Педсовет «Экологическое воспитание средствами живой природы»
учебно-методический материал по окружающему миру на тему

Щаклина Наталия

Цель: повысить уровень экологического воспитания детей в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_ek.vosp_.sredstv.zhivoy_prirody.doc258.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Педсовет

«Экологическое воспитание средствами живой природы»

        

Цель: повысить уровень экологического воспитания детей в ДОУ.

Задачи: 1. Систематизировать работу по экологическому воспитанию, установить взаимодействие специалистов и воспитателей ДОУ по данной теме.

2. Укрепить усвоение детьми элементарных норм поведения по отношению к живой природе.

3. Развить творческий потенциал педагогов и родителей.

Форма работы: устный журнал.

План педсовета:

1. Рублика “Колонка редактора”.

Актуальность проблемы – Воспитатель Н.В. Щаклина

2. Рублика “Методика”

Терминологический словарь.

Определение понятий “экология”, “экологическое образование”, “экологическое воспитание”, “экологическая культура”. Анализ программ по экологическому воспитанию дошкольников.

3. Рублика Практика. Опыт.

Заслушать опыт работы воспитателей, работающих по данной теме.

4. Деловая игра.

Содержание игры.

    Деловая игра состоит из трех частей. Каждый этап ее регламентирован, в конце подводится общий итог. Отмечаются победители игры и всего педсовета. В игре участвуют педагоги по парам, т. е. оценивается ответ сразу двух человек (команды из двух человек).

1 часть. Разминка. Вопросы задают каждой паре по очереди:

*Что означает термин “экология”?

*Каковы основные проблемы экологии во всем мире и в нашей стране (родном селе, районе)?

*В чем основная сущность экологического воспитания детей? Почему им надо заниматься с дошкольного возраста?

*Каково влияние экологии на здоровье детей?

*В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения детей к природе? В чем конкретно берете вину на себя как воспитатель?

*Какова основная роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?

*В какой совместной деятельности с детьми вы можете практически способствовать охране природы?

*Какая, на ваш взгляд, должна проводиться работа с родителями в ДОУ.

*Перечислите классиков русской и зарубежной литературы, воспевавших природу в своих произведениях.

*Перечислите известные вам пословицы и поговорки о природе.

*Вспомните и кратко перечислите народные приметы о природе.

*Вспомните и прочтите наизусть стихи о природе (каждый из пары воспитателей).

Музыкальная пауза и подведение итогов разминки.

2 часть. Решение педагогических ситуаций.

Ситуации задаются всему коллективу. Ответы могут быть от нескольких пар на каждую ситуацию, но с позиции именно этих людей, эксперты оценивают более рациональное решение:

1. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: “Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!”. Мужчина, идущий мимо и слышавший этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: “Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?” Тот отвечает “Просто так…”

Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?

2. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

– Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

– Это что еще за капризы?! – вспыхнула мать, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ей девочку. А потом зло бросила: – Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы.

Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

3. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.

Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая мам (детей), или остановитесь и поговорите с мамами (детьми)?

3 часть. Экспресс-вопросы. Вопросы быстро задаются по очереди каждой паре, ответы должны быть также моментальными и краткими:

*Зачем белке длинный и пушистый хвост?

*Почему лиса всю зиму бегает, а медведь спит?

*Во время листопада под осинами можно видеть много опавших веток. Как объяснить это явление?

*Почему в зимний период на окнах появляются узоры?

*Отчего кошка часто умывается, а собака – нет?

*Почему листья летом зеленые, а осенью желтые и багряные?

*Как летом без барометра можно узнать о приближении ненастья?

*Почему опадают листья?

*Дым столбом какую погоду предвещает?

*Лягушки расквакались к чему?

Подведение итогов игры. 

Эксперты называют оценки каждой микрогруппы за первую часть педсовета (выполнение домашнего задания) и за вторую (игровую) часть отдельно. Затем подводится общий итог и награждение наиболее отличившихся пар - микрогрупп из двух человек.

Решения:

  1. Пересмотреть планирование и уделить должное внимание экологическому развитию детей.
  2. Подготовить тематическую выставку для родителей о природе, о правилах поведения в парке, в лесу и так далее.
  3. Написать конспекты занятий с опытами, которые можно провести на приро

 

Терминологический  словарь

Экология – от греческого «экос» - жилище, обиталище, дом; «логос» - изучение, – наука о месте обитания.

Экологическое воспитание – новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры. Что же такое экологическая культура? Это осознанно - правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы. Оно выработается лишь при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с педагогом и родителем при ознакомлении с окружающим миром. Осознанное правильное отношение - это совокупность знаний и активных проявлений ребенка, т.е. интереса к явлениям природы, эмоционального отклика на общение с ней, понимание специфики животного, желание практически сохранять, поддерживать и создавать для него нужные условия.

Педагогическое взаимодействие – это непрерывный процесс воспитания, развития и обучения ребенка при тесном сотрудничестве педагога и родителей.

Экологическое образование – это обращение людей к природе, осмысление и «прочувствование» сложившейся ситуации.

 

           Экосистема (от греч. óikos — жилище, местопребывание и система), природный комплекс (биокосная система), образованный живыми организмами (биоценоз) и средой их обитания (косной, например атмосфера, или биокосной — почва, водоём и т.п.), связанными между собой обменом веществ и энергии.

Экологическое воспитание как актуальное направление

 дошкольной педагогики

Булатова Т.А. заведующий

      В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться в дошкольном детстве.

       Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека. В это же время закладываются позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру”, к себе и окружающим людям (“Концепция дошкольного воспитания”). Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры, но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним

Становление экологического воспитания личности в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения возможно при решении следующих задач:

1. Формирование у детей элементов экологического сознания. Освоение ребенком элементов экологического сознания определяется содержанием и характером (степенью сложности) знаний о природе. Это должны быть знания экологического содержания, отражающие ведущие взаимосвязи природных явлений.

2. Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе.  При этом деятельность детей должна иметь природоохранный характер. В ходе реальной деятельности в природе (уход за животными и растениями в уголке природы и на участке, участие в природоохранной работе) дети осваивают умения создавать для растений и животных условия, близкие к природным, с учетом потребностей живых организмов. Важными являются осваиваемые детьми умения предвидеть последствия негативных поступков, правильно вести себя в природе, сохранять целостность отдельных живых организмов и систем. Именно освоение детьми практических навыков и умений делает отношение к природе не созерцательным, а осознанно-действенным.

3. Воспитание гуманного отношения к природе. Отношение к природе – гуманное, познавательное, эстетическое – теснейшим образом связано с содержанием осваиваемых ребенком знаний. Знания экологического содержания регулируют и направляют поведение и деятельность детей в природе. Особое место в формировании отношения к природе занимают знания о законах природы, доступные пониманию детей.

        Экологическую культуру детей дошкольного возраста можно рассматривать как специфическую “субкультуру” определенной социальной группы. Объем знаний экологической культуры, соответствующий дошкольному возрасту, ребенок получает через средства массовой информации, в детском саду и семье, влияние которой сказывается на формировании начал экокультуры ребенка. Определяется отношением ее членов к окружающей природе и их общей культурой: роль же детского сада, в этой связи, определяется не только условиями воспитания, но и личностными, профессиональными качествами педагогов, культурным уровнем всего педагогического коллектива.

           Структурные компоненты экологической культуры (экологические знания и умения, экологическое мышление, ценностные ориентации, экологически оправданное поведение) тесно связаны между собой и составляют единую систему. Осью индивидуальной экологической культуры целесообразно считать экосознание, формирующееся в процессе деятельности ребенка и которое повышается, если стимулировать его интерес к природе вообще, и любви к природе родного края, в частности побуждать чувства, вызывать сопереживание; важно, чтобы ребенок сам мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме.

          Для дошкольника характерны следующие элементы экологического сознания:

во-первых, потребность в общении с природой, которая является отправной точкой формирования экологической культуры ребенка, как правило, не отделяющего себя от природы, воспринимая себя частью этой природы;

во-вторых, эстетические и этические чувства, которые вызывает общение с природой, индивидуальные для каждого ребенка, имеют различные эмоциональные оттенки, положительные или отрицательные.

           Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности; важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры.

      Показателем сформированности экологической культуры дошкольника является его экологическая воспитанность, которая выражается:

- в усвоении норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация их значительной части в привычки;
- в наличии потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на их практическое применение;

- в потребности в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживании им, проявлении доброты, чуткости, милосердия к людям, природе, бережное отношение ко всему окружающему;
- в проявлении эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности;
- в проявлении инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.

        Таким образом, в период дошкольного детства происходит формирование и развитие экологической культуры детей, и при условии качественного ее формирования ребенок будет любить, ценить и беречь окружающую природу всю жизнь.

Экологическое воспитание дошкольников с использованием проектной деятельности.

Из опыта работы  

 воспитателя  Щаклиной Н.В.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования экологической культуры, что влияет на развитие их нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных способностей. 

Формирование нравственной, патриотической культуры неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием личности, которая позволяет посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности  и каждым годом она становится острее. Новые исследования, новые образовательные программы пытаются ответить на вопросы: « Что должны знать дети о природе?», «Как научить любить природу?».

Самым приемлемым методом работы является проектная, экспериментальная деятельность, поскольку она представляет собой соединение практической деятельности дошкольников с усвоением ими необходимых научных знаний в доступной форме.

        

Цель:

Формирование элементарных экологических знаний о ценностях природы, накопления опыта, гуманного отношения к ней.

Задачи:

  • Развивать у детей дошкольного возраста экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней.
  • Формировать умение разнообразной деятельностью в природе и становления экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами.
  • Накапливать с детьми эмоционально позитивный опыт общения с природой.
  •  Воспитывать у детей элементы экологического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде и здоровью (собственному и окружающих людей),
  • Следовать экологическим правилам в доступных для ребёнка формах.

Работу по формированию экологической культуры у дошкольников строим следующим образом:

  • Материал даем не в виде готовых знаний, а в виде проблем, проведение экспериментов, побуждающих  к самостоятельному поиску.
  • Создаем ситуацию успеха для каждого ребенка, используя дифференцированное задание с учетом их индивидуальных особенностей.

Наибольшее применение в нашей работе находит проектная деятельность.

    Проектирование является одним из средств социального, интеллектуального и творческого саморазвития всех субъектов образования: и детей, и взрослых. Взаимодействие детей и взрослых в проектной деятельности  открывает возможности формирования собственного опыта и способствует развитию творческой личности ребёнка.

Система педагогического взаимодействия, направленного на экологическое развитие детей,  позволяет осваивать не только экологические представления, но и овладевать различными способами познавательной деятельности, учить проявлять отношение к объектам природы.

Экологические проекты - это для детей увлекательная игра в «учёных», «исследователей», «защитников природы».

Все экологические проекты, разработанные нами, объединены одной общей целью: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания.

Тем самым мы воспитываем у детей наблюдательность, бережное отношение к окружающему миру, формируем представление об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них, что способствует развитию психических функций дошкольников.

  

 

« Система  сотрудничества с родителями   как условие оптимизации

экологического воспитания дошкольников».

         Из опыта работы воспитателя  Поповой О.В.

         Экологическое воспитание  в настоящее время  не  только одно  из наиболее  сложных направлений  в работе ДОУ, но и важный процесс непрерывного воспитания  экологической  культуры родителей, так как семья играет  главную роль  в жизни ребенка.

             В системе  непрерывного  экологического  образования  и воспитания детей важен фундамент, на котором формируется личность – это семья.  И если фундамент  заложен   плохо, приходится  многое перестраивать  в отношении человека к природе, отражающем  уровень  его культурно-интеллектуального развития.

       Золотое правило экологии: «Относитесь к природе  так, как  ты бы хотел, чтобы относились к тебе».

        При общении  с родителями,  я  поняла:  многие родители  экологически  неграмотны, они не могут дать детям элементарных знаний о природе.

         Печально, но развитие   культуры подрастающего поколения  тормозится низкой  культурой взрослых. Детям важен их авторитет,  но они  часто  видят, как взрослые  нарушают элементарные правила поведения в природе и учат  их    на   следующих примерах: «Костер сам погаснет. Воды в реке на всех хватит. Не нужно жалеть цветы, их ведь много». Такие фразы воспринимаются  детьми с самого раннего возраста  и  переучивать  их в дальнейшем сложно. Экологическое бескультурие становится «нормой».

    Изучая особенности семейного  воспитания,   я провела  анкетирование и сделала вывод, что  большинство родителей не занимаются  воспитанием детей правильного  отношения к природе. Причины самые разнообразные:

- этим должны заниматься воспитатели;

- нет необходимых знаний;

-   нет времени заниматься воспитанием.

        Изучив причины, я определила как важно системное  сотрудничество  с родителями  по экологическому воспитанию,  установление с ними  партнерских отношений.

    В ходе совместной деятельности я должна решить следующие задачи:

- вовлечь родителей в совместную  с ДОУ   экологически - ориентированную деятельность;

- создать атмосферу  общности интересов  в контексте  решения задач  по экологическому воспитанию дошкольников;

- повысить уровень нравственно-экологической компетенции родителей.

