Итоговое мероприятие по познавательному развитию «Путешествие в лес»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Итоговое мероприятие по познавательному развитию
«Путешествие в лес»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.99 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 52»
Итоговое мероприятие по познавательному развитию
«Путешествие в лес»
(старшая группа)
Выполнила:
Тупицина С.В.,
воспитатель первой
квалификационной категории
г. Арзамас
2013г.
Задачи:
- Конкретизировать представления детей о птицах, животных, их отличительных признаках, упражнять в различии зимующих и перелетных птиц;
- Закрепить представления детей об отличительных особенностях деревьев и кустарников;
- Способствовать развитию у детей путем моделирования проблемных ситуаций основные мыслительные процессы и операции – сравнение, сопоставление, классификация – и на их основе делать проблемные выводы;
- Воспитывать у детей понимание роли человека в окружающей его природной среде посредством опытнической деятельности;
- Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе;
- Способствовать формированию потребности в соблюдении правил поведения в природе;
- Воспитывать сопереживание, сочувствие у детей.
Предварительная работа:
- Дидактическая игра «Правила поведения в природе.
- Моделирование.
- Беседы о природе и бережном отношении к ней.
- Рассматривание альбомов «Птицы», «В мире природы», «Деревья и кустарники».
- Чтение художественной литературы о природе.
- Загадывание загадок о перелетных и зимующих птицах, диких животных.
- Проведение опыта.
- Работа с родителями: помощь в оформлении дидактического материала и уголка природы.
Способы:
- Дидактические игры «Правила поведения в лесу», «Чей хвост?».
- Работа с моделями «Птицы», «Бабочки».
- Решение проблемных ситуаций.
- Проведение опыта «Отчего вода становится грязной».
- Художественное слово: стихотворение «Мы хотим, чтоб птицы пели».
- Использование наглядного и дидактического материала.
- Музыкальное сопровождение: «Звуки леса».
- Использование персонажей: сорока, колдун.
Средства:
- Картинки с изображением животных, птиц, бабочки.
- Карточки-модели.
- Картины с изображением дерева и лесного озера.
- Оборудование для опыта.
- Грамзапись «Звуки леса».
- Компас.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. Посмотрите, сколько вокруг гостей. Давайте их поприветствуем.
(Дети здороваются. Раздается стук в дверь. «Влетает» Сорока.)
Сорока: Беда, беда! В лесу беда! Злой колдун всех заколдовал!
Воспитатель: Сорока, успокойся, поздоровайся с детьми и спокойно расскажи, что же произошло в лесу.
Сорока: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, ребята! (тараторит) В нашем сказочном лесу у озера поселился злой колдун. Всех заколдовал, на лесных зверей, птиц, деревья злые чары напустил. Беда! Беда!
Воспитатель: Ребята, что же делать? (высказывания детей)
Воспитатель: А вы не боитесь отправиться в лес и помочь лесным жителям?
Дети: Нет!
Сорока: В лесу всякое бывает. Дорога к озеру не близкая. Я вам подарю волшебный компас, стрелка которого будет показывать вам дорогу туда, где нужна ваша помощь. А я полетела, надо другим о беде в лесу сообщить. До свидания! (улетает)
Воспитатель: Молодцы, ребята, что решили помочь. А вы знаете, что лес живой, он все слышит, все понимает. Какие правила нужно соблюдать в лесу? Каждый возьмите по карточке и расскажите, что нельзя делать в лесу.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Ну что ж, тогда в путь.
(Дети змейкой идут друг за другом по залу, приходят к лесной полянке.)
Воспитатель: Что-то тихо в этом лесу. Куда это мы попали? Посмотрите вокруг, вы никого не замечаете?
(Дети находят зверей, у которых нет хвостов.)
Воспитатель: Какие-то странные звери…
Колдун: Ха-ха-ха! Это я всех зверей заколдовал. Предложил им поменяться хвостами, а они и согласились. А теперь запутались и не знают, кому какой хвост должен достаться.
Воспитатель: Да это злой колдун с нами разговаривал. Что же будем делать? Может, уйдем, пока не поздно?
(Дети предлагают помочь животным.)
Воспитатель: Давайте попробуем помочь лесным зверям. Ребята, какой хвост у лисы?
(Ответы детей.)
А зачем лисе именно такой хвост нужен?
(Ответы детей.)
Какой хвост должен быть у зайца? А почему у зайца короткий хвост?
(Ответы детей.)
Поможем белке найти ее хвост? Как помогает ей хвост?
А какой хвост у медведя? Сможет медведь жить, например, с лисьим хвостом? А почему?
Воспитатель: Молодцы! Ну что же, стрелка компаса показывает, куда нам нужно идти дальше.
Какое красивое дерево!
Колдун: Посмотрите, сколько на дереве бабочек!
(Дети возражают, что это бабочки.)
Колдун: А вы сначала докажите, что это птицы, а не бабочки.
Воспитатель: Сейчас ребята все докажут, а помогут нам эти модели.
(Дети рассматривают модели, анализируют их.)
- Как появляются на свет бабочки? Как появляются птицы?
- Сравним размеры птиц и бабочек.
- Как питаются бабочки? Птицы?
- Как передвигаются?
- Чем отличается крыло бабочки от крыла птицы?
