ОД по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет Тема ««Живая и не живая природа » .
план-конспект занятия (старшая группа)
Совершенствование знаний детей о живой и неживой природе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_ekologiya.docx | 32.02 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 «Ромашка»
(МБДОУ детский сад № 25 «Ромашка»)
ОД по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
5-6 лет
Тема ««Живая и не живая природа » .
Составил воспитатель:
Горбунова Ю.Е.
пгт. Мундыбаш
2019г.
Цель: совершенствование знаний детей о живой и неживой природе
Задачи:
Образовательные:
- расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;
-Познакомить с понятием «Круговорот воды в природе»
- учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;
Развивающие:
- развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы;
- развивать творческое воображение;
- развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;
- способствовать развитию познавательных интересов;
Воспитательные:
Учить способам самостоятельного познания
Воспитывать коммуникативные навыки
- воспитывать умение слушать воспитателя, внимательность.
Оборудование: картинки с изображением неживой природы ; картинки с изображением живой природы , камень, искусственный цветок, ватман с изображением природы, мыльные пузыри и трубочки по количеству человек.
Ход занятия:
Звучит музыка лѐгкая тихая
Воспитатель:Ребята посмотрите, сколько гостей у нас сегодня. Давайте с ними поздороваемся. Как вы думаете какое у них настроение. А давайте им подарим на весь день свои улыбки и хорошее настроение.(ДЕТИ ДАРЯТ ГОСТЯМ СОЛНЫШКИ)
Воспитатель: Молодцы. Предлагаю пройти и присесть на стульчики. Воспитатель вносит искусственные цветы.
Дети, я хотела бы посадить эти цветы у нас в группе .
Как вы думаете, будут ли они расти, если я их посажу в землю?
Дети: -Нет,
Воспитатель: А почему Вика?
- они не живые, не дадут корней, не будут расти.
Воспитатель: Правильно. А кто сделал эти цветы?
Дети: Люди
Воспитатель: Да. Цветы сделаны человеком. Все предметы, сделанные руками человека, не относятся к природе .
Знаете ли вы, что такое природа ?
Дети -Да
Воспитатель: Что такое природа Рома?
- животные
- Хорошо. А как думает Нелли?
- растения, птицы
- А как думает Кира?
- насекомые
Воспитатель :
Природа - это окружающий нас мир, точнее, та его часть, которая не создана руками человека. Это солнце, вода, воздух, небо, животные, насекомые, растения и человек, как часть природы .
Воспитатель:
– Дети, сегодня, я предлагаю вам превратиться в юных экологов.
А кто это – юный эколог Тимофей?
Дети:
– Это ребенок, который любит природу
А как думает Ваня?
- Тот кто всегда и везде заботится о природе.
Воспитатель:
– Правильно. А как вы думаете – как можно стать юным экологом?
Дети:
– Нужно совершать добрые дела по отношению друг к другу и к природе.
Воспитатель:
– Юные экологи должны много знать о природе.
Воспитатель : Ребята,а вы наверное знаете, природа делится на 2 какие то разные природы, или одна общая для всех?
Дети: Природа делится на живую и не живую .
Воспитатель : Все с этим согласны?
Дети: Да
Воспитатель: Ну хорошо. А назовите мне примеры живой природы?
Дети: насекомые, цветы, деревья,
Воспитатель : т.е к живой природе относятся: насекомые, растения, животные, птицы, грибы и микробы. Вы мне столько всего рассказали , давайте все это обобщим. Давайте выясним, а почему у нас бабочка является живой природой? Что она умеет?
Дети: Летает
Воспитатель:Летает это что она делает?
Она летает, я хожу, зверь бежит… Что они делают все?
Дети: двигается
Воспитатель:Конечно , она же двигается с места на место..Т.е у нас живые организмы обязательно двигаются. Хорошо. А что еще умеет, например тот же самый тигр? Воздух вокруг нас есть? (да) Что мы с ним делаем?
Дети: дышим
Воспитатель: Правильно. Все же живое дишит, да? Это тоже признак живой природы.