    Следовательно,  для формирования  основ экологической культуры у дошкольников возникла необходимость  разработать перспективный план  сотрудничества   и взаимодействия ДОУ с семьей. С целью оптимизации  экологического воспитания  дошкольников.

         Мой  план включает в себя: определенное содержание, методы и  формы работы, а так же создание условий  для постоянного  общения детей   с природными объектами. Это возможно   при наличии экологического  сознания  у взрослых, готовности педагогов  осуществлять на практике  экологическое воспитание детей, пропагандировать  экологические  знания  среди родителей  и вовлекать  их в совместную  деятельность.

     Перспективный план включает следующие формы работы с  родителями:

- изготовление листовок, экологических газет, наглядных пособий;

- организация семинаров – практикумов, дней открытых;

- проведение продуктивной деятельности.

     Я могу отметить ряд мероприятий,  к которым  родители проявили  особый интерес, которые способствовали  формированию мотива взаимодействия  и сотрудничества  у родителей.

   Одна из форм  наглядной агитации – листовка, в которой лаконично   описывались правила  поведения в природе. Первые листовки  я изготовила вместе с детьми.  Листовки выполнялись в соответствии   со временем года   и важными явлениями  природы. Эффективность  данной формы  подтвердил конкурс  листовок на тему: «Берегите природу», в котором участвовали родители.

      Семинар-практикум  для родителей  « В царстве лекарственных растений»,  

целью,  которого являлось обсуждение  проблемы и расширение   представления о системе   оздоровления детей. Медсестра  рассказала  о системе  закаливания,  сложившейся  в детском саду, возможностях и правилах  использования лекарственных растений. Родители обменялись семейным опытом использования трав.

    Особое направление  открытости  детского сада  - вовлечение   родителей в образовательный процесс. Стало традицией проводить  дни открытых дверей,  родители могут посетить занятия  « День экологической культуры».

    Продуктивной формой стало проведение вечеров, досугов  с родителями, инсценировка сказок  и чтение рассказов о животном мире с участием родителей.

  Традиционными стали прогулки « В гости к  снеговику в природу»,  цель прогулок:

-  закрепить знания  детей  о явлениях в природе  и жизни животных зимой;

 - расширить природоведческие знания  детей и родителей   о природе родного села;

- вызвать у родителей интерес  к организации  и проведению походов.

      На выставке совместных работ  детей и родителей  «Природа и творчество» демонстрировались  поделки из природного и бросового материала

    Таким образом,  анализ проведенной работы  позволяет убедиться  в целесообразности   и эффективности построения   педагогического  процесса в соответствии  с поставленной целью  и задачами. Наметились перспективы  сотрудничества.  Сотрудничество с родителями  способствует воспитанию  у детей  осознанного и бережного отношения  к природе, людям, окружающему миру, что составляет основу  экологической культуры.

Экологическое воспитание младших дошкольников

Из опыта работы

воспитателя  Чернобровкиной З.Д.  

Взаимодействие человека с природой - чрезвычайно актуальная проблема современности. Система  непрерывного экологического образования достигла наиболее высокого уровня в своём начальном звене - сфере воспитания дошкольников.  

          Задача педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста - заложить первые ориентиры в мире природы  растений и животных как живых существ и их зависимости от условий жизни.

          Становление первоначальных основ экологической культуры - это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности. В возрасте двух - трех лет дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства - форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними.

            Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта), формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий.

         Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определенных условиях — это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними. Знание важно не само по себе, а для выработки дифференцированного видения объектов природы и возможности действовать с ними. Правильное отношение к живым существам    является конечным результатом, показателем экологической воспитанности, проявляется в этом возрасте лишь в добровольном и активном участии детей в совместной с взрослым деятельности, направленной на поддержание необходимых для обитателей зеленой зоны условий и на общение с ними.           Важное место в технологии занимает игра — несложная сюжетная или подвижная, с имитацией движений животных со звукоподражанием им.  

              Успех в экологическом воспитании 3-4-летних малышей обеспечивается прежде всего пониманием воспитателя их психофизиологических особенностей. Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с  взрослым практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия Задача младшего дошкольного возраста - заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости одного - двух условий для их жизни.

        Технология экологического воспитания младших дошкольников включает следующие компоненты:

- разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни (за, декоративной птицей, елью на участке в зимнее время, осенними цветущими растениями, весенними первоцветами).

