Круглый стол для воспитателей " Особенности речевого развития дошкольников через организацию познавательно-исследовательской деятельности"
консультация по развитию речи
Данный материал поможет воспитателям на занятиях по развитию речи в старших дошкольных группах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_razvitiyu_rechi.docx | 20.83 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности речевого развития дошкольников через организацию познавательно-исследовательской деятельности»
Цель:
Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ;
Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников.
Речь в жизни ребенка выполняет самые разнообразные функции – общения, передачи накопленного опыта, регуляции поведения и деятельности. К 5-6 годам современный ребенок овладевает всей системой родного языка. Развитие речи – процесс сложный, творческий.
В настоящее время из жизни ребенка уходит речь и проблема речевого развития у детей особенно актуальна. Развивая речь ребенка, не включать ее в исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей.
Дошкольники – прирожденные исследователи, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение проблемной ситуации способствует мыслительной деятельности и развивает речь детей. Перед педагогами на занятиях по развитию речи стоит цель:
создание условий для развития речи дошкольников через познавательную деятельность.
А также задачи:
1.Способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-исследовательскую деятельность. 2. Развивать умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, учить делать обобщения. 3. Развивать наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений окружающего мира.
Предлагаю примеры заданий, которые можно использовать на занятиях по развитию речи.
Дидактическое упражнение «Волшебные слова»
Вспомните, кто говорил такие волшебные слова и в какой сказке:
• По щучьему веленью, по моему хотенью… (Емеля из сказки «По щучьему велению»).
• Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь. (Василиса Премудрая, из сказки «Царевна – лягушка»).
• Избушка, избушка стань по-старому, как мать поставила, к лесу задом ко мне передом (Иван – царевич из сказки «Царевна – лягушка»).
Дидактическая игра «Дополни имя»
У сказочных героев и предметов есть двойные имена и названия. Я проговариваю первую часть имени или названия, а вы – вторую.
• Кощей – (бессмертный)
• Василиса – (Прекрасная)
• Иван – (царевич)
• Змей – (Горыныч)
• Крошечка – (Хаврошечка)
• Сестрица – (Аленушка)
• Скатерть – (самобранка)
• Гуси – (лебеди)
Сказочные загадки
• У Аленушки – сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)
• Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)
• Сладких яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнем,
И светло в ночи, как днем. (Жар-птица)
• Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех до сыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна. (Скатерть-самобранка)
• Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети? (Семеро козлят)
• Он сумел поймать волчишку,
Он поймал лису и мишку.
Он поймал их не сачком,
А поймал он их бочком. (Бычок- смоляной бочок)
Задания
• Головной убор, надев который, становишься невидимым. (Шапка-невидимка),
• Сказочная скатерть. (Скатерть-самобранка),
• В сказках всегда добро побеждает, над чем? (Над злом),
• Главное средство передвижения всех богатырей (Конь),
• Что сделал с лягушечьей кожей Иван-царевич (Сжег),
• Ее прозвище Костяная нога (Баба Яга),
• Необычное транспортное средство Емели (Печь),
• Где находится смерть кощея (На конце иглы).
«Исправь ошибку»
«Красная Бейсболочка» («Красная Шапочка»),
«Кот в шлепанцах» («Кот в сапогах»),
«Трое косолапых» («Три медведя»),
«Снежиночка» («Снегурочка»),
«Иван-королевич и Серый волк» («Иван-царевич и Серый волк»).
Проверим, хорошо ли вы знаете сказки. И из какой сказки эти слова?
• «Ловись, рыбка, и мала, и велика, ловись, рыбка, и мала, и велика». (Русская народная сказка «Лиса и волк»),
• «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел». (Русская народная сказка Колобок»),
• «Вот что, сынки, возьмите по стреле, выходите в чистое поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша». (Русская народная сказка «Царевна-лягушка»),
• «Несет меня лиса за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы». (Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок»),
• «Идут ведра по деревне, народ дивится, а Емеля идет сзади, посмеивается». (Русская народная сказка «По щучьему веленью»),
• «Залилась Аленушка слезами, села под стожок – плачет, а козленочек возле нее скачет». (Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»),
• «-Кто, кто в теремочке живет?
-Я, муха-горюха. А ты кто?
- А я лягушка - квакушка. Пусти меня к себе жить». (Русская народная сказка «Теремок»).
Игра «Назови сказочного героя с необычным внешним обликом»
Я вам предлагаю словосочетания необычных частей тела, а вы должны назвать персонаж:
огнедышащая голова – Змей Горыныч,
большие расплющенные уши – Чебурашка,
костяная нога – Баба Яга,
вместо ног хвост – Русалочка,
длинный острый нос – Буратино,
она маленького роста – Дюймовочка,
голова в форме луковки – Чипполино,
у нее голубые волосы – Мальвина).
В результате такой познавательно-исследовательской деятельности идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, развивается речь, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа сравнения и классификации, обобщения. В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический строй речи. Развитие получает такой вид связной речи, как описательный рассказ. Применение этих заданий, несомненно вызовет интерес у дошкольников и станет побудительной причиной прочитать книгу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
речевое развитие дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность
инновационный педагогический опыт...
Мастер - класс Речевое развитие дошкольников через познавательно – исследовательскую деятельность
Цель мастер – класса: передовой опыт работы педагогов с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и познавательной активности через поисково–исследовательскую деятельност...
План по самообразованию по теме «Речевое развитие дошкольников через познавательно - исследовательскую деятельность»
Данный материал расчитан на 5 лет. ...
Доклад для педагогов «Речевое развитие дошкольников через познавательно - исследовательскую деятельность»
laquo;Речевое развитие дошкольников через познавательно - исследовательскую деятельность»...
Консультация для воспитателей "Особенности речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»
МАДОУ «Детский сад № 34» г.о.Химки Консультация для воспитателейОсобенности речевого развития дошкольников в соответствиис требованиями ФГОС» Подготовила в...
Круглый стол «Математика вокруг нас. Интеллектуальное развитие дошкольников через логико-математические игры»
Математика вокруг нас. Главное быть внимательным, и творчески подходить к процессу обучения детей. Когда ребенок поймет, что математика везде, и осознает ее роль в повседневной жизни, то обучение прин...
Круглый стол "Математика вокруг нас. Интеллектуальное развитие дошкольников через логико-математические игры ".
Развитие творческой активности и инициативы педагогов. Повышение интереса педагогов к расширению своих знаний о логико-математических играх. Представление новых логических игр с детьми по активизаци...