ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ РЕБЕНКА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК
статья
Предварительный просмотр:
«Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказок»
Сказка – это то золото, что блестит огоньком в детских глазках.
Г.Х. Андерсен.
Чтобы привить и взрастить в детской душе любовь к родной природе, родному краю, дому и семье, к истории и культуре страны, необходимо развивать нравственные качества ребенка. Моя основная педагогическая идея состоит в том, чтобы это реализовать посредством сказки. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, прежде всего, зависит от родителей, педагогов и ближайшего окружения. В формировании нравственно здоровой личности ребенка сказка является незаменимым инструментом, так как она доступна пониманию дошкольника, ее композиция, фантастические образы, противостояние добра и зла, динамика событий- делают ее особенно интересной и волнующей для детей.
В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила своё предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в нравственном обогащении дошкольников. мы всё чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. У детей искажены представления о таких нравственных качествах, как доброта, милосердие, справедливость и это все под влиянием далеко не нравственных мультфильмов. Так как у детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания, я задумалась над этой проблемой. Как же сформировать нравственные качества, используя при этом доступные, понятные, а главное интересные дошкольникам средства? Чтобы решить эту проблему, я выбрала решение через активное включение сказки в работу. Сказка охватывает и поднимает вопросы не только о добре и зле, но и о предназначении человека на его жизненном пути, благодаря ей ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем.
Мною была поставлена цель: содействие формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста, через работу со сказкой.
Для достижения поставленной цели определила следующие задачи:
- Формировать активную позицию ребёнка в процессе работы со сказкой.
- Содействовать формированию нравственных качеств старших дошкольников.
- Воспитывать у детей интерес к сказкам.
- Обогащать РППОС с целью обеспечения активной деятельности дошкольников.
- Содействовать активизации родителей воспитанников как субъектов образовательного процесса.
По ознакомлению детей со сказкой я использую различные методы (чтение, т.е. дословная передача текста, рассказывание, т. е. более свободная передача текста) и приемы (выразительность чтения, повторность чтения, выборочное чтение, беседа (предварительная и заключительная). Например, если после первого чтения сказка уже понята детьми, можно использовать ряд дополнительных приёмов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования.
Одной из форм активного восприятия сказки – это драматизация. В драматизации ребенок исполняет роль сказочного персонажа, благодаря которой идет воспитание таких черт, как храбрость, самостоятельность, решительность, артистичность.
Нравственные категории такие, как добро и зло, хорошо или плохо, можно и нельзя, нужно формировать своим собственным примером, а также с помощью сказок. Сказки помогают детям увидеть многое, например, что дружба помогает победить зло в таких сказках, как: «Три поросёнка», «Зимовье»; сказка «Репка» и «Теремок» учит дошкольников быть дружными и трудолюбивыми; сказки «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят» предостерегают (в лес одним нельзя ходить, что дверь чужому открывать опасно – можно попасть в беду, а уж если так случилось – не нужно отчаиваться, а нужно найти выход из сложившийся ситуации). Слушаться родителей учат сказки: «Гуси – лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Айога». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка – сестричка и серый волк», «Колосок». В таких сказках, как «Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна – лягушка», «Сивка – Бурка», говорится о том, что трудолюбие всегда вознаграждается. А в таких сказках, как «Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козёл» восхваляется мудрость, забота о близком поощряется в сказке «Бобовое зёрнышко».
В уголке для родителей помещаются советы, пожелания, консультации: «Влияние сказки на речевое развитие ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «Книги и театр», «Читаем и играем», «Рисуем сказку», «Как подружить ребенка с книгой», «Особенности чтения сказок о животных», «Справиться с детским непослушанием помогут сказки», «Роль сказок в развитии речи ребенка», «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки», «Влияние сказки на психику ребенка», «Почитай мне сказку, мама, или с какими книжками лучше дружить дошколятам» и др. Очень будут полезны подготовленные совместно с родителями досуги для детей на литературные темы: игра - викторина «В гости к русской народной сказке», «В стране любимой сказки».
Чтобы ребёнок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Главное средство воспитания – это литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребёнка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснётся струн души ребёнка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут верх над злыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
самообразование "Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок"
самообразование...
Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством русских народных сказок.
Изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста....
Родительская гостиная «Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок».
: расширять представления родителей о роли сказки в развитии личности ребенка;стимулировать самообразование родителей;прививать навыки читательской культуры...
План по самообразованию "Воспитание нравственных качеств детей посредством народных сказок"
План по самолобразованию...
Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок
В данной статье представлена информация о нравственном воспитании дошкольников, методах и этапах ознакомления со сказкой....
Консультация для воспитателей. « Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказок родного края».
Я считаю, что сказка – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем....