Конспект интегрированной НОД в средней группе по теме: «Китайское яблоко»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Михеева Ирина Валентиновна

На занятии используются элементы исследовательской деятельности и проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл apelsin.docx32.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной НОД в средней группе

по теме: «Китайское яблоко»

Цель: Развивать умение решать проблемные задачи через организацию познавательно-исследовательскую деятельность.

Задачи:

- расширить представления детей о местах произрастания апельсина и его свойствах;

-развивать познавательную инициативу у воспитанников, учить выдвигать гипотезы, сравнивать, анализировать, делать выводы;

- обогащать сенсорный опыт детей, совершенствовать восприятие путем активного использования всех органов чувств: осязания, зрения, обоняния, вкуса;

-  воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность.

Вос-ль: Ребята, сегодня в нашей группе гости. Поздоровайтесь (дети здороваются), а теперь на татарском языке.

В группе стало вдруг светлее, а ребятам веселее

Потому что в этот час гости посетили нас.

С радостью мы вас встречаем, и здоровья вам желаем.

Чувствуйте себя как дома, вот и место вам готово.

Сегодня нас ждёт много интересного. Я предлагаю вам вместе настроиться на работу.

Наши умные головки будут думать много ловко,

Ушки будут слушать, ротик четко говорить,

Ручки будут трогать, глазки наблюдать,

Спинки выпрямляются, все мы улыбаемся.

А теперь, подарите свои милые улыбки гостям. Хорошо!

Приглашаю вас, ребята, на стульчики.

Садятся на стульчики.

В: Ребята, сегодня утром к нам в группу пришла странная посылка (показывает) , а в ней письмо от Незнайки. Сейчас письмо я вам прочитаю.

«Дорогие ребята! Мои друзья из Китая, прислали мне «китайские яблоки». А я не знаю , что это такое и что с ними делать. Вы очень любознательные и наблюдательные дети. Поэтому, посылаю вам эти китайские яблочки, чтобы вы их исследовали и узнали для чего они. Жду ответа Незнайка»  

В: Ой, какое интересное письмо нам пришло. Кто его прислал? (Незнайка) Что он нам прислал в посылке? О чём н просит узнать? Может, вы знаете, что такое «китайские яблоки» и как они выглядят? А что такое яблоки? А какие ещё фрукты вы знаете?

В: Ребята, что бы открыть посылку нужно отгадать загадки.

Круглое, румяное

Я расту на ветке

Любят меня взрослые

И маленькие детки (Яблоко)

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растет.

А на вкус кислейший он.

Как зовут его? (Лимон)

Фрукт похож на неваляшку,

Носит желтую рубашку.

Тишину в саду нарушив,

С дерева упала... (Груша)

Этот фрукт в рубашке яркой

Любит, чтобы было жарко.

Не растет среди осин

Круглый рыжий... (апельсин)

На ветвях они висели,

Как созрели — посинели.

Смотрят сверху вниз пугливо,

Ждут, когда сорвут их... (Сливы)

Сверху — шкурка золотая,

В центре — косточка большая.

Что за фрукт? — Вот вам вопрос.

Это сладкий... (Абрикос)

Воспитатель:  Ребята, загадки вы отгадали, а скажите, как одним словом назвать яблоко, груша, апельсин, лимон.

 (Фрукты)

В: А где растут фрукты?

(На деревьях)

 В: А как называются эти деревья?

(Фруктовые)

В: Как вы думаете, какой из этих фруктов «китайское яблоко»?

Дети делают предположение.

В: Вы загадки все отгадали, а теперь мы откроем посылку и проверим кто прав.

Воспитатель открывает посылку и достает апельсин.

В: Ребятки что это?

Дети: апельсин.

В: Правильно апельсин. Странно, а почему его называют «китайское яблоко»?

