Воспитание нравственных качеств детей в процессе общения с природой
консультация ( группа) на тему

Шабарова Анна Викторовна

Роль природы в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Природа и дети

Н.Н. Исаева

Мы научились понимать, что на земле есть и другие живые существа, которым тоже бывает больно. И здесь большую роль играет воспитатель как личность, его отношение ко всему живому и красивому, его умение видеть необычное в природе в разные сезоны и в разную погоду. Действенная любовь, настоящая забота о природе возникает у детей тогда, когда перед их глазами есть постоянный пример разумного отношения к природе взрослого. Можно бесконечно говорить о любви к природе, но если воспитатель, которому подражают дети, бездумно сломал ветку, перешагнул через клумбу, закричал, увидев червяка в руке ребенка: «Брось эту гадость!», – то пользы от этих разговоров не будет. Наши дети постоянно общаются с природой. Непосредственное природное окружение – «Уголок природы», озелененный участок с цветниками и огородом позволяют организовать систематические наблюдения за растениями и животными, приобщают детей к регулярному труду по уходу за ними. «Уголок природы» дает возможность проводить вполне планомерные, длительные наблюдения, позволяет удовлетворить любознательность детей. Если даже за животными или растениями, содержащимися в «Уголке», неправильно ухаживать, они не погибают сразу, и положение может быть исправлено. Спасти можно даже выдернутый с корнем цветок. Уход за растениями, животными, птицами позволяет выявить наиболее заботливых детей, сформировать у них уважительную оценку, заботу обо всем живом. В дошкольном возрасте у ребенка наблюдается огромная потребность познать окружающий мир. Однако эта его потребность не всегда реализуется полностью.

Уже в младшем возрасте мы знакомим детей с азами экологии. Важная роль в обучении должна отводится игре, сказке, музыке, театру, рисованию. В то же время дети уже способны вести простую исследовательскую работу и даже выполнять отдельные экологические задания. Именно поэтому задача взрослых – воспитывать у малышей устойчивое негативное отношение к таким актам вандализма, как разрушение гнезд, муравейников, бессмысленному уничтожению живых существ. Даже назойливого комара или муху не стоит убивать: ведь можно просто прогнать их, сохранив жизнь. Мы должны доказать детям зависимость жизни других существ от человека, даже от маленького ребенка, хрупкость этой жизни – таким образом эти занятия могут стать уроками нравственности для малышей. А ведь мы знаем, что ребенка во многом воспитывает окружающая среда.

Ребенок должен понять, как все вокруг взаимодействует между собой, какая роль в этом отводится человеку. Поэтому ведущим методом в экологическом воспитании является наблюдение. Наблюдение позволяет педагогу показать:

1) красоту, своеобразие, неповторимость данного организма, явления, предмета или целого пейзажа;

2) особенность строения;

3) циклические изменения, происходящие в природе: семя – растение –

семя: детеныш – взрослое животное – детеныш; зима – весна – лето – осень – зима; 4) связь данного предмета, объекта с окружающим миром: растение – почка; растение – вода; растение – солнце; растение – животное; растение – человек и т.д.;

5) результат деятельности человека, как положительный, так и отрицательный: красиво обрезанные деревья и изуродованные во время обрезки; мусор и растения и т.д. В ходе наблюдений воспитатели используют разные методические приемы, грамзаписи музыкальных произведений, звуков природы, различные картины, пословицы, поговорки, заклички, дразнилки, игры и многое другое. Дошкольники любят сказку, поэтому в ходе наблюдений воспитатели рассказывают сказки были собственного сочинения или подобранные из литературы. Через сказку ребенку будет легче представить себе и понять жизнь леса, луга, необходимость соблюдения культуры поведения в природе и т.д.

А самое главное – мы должны формировать у детей понятие бережного отношения ко всему окружающему, охранять природу не потому, что это приносит пользу человеку, а потому, что природа, в которой все взаимосвязано, в которой нет ничего ненужного или лишнего, живет по своим законам. Надо подвести детей к пониманию того, что для людей окружающая природа имеет огромное значение. Нам, как и всем живым существам, нужны воздух, вода и пища. Их дает нам природа. Она восхищает нас своей красотой, постоянно дарит нам радость открытий. И только тот человек живет интересно, кто каждый день узнает что то новое, удивительное. И всегда надо помнить слова М. Пришвина: «Все прекрасное на земле – от солнца, и все хорошее от человека». Мы слышим голоса птиц и шум листвы. Мы видим маленьких зверьков и жалеем их. Мы чувствуем, что связны с землей и водой, и хотим защищать их. Мы хотим, чтобы все люди чувствовали себя детьми природы.

Игры в экологическом воспитании, как средство развития творческих способностей

Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.

Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах. Испытывать чувство радости от процесса труда, желание познать тайны и законы мироздания, способность находить выход из сложных жизненных ситуаций) - одна из наиболее сложных и интересный задач современной педагогики. И хотя в народе говорят " Век живи - век учись", важно не пропустить тот период в жизни ребенка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

Конкретная деятельность ребенка в детском саду развивает самостоятельность, мышление и зрительный генезис, а также активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу творческой деятельности, способствует эффективному развитию воображения и восприятия.

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встаёт задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования, защита животных и природы.

Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и представляет широкие возможности для развития творческих способностей. Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них творческого интереса к природе. В процессе пробуждения и развития эмоционального восприятия природы важную роль играет отношение воспитателей и родителей к природе и интересам детей, связанным с ней. Внимание взрослых, поддержка, одобрение содействуют развитию увлечения и успеху деятельности.