Колдун: Доказали, доказали! Но я и тут потрудился: перепутал всех птиц – и перелетных, и зимующих. Ха-ха-ха!
Воспитатель: Ребята, поможем?
Колдун: Ну что ж, попробуйте, попробуйте! Перелетных птиц соберите в стаю, а зимующих посадите на дерево.
(Дети выполняют задание.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Ну что, колдун, и с этим твоим заданием мы справились. Перелетных птиц мы собрали в стаю, а зимующих посадили на дерево.
Колдун: Дерево! Может, это вовсе и не дерево, а кустарник?
Воспитатель: Докажите, ребята. В чем различие дерева и кустарника?
(Ответы детей)
А какие деревья вы знаете? Кустарники?
Молодцы! Ну что, а теперь идем дальше?
(Дети идут и приходят к лесному озеру.)
Воспитатель: А вот и лесное озеро! Ребята, кто может жить на озере?
(Ответы детей)
Как хорошо, мы здесь отдохнем у чистого, красивого озера.
(Дети замечают, что в озере много мусора.)
Откуда же здесь мусор? Неужели это опять колдун постарался?
(Ответы детей.)
Как вы думаете, чистая ли вода в этом озере?
(Ответы детей)
Давайте вспомним опыт, который мы проводили две недели назад.
Что мы положили в банку с чистой водой?
(Остатки пищи, бумагу.)
Какая вода стала в банке?
(Грязная, мутная.)
Хорошо ли в такой воде будет жить обитателям озера?
Представьте, что к этому озеру подъехали на машине люди и помыли ее. Как вы думаете, что может произойти с водой?
(Ответы детей)
Когда водитель моет машину, то с нее смывается много вредных, порой ядовитых веществ. Многие из этих веществ содержат вредные масла. Давайте посмотрим, что же произойдет, если эти масла попадут в воду. Для того чтобы не работать с ядовитыми веществами, для опыта мы возьмем обычное подсолнечное масло. Сейчас посмотрим, что произойдет с водой, если масло попадет в воду.
(Дети проводят опыт.)
Что произошло?
(Образовалась пленка, которая покрывает всю поверхность воды.)
Давайте размешаем палочкой. Может быть, масло исчезнет или растворится в воде?
(Ответы детей)
Чему же будет мешать пленка на воде, как вы думаете? В какой воде смогут жить обитатели озера?
(Ответы детей.)
А в нашем озере хорошо живется рыбам, лягушкам, водоплавающим птицам?
Что же мы можем сделать для них?
Убрать мусор.
(Дети убирают мусор в мусорный мешок.)
А куда потом денем этот мусор?
(Ответы детей.)
Включается фонограмма «Звуки леса».
Воспитатель: Ребята, вы ничего не слышите?
Да это же лес благодарит нас за помощь. Он ожил, а злой колдун исчез, а вместе с ним и его злые дела.
Давайте вспомним, что же мы сделали для того, чтобы помочь лесу.
(Ответы детей.)
А для чего мы это все сделали?
(Дети читают стихотворение «Мы хотим, чтоб птицы пели…».)
Литература:
- Аксаков С.Т. Рассказы о родной природе.
- Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой.
- Груба Г.В., Помелова И.К. Ребенок познает мир.
- Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край.
- Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных.
- Молодова Л.М. Игровые экологические занятия с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/19/picture-183291-1358607372.jpg)
Итоговое занятие по познавательному развитию "Путешествие в весенний лес"
1) Закрепить знания о птицах, насекомых, времени года и называть её; 2) Закрепить знания о форме, цвете геометрических фигур; 3) Дать представление о весенних изменениях в природе; 4) Развивать инт...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/13/picture-1116384-1550031273.jpg)
Итоговое мероприятие по познавательному развитию с использованием ИКТ
Итоговое занятие по познвательному развитию с использованием НОД...
Итоговое мероприятие по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) в старшей группе: Викторина «По следам Красной книги»
Цель занятия: создать условия для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста и воспитания основ экологической культуры...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/18/picture-132962-1563459716.jpg)
Конспект итогового мероприятия по познавательному развитию для детей младшей группы «Осенняя кладовая» (с элементами песочной терапии)
Задачи:- Учить детей классифицировать овощи и фрукты,- Уверенно действовать с песком, снять эмоциональное напряжение.- Развивать познавательные способности, творческое мышление;- Развивать м...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/21/picture-1256742-1592761683.jpg)
"Конспект итогового мероприятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы с использованием технологии ИКТ «Таинственный космос»"
Цель: Познакомить детей с планетами солнечной системыЗадачи:Образовательные: Познакомить с последовательностью расположения планет солнечной системы на своих орбитах, обобщать и расширять знания детей...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/23/picture-650182-1437668431.jpg)
Итоговое мероприятие По познавательному развитию "Путешествие на машине"
Цель: Обобщить полученные знания и умения детей, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим миром в течение года.Образовательные задачи:выявить умение называть ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/04/picture-1493865-1699082757.jpg)
Конспект экологического ООД (итоговое мероприятие) по познавательному развитию «Бережем природу» вторая младшая группа
Конспект экологического ООД (итоговое мероприятие) по познавательному развитию «Бережем природу» вторая младшая группа Цель: продолжать развивать познавательную сферу воспитанников младшего дошк...