План-конспект занятия с презентацией на тему: " Дерево умеет плавать"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Цель:
Расширить представления детей о дереве, его качествах и свойствах.
Задачи:
Образовательная: Познакомить детей со свойствами дерева с помощью экспериментальных действий. Учить делать выводы и умозаключения о свойствах дерева.
Развивающая: Способствовать овладению средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта по известному алгоритму. Стимулировать желание детей для самостоятельного проведения исследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_konspekt_zanyatiya_derevo_umeet_plavat.docx | 22.71 КБ |
prezentatsiya_k_zanyatiyu_derevo_umeet_plavat.pptx | 2.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по познавательному развитию (Окружающий мир)
в подготовительной группе детского сада
«Дерево умеет плавать»
Подготовила воспитатель:
Иркалиева Асимгуль Канатовна
Цель:
Расширить представления детей о дереве, его качествах и свойствах.
Задачи:
Образовательная: Познакомить детей со свойствами дерева с помощью экспериментальных действий. Учить делать выводы и умозаключения о свойствах дерева.
Развивающая: Способствовать овладению средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта по известному алгоритму. Стимулировать желание детей для самостоятельного проведения исследования.
Воспитывающая: воспитывать экологическое сознание через сочинение экологической сказки с моделированием.
Оборудование:
- брусок, небольшие срезы на каждого;
- краски и кисточки;
- емкость с водой, лупа;
- конверт с письмом;
- спички для воспитателя.
Ход занятия:
- Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить:
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (Дерево)
- Ребята, а где растут деревья? (участок, улица, лес, поле и т.д.)
Хорошо, а как узнать название деревьев?
Начинается разминка!
Отвечайте чётко, ясно,
Чтобы было всем понятно.
Какое это дерево? Отгадайте загадки,и мы узнаем названия деревьев. Слайды
- Как можно назвать эти деревья? А почему мы их так называем? Плодовые от слова-плод.
Воспитптель: Ребята, для чего нужны деревья, чем они полезны?
(Они помогают очистить воздух, пополняют землю кислородом, украшают природу, сохраняют тень в жаркий день. Не позволяют образовываться пустыням, потому, что корнями держат в земле влагу).
- А чем дерево может нам помочь? Какие предметы изготавливают из дерева?
(Из дерева изготавливают мебель, игрушки, посуду, музыкальные инструменты, двери, оконные рамы, строят дома).
- Как называется профессия людей, которым для работы необходим материал-дерево? (Плотник).
- Ребята, сегодня я получила письмо от Мальвины, давайте его прочтем.
Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться. Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться. Что делать? Ребята, помогите найти решение. Мальвина.
Дети высказывают предположения. Если кто-либо не высказывает версию о том, что Буратино думает, как ему перебраться через реку (ведь плавать он не умеет), то воспитатель подводит детей к формулировке проблемы.
- «Как переплыть реку, если не умеешь плавать?».
Дети предлагают различные варианты решения проблемы, выдвигают гипотезы и все вместе анализируют их.
Гипотезы: построить лодку, но это долго; попросить кого-нибудь его перевезти, но рядом никого нет; может, он не утонет, он же деревянный.
Последнюю гипотезу воспитатель предлагает проверить.
Воспитатель:- А как нам проверить тонет ли предмет из дерева?
Дети: Провести опыт, эксперимент.
Воспитатель:Слайд. Опыт – это наблюдение за предметом в разных условиях, чтобы изучить его.
- А что необходимо для опыта?
Давайте с вами проведем эксперимент-
Что вы наблюдаете? Что можно сказать о деревянном предмете, который находится в воде? Он тонет в воде?
(Проделав опыт, дети делают вывод: дерево в воде не тонет, значит, и Буратино не утонет, доплывёт, потому что он деревянный).
- Что же мы посоветуем Буратино?
Дети: Прыгнуть в речку и быстро ее переплыть. В школу Буратино успеет вовремя.
- А что же делать с одеждой Буратино? (Если дети не догадаются, то можно предложить свой вариант: сложить одежду и Азбуку на лист кувшинки)
- Ребята,о каком же свойстве дерева мы узнали? (Дерево не тонет в воде).
- Давайте мы с вами оставим в воде свои срезы дерева и в конце нашего занятия мы посмотрим, изменилось что-то или нет.
- Ребята, а давайте представим себя деревьями.
Проводится физкультминутка Слайд.
Физкультминутка:
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина. (Дети садятся на коврик)
-Ребята, а как можно узнать возраст дерева? (По кольцам на срезе). Правильно, возраст дерева можно узнать по количеству колец на пеньке. Два соседних кольца: темное и светлое, соответствует одному году роста.
- Дети, у вас на столе лежат спилы дерева. Возьмите лупу и давайте посчитаем, сколько лет было дереву?
А кто уже знает ответ на этот вопрос: можно ли пилить дерево? Даша! (Дерево можно пилить.) Проблемный вопрос: если дерево можно пилить, можно ли его рубить топором? (Да). Верно. В деревнях печь топят дровами, которые рубят чем? Топором!
