Доклад «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ И ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) по теме

Фоменко Оксана Петровна

Материал представляет собой информацию о процессе и методах формирования представлений о себе у детей с особыми потребностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_formirovanie_obraza_ya_cherez_igru.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания

«Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии № 1»

Комитета по социальной политике

Доклад

«формирование представлений

 о себе и

окружающем мире

через игровую деятельность»

                                                                                Составитель: воспитатель Фоменко О.П.  

                                                                   Заслушаны и утверждены

на заседании МО                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                                                                                  Дата  

11 .03.11

                                                                                                                 

                                                                                                                 

                                                                                           

г. Санкт-Петербург

Содержание

Введение

3

Глава 1.

Игра как основная форма развития основ межличностного общения детей

4

Заключение

7

Литература

8

Введение

     Целью коррекционно-воспитательной работы с детьми инвалидами является социальная адаптация, реабилитация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни в условиях окружающей социальной среды. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, жить по возможности в семье и коллективе. Это становится возможным лишь при создании специального реабилитационного пространства, включающего в себя наличие комплексной инфраструктуры учреждения, квалифицированных кадров, владеющих специальными методиками и технологиями коррекционного обучения и воспитания.

При социализации детей с умственной отсталостью проблемой является отсутствие навыков межличностного общения в среде нормальных людей, несформированность потребности в таком общении, неадекватная самооценка, негативное восприятие других людей, гипертрофированный эгоцентризм, склонность к социальному иждивенчеству. Жизнедеятельность ребенка с умственной отсталостью не предусматривает широкого контакта со сверстниками.

Поэтому особое внимание необходимо уделять умению детей общаться. Далеко не всегда отношения с другими детьми складываются легко. Зачастую в группе детей существует множество конфликтов, являющихся результатом «искаженного пути развития межличностных отношений», когда другой ребенок воспринимается исключительно как конкурент, которого надо превзойти. Воспитателю необходимо четко ориентироваться в этих тенденциях, чтобы вовремя их распознать и помочь ребенку преодолеть их.

Спецификой межличностных отношений является тот факт, что другой ребенок не является объектом отстраненного наблюдения. Для адекватного поведения нам всегда важно знать, как к нам относится другой, реагирует ли другой ребенок на действия партнера. Нередко дети-инвалиды не обращают внимания на реакцию другого, что приводит к искаженному пути формирования межличностных отношений.

 Роль детского коллектива в доме-интернате, весьма значительна, ведь именно через коллективную деятельность умственно отсталые дети на практике овладевают нравственными нормами поведения. Приобретенные в коллективе формы сотрудничества переходят в индивидуальные нормы поведения ребенка. Умение управлять своим поведением, сдерживать непосредственные импульсы действия, заменять их другими, вытекающими из непосредственно воздействующей внешней ситуации, умение координировать свои действия с действиями товарищей. Все элементы первичного управления собой, которые заслуживают названия волевых процессов все они первоначально возникают и проявляются в какой-нибудь коллективной форме деятельности. Коллективная деятельность создает условия для нравственного развития детей. В коллективе обеспечивается равноправное положение детей в межличностных отношениях, возможность самоутверждения.

Воспитатели, прежде всего организуют между детьми взаимоотношения. Успех этой работы зависит от того, насколько глубоко работники знают особенности и возможности каждого ребенка, и учитывают их в работе. Личные отношения между умственно отсталыми детьми складываются трудно и медленно. Этим детям присущи неадекватность реакций, неспособность глубоко осознать характер своих отношений с окружающими. Характерным в поведении умственно отсталых детей является неумение понять интересы партнера по общению, соотнести свои личные интересы с общими. В формировании коллектива одним из важных факторов является    правильная организация учебно-трудовой деятельности.

Глава 1. Игра как основная форма развития основ

межличностного общения детей

  Основной формой для развития основ межличностного общения детей с умственной отсталостью должна быть игра. Игра - очень эффективная форма, которую надо использовать для решения задач, связанных с формированием межличностных навыков и умений. В игровой деятельности легче сформировать основы общения и взаимодействия детей, без которых невозможно успешное обучение. Поэтому в ходе занятий воспитатели должны обращать внимание на:

    1) степень  полноты  принятия задания: ребенок принимает задание  во  всех компонентах; принимает частично; совсем не принимает.

    2) степень полноты сохранения задания до конца занятия: ребенок сохраняет задание во всех компонентах; сохраняет лишь отдельные компоненты;

    3) уровень   развития   общения:   партнеры   по   эмоционально- 
практическому взаимодействию;    потребность    в    соучастии    сверстника;  совместная игровая деятельность,
 учет действий и взаимодействий партнера; внеситуативное общение, содержанием которого являются устойчивые избирательные предпочтения между детьми.