Я предлагаю вам изучить апельсин и узнать, почему его так называют. Для этого нам нужно будет стать настоящими учёными. Я

В: Ребята, как вы думаете, чем занимаются учёные? Приглашаю вас в исследовательский центр «Эврика». Посмотрите, на стульчике висит форма учёных-исследователей, оденьте, пожалуйста, и помогите друг другу.

Физминутка:

А теперь мы произнесём волшебные слова и превратимся в учёных.

Руки вверх, руки вниз, и на месте покружись

Раз прихлоп, два прихлоп, снова сделай поворот!

Прыг-скок, улыбнись и в учёного превратись!

Теперь мы стали настоящими учёными, я научным сотрудником Ириной Валентиновной, а вы мои коллеги.

Тема нашего исследования Апельсин.

В: Коллеги, как вы думаете, с чего начинают свое исследование настоящие ученые?

(Ответы детей)

В: Сначала учёные думают и вспоминают всё, что знают о теме своего исследования. Затем они читают книги, в которых написано о том, что изучают. Часто эти книги называются энциклопедиями. Посмотрите, какая у меня красочная энциклопедия. Нередко учёные знакомятся с темами своих исследований в сети Интернет с помощью компьютера или из телепередач по телевизору. Также учёные всегда задают вопросы умным и знающим людям, проводят самостоятельные эксперименты и наблюдения, а затем делают выводы.

Попробуем собрать информацию о нашем апельсине так же, как настоящие учёные и чтобы ничего не забыть, будем нашу информацию записывать. Как мы сможем всё записать?

(Ответы детей)

В: Нам нужны помощники – карточки и «Папка юного исследователя». В неё мы будем приклеивать результаты обследования, чтобы потом можно было сделать доклад.

Теперь мы наметим план исследования апельсина. Уберем с доски то, что сейчас мы не сможешь использовать. (дети убирают символы телевизора, интернета).

В: Наш план исследования апельсина готов. Итак, учёные сначала думают. Давайте подумаем и вспомним, что мы с вами знаем об апельсине.

Дети высказываются.

В:  Теперь  я возьму энциклопедию и прочитаю про апельсин, а вы посмотрите на экран.

В природе апельсины растут на деревьях. Апельсиновые деревья растут в жарких странах.  

Плоды апельсина зреют почти целый год. Иногда, на одной ветке можно увидеть и созревшие плоды, и зеленые завязи, и белоснежные цветки. В апельсинах очень много витаминов  необходимых нам. Они полезны тем, что укрепляют организм и помогают бороться с заболеваниями.

Однажды путешественники прибыли в Китай и увидели золотые плоды, эти плоды были очень похожи на яблоки. С тех пор апельсины называют «китайские яблоки». Почему же эти плоды назвали «китайскими яблоками»?

 В: Где растет апельсин? (на дереве).

В:  Правильно, значит, как можно сказать: апельсин фрукт или овощ? (апельсин фрукт).

В: По форме, на что похож апельсин? (на мяч, на луну, на колесо)Значит, какой он формы? Давайте проверим и прокатим его на столе.

Вывод: Он хорошо катится и имеет форму шара.

(дети определили, геометрическую форму апельсина: шар и приклеивают карточку).

В: Какого цвета наш апельсин?

(дети назвали цвет апельсина: оранжевый).

В: Посмотрите, а Незнайка нам ещё прислал раскраску апельсин.

 Пройдем к следующему столу.

Какая краска нам понадобиться? (оранжевая) Посмотрите, есть ли у нас нужный нам цвет? (нет) А какие у нас есть цвета? (Ответы детей)

В:  Правильно, у нас есть три основных цвета. Что же мы можем сделать? Как мы можем получить оранжевый цвет, из основных цветов? (ответы детей)

В: Правильно, нам нужно смешать краски. Н смешивать нужно краски только двух цветов. Смешивание красок всегда начинают с более светлого цвета, добавляя в него понемногу более яркий цвет. Значит, какого цвета краску мы возьмем первой? Смело, набираем желтой краски и делаем большое пятно. Вот так.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем колдовать.

