Воспитание нравственных качеств ребенка в процессе экологического обучения.
консультация по окружающему миру (старшая группа) на тему
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Дети сами нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту и всему живому, только бы им в этом не мешали, не отвращали, а наоборот, помогали сохранить свою доброту на всю жизнь. Пока дети малы, все цветы и травы, жучки – паучки, птицы, кошки, собаки – все это близко им. Поэтому тема экологического воспитания в детском дошкольном возрасте так актуально.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_obrazovanie.docx | 16.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание нравственных качеств ребенка в процессе экологического обучения.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Дети сами нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту и всему живому, только бы им в этом не мешали, не отвращали, а наоборот, помогали сохранить свою доброту на всю жизнь. Пока дети малы, все цветы и травы, жучки – паучки, птицы, кошки, собаки – все это близко им. Поэтому тема экологического воспитания в детском дошкольном возрасте так актуально.
Основная цель: воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним.
Задачи педагогов сводятся к следующему:
1. Воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умение бережно относится к растениям и животным.
2. Сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и формировании на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и не живой природы.
3. Информировать дошкольника об экологической ситуации в городе, крае, мире и о влиянии её на здоровье людей.
Экологическое воспитание осуществляется через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях, не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, трудовым воспитанием.
Занятия проводятся простые и комплексные. Интересны комбинированные занятия, в которых познание природы сочетается с художественной деятельностью (речевой, музыкальной, изобразительной).
Формы и методы работы используются самые разнообразные. Это экскурсии; наблюдения; рассматривание картин; занятия-беседы, познавательно - эвристического характера. Разнообразные сюжетно – ролевые; дидактические и развивающие игры; игровые упражнения; эксперименты и опыты; экологические тесты и задачи; видео, аудиозаписи и т. д. Детей младшей и средней группы необходимо знакомить (на конкретных примерах). Например, связь живого организма со средой обитания (комнатные растения, животные нуждаются в пище, воде, свете, тепле).
Наблюдение – это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение видеть, делать выводы и обобщения. Большую ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки). Наблюдения дают обогащенную почву для размышлений, побуждают в детях пытливость и любознательность. У них возникают бесчисленные «почему» и зачем».
Очень нравятся детям народные приметы. Надо объяснять им, народ издавна замечал, что животные и растения определенным образом ведут себя перед сменой погоды. А сколько будет радости, когда приметы эти подтвердятся собственными наблюдениями.
В каждом явлении природы, в каждом осеннем листочке надо учить детей видеть прекрасное, показывать, как меняется цвет неба в различную погоду, как разнообразны по своей форме облака, наблюдать за животными птицами, насекомыми в естественных условиях. Впечатления дети передают в рисунках, играх, аппликации, сами составляют рассказы и придумывают сказки.
Книга играет важную роль в эстетическом воспитании детей, дает возможность формировать любовь к природе. Для детей подходят произведения таких писателей, как В. Бианки, М. Пришвина, К. Чуковского, С. Маршака, Л. Барто, С. Михалкова и других. Очень любят малыши сказки о животных, их привлекают легкие шуточные, стихи стихи-потешки.
В системе разнообразных знаний об окружающем особое место занимают знания о явлениях неживой природы. Ознакомление должно базироваться на живом интересе ребят и проводиться в увлекательной форме. Очень интересно проходят занятия с детьми по опытно-экспериментальной деятельности, в игровой форме, в «лаборатории природы». На таких занятиях дети, узнают: «какой песок - сухой или мокрый», «что тонет в воде – камень, песок или дерево» «что происходит с зажженной свечой, если её закрыть банкой», «как можно обнаружить воздух «и так далее.
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей природной среды:
1. Познавательному развитию ребенка.
2. Эколого – эстетическому развитию.
3. Оздоровлению ребенка.
4. Формированию нравственных качеств ребенка.
5. Формированию экологически грамотного поведения.
6. Развитию сенсорных, творческих, умственных способностей.
7. Экологизация различных видов деятельности ребенка.
В каждой группе должен находиться:
* Экспериментальный уголок. В данном уголке находится материал, с которым ребенок может самостоятельно заниматься (играть, экспериментировать)
* Уголок природы. В этом уголке размещаются природные объекты для ухода и наблюдения за ними (например, посажен лук). Здесь же находятся книги, иллюстрации содержащие информацию о растениях, животных, природных явлениях. Календари природы и так далее.
*Выставочный уголок. На занятиях по программе дошкольники рисуют, делают поделки, работы выставляются в уголок. Здесь же можно проводить выставки, вывешивать фотографии детей и родителей во время общения с природой.
Большое значение имеет правильно оформленный и возделанный участок, дающий возможность постоянного непосредственного общения с природой, приобщение детей к регулярному труду. Выращивание цветов – это самое доступное для детей практическое занятие. Дети, занимавшиеся посадкой, как правило, не ломают их, не рвут впоследствии. Уход за цветами состоит в подкормке, рыхлении почвы, удалении сорняков, обучая ребят, простейшим приемам труда нужно объяснить необходимость и целесообразность этого труда. Научить испытывать радость от хорошо выполненной работы.
На специальном родительском собрании «Природа – любовь – красота»: родителей знакомят с предметом экологии, обговаривают принципы экологического воспитания ребенка в семье.
На протяжении всего учебного года в уголке для родителей или специальных папках даются рекомендации, консультации, родителей знакомят с результатами обучения детей.
Воспитатель, проводит индивидуальные беседы с родителями, предлагает сходить с детьми рассмотреть те или иные объекты (например «Цветочные часы», «Фонтаны» и т. д., советует какие книги прочитать, какие стихи разучить.
Организует различные мероприятия с участием родителей. Осенью «Праздник урожая». «Птицы улетели». Вначале апреля «День птиц». Готовятся стихи, конкурсы, песни, игры. Дается домашнее задание: сделать дома поделку из природного материала, смастерить скворечник или осенью смастерить кормушки для птиц. Провести соревнования: «Папа, мама и я – здоровая семья».
Таким образом, воспитание у детей любви к природе, способности воспринимать её красоту – одна из важнейших задач, решая которую необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.
А самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, его умение заинтересовать всех детей, пробудить у них желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект : Формирование нравственных качеств ребенка через экологическое воспитание.
Проект направлен на воспитание в детях дошкольного возраста чувства любви к природе, заботу об окружающем мире, чувства доброты, а также сохранение и укрепление здоровья....
Воспитание нравственных качеств детей в процессе общения с природой
Роль природы в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста...
Воспитание нравственных качеств ребенка дошкольного возраста в игре.
Статья содержит материал посвященный воспитанию нравственных качеств ребенка дошкольного возраста в игре....
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ РЕБЕНКА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК
Материал для педагогов ДОУ...
Воспитание нравственных качеств ребенка дошкольника в игре»
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности. Формиров...
Роль сказки в воспитании нравственных качеств ребенка
Современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне развитой личности дошкольника. Всем известно, что формирование личности происходит в семье и детском саду....
Статья «Воспитание нравственных качеств ребенка через традиции семьи»
Семейно-нравственное воспитание и развитие детей играет исключительно важную роль в жизни каждого человека во многом потому, что именно в ее задачи входит привитие ребенку базовых морально-нравс...