(прикрепляет на доску картинку с признаком)
Завтракать вы завтракали? (да) тигр я думаю тоже завтракал, как и микробы. Т.е. какой общий признак у нас? Что они делают?
Дети:- Они питаются
- Вот еще один признак, все живое питается. Как без этого , иначе это уже будет не живая природа.
Воспитатель: Был у нас тигр, стало два. Почему? А когда у тигра появляется маленький тигренок, что это значит? Когда у травинки вырастает новая травинка
Дети - Размножение
- Правильно ребята, у птичек оно есть? (да), у животных есть? (да), у рыбок тоже есть? (есть) У деревьев тоже от корней отводятся новые веточки. Значит размножение подходит к ним ко всем. все живое размножается. Вот еще один наш признак
Воспитатель: Вот родился наш малыш, что с ним происходит?
Дети - растет
Воспитатель: Правильно ребята он растет. Кем бы он ни был, хоть микробом, хоть растением. Был маленький становится большим. Ну и как вы думаете что в завершении? Рос цветок ,рос, питался, размножался, и что потом
Дети - завял, погиб
Воспитатель: Да. То же самое бывает и с животными и с насекомыми , т.е. что для них обязательно?
Дети: смерть, гибель
Воспитатель:Как бы не было грустно, но гибель присуща всему живущему.. Правильно? Все согласны? (да)
Вечно живущих растений не существует
Хорошо, а что же тогда не живая природа?
Дети - вода, камни, песок, глина, солнце, звезды, воздух….
Воспитатель : Да , это все не живая природа. А как вы поняли?, чем она отличается от не живой? Смотрите, вот у нас камень. Это живая или не живая природа?
-не живая.
Воспитатель: Давайте это проверим. Двигаться он может?(нет). Ему нечем двигаться. Дышать он может?
Дети -нет
Воспитатель: Нет, нечем ему дышать, да и не надо. Кушать может?
Дети -нет
Воспитатель:нет конечно, он прекрасно обходится и без еды.А как вы думаете, от одного камешка появляются другие?
Дети -нет
Воспитатель:Может из него вырастет большой булыжник?
Дети -нет
Воспитатель: ну и наконец, жил камень жил и все погиб
Дети -нет
Воспитатель: значит не из признаков к нему не подходит. Т.е. ничего живого в нем нет. Значит вы коллеги были правы.
Воспитатель: Ребята давайте с вами поиграем в игру «живое-не живое». Если я буду называть живую природу, вы будете хлопать в ладоши, а если не живую природу, то будете топать ногами.
(дети играют в игру)
Воспитатель:
– Молодцы. Ребята, всю природу можно разделить на два огромных мира: мир живой и неживой природы.
Воспитатель:
– Скажите, а живая природа может существовать без неживой природы?(нет) Почему?
Дети:
– Всему живому для роста и развития нужна вода, воздух, солнечное тепло.
Воспитатель:
– Молодцы, ребята. Мы с вами выяснили, что относится к живой и не живой природе.
– А сейчас пройдете на стулья. Еще экологи должны знать такое явление, как – круговорот воды в природе.
Давайте с ним познакомимся по ближе и посмотрим мультфильм
(Просмотр мультфильма )
Вот так происходит и в природе, каждый день Солнце нагревает воду в морях и реках, как только что она нагревалась в нашем чайнике. Вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности Земли воздух всегда теплее. Чем выше поднимается водяной пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Образуются облака. Когда капелек воды набирается много, они становятся слишком тяжелыми для облака и выпадают дождем на землю.
Снежинки образуются так же, как и капли дождя. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда – снежинки – и падают на землю в виде снега.
Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в моря и океаны, они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода возобновляет свой путь. Весь этот процесс называется круговоротом воды в природе. (Свой рассказ воспитатель иллюстрирует с помощью схемы круговорота воды.)
В: А теперь давайте немного поиграем, я мама Тучка, а вы – капельки, и вам пора отправляться в путь.
П/и «Ходят капельки по кругу»
(Звучит музыка, напоминающая звуки дождя. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама туча подсказывает, что им делать.)
Воспитатель:
Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать.
Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками.
(Капельки составляют ручейки, взявшись за руки по парам).
Встретились ручейки и стали большой речкой
(капельки соединяются в одну цепочку не замкнута. Т.к у реки начало есть и конец).
Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в большой – пребольшой океан
(дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу).
Плавали – плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело.
(приседают).
Стали капельки легкими, потянулись вверх
(присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх).
Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме тучки.
Мама – Тучка: Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась. А потом опять вас отпущу погулять.
– Молодцы, Вы справились со всеми заданиями и узнали много нового. Я думаю, вы будете отличными экологами, будете всегда заботиться и охранять природу, и научите своих друзей и близких этому.
А теперь я предлагаю вам закрепить наши знания. Давайте нарисуем наши капельки , используя мыльные пузыри и трубочки. Я вам нарисую тучку, а вы нарисуете дождик)
(дети рисуют)
– Что нового вы сегодня узнали? Какими знаниями вы можете поделить со своими друзьями и близкими? (ответы детей)
Воспитатель:
Давайте по прощаемся с нашими гостями
Дети:
До свидания
Самоанализ
На протяжении всей деятельности дети были отзывчивы, доброжелательны и с большим удовольствием выполняли все задания.
Тип образовательной деятельности интегрированный, что способствует решению поставленных задач в комплексе. Все этапы были взаимосвязаны, подчинены заданной теме и целями образовательной деятельности. Смена вида деятельности на каждом этапе позволила предотвратить утомляемость и перенасыщаемость, одним видом деятельности.
Анализируя деятельность детей хочется отметить, что они проявляли имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы.
В работе с детьми Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для достижения целей и задачей. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Всё это подтверждает результаты деятельности.
Следующие методы:
- Словесный (использовала беседу, вопросы к детям на сообразительность и логическое мышление. Всё это способствует эффективности мыслительной, творческой деятельности и развития речи детей, поощрение);
- Наглядно-демонстрационный (просмотр мультфильма «Круговорот воды», картинки с изображением живой и не живой природы).
- Игровой (подвижные игры «живое-не живое, ходят капельки по кругу, сопровождаемое аудиозаписью с шумом дождя ).
- Практический (рисование капелек – нетрадиционным способом(мыльными пузырями)
Анализируя проведенную образовательную деятельность можно сказать, что поставленные задачи были успешно выполнены. Считаю, что деятельность построена логично, а этапы взаимосвязаны.
Работая вместе с детьми старалась наладить устойчивый контакт с ними.
Я считаю, что выбранная мной форма организации НОД детей была достаточно эффективной, динамичной. Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта. Считаю, что поставленные в НОД задачи были выполнены. НОД своей цели достигло!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий тематического занятия для детей старшего дошкольного возраста «Мы живы, пока память жива»
Воспитывать чувство патриотизма, уважение к истории нашего народа, к героям Великой Отечественной Войны. Со славной даты 9 мая 1945 года прошло уже 70 лет, но мы помним и знаем, имя победителя – народ...
Педагогический проект по экологическому воспитаниюдля детей старшей группы «Вода – самый удивительный минерал Земли»
исследовательский экологический проект для реализации в детском саду...
Модель экологического содержания как средство формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о живой природе
Процесс познания окружающего мира непрост для ребёнка. Начинается он с чувственного восприятия. Однако некоторые явления природы невозможно воспри...
Тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с явлениями живой и неживой природы (опытническая работа)
Тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с явлениями живой и неживой природы (опытническая работа)...
Тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с явлениями живой и неживой природы
Тематический план поможет педагогам организовать с детьми опытно-экспериментальную деятельность....
Методический материал "Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на тему: «Круговорот воды в природе»"
Данный методический материал по экологическому воспитанию, «Круговорот воды в природе», предназначен для развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к окружающему...
Интерактивная игра-пазл по патриотическому воспитаниюдля детей старшего дошкольного возраста
https://learningapps.org/watch?v=p0zm3tnc523...