           Каждый из циклов включает 3-5 наблюдений и позволяет детям получить первые конкретные знания об этих объектах природы , ежемесячные (в течение одной недели) наблюдения за погодными явлениями, которые сопровождаются ежедневным ведением календаря (с помощью картинок-пиктограмм) и одеванием картонной куклы; участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними, которые фиксируются в специальном календаре карточками-картинками с их изображением ежедневно в течение 1-2 недель в разгар зимней подкормки; проращивание лука-репки в зимнее время и создание календаря его роста: наблюдения за растущим луком ведутся в течение 4-5 недель (один раз в неделю) воспитателем в присутствии детей и с их помощью делаются зарисовки; совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями, рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах; проведение экологических занятий один раз в две недели; проведение экологических досугов.  

             Проводила беседы «Зачем растениям нужна вода, солнце и тепло», проводила практическую деятельность: посадка лука, проращивание семян.

          В летний период - это участие детей в посадках на территории детского сада, наблюдение и уход за растениями. Вместе с детьми наблюдала за природой на участке, дети помогали мне ухаживать за цветами. Труд малышей происходил под моим наблюдением, я помогала малышам, если они в чём-то затруднялись. На основе наблюдения за явлениями природы учила детей устанавливать простейшие связи и зависимости.

        Тем самым мы воспитываем у детей наблюдательность, бережное отношение к окружающему миру, формируем представление об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

 

 

Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ

Актуальность темы

В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования экологической культуры, что влияет на развитие их нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных способностей.

Проживая  в непосредственной близости от природы, для себя мы определили приоритетное направление работы – экологическое воспитание дошкольников.  

Формирование нравственной, патриотической культуры неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием личности, которая позволяет посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей

Психологически исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие различных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления и воображения.

Непосредственное восприятие предметов природы их разнообразие воздействует на детей,  вызывает у них радость восторг удивление, позволяет раскрыть многообразие связей живого в экосистеме.

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности, и каждым годом она становится острее. Новые исследования новые образовательные программы пытаются ответить на вопросы: « Что должны знать дети о природе?», «Как научить любить природу?».

Самым приемлемым методом работы является проектная, экспериментальная деятельность, поскольку она представляет собой соединение практической деятельности дошкольников с усвоением ими необходимых научных знаний в доступной форме.

        

Цель:

Формирование элементарных экологических знаний о ценностях природы, накопления опыта, гуманного отношения к ней.

Задачи:

  • Развивать у детей дошкольного возраста экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней.
  • Формировать умение разнообразной деятельностью в природе и становления экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами.
  • Накапливать с детьми эмоционально позитивный опыт общения с природой.
  •  Воспитывать у детей элементы экологического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде и здоровью (собственному и окружающих людей),
  • Следовать экологическим правилам в доступных для ребёнка формах.

Работу по формированию экологической культуры у дошкольников строим следующим образом:

  • Материал даем не в виде готовых знаний, а в виде проблем, проведение экспериментов, побуждающих  к самостоятельному поиску.
  • Создаем ситуацию успеха для каждого ребенка, используя дифференцированное задание с учетом их индивидуальных особенностей.

Наибольшее применение в нашей работе находит проектная деятельность.

Проектирование является одним из средств социального, интеллектуального и творческого саморазвития всех субъектов образования, и детей, и взрослых. Взаимодействие детей и взрослых в проектной деятельности, открывает возможности формирования собственного опыта и способствует развитию творческой личности ребёнка.

Система педагогического взаимодействия направленного на экологическое развитие детей  позволила осваивать не только экологические представления, но и овладевать различными способами познавательной деятельности, учить проявлять отношение к объектам природы.

Экологические проекты это для детей увлекательная игра в «учёных», «исследователей», «защитников природы».

Все экологические проекты, разработанные нами, объединены одной общей целью: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания.

Тем самым мы воспитываем у детей наблюдательность, бережное отношение к окружающему миру, формируем представление об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них, что способствует развитию психических функций дошкольников.