Нужно краски нам смешать,

Чтобы фокус показать.

Что делаем дальше? Берём немного другого  цвета краски, совсем чуть-чуть, на кончике кисточки. Смешиваем краску одного цвета с краской другого цвета. Что же у нас получилось?

- Сравните с апельсином, одинаковый цвет? У всех получился нужный цвет? При смешивании, каких красок мы получили оранжевый цвет? (ответы детей)

В: Раскрашиваем апельсин.

В: Какие яркие апельсины получились! Замечательно. Оставим их на столе, чтобы краска высохла. А теперь вернёмся и приклеим карточку, с каким цветом? (оранжевым)

В: Коллеги, а какой вес у апельсинов? (ответы детей)

В: А может, мы его сравним с пёрышком? Что легче, а что тяжелее?

(Дети высказываются, воспитатель подводит итог).

В: Этот апельсин не лёгкий, тяжёлый – обозначим его картинкой, где пёрышко перечёркнуто красной линией.

В: Давайте определим, имеют ли апельсины запах? Понюхайте апельсины. Что вы чувствуете?

Воспитатель даёт детям понюхать апельсин.

(Ответы детей)

Вывод: Апельсины имеют ароматный запах.        

(Приклеиваем карточку с изображением носа человека.)

В:Тогда я предлагаю провести еще один опыт. Чтобы лучше узнать апельсин, я предлагаю вам ощутить на ощупь апельсин и яблоко. И выявить гладкая или шероховатая поверхность у этих фруктов.  Сейчас я по очереди подойду к каждому из вас, а вы закроете глаза, и проводя поочередно рукой то по яблоку, то по апельсину. Пусть ваш пальчик пробежит по кожуре апельсина, что вы чувствуете? Ваш пальчик легко бежит или ему что-то мешает? Расскажите о своих ощущениях.

(Дети рассказывают.)

Вывод: Вот мы с вами и выяснили, что апельсин шероховатый, его еще называют пористый и не такой гладкий, как яблоко.

Устали, немножечко отдохнем и вспомним нашу любимую потешку.

-Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Это долька для ежа,

Это долька для чижа,

Это долька для утят,

Это долька для котят,

Это долька для бобра…

А для волка – кожура!

Он сердит на нас, беда,

Разбегайтесь,

кто – куда!

В: В стихотворении звери делили апельсин на дольки, а как узнать, сколько долек в апельсине, не снимая с него кожуру и не разрезая его? (Ответы детей)

В: Вот вам домашнее задание. Вы должны узнать, как посчитать дольки не снимая кожуры.

Уважаемые учёные, как вы думаете, что можно приготовить или получить из апельсинов?

(Ответы детей)

Да из апельсинов можно сварить компот, варенье, приготовить мармелад, джем и, конечно же, сок. Давайте мы с вами приготовим сок. Прежде чем приготовить сок, что нужно сделать?

(Ответы детей)

В: Да, конечно! Перед тем, как приготовить сок, мы вымоем руки и апельсины помоем. Пойдемте со мной, будем мыть апельсины. Кладите их в воду. Ой, коллеги, посмотрите, апельсины не тонут. Попробуй, … опусти рукой на дно свой апельсин. Может он утонет? Нет.

 Свой я очищу от кожуры, и тоже положу его в воду, он будет плавать или утонет? (ответы детей)      

В: Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул.

Как же так? Почему мой апельсин утонул? Ведь он стал легче.

(ответы детей)

В: Потому что в апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха, они и вталкивают его на поверхность воды и не дают ему утонуть. Давайте посмотрим на срез кожуры через лупу.

Вывод: кожура для апельсина является своеобразным «спасательным жилетом» и не дает апельсину утонуть.

В: Апельсины помыты, можно делать сок. Как вы думаете, как это можно сделать? (ответы детей)

Давайте приступим к изготовлению сока. Каким способом мы можем свами воспользоваться сейчас?

Изготовление сока.

В: Сок, из какого фрукта мы получили?

