего сапоги и зонты? А у птиц нет сапог и зонтов, поэтому они спрятались.

Развивать у детей представления о

дожде (дождик может быть мелкий, тихий, сильный, частый, дождик льется из тучки). Побуждать замечать связь между погодой  и одеждой.

Во время  следующих наблюдений за непогодой:

Зачем надеваем плащи, резиновые сапоги?

Холодно идет дождь.

Какие тучи, почему не видно птиц, солнышко? Можно послушать как завывает ветер и подражать ему «в в в! у у у!»

Обратить внимание как ветер срывает последние листья.

          Дождик, дождик не дожди!

          Дождик, дождик подожди!

          Дай дойти до дому

          Дедушке седому.

Скучная картина

Тучи без конца

Дождик так и льется

Лужи у крыльца.

Песок

Дать детям представления  о  сухом и влажном  песке: сухой сыплется, влажный лепится.

Детям даются трубочки, сито, сухой песок пропускаем через трубочку, воронку, сито в пластиковую  бутылочку.

Из мокрого песка можно спечь пирожки, домики, холмики.

Вода

Познакомить детей со свойствами воды.( чистая, теплая, холодная, прозрачная).

Игры с водой.

Кружка, воронка, ситечко, чашка, бутылочка.

Ребенок переливает воду из одной емкости в другую, открывает  назначения воронки, сита. Можно предположить игру на знание цвета, величины предметов.

«Вылови ситечком шарики синего цвета, потом красного, потом желтого и т.д.»

«вылови все маленькие м т.д.».

Дать  детям  представления о свойствах  деревянных предметов – плавает не тонет.

Ванна с водой. Дощечки или щепочки. Раздать деревяшки. Это наши кораблики. Сейчас мы будем пускать их  в наше озеро. Кораблики плавают, а не тонут, потому что они деревянные. Далее дети берут кораблики и выходят на улицу.

Дать детям представления о свойствах бумаги ( рвется, мнется, легкая).

У каждого малыша листок бумаги. Нужно выполнить действие на слова:

Листочек взлетел, листочек кружится

Листочек кружится под ноги ложится

Листочек рвется, рвется, рвется

Листочек мнется, мнется, мнется

Дети рвут бумагу, все обрывки собрать в кучку и смять чтобы получилось что-то вроде бумажного шарика.

Рассматривание мать-и-мачехи одуванчиков, отыскиваем самые крупные цветки. Прикасаясь ладошкой к соцветию, дети учатся новому понятию «пушистый».

ВЕТЕР

Показать детям, как можно «найти».»увидеть» ветер. Развивать познавательную активность, учить замечать ветер  по косвенным проявлениям.

Показать как бегут  по земле листочки, колеблются от ветра веточки.

      Кто в листочках зашуршал

      Кто по веткам побежал?

      Крутит в воздухе бумажки,

      Дует мне за воротник

      Он веселый и не страшный

      Ветер, ветер, озорник!

Игры с вертушками.

СНЕГ

Познакомить  со свойством снега (в теплых руках снег тает и превращается в воду).

На столе  две чашки с водой и снегом, подносы. Дети берут снег в руки  и держат  над подносом. Воспитатель берет снег, читает стихотворение.

У моей Маринки две красивые снежинки

Вам хотела показать

Глядь снежинок не видать.

Дети открывают ладошки снега нет, куда исчез снег?

Растаял превратился в воду. Почему?

Ладошки теплые.

Познакомить со свойствами мокрого снега (мягкий, лепится).

Предложить надеть варежки и полепить из снега в тазу.

Петрушка показывает детям, как можно лепить из снега колобок.

Познакомить со свойствами скользкий, гладкий ( на дорожке)

 мягкий, рассыпается ( на нерасчищенном участке).

На прогулке катаем куклу Катю по расчищенной дорожке. Санки едут легко, снег здесь твердый, предложить потрогать. Воспитатель берет ребенка под руки и везет по снегу (сапожки скользят очень хорошо). Как легко скользит Сема по снегу! Значит снег гладкий , скользкий.

Попробуем провести куклу по нерасчищенному участку. Санки зарываются в снег.

Воспитатель обращается к детям «дети, потрогайте снежок». Снежок мягкий? (мягкий, рассыпается).

Воспитатель взмахивает рукой, касаясь снега, снежок легко летит, а на дорожке он не рассыпается там он твердый.

ДЕРЕВЬЯ

Знакомить с деревьями. Учить детей сравнивать деревья по внешнему виду, величине.

Воспитатель сажает зайку под березку и просит отыскать его, дети отыскивают березу, под которой он сидит. Береза беленькая, а веточки у нее тонкие-тонкие. Потом воспитатель предлагает найти мишку, который сидит под елочкой зеленой, колючей.

Наблюдение за ростом  стрелок зеленого лука.

Развивать у детей элементарное представление это растение живое  нуждается  в воде.

Познакомить с частями растения (маленькие стрелки лука, корни в воде).

Дети наблюдают за одной пророщенной в воде луковицей. Это наблюдение проводится периодически. Дети должны видеть как увеличиваются в размерах побеги, стрелки, корни луковицы).

Развивать у детей сенсорное восприятие. Познакомит со свойствами камней (твердые, тяжелые, не бьются).

Дети берут ведерки подходят к камешкам ( камешки лежат на ковре. Вот один, другой и третий. Собирайте их дети.

А теперь идем на ковер и покажем всем какие у нас камушки (рассматриваем по цвету, величине и т.д.)

Дети возьмите в одну руку большой камешек, а в другую я вам дам губку. Что легче. Воспитатель предлагает опустить в воду камень и губку.

Куда упал камень?

Дети: «На дно».

Воспитатель: «А губка»?

Дети: Плавает.

Камни тяжелые, твердые, не бьются. Дети стучат камень о камень. Сжимают в ладошке не сжимается.

              В руки камешки мы взяли

              Друг о друга постучали

              Наши камешки стучат

              Вот так, вот так

              Не разбить нам их никак.

Дети стучат, кладут на дорожку и топают ногой.

             Вот так, вот так не разбить нам их никак.

             

Солнышко пригревает.

 Учить детей наблюдать, сравнивать.

Развивать чувственный опыт при общении с природой.

Дети вышли на прогулку. Посмотрите как у нас сегодня красиво. Солнышко улыбается, все кругом сверкает. Снег искрится разноцветными огоньками: желтые, красные, зеленые. А поднимите снег на лопатку – он тяжелый, мокрый. Это солнце постаралось, пригрело, что снег потихоньку стал таять. Скоро весна придет.

Солнце греет все сильнее. Пощупайте скамейку –теплая?

А теперь свою шубку? (рукав у шубки теплый)

А теперь ствол дерева с солнечной стороны, с теневой стороны, где теплее и почему?

Солнышко трудится греет, зовет весну.

Развивать у детей способность к наблюдению за таянием сосулек, капелью.

С подоконника  свешиваются сосульки.

Дети отмечают какие они длинные, короткие, толстые, тонкие. Солнышко пригревает и сосульки тают, поют свою песенку кап-кап.

(подставить пустое ведро, чтобы было лучше слышно, как поют сосульки песенку зовут весну).

Наклонить ветку кустика с крупными почками.

Это домик листочка- называется почка.

Лучик стучится в домик: -«Эй, листик, хватит спать, просыпайся»!

Весна пришла- тепло принесла.

Услышал листок,  выглянул,  и впрямь весна. А лучик стучится, то в один домик- почку, то в другой.

Развитие тактильных ощущений.

Задание на температурные явления.

Закрепить знания свойств снега и льда (тает получается вода).

Один мяч лежит на столике, другой в пакете.

Какой из них теплее? Почему?        

Положить снег на асфальт и понаблюдать как он темнеет, становится серым, скоро побежит от него ручеек.

Положить на асфальт снег и кусочек льда, что растает быстрее? Почему?

БАБОЧКИ

Учить различать насекомых по внешнему виду, отмечать яркие особенности (цвет, размер), их движения.

Воспитатель предлагает посмотреть, что делают бабочки. Бабочка опускается на цветок, сидит на нем немножко и перелетает на другой. Бабочка пьет сладкий цветочный сок. Она маленькая, сама  похожа на цветок. Белая с черными пятнышками – эту бабочку зовут Белянка. А эта желтая лимонница с крохотными пятнышками в самых уголках крыльев.

СТРЕКОЗА

Показать детям стрекозу, которая зависла над листком, настоящий веселый вертолетик. Как быстро и легко она летит, осторожно рассмотрим необычный вид насекомого- длинное, сухое тельце. Мощные прозрачные крылья, тонкие маленькие ножки и громадные глаза. Можно выложить стрекозу из палочек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД"развитие речи и формирование представлений о себе и окружающем мире"

Образовательная область ""Здоровье", ""Познание", "Чтение художественной литературы"Непосредственная образовательная деятельность: Развитие речи и формирование представлений о себе и окружа...

Образовательная деятельность по формированию предпосылок экологического сознания безопасности окружающего мира для старшей группы на тему "Путешествие в весенний лес"

Непосредственно - образовательная деятельность по формированию предпосылок экологического сознания безопасности окружающего мира для старшей группы на тему "Путешествие в весенний лес "...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе ДОУ компенсирующего вида по формированию представлений о себе и окружающем мире на тему: «Ребенок и мир растений. Польза растений. Овощи».

Конспект НОД содержит педагогический замысел, коррекционно-развивающие задачи. Состоит из нескольких частей: вступительная часть, информационная часть, проблемная ситуация, стимулирование речемыслител...

Доклад «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ И ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Материал представляет собой информацию о процессе и методах формирования представлений о себе у детей с особыми потребностями....

Формирование умений безопасного поведения в окружающем мире у дошкольников.

Презентация о формировании умений безопасного поведения в окружающем мире у дошкольников : правила дорожного движения, оказание первой помощи, поведение в природе, безопасное поведение дома....

Программа по формированию первичных представлений об объектах окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста

Программа по формированию первичных представлений об объектах окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста посредством включения их в проектную деятельность(возраст 2-3 года)....

План-конспект занятия по развитию элементарных представлений окружающего мира

Тема «Золотая осень»Старшая группаКоличество детей -12 человек. Длительность 25 минутИнтеграция образовательных областей: «Познание»«Коммуникация»«Музыка...