Методическая система по развитию опытно-экспериментальной деятельности дошкольников.
методическая разработка по окружающему миру на тему
Методическая система по развитию опытно-экспериментальной деятельности дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_1.docx | 15.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Известный психолог Павел Петрович Блонский писал: “Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта тем больше способна она рассуждать”.
Дети по природе своей исследователи. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Ребёнок познаёт мир опытным путём. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим миром – одна из образовательных задач. Получение личного опыта в совокупности с доступным рассказом, показом, объяснением поможет ребёнку расширить образовательную сферу, находить взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира.
Дошкольный возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Задача педагога в работе с детьми дошкольного возраста –заложить первые представления и ориентиры в мире природы.
Известно, что ознакомление с природой даёт наиболее оптимальные результаты при условии, если оно будет носить действенный характер. Нужно дать детям возможность «общаться», «действовать» с объектами природы. Поэтому я решила остановиться на этой теме и знакомить детей с окружающим миром. Но не в пассивной форме, а активной, когда ребёнок сам является её активным участником.
Я считаю, что такими возможностями обладает эксперимент. Он позволяет:
- дать детям полную информацию об изучаемых явлениях или объектах
- повысить наглядность или доступность материала;
- сделать процесс обучения наиболее эффективным;
- наиболее полно удовлетворить естественную любознательность дошкольников;
- положительно влияет на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей. р.)
Цель моей работы: привлечь детей к познанию окружающего мира.
При организации исследовательской деятельности с детьми я ставила следующие задачи:
1. Формирование у детей представлений об окружающей природе (живой и неживой) .
2. Развитие собственного познавательного опыта при использовании разных форм исследовательской деятельности.
3. Передача ребёнку возможности осознания красоты и неповторимости окружающего мира.
4. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности, критичности.
Организация работы велась по двум взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено нескольким темами:
1. Живая природа (характерные особенности сезонов) ;
2. Неживая природа (воздух, вода, почва, снег, песок и др.) .
В исследовательскую деятельность включили следующие формