Роль сказки в воспитании нравственных качеств ребенка
консультация (подготовительная группа)

Ионычева Любовь Владимировна

Современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне развитой личности дошкольника. Всем известно, что формирование личности происходит  в семье и детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_skazki_v_vospitanii_nravstvennyh_kachestv_rebyonka.docx16.57 КБ

Предварительный просмотр:

Роль сказки в воспитании нравственных качеств ребёнка

Уважаемые мамы и папы! Как часто нам в детстве читали сказки! Как часто сказки мы читаем своим детям. В чём притягательность сказки, почему её все так любят? И какое влияние оказывают сказочные образы на ребёнка? Давайте вместе найдём ответы на эти и другие вопросы.

Как известно, «сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Одним из главных уроков сказки является то, что в ней в «чистом» виде представлены противоположные эталоны человеческих поступков и качеств: добро и зло, честность и лицемерие, благородство и низость, верность и предательство, ум и глупость.

Сказка – первое художественное произведение, позволяющее ребёнку переживать чувство сопричастности горю и радости героев, ненавидеть жадность и вероломство, страстно желать победы добра. Сказки способствуют становлению и развитию социокультурного опыта ребёнка. Например, попросите вашего ребёнка, который привык только всё получать и не делиться ни с кем, даже с близкими, разделить его любимые конфеты между членами семьи. Думаем, что простой вопрос после несправедливо поделенных конфет: «Как ты разделил сладости: как Карабас – Барабас или как Буратино?»- повергнет его в изумление, ведь Буратино- хороший, добрый, а Карабас - Барабас – злой, жадный, нехороший. Конечно, ребёнку хочется быть похожим на Буратино, а это требует определённых дружественных поступков. Ведь у ребёнка уже сформированы эталоны добра и зла и ему хочется соответсвовать положительным эталонам.

Итак, если сказка рядом, то ребёнок может:

-  сравнивать свои поступки с героями сказок и самостоятельно делать выводы;

 - оценивать поступки сказочных персонажей с точки зрения нравственных норм;

 - научить понимать и любить всё живое;

 - фантазировать, изменять сюжет сказки, придумывать новые сюжеты, т.е  развивать творчество;

  - осваивать нормы литературного языка;

  - стремиться стать лучше.

Что может взрослый, читая или рассказывая ребёнку сказку:

- поднять настроение;

- познакомить с нравственными понятиями;

- разрешить конфликт;

- развивать эмоциональный отклик ребёнка на сказку.

Когда нужно читать детям сказки?

- введите добрую традицию – читать сказки ежедневно, когда позволяет время. Старайтесь читать сказку, понимая, что это необходимо вам обоим;

- чаще старайтесь сказку рассказывать, тогда вы будете видеть глаза ребёнка;

- старайтесь сочинять сказки, в которых рассказывается о событиях прожитого дня, обязательно включайте героев, которые близки вашему ребёнку. Все сказки заканчивайте только добром;

- помните, что чтение сказок на ночь – это создание доброй атмосферы дома, теплоты, взаимопонимания и любви.

Как надо общаться со сказкой?

- рассказывать сказку искренне, не торопясь;

- знать, где, когда и зачем нужна та или иная сказка;

- старайтесь не использовать те сказки, где есть ужасы и кошмары. Берегите психику ребёнка!

- никогда не комментируйте сказку следующим образом: « Вот не будешь слушать, тебя также...». Это развивает в ребёнке страх, тревожность.

- старайтесь не рассказывать нравоучительных сказок ребёнку. Выводы он уже умеет делать сам;

Предлагаем вашему вниманию некоторые игры со сказками. Играя со сказкой, учитывайте настроение, желание ребёнка, его самочувствие.

Как можно поиграть со сказкой?

1.Сказку можно изменить, превратив её в загадку, например, «Угадай, из какой мы сказки?»

«Мне очень приятно быть на голове моей хозяйки. Она очень добрая девочки, часто ходит в гости к бабушке. Но моя хозяйка очень доверчивая, она даже поверила коварному волку, поэтому произошли всякие неприятности».

2. Можно сочинить салат из сказок:

Снежная королева и Снегурочка;

Дюймовочка и мальчик-с- пальчик;

Федора и девочка чумазая;

Незнайка и Чиполлино и т.д.

3.Можно придумать смешные истории, героями которых будут смешные имена, например:

«Жили- были господин Утюг и госпожа Гладильная доска.

Однажды Гвоздик и Шурупчик решили отправиться в гости к дядюшке и т.д.

4. Понравится детям и игра «Что было бы, если…».

Для этой игры нужно взять подлежащее и сказуемое и начать фантазировать. Например, что было бы, если бы твой диван мог летать? Что было бы, если бы, ботики умели разговаривать? И т.д.

5. В преддверии школьной жизни можно сочинять сказки про буквы, цифры, школьные принадлежности.

Пусть сказка будет вашим добрым помощником в воспитании умного, понимающего, доброго ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКА.

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речиначинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу,к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовьпереходит в любовь к Родине, е...

Роль сказки в воспитании нравственных качеств у детей.

Использование сказок ,мифов в работе с детьми все чаще психологи и педагоги используют сказкотерапию в своей работе и это приносит очень хорошие результаты....

Проект «Роль сказки в воспитании нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста»

Сказка для развития детей имеет огромное значение: развивает фантазию и правильную речь, также она помогает учить детей жизни, знакомит с добром и злом. Детские сказки являютс...

Роль семьи в воспитании нравственных качеств личности дошкольников

Роль семьи в нравственном воспитании дошкольниковВоспитание ребенка - это процесс вечный, непрекратимый. Важнейший фактор, влияющий на формирование личности ребенка - его семья. Каждый знает, как вели...

Методическое пособие "Родительский лекторий как средство активизации роли семьи в воспитании нравственных качеств дошкольников"

В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов, педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современн...