«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ОБСЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ДЕЙСТВИЙ КАК УСЛОВИЕ ВОСПРИЯТИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА».
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа) на тему
Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира.
Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами.
Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом.
Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной деятельности.Данный материал позволяет вести целенаправленную работу по формированию у детей раннего возраста элементарных обследовательских действий как условия восприятия окружающего мира. Он может быть использован воспитателями групп раннего возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ОБСЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ДЕЙСТВИЙ КАК УСЛОВИЕ ВОСПРИЯТИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА».
Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира.
Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами.
Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом.
Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной деятельности.
Для этого необходим системный подход, позволяющий ежедневно включать ребенка в поисковую, творческую деятельность, способствующей формированию у него обследовательских действий.
Программа «Кроха» под редакцией Г.Г.Григорьевой, в которой представлена новая модель развития детей раннего возраста, предлагает лишь рекомендации по организации этой деятельности. Конкретное планирование наблюдений и опытнической деятельности отсутствует, поэтому и возникла необходимость в его разработке.
Наиболее эффективными методами приобщения ребенка к природе являются постоянные, многократно повторяющиеся наблюдения за животными, растениями, объектами и явлениями живой природы в сочетании с играми, поисковыми действиями с использованием художественной литературой.
Разработанный материал представляет тематическое перспективное планирование по ознакомлению детей с миром природы, где основное внимание уделяется обучению их обследовательским действиям.
Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений. Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром.
Они разделены по временным отрезкам – зима, весна, лето, осень. Некоторые из них можно проводить как в теплое, так и в холодное время года.
Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.
Предложенный материал можно использовать вариативно, конкретизировать его, дополнять задачи, приемы взаимодействия с детьми.
Такой подход способствует формированию целостного восприятия мира.
Формирование обследовательских действий происходит в предметной деятельности. Для успешной ее организации была создана нестандартная предметно – развивающая среда.
Реализация такого подхода к развитию восприятия детей раннего возраста позволяет стимулировать у них потребность познания окружающего мира. Они хорошо усваивают сенсорные эталоны (цвет, форма, величина), группируют, находят и называют предметы ближайшего окружения, соотносят предметы по выделенным признакам. Совместно со взрослыми выполняют некоторые обследовательские действия, используют их в самостоятельной деятельности. Проявляют интерес, любопытство, жизнерадостность.
Данный материал позволяет вести целенаправленную работу по формированию у детей раннего возраста элементарных обследовательских действий как условия восприятия окружающего мира. Он может быть использован воспитателями групп раннего возраста.
Тематическое перспективное планирование по ознакомлению детей с миром природы
Цель опыта, наблюдения. | Содержание опыта, наблюдений |
ОСЕНЬ | |