 Значит, как его можно назвать?

 (карточка с изображением стакан сока)

В: Коллеги, а вы знаете какой на вкус сок апельсина? Я предлагаю вам попробовать апельсиновый сок.

Воспитатель раздаёт желающим одноразовые ложки, дети по одному разу макают ложку в стакан с апельсиновым соком и пробуют на вкус.

(Ответы детей)

Вывод: Апельсин вкусный, садкий и немножко кисленький.

(приклеиваем карточку с изображением рта)

В: Апельсиновый сок полезен и нужен всем – и здоровым, и больным: здоровые смогут сохранять своё здоровье, а больные – вернуть его, если будут употреблять сок правильно и в меру.

Посмотрите, у нас осталась кожура, что обычно мы делаем, когда съедаем апельсин?

(Ответы детей)

 Правильно мы ее выбрасываем, а зря. Из нее можно извлечь много полезного, она очень ароматная и полезная. Давайте сложим кожуру пополам и надавим. Что мы увидели? (ответы детей)

 В: Из кожуры выделяется особый сок. Оказывается, из кожуры апельсина изготавливают апельсиновое масло, которое идет на создание дезодорантов, духов, одеколонов, мыла. Видите сколько полезного можно извлечь из кожуры.

(Наклеиваем карточку с изображением кожуры)

Ну, вот наше исследование закончено.

В: Учёные с помощью своих исследований делают открытия, а представление открытий – доклад – это очень важный момент. Поэтому слушатели должны быть дисциплинированы, не мешать докладчику, а в конце выступления обязательно аплодировать. Выступать с  докладом перед коллегами у нас будет Камилла. Одевай мантию и шапочку ученого. Опорой для твоего доклада будет служить склеенный коллаж карточек.

Выступает 1-2ребёнка.

В: Молодцы! Апельсин мы исследовали, опыты провели, с докладом выступили. А мы ничего не забыли?

(ответы детей)

В:Кто нам прислал «китайские яблоки»? Незнайка ждёт ответа. А как мы можем сообщить Незнайке о своих исследованиях и выводах?

(Ответы детей)

В: Ну, а теперь мы можем снять форму исследователей.

Руки вверх, руки вниз и на месте покружись,

Раз прихлоп, два притоп, снова сделай поворот,

Прыг – скок, улыбнись и в ребёнка превратись!

В: Ребята  скажите мне, пожалуйста, что вы нового сегодня узнали? Какие трудности возникли у вас?

А что бы вы хотели ещё исследовать? Спасибо вам большое, мне очень приятно было с вами заниматься исследованием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной НОД в средней группе тема: "Веселые котята"

Программное содержание:Развивать способность детей к образному восприятию, умение перевоплощаться, используя прием арттерапии – работа с гримом.Побуждать детей к активной игровой деятельности, использ...

Конспект интегрированного занятия в средней группе. Тема: «Круг и шар. Масленица.»

Конспект интегрированного занятия в средней группе. Тема: «Круг и шар. Масленица.»Образовательная область: «Познание», «Социализация», «Художественное творчество».Цели: закрепить знания детей о геомет...

Конспект интегрированного занятия в средней группе Тема: Зимняя прогулка»

Конспект предназначен для детей среднего дошкольного возраста . Занятие направлено на закрепление сезонных изменений в природе; расширение знаний детей о диких животных. Проводится  в форме путеш...

Конспект интегрированного занятия в средней группе Тема: « Береза - русская красавица»

Интегрированное занятие включает в себя :музыку, ИЗО, чтение художественной литературы, познание....

Конспект интегрированного занятия в средней группе Тема: "Путешествие в осенний лес"

Конспект интегрированного занятия для средней группы по формированию элементарных экологических представлений. К конспекту прилагается пояснительная записка, приложение, рецензия  к этому занятию...

Конспект интегрированного занятия в средней группе Тема:«У кормушки»

Конспект интегрированного занятия в средней группе о зимующих и перелетных птицах....