В качестве признаков, по которым можно судить о пробуждающемся у детей интересе к природе, могут выступать проявления творческой активности (вопросы воспитателю, участие в обсуждении природоохранных тем на занятиях и прогулках, активное оперирование знаниями), Доступными средствами формирования интереса дошкольников к природе являются прогулки и экскурсии на природу; фенологические наблюдения; использование элементов исследовательской работы; изучение загадочных явлений природы; деятельность по оказанию помощи природе; чтение книг и просмотр видеофильмов о природе; проведение плановых и ситуационных бесед о природе и бережном отношении к ней.

Мы должны помнить, что сами дети часто не замечают Красоту вообще и в природе в частности. В этом мы, взрослые, должны им помочь. Но делать это надо не формально, не сухо, а через сердце, через восхищение, удивление, радость и любовь.

Роль природы в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Богатейший эмоциональный опыт дает детям природа. Трудно представить себе творческое развитие детей без привлечения в помощники воспитателю природы - этого самого естественного источника красоты. Природа - не только великий учитель и великий воспитатель. Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности, Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей.

Во все времена и эпохи природа оказала огромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека.

Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо. Поэтому природа - источник для творчества. Прекрасное в природе было и остается предметом художественного освоения ее. Поэтому великие художники - всегда первооткрыватели прекрасного в окружающем мире.

Ребенка необходимо научить видеть природу. Ведь смотреть - еще не значит видеть. Воспринимается далеко не все то, что отпечатывается в сетчатке глаз, а лишь то, на чем сосредотачивается внимание. Мы видим лишь тогда, когда осознаем. Детей нужно учить видеть. Это значит не только показать, но и описать словесно. Например, описать краски и оттенки закатного неба и зари, описать форму облаков и их окраску, описать звездное небо и луну, показать все это. Если жители высоких этажей могут видеть небо из окна или с балкона, то другие увидят его, выйдя во двор. Небо чрезвычайно разнообразно и всегда прекрасно. Созерцать его ежедневно, в течение всей жизни, не может надоесть, как не может надоесть дышать. Наоборот, каждый день такое созерцание, хотя бы в течение нескольких минут, освежает душу. Так же нужно «увидеть» снегопад или дождь, или грозу. Редко встречаются города, где нет реки, пруда или озера. Вода не так разнообразна, как небо, но и она богата красками, оттенками. А ведь есть города и селения, расположенные на берегах морей.

В доме всегда должны быть цветы, за которыми ребенок ухаживает, наблюдает и красоте которых радуется. В городах есть деревья, бульвары, скверы, парки. И здесь нужно учить детей «видеть» деревья, цветы, кустарники: замечать особенности и оттенки лепестков, листьев, наблюдать, как набухают и распускаются почки или начинают желтеть листья, как зацветают цветы и созревают семена. Нужно, чтобы ребенок выбрал в ближайшем окружении дерево, которое ему кажется самым привлекательным, и наблюдал за его увяданием и зимним сном. Пусть он относится к любимому дереву как к дружественному существу - навещает его, замечает новые побеги, помогает ему.

Ребенку необходимо показать особенности поведения воробьев, галок, голубей, научит их описывать их оперение, глаза, форму тела и лапок; рассказать ребенку об их жизни, заботах, о строгих правилах стаи и т.п. Само собой разумеется, что ребенок должен научиться «видеть» окружающих домашних животных.

Главная задача в развитии творческих способностей средствами природы - это пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее. Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование творческих способностей. Она неисчерпаемый источник впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа занимает значительное место, способствует формированию и развитию творческих навыков.

Большая роль в развитии творческих способностей дошкольников средствами природы принадлежит педагогическому коллективу детского сада. Наиболее эффективная последовательность работы такова:

- непосредственное восприятие природы;

- организованное наблюдение над природой во время прогулок и экскурсий.

 - сочетание метода наблюдения с методом активных действий во время работы на опытном участке.

Наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный - ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта; слуховой - ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листьев, журчанье ручейка - все это прелестно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различить - сладкий вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды. Осязание - это вторые глаза ребенка. Ощущая предметы природы, ребенок чувствует все шероховатости коры деревьев, крупинки песка, чешуйки шишек. Запахи так же волнуют воображение ребенка. Развивать наблюдательность у детей - вот задача, которая встает перед воспитателями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Формирование экологической культуры у детей в процессе общения с природой."

Планета Земля переживает глобальный экологический кризис. Проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой. Такое вза...

Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста через слушание музыкальных произведений, посвящённых теме «Игрушка»

Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста через слушание музыкальных произведений, посвящённых теме «Игрушка» Методическая разработка Яблокова Е.В. ГБДОУ д/с № 61 (филиал) Колпинск...

Воспитание нравственных качеств ребенка в процессе экологического обучения.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природоп...

Воспитание нравственных качеств детей в общении с природой.

Воспитание нравственных качеств детей в процесси общения сприродой....

Список сказок для прочтения детям в младшей группе по теме самообразования «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

Материал содержит список сказок для прочтения детям в младшей группе по теме самообразования «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных ска...

Перспективный план по самообразованию по теме "Воспитание нравственных качеств у дошкольников через общение с природой"

Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы,формировать эстетические чувства;-воспитывать интерес к родной природе,желание больше узнать о природе своего к...

Обобщение опыта работы по теме"Воспитание нравственных качеств у дошкольников через общение с природой".

Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка. Моя задача -научить ребенка видеть,понимать и ценить ее красоту....