Сделаем вывод: какими еще свойствами обладает материал «дерево»? Вывод: «Дерево можно пилить и рубить»
А из чего сделаны спички? (Из дерева). Следующий опыт проведу я, а вы сделайте вывод: каким еще свойством обладает дерево. (Воспитатель поджигает спичку и показывает, как быстро сгорает дерево.)
Кто назовет еще одно свойство дерева? (Вывод: «Дерево горит»)
Показать знак:Слайд.
- Ребята, а кто знает, что означает этот знак?
(«Нельзя играть со спичками»)
- У вас на столе лежат краски и кисти и деревянные бруски. Как вы считаете можно ли покрасить предметы из дерева? (можно)
- Давайте попробуем покрасить брусок. Цвет краски выберите сами.
- Скажите, ребята, хорошо окрашивается? (Да)
- А теперь давайте посмотрим, что у нас случилось с брусочком, который остался лежать в воде? (намок, стал сырой, впитывает воду)
Какой вывод мы сделаем? Поглощает влагу и от этого меняется в размере.
- Какие свойства дерева мы узнали, проделав эксперименты?
Ответы детей: Дерево не тонет в воде, но впитывает ее, увеличиваясь в размере. Не прозрачное и хорошо окрашивается. Дерево можно распилить, оно имеет рисунки на спилах, хорошо горит, на нем остаются следы от острых предметов.
- Встаньте в круг и мы поиграем в игру: «Наоборот». Я бросаю мяч и называю одно свойство, а вы отвечаете противоположное: гладкий - шероховатый, тонет - плавает, тяжелый - легкий, твердый - мягкий, прочный - хрупкий, тухнет - горит.
- А теперь скажите, зачем людям знать свойства материала? (Люди знают разные свойства материалов и поэтому делают разные предметы, которые им нужны).
Занятие закончено!А теперь убираем свои рабочие места.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: расширить представления детей о дереве, его качествах и свойствах. Задачи : Образовательная: Познакомить детей со свойствами дерева с помощью экспериментальных действий. Учить делать выводы и умозаключения о свойствах дерева. Развивающая: Способствовать овладению средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта по известному алгоритму. Стимулировать желание детей для самостоятельного проведения исследования. Воспитывающая: воспитывать экологическое сознание через сочинение экологической сказки с моделированием. О борудование : - брусок, небольшие срезы на каждого; - краски и кисточки; - емкость с водой, лупа; - конверт с письмом; - спички для воспитателя.
Весной веселит, летом холодит, Осенью питает, зимой согревает. (Дерево)
Русская красавица стоит на поляне, В зеленой кофточке, в белом сарафане.
У меня длинней иголки, чем у елки. Очень прямо я расту в высоту. Если я не на опушке, Ветви-только на макушке .
Что летом и зимой В рубахе одной ?
Он стоит высокий стройный. Лист на нем резной, узорный, Ветками качает он. Кто скажите это?. .
Я на розу так похож, Разве, что не так хорош. Но зато мои плоды Всем пригодны для еды.
Под листом на каждой ветке Сидят маленькие детки. Тот, кто деток соберет, Руки вымажет и рот .
На листочках там и тут Фиолетовый салют. Это в теплый майский день Распускается…
Будто снежный шар бела, По весне она цвела, Нежный запах источала. А когда пора настала, Разом сделалась она Вся от ягоды черна .
Физкультминутка Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны) Каждое старается, К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх) Вот подул веселый ветер, Закачались тут же ветки, (Дети машут руками) Даже толстые стволы Наклонились до земли. (Наклоны вперед) Вправо-влево, взад-вперед – Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад) Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем) Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина. (Дети садятся на коврик)
Я из крошки-бочки вылез, Корешки пустил и вырос, Стал высок я и могуч, Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок – Ничего, что плод мой мелок.
Весной зеленела, летом загорела, Осень в сад пришла, красный факел зажгла .
Опыт – это наблюдение за предметом в разных условиях, чтобы изучить его .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект обобщающего занятия в подготовительной группе. Тема "Спасём птиц - наших друзей!"
В игровой форме закрепляются понятия лексико-грамматических категорий, словообразования. Развиттие фонематического восприятия....
План конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Тема: «Мебель»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие».Цель: обогащение словарного запаса детей по...
План – конспект открытого занятия средней группы на тему "В мире эмоций"
Цели:- Познакомить детей с разными проявлениями эмоций;-Учить детей различать эмоции;Задачи:ОбразовательныеОбласть познания «Коммуникация» закрепить умение детей по мимике понимать чувства персонажей,...
НОД по Познавательному развитию с детьми средней группы. Тема: «Дерево умеет плавать»
НОД по Познавательному развитию с детьми средней группы.Тема: «Дерево умеет плавать»Интеграция ОО: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».Форма организации: коммуникатив...
План-конспект познавательного занятия в подготовительной группе Тема занятия: «Путешествие в зоопарк»
План-конспект познавательного занятия в подготовительной группеТема занятия: «Путешествие в зоопарк» Форма проведения занятия: Фронтальная. Цель занятия: Формирова...
Конспект НОД. Тема: Дерево умеет плавать
Конспект НОД. Тема: Дерево умеет плавать...