  

  • Специально - организованное обучение

- Занятия

- Экскурсии

- Наблюдение за животными и растениями

- Обучение детей труду по уходу за растениями и животными

- Изобразительная деятельность экологической тематики

- Развитие речи (придумывание экологических сказок, составление, рассказав о природных объектах и явлениях)

- Формирование обобщенных представлений о природе

- Классификация представлений о природе

  • Совместная деятельность педагога и детей

-проектная деятельность

- наблюдение в уголке природы, на прогулке

- целевые прогулки в природу

- чтение художественной литературы, рассказ воспитателя

- беседы и разговоры с детьми на экологические темы, по их интересам

- опыты, поисковая деятельность

- труд в уголке природы и на участке

- работа с моделями

- ведение календарей природы, дневников наблюдений

- экологические досуги и праздники

  • Самостоятельная деятельность детей:

- игры

- экспериментирование

- уход за растениями и животными уголка природы

- изготовление поделок из природного материала

- театрализованная деятельность

  • Деятельность детей на участке детского сада

Отдых и труд среди растений, безусловно, улучшают и здоровье, и психическое состояние ребенка, приближая его к природе.

Экологическая тропа одна из современных форм, воспитания и образования детей. Нами составлен план маршрута, выделены интересные объекты тропы.

Овощной огород расположен на открытом пространстве, при оформлении огорода, мы выбирает быстро растущие и рано созревающие овощи.  Крупные смена и луковицы (лук, город, бобы) дети высаживают самостоятельно. Укроп, петрушку, салат помогают сажать взрослые.

Уголок лекарственных трав создан, для того чтобы показать детям разнообразие лекарственных растений (одуванчик, ромашка, мята, календула).

Цветники – это клумбы, на которых мы высаживаем однолетние цветы (бархатцы, астры, календула, космея, колокольчики). Дети имеют возможность видеть настоящее море соцветий, имеющих приятный запах. Работа на клумбах дает ребенку возможность почувствовать свою ответственность, дает ребенку возможность почувствовать свою ответственность, помогает ближе познакомиться с природой, познать взаимосвязь между растениями и людьми.

На участке для привлечения птиц, размещены кормушки, где дети могут самостоятельно кормить птиц и наблюдать за ними.

  • Проектная деятельность – позволяет развивать творческие способности ребенка с опорой на его поисковое поведение

Поиск новых направлений в практической работе по экологическому по воспитанию ребенка продолжается, и мы сможет сделать детскую жизнь более интересной, полезной и комфортной.

               

                                                                         

                                                                     

                 


Выводы

Анализируя результаты работы мы пришли к выводу, что формирование у детей знаний и умений по экологическому воспитанию наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической, проектной и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знаний полученные ранее, становятся необходимые им, так как помогают решать практическую задачу и потому усваиваются легче и быстрее.

Экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умение целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно – ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.

Играя с растениями и животными, дошкольник учиться распознавать настроение живого существа, его своеобразие, что так же способствует чуткости и душевной отзывчивости ребенка.

Условия, которые были созданы нами  уголок, природы, уголок проведения опытов, наблюдение, проекты, чтение художественной литературы, рассматривание работ художников, огород на окне, поделки из природного материала, способствовали тому, что у детей повысился интерес к природе.

Знания детей природоведческого характера достигли того уровня, при котором они могут сравнить, обобщать, различать. Дети стали эмоционально активны на занятиях, у них сформирован свой стиль поведения и деятельности в природе, значительно повысился уровень их экологической воспитанности, который выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе.

Ведущим личностным достижением ребенка становится подлинно – гуманное отношение к величайшей ценности – ЖИЗНИ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет в ДОУ "Экологическое воспитание дошкольников средствами живой и неживой природы"

Педсовет в ДОУ«Экологическое воспитание дошкольников средствами живой и неживой природы» Цель: совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры....

Доклад на педагогическом совете на тему: «Экологическое воспитание средствами живой природы»

Экологическое воспитание- это не только воспитание бережного и заботливого отношения к природе, но воспитание человечности, доброты не только к природе, но и к людям, живущим рядом, к потомкам, которы...

Педагогический совет «Экологическое воспитание средствами живой природы»

Форма работы: устный журнал. План. 1. Актуальность проблемы - заведующая ДОУ. 2. Рубрика Практика. Опыт. 3. Рубрика “Журнал в журнале”. 4. Деловая игра....

Педсовет "Экологическое воспитание дошкольников" Сценарий педсовета

Педсовет №2"Экологическое воспитание дошкольников"Сценарий педсовета...

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Цель –теоретически выявить и экспериментальным путем проверить организационно-педагогические условия развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами живой природы....

Воспитательно-образовательный проект: «Эколого-психологические тренинговые занятия, как средство воспитания эмоциональной отзывчивости детей к живой природе»

         Новые требования к системе дошкольного образования в соответствии с ФГОС диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и орга...