Роль сказки в воспитании нравственных качеств ребенка
консультация (подготовительная группа)
Современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне развитой личности дошкольника. Всем известно, что формирование личности происходит в семье и детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_skazki_v_vospitanii_nravstvennyh_kachestv_rebyonka.docx | 16.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль сказки в воспитании нравственных качеств ребёнка
Уважаемые мамы и папы! Как часто нам в детстве читали сказки! Как часто сказки мы читаем своим детям. В чём притягательность сказки, почему её все так любят? И какое влияние оказывают сказочные образы на ребёнка? Давайте вместе найдём ответы на эти и другие вопросы.
Как известно, «сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Одним из главных уроков сказки является то, что в ней в «чистом» виде представлены противоположные эталоны человеческих поступков и качеств: добро и зло, честность и лицемерие, благородство и низость, верность и предательство, ум и глупость.
Сказка – первое художественное произведение, позволяющее ребёнку переживать чувство сопричастности горю и радости героев, ненавидеть жадность и вероломство, страстно желать победы добра. Сказки способствуют становлению и развитию социокультурного опыта ребёнка. Например, попросите вашего ребёнка, который привык только всё получать и не делиться ни с кем, даже с близкими, разделить его любимые конфеты между членами семьи. Думаем, что простой вопрос после несправедливо поделенных конфет: «Как ты разделил сладости: как Карабас – Барабас или как Буратино?»- повергнет его в изумление, ведь Буратино- хороший, добрый, а Карабас - Барабас – злой, жадный, нехороший. Конечно, ребёнку хочется быть похожим на Буратино, а это требует определённых дружественных поступков. Ведь у ребёнка уже сформированы эталоны добра и зла и ему хочется соответсвовать положительным эталонам.
Итак, если сказка рядом, то ребёнок может:
- сравнивать свои поступки с героями сказок и самостоятельно делать выводы;
- оценивать поступки сказочных персонажей с точки зрения нравственных норм;
- научить понимать и любить всё живое;
- фантазировать, изменять сюжет сказки, придумывать новые сюжеты, т.е развивать творчество;
- осваивать нормы литературного языка;
- стремиться стать лучше.
Что может взрослый, читая или рассказывая ребёнку сказку:
- поднять настроение;
- познакомить с нравственными понятиями;
- разрешить конфликт;
- развивать эмоциональный отклик ребёнка на сказку.
Когда нужно читать детям сказки?
- введите добрую традицию – читать сказки ежедневно, когда позволяет время. Старайтесь читать сказку, понимая, что это необходимо вам обоим;
- чаще старайтесь сказку рассказывать, тогда вы будете видеть глаза ребёнка;
- старайтесь сочинять сказки, в которых рассказывается о событиях прожитого дня, обязательно включайте героев, которые близки вашему ребёнку. Все сказки заканчивайте только добром;
- помните, что чтение сказок на ночь – это создание доброй атмосферы дома, теплоты, взаимопонимания и любви.
Как надо общаться со сказкой?
- рассказывать сказку искренне, не торопясь;
- знать, где, когда и зачем нужна та или иная сказка;
- старайтесь не использовать те сказки, где есть ужасы и кошмары. Берегите психику ребёнка!
- никогда не комментируйте сказку следующим образом: « Вот не будешь слушать, тебя также...». Это развивает в ребёнке страх, тревожность.
- старайтесь не рассказывать нравоучительных сказок ребёнку. Выводы он уже умеет делать сам;
Предлагаем вашему вниманию некоторые игры со сказками. Играя со сказкой, учитывайте настроение, желание ребёнка, его самочувствие.
Как можно поиграть со сказкой?
1.Сказку можно изменить, превратив её в загадку, например, «Угадай, из какой мы сказки?»
«Мне очень приятно быть на голове моей хозяйки. Она очень добрая девочки, часто ходит в гости к бабушке. Но моя хозяйка очень доверчивая, она даже поверила коварному волку, поэтому произошли всякие неприятности».
2. Можно сочинить салат из сказок:
Снежная королева и Снегурочка;
Дюймовочка и мальчик-с- пальчик;
Федора и девочка чумазая;
Незнайка и Чиполлино и т.д.
3.Можно придумать смешные истории, героями которых будут смешные имена, например:
«Жили- были господин Утюг и госпожа Гладильная доска.
Однажды Гвоздик и Шурупчик решили отправиться в гости к дядюшке и т.д.
4. Понравится детям и игра «Что было бы, если…».
Для этой игры нужно взять подлежащее и сказуемое и начать фантазировать. Например, что было бы, если бы твой диван мог летать? Что было бы, если бы, ботики умели разговаривать? И т.д.
5. В преддверии школьной жизни можно сочинять сказки про буквы, цифры, школьные принадлежности.
Пусть сказка будет вашим добрым помощником в воспитании умного, понимающего, доброго ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль сказки в воспитании нравственных качеств ребёнка»
Консультация для родителей...
РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКА.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речиначинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу,к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовьпереходит в любовь к Родине, е...
Роль сказки в воспитании нравственных качеств у детей.
Использование сказок ,мифов в работе с детьми все чаще психологи и педагоги используют сказкотерапию в своей работе и это приносит очень хорошие результаты....
Проект «Роль сказки в воспитании нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста»
Сказка для развития детей имеет огромное значение: развивает фантазию и правильную речь, также она помогает учить детей жизни, знакомит с добром и злом. Детские сказки являютс...
Роль семьи в воспитании нравственных качеств личности дошкольников
Роль семьи в нравственном воспитании дошкольниковВоспитание ребенка - это процесс вечный, непрекратимый. Важнейший фактор, влияющий на формирование личности ребенка - его семья. Каждый знает, как вели...
Консультация для родителей "Роль семьи в формировании нравственных качеств ребенка"
Полезная информация для родителей....
Методическое пособие "Родительский лекторий как средство активизации роли семьи в воспитании нравственных качеств дошкольников"
В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов, педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современн...