Наблюдения за цветущими растениями на осенней клумбе. Развивать у детей представления о растениях, способствовать чувствовать красоту. | Показать на клумбе цветы (2-3), сказать, как они называются, какого цвета листья, цветки. Подвести к выводу: у всех цветов листья зеленого цвета. В последующих наблюдениях даются задания: «Отыщи на полянке синие цветы, а теперь желтые, белые; назови белый цветок ( ромашка). Отыщи на клумбе анютины глазки. Какого они цвета? А где еще анютины глазки? |
«ЛИСТОПАД» Развивать у детей способность к наблюдению листопада. | При легком ветерке с клена медленно летят круглые, ярко раскрашенные листья. Они кружатся, опускаются на землю и шуршат под ногами. Почему медленно падают? Легкие. Проверим: положим, лист на стол и продуем на него. |
Развивать у детей сенсорное восприятие и эмоциональный отклик. | Дети собирают пестрые осенние листья в букеты, составляют из них узоры, чередуя по величине, цвету. Из листьев мастерятся шапочки, пояса, сумочки, скрепляя черенки листьев между собой. |
«Раз, два, три к дереву беги». Уточнить представления детей об основных частях дерева, куста. | Рассмотреть чем отличаются дерево от куста. У куста ветки и листья совсем рядом, можно потрогать. А у дерева высокий ствол, ветки и листья видны, а не достать. Стволы деревьев бывают толстые и тонкие. Тонкий ствол обхватит один человек, а толстое дерево 2-3. Раз, два, три к дереву беги. Раз, два, три к кусту беги. Прятки «Ау»? ищите нас. Мы спрятались за деревом, кустом и т.д. |
Желуди, шишки. Развивать тактильные ощущения, учить детей сравнивать. Развивать глазомер и мелкую моторику. | Рассмотреть шишки и желуди. Дать детям понятия гладкий, шероховатый. Учить сравнивать: шишка как ежик, у желудя шляпка как у человека. Игры с природным материалом: выкладывание разных фигур по нарисованному на асфальте, песке, контуру. |
Небо, облака. Развивать у детей элементарные представления ( облака летят высоко, высоко, облака большие могут менять форму, цвет. | В теплый, ласковый осенний день обратить внимание на легкие белые облачка, яркую синеву неба, ласковое солнышко, желто-красное убранство растительного мира и все это золотая осень. Осень желтого цвета. |
Дождь Продолжать развивать у детей представления об осеннем небе (облака могут укутать все небо, быть такими большими, что даже солнышко не видно). | Хмурая осень, дождливая, холодная. Небо серое, солнышко не видно и тучи огромные черные. Птицы спрятались. Люди идут под зонтами, на ногах резиновые сапоги. Для чего сапоги и зонты? А у птиц нет сапог и зонтов, поэтому они спрятались. |
Развивать у детей представления о дожде (дождик может быть мелкий, тихий, сильный, частый, дождик льется из тучки). Побуждать замечать связь между погодой и одеждой. | Во время следующих наблюдений за непогодой: Зачем надеваем плащи, резиновые сапоги? Холодно идет дождь. Какие тучи, почему не видно птиц, солнышко? Можно послушать как завывает ветер и подражать ему «в в в! у у у!» Обратить внимание как ветер срывает последние листья. Дождик, дождик не дожди! Дождик, дождик подожди! Дай дойти до дому Дедушке седому. Скучная картина Тучи без конца Дождик так и льется Лужи у крыльца. |
Песок Дать детям представления о сухом и влажном песке: сухой сыплется, влажный лепится. | Детям даются трубочки, сито, сухой песок пропускаем через трубочку, воронку, сито в пластиковую бутылочку. Из мокрого песка можно спечь пирожки, домики, холмики. |
Вода Познакомить детей со свойствами воды.( чистая, теплая, холодная, прозрачная). | Игры с водой. Кружка, воронка, ситечко, чашка, бутылочка. Ребенок переливает воду из одной емкости в другую, открывает назначения воронки, сита. Можно предположить игру на знание цвета, величины предметов. «Вылови ситечком шарики синего цвета, потом красного, потом желтого и т.д.» «вылови все маленькие м т.д.». |
Дать детям представления о свойствах деревянных предметов – плавает не тонет. | Ванна с водой. Дощечки или щепочки. Раздать деревяшки. Это наши кораблики. Сейчас мы будем пускать их в наше озеро. Кораблики плавают, а не тонут, потому что они деревянные. Далее дети берут кораблики и выходят на улицу. |