Игра — основной вид деятельности ребенка. Через игру он познает окружающий мир (узнает свойства ряда материалов, различия во временах года и т. д.) в игре развивается его речь. Игра способствует развитию памяти, внимания, сообразительности, формированию личности ребенка, его общения и социализации в обществе.

 Обучение ведется в игровой форме, наиболее доступной для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью вне зависимости от возраста. Вся работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, дающей возможность познать объект, используя все анализаторы, вызывающей у детей необходимость оперировать различными предметами и игрушками, обыгрывать действия с ними.

 Ребенок с умеренной и тяжелой умственной отсталостью младшего возраста играет очень примитивно, его игра состоит из однообразных движений. Живой интерес, умение заниматься игрушкой у него отсутствуют. Нередко он ее грызет, сосет, мнет, рвет и ломает. Он не умеет играть такими игрушками, как автомашина, кукла, пирамида и т. п., не умеет использовать их по назначению. Первоначально для игры этих детей следует использовать кубики, палочки, шары. Без обучения пользованию игрушками ребенок долгое время может только перекладывать одни и те же игрушки с места на место. Такой ребенок большой индивидуалист. Он может часами играть один и с трудом привыкает к коллективной игре. Даже тогда, когда ребенок уже привыкнет играть вместе с товарищами, периодически ему надо давать играть индивидуально. Правила игры не следует объяснять заранее, это делается в процессе.

При организации подвижных игр следует учитывать необходимость смены игр - оживленных спокойными и наоборот. После малоподвижного занятия надо организовать более подвижную игру. В ходе самой игры необходимо чередовать моменты движений и отдыха. Чем меньше возраст детей, тем проще должны быть движения в игре. Важно принять во внимание предшествующее игре состояние ребенка.

  1. Так, педагоги постоянно должны подчеркивать особенности внешности каждого ребенка, при этом положительно оценивая их («Ах, какие у тебя ножки быстрые!», «Какие глазки у Ани красивые!», «У тебя волосики мягкие, пушистые», «Ручки хорошо умеют держать, сильные ручки!» и т. п.). Отдельно отметим использование различных видов тактильного контакта: обнимание, поглаживание, похлопывание, легкое прикосновение, ощупывание, сгибание и разгибание пальцев рук, пощипывание.
  2. Очень важным моментом в работе с умственно отсталыми детьми является усвоение ими такого коммуникативного средства, как улыбка. С этой целью каждого ребенка надо учить улыбаться. При этом можно использовать такие упражнения: «Улыбнись», «Посмотри мне в глазки, улыбнись», «Улыбнусь я, улыбнись ты», «Улыбнись мишке», «Радостный ребенок», «Кто там?» и т. д., вызывая и поддерживая у воспитанников инициативную улыбку и двигательное оживление на красочный предмет, игрушку.
  3. Устанавливать контакт «глаза в глаза». Этому должна способствовать предметно-развивающая среда: соответствующая мебель (регулируемые по высоте стулья), место проведения игр (на ковре, диванчике, в игровом уголке), различные игрушки-забавы.
  4. Эффективен прием, когда на занятия к детям приходят в гости куклы, матрешки, петрушка и знакомятся с ними. Игрушка, кукла «называет» свое имя, «здоровается» с каждым ребенком, «смотрит» ему в лицо и «просит» назвать его свое имя. Вопрос персонажа, обращенный к ребенку, всякий раз формулируется по-разному («Как тебя зовут?», «Назови свое имя», «Кто ты?»). Если ребенок не называет свое имя, услышав последние два вопроса, тогда педагог задает вопрос в привычной для ребенка формулировке «Как тебя зовут?».
  5. Каждый раз, обращаясь к ребенку, педагог подчеркивает ценностное отношение к его имени. Затем ситуацию можно несколько изменить: приходят гости, у которых дети спрашивают имена, по-разному формулируя вопросы с помощью педагога. Таким образом детей учат понимать и употреблять различные формулировки вопросов относительно имени, запоминать имена сверстников.
  6. Формирование элементарных потребностей, желаний, интересов: обращать внимание детей на свои базовые потребности (еда, сон, отдых, игра);
  7. Организация собственного социально-эмоционального опыта: фиксировать комфортное состояние детей на приход, пребывание в группе, подчеркивая словами: «хорошо», «здорово», «весело»;

Очень важно подбирать игры, доступные пониманию детей по своему содержанию и простые по исполнению. При организации подвижных игр необходимо учитывать сезонность и температуру дня. Зимой, на холоде, игра должна быть более живой, нежели игра, проводимая летом в жаркое время.

Игры, в которых используются разные движения пальцев, занимают совершенно особое место среди детских игр. Проекция кисти руки в двигательной области коры головного мозга занимает более трети общей площади и чрезвычайно близка к моторной речевой зоне. Этим объясняется стимулирующее воздействие тренировки мелкой моторики руки на речевое развитие ребенка. Пальцевые игры оказывают также заметное влияние на общее психофизическое развитие, помогают ребенку сформировать образ «телесного Я», приобрести навыки невербального общения.

Исследованиями ученых под руководством профессора М. М. Кольцовой (1998) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей находится также в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

Учитывая влияние движений пальцев рук на деятельность головного мозга, т. е. на стимуляцию развития психических функций, особенно речевых, рекомендуется в каждое занятие по развитию речи для умеренно и тяжело умственно отсталых детей вводить пальцевые игры.

Умеренно и тяжело умственно отсталых детей можно начинать знакомить с сюжетной игрушкой при подготовке к школьному обучению. Младшие дети обычно используют сюжетную игрушку лишь как предмет, который можно подержать в руках или которым можно постучать. Поэтому, обучая сюжетной игре, надо начинать с таких игрушек, которые могут заинтересовать ребенка. Это главным образом легко приводимые в движение игрушки — клюющие птички, юла, бабочка, машущая крыльями, и т. п.

 В занятиях по развитию навыков общения могут использоваться сюжетные игры «Оденем куклу», «Накормим куклу», «Кукла идет гулять» и др. В игре «Накормим куклу» должен точно повторяться процесс обеда самих детей. Иначе говоря, игра «Накормим куклу» должна явиться повторением и закреплением знаний детей, приобретаемых в практической жизни. (Вариантов этой игры множество: «Мы кормим куклу», «Кукла пришла в столовую», «Таня пришла в гости к Кате» и т. п. Но при всех вариантах названий игры и ее проведения процесс пользования столом и посудой остается неизменным.) Когда дети будут хорошо знать предметы, связанные с питанием, можно изменить порядок игры, менять названия блюд и т.п. В процессе практического общения детей в течение дня, в ходе игр возникает их речевое общение.

Заключение

Игра широко используется в работе с умеренно и тяжело умственно отсталыми детьми главным образом как средство обучения. Не менее важна дидактическая игра и как средство воспитания. Она способствует расширению представлений, закреплению и применению знаний, полученных на различных занятиях.

Применение игр требует от педагога тщательного обдумывания возможностей участия детей. Обучая игре, педагог играет с каждым ребенком в отдельности, а затем и со всеми вместе. После многократного повторения дети начинают играть самостоятельно.

 В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.  Играя, дети учатся следовать правилам, постигать социальные отношения, учатся переносить неудачи, поражения, переживать успех, учатся общению.

Игра – это удовольствие для детей и школа общения.

Литература

  1. Баль, Н. Н. Организация образовательной среды для детей с тяжелыми нарушениями речи / Н. Н. Баль // Организация образовательной среды: учеб.-метод. пособие. — Минск, 2006. — С. 30—42.
  2. Варенова, Т. В. Обучение навыкам общения детей с интеллектуальной недостаточностью на основе альтернативных средств коммуникации / Т. В. Варенова, П. А. Ливс // Современная теория и практика специального образования: сб. научн. трудов: в 3 ч. Ч. 2. — Минск, 2006. — С. 6—15.
  3. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. — М.: Просвещение, 2003. — 273 с.
  4. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: метод.пособие / под ред. Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. — 2-е изд. — М.: Экзамен, 2004. — 160 с.
  5. Питерси, М. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книга 7: Самообслуживание и социальные навыки / М. Питерси, Р. Трилор. — М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. — 80 с.
  6. Ньюмен, С. Игры и занятия с особым ребенком: руководство для родителей / С. Ньюмен; пер. Н. Л. Холмогоровой. — М.: Теревинф, 2004. — 240 с.
  7. Разенкова, Ю. А. Игры с детьми младенческого возраста: 2-е изд. / Ю. А. Разенкова. — М.: Школьная Пресса, 2005. — 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Гендерное воспитание в игровой деятельности"

Для того чтобы в дошкольном образовательном учреждении воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей, у педагогов и специалистов должна быть сформирована гендерная компе...

Доклад на Районном методическом объединении «Роль игровой деятельности в развитии ребенка»

Игра - это основной вид деятельности дошкольника. Она теснейшим образом связана  с развитием личности, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир....

Доклад для воспитателей на тему "ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ"

Педагогический совет №3 «Развитие речи детей через игровую деятельность»Доклад для воспитателей на тему«Применение игровой деятельности в развитии речи детей»...