"Ознакомление со свойствами металла"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Каштанова Татьяна Георгиевна

НОД  для средней группы с привлечением  персонажа из русской сказки домовёнка Кузи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svoystva_metalla_sr._gr.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ ДЕТСКИЙ САД  «ТЕРЕМОК»

Опытно – экспериментальная деятельность

«Ознакомление со свойствами металла»

Средняя группа

Воспитатель Каштанова Т. Г.

Март 2012

Цель:

           Учить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (тяжёлый, прочный, звонкий) и свойства (теплопроводность, ковкость).

          Помочь понять, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом.

Словарная работа:

          Металл, металлические предметы, магнит, притяжение, магнетизм, ковкость.

Материалы раздаточные:  

          Металлические и деревянные шарики, деревянные палочки, стаканы с водой, тарелочки с мелкими  металлическими и не металлическими предметами, магниты, картинки, клей, кисточки, клеёнки, салфетки.

Материалы демонстрационные:  

          Свеча, спички, магнит, лист бумаги закрепленный на рамке, молоток, подвешенный металлический предмет, металлический прут, пластина из жести, цепочка из скрепок, картина «Кузнецы», корзина с предметами из металла и других материалов; лист для наклейки картинок.

Сказочный персонаж – Кузя (взрослый, одет в русский народный костюм)        

Ход занятия:

  1. Вступительная часть.

Загадки:

1). Сам худ, голова с пуд.

2). Толстый тонкого побьёт,

      Тонкий что-нибудь прибьёт.

О каких предметах эти загадки? (О молотке)

     2. Основная часть.

А из чего сделан молоток? (Из металла)

Да, он сделан из металла. Можно сказать, что он металлический (повторить)

Для чего нужен молоток?

Давние времена молоток использовали ещё и во время пожара. Если где-то начинался пожар и нужна была помощь, то молотком стучали по металлическому предмету. Стук был слышен далеко и люди услышав его спешили на помощь.

(Стучит по металлическому предмету молотком)

Кузя: Что случилось? Где пожар?

Воспитатель: Здравствуй, Кузя!

Кузя: Здравствуйте! Что горит?

Воспитатель: Ничего не горит. Я рассказывала детям, что при помощи молотка раньше звали людей на помощь при пожаре.

Кузя: А, знаю, брали палки и стучали.

Воспитатель: Нет, не палки, а что-то металлическое.

Опыт № 1

Дети стучат деревянными палочками, а затем металлическими,

 выясняют, какой звук громче и почему.

Воспитатель: Ребята, вы знаете предметы, которые сделаны из металла?

Кузя: Я знаю. У меня много предметов из металла. Сейчас я покажу!

(вносит корзину, высыпает всё на пол)

Игра «Наведи порядок» (классификация предметов по материалу изготовления)

Дети выходят, берут предмет, называют его и говорят из чего он сделан.

Воспитатель: Что ещё делают из металла? Почему автомобили, трактора, молотки и др. делают из металла?

(Он прочный, его трудно сломать)

Воспитатель: Ну теперь, Кузя, ты понял какие предметы делают из металла?

Кузя: Понял. Вот стул – из металла.

Воспитатель: Если бы стул был из металла, мы не смогли бы его поднять, потому что металл очень тяжелый. Давайте проверим.

Опыт № 2

Дети берут два шарика – деревянный и металлический, взвешивают на ладонях, какой тяжелее.

Опыт № 3

Опускают шарики в ёмкость с водой, сначала деревянный, потом металлический.

Воспитатель: Что произошло с шариками?

Почему утонул металлический шарик? Почему не утонул деревянный шарик?

Кузя: Подумаешь, легче, тяжелее… Зато я сильный, вот возьму эту железку и согну!

(пытается согнуть)

Воспитатель: Нет, Кузя, чтобы согнуть такой металлический предмет, нужно его нагреть на огне до красного цвета, а потом стучать по нему большим молотком.

Это значит ковать (повторить)  Люди, которые занимаются ковкой металла называются кузнецами. (картина)

Сейчас попробуем нагреть металл

Опыт № 4

Нагреваем металлическую пластину на свече, пластина тёплая, дети трогают руками повторяют – теплая.

Кузя берёт металлический прут: Фу, какой холодный!

Динамическая пауза:

Воспитатель: У вас на столах картинки с изображением разных предметов, выберите картинки с металлическими предметами и наклейте их на лист бумаги на доске

(дети мажут клеем картинки, идут к доске и наклеивают их)

Воспитатель:

А сейчас я вам покажу фокус.

Опыт № 5

Через бумагу примагничиваются мелкие предметы,

перемещаются вслед за магнитом.

Воспитатель: Что происходит?

Магнит обладает магнетической силой, он притягивает к себе предметы. Попробуйте провести магнитом над мелкими предметами у вас в тарелочках.

Опыт № 6

Дети маленькими магнитами проводят над тарелочкой.

Воспитатель:  Какие предметы притянулись магнитом? Из чего они сделаны?

Значит, магнит притягивает только металлические предметы. (повторить)

    3. Заключительная часть.

Воспитатель: Ну, Кузя, теперь, ты знаешь, как отличить металлические предметы? Ребята, Давайте ещё раз расскажем Кузе о металле!

(Металл тяжёлый, прочный, звонкий, притягивается магнитом, его можно нагревать, ковать)

Кузя: Спасибо, ребята. Теперь я многое знаю о металле. Теперь буду рассказывать своим друзьям обо всём, что узнал у вас!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ознакомление со свойствами металла и дерева. Сравнение их"

Цель:Познакомить детей со свойствами дерева и металла...

Занятие по ознакомлению с природой "Свойства металла"

Материал будет интересен воспитателям детских садов....

Конспект ООД по развитию словаря в старшей группе «Ознакомление со свойствами и качествами дерева и металла»

Развитие словаря - это одна из задач развития речи детей дошкольного возраста. Одним из методов словарной работы является ознакомление со свойствами и качествами материала. Такие занятия проводятся во...

«Ознакомление со свойствами и качествами дерева и металла»

laquo;Ознакомление со свойствами и качествами дерева и металла»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема: «Сравнение свойств металла, бумаги, дерева и стекла».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа.  Тема:  «Сравнение свойств металла, бумаги, дерева и стекла»....

Тема: «ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО СВОЙСТВАМИ МЕТАЛЛА И ДЕРЕВА» Конспект занятия в средней группе

Тема:   «ОЗНАКОМЛЕНИЕ  СО СВОЙСТВАМИ МЕТАЛЛА И ДЕРЕВА»Конспект занятия в средней группе...