Дать детям представления о свойствах бумаги ( рвется, мнется, легкая). | У каждого малыша листок бумаги. Нужно выполнить действие на слова: Листочек взлетел, листочек кружится Листочек кружится под ноги ложится Листочек рвется, рвется, рвется Листочек мнется, мнется, мнется Дети рвут бумагу, все обрывки собрать в кучку и смять чтобы получилось что-то вроде бумажного шарика. Рассматривание мать-и-мачехи одуванчиков, отыскиваем самые крупные цветки. Прикасаясь ладошкой к соцветию, дети учатся новому понятию «пушистый». |
ВЕТЕР Показать детям, как можно «найти».»увидеть» ветер. Развивать познавательную активность, учить замечать ветер по косвенным проявлениям. | Показать как бегут по земле листочки, колеблются от ветра веточки. Кто в листочках зашуршал Кто по веткам побежал? Крутит в воздухе бумажки, Дует мне за воротник Он веселый и не страшный Ветер, ветер, озорник! Игры с вертушками. |
СНЕГ Познакомить со свойством снега (в теплых руках снег тает и превращается в воду). | На столе две чашки с водой и снегом, подносы. Дети берут снег в руки и держат над подносом. Воспитатель берет снег, читает стихотворение. У моей Маринки две красивые снежинки Вам хотела показать Глядь снежинок не видать. Дети открывают ладошки снега нет, куда исчез снег? Растаял превратился в воду. Почему? Ладошки теплые. |
Познакомить со свойствами мокрого снега (мягкий, лепится). Предложить надеть варежки и полепить из снега в тазу. | Петрушка показывает детям, как можно лепить из снега колобок. |
Познакомить со свойствами скользкий, гладкий ( на дорожке) мягкий, рассыпается ( на нерасчищенном участке). | На прогулке катаем куклу Катю по расчищенной дорожке. Санки едут легко, снег здесь твердый, предложить потрогать. Воспитатель берет ребенка под руки и везет по снегу (сапожки скользят очень хорошо). Как легко скользит Сема по снегу! Значит снег гладкий , скользкий. Попробуем провести куклу по нерасчищенному участку. Санки зарываются в снег. Воспитатель обращается к детям «дети, потрогайте снежок». Снежок мягкий? (мягкий, рассыпается). Воспитатель взмахивает рукой, касаясь снега, снежок легко летит, а на дорожке он не рассыпается там он твердый. |
ДЕРЕВЬЯ Знакомить с деревьями. Учить детей сравнивать деревья по внешнему виду, величине. | Воспитатель сажает зайку под березку и просит отыскать его, дети отыскивают березу, под которой он сидит. Береза беленькая, а веточки у нее тонкие-тонкие. Потом воспитатель предлагает найти мишку, который сидит под елочкой зеленой, колючей. |
Наблюдение за ростом стрелок зеленого лука. Развивать у детей элементарное представление это растение живое нуждается в воде. Познакомить с частями растения (маленькие стрелки лука, корни в воде). | Дети наблюдают за одной пророщенной в воде луковицей. Это наблюдение проводится периодически. Дети должны видеть как увеличиваются в размерах побеги, стрелки, корни луковицы). |
Развивать у детей сенсорное восприятие. Познакомит со свойствами камней (твердые, тяжелые, не бьются). | Дети берут ведерки подходят к камешкам ( камешки лежат на ковре. Вот один, другой и третий. Собирайте их дети. А теперь идем на ковер и покажем всем какие у нас камушки (рассматриваем по цвету, величине и т.д.) Дети возьмите в одну руку большой камешек, а в другую я вам дам губку. Что легче. Воспитатель предлагает опустить в воду камень и губку. Куда упал камень? Дети: «На дно». Воспитатель: «А губка»? Дети: Плавает. Камни тяжелые, твердые, не бьются. Дети стучат камень о камень. Сжимают в ладошке не сжимается. В руки камешки мы взяли Друг о друга постучали Наши камешки стучат Вот так, вот так Не разбить нам их никак. Дети стучат, кладут на дорожку и топают ногой. Вот так, вот так не разбить нам их никак.
|
Солнышко пригревает. Учить детей наблюдать, сравнивать. Развивать чувственный опыт при общении с природой. | Дети вышли на прогулку. Посмотрите как у нас сегодня красиво. Солнышко улыбается, все кругом сверкает. Снег искрится разноцветными огоньками: желтые, красные, зеленые. А поднимите снег на лопатку – он тяжелый, мокрый. Это солнце постаралось, пригрело, что снег потихоньку стал таять. Скоро весна придет. Солнце греет все сильнее. Пощупайте скамейку –теплая? А теперь свою шубку? (рукав у шубки теплый) А теперь ствол дерева с солнечной стороны, с теневой стороны, где теплее и почему? Солнышко трудится греет, зовет весну. |
Развивать у детей способность к наблюдению за таянием сосулек, капелью. | С подоконника свешиваются сосульки. Дети отмечают какие они длинные, короткие, толстые, тонкие. Солнышко пригревает и сосульки тают, поют свою песенку кап-кап. (подставить пустое ведро, чтобы было лучше слышно, как поют сосульки песенку зовут весну). Наклонить ветку кустика с крупными почками. Это домик листочка- называется почка. Лучик стучится в домик: -«Эй, листик, хватит спать, просыпайся»! Весна пришла- тепло принесла. Услышал листок, выглянул, и впрямь весна. А лучик стучится, то в один домик- почку, то в другой. |
Развитие тактильных ощущений. Задание на температурные явления. Закрепить знания свойств снега и льда (тает получается вода). | Один мяч лежит на столике, другой в пакете. Какой из них теплее? Почему? Положить снег на асфальт и понаблюдать как он темнеет, становится серым, скоро побежит от него ручеек. Положить на асфальт снег и кусочек льда, что растает быстрее? Почему? |
БАБОЧКИ Учить различать насекомых по внешнему виду, отмечать яркие особенности (цвет, размер), их движения. | Воспитатель предлагает посмотреть, что делают бабочки. Бабочка опускается на цветок, сидит на нем немножко и перелетает на другой. Бабочка пьет сладкий цветочный сок. Она маленькая, сама похожа на цветок. Белая с черными пятнышками – эту бабочку зовут Белянка. А эта желтая лимонница с крохотными пятнышками в самых уголках крыльев. |
СТРЕКОЗА | Показать детям стрекозу, которая зависла над листком, настоящий веселый вертолетик. Как быстро и легко она летит, осторожно рассмотрим необычный вид насекомого- длинное, сухое тельце. Мощные прозрачные крылья, тонкие маленькие ножки и громадные глаза. Можно выложить стрекозу из палочек. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД"развитие речи и формирование представлений о себе и окружающем мире"
Образовательная область ""Здоровье", ""Познание", "Чтение художественной литературы"Непосредственная образовательная деятельность: Развитие речи и формирование представлений о себе и окружа...
Образовательная деятельность по формированию предпосылок экологического сознания безопасности окружающего мира для старшей группы на тему "Путешествие в весенний лес"
Непосредственно - образовательная деятельность по формированию предпосылок экологического сознания безопасности окружающего мира для старшей группы на тему "Путешествие в весенний лес "...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе ДОУ компенсирующего вида по формированию представлений о себе и окружающем мире на тему: «Ребенок и мир растений. Польза растений. Овощи».
Конспект НОД содержит педагогический замысел, коррекционно-развивающие задачи. Состоит из нескольких частей: вступительная часть, информационная часть, проблемная ситуация, стимулирование речемыслител...
Доклад «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ И ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Материал представляет собой информацию о процессе и методах формирования представлений о себе у детей с особыми потребностями....
Формирование умений безопасного поведения в окружающем мире у дошкольников.
Презентация о формировании умений безопасного поведения в окружающем мире у дошкольников : правила дорожного движения, оказание первой помощи, поведение в природе, безопасное поведение дома....
Программа по формированию первичных представлений об объектах окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста
Программа по формированию первичных представлений об объектах окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста посредством включения их в проектную деятельность(возраст 2-3 года)....
План-конспект занятия по развитию элементарных представлений окружающего мира
Тема «Золотая осень»Старшая группаКоличество детей -12 человек. Длительность 25 минутИнтеграция образовательных областей: «Познание»«Коммуникация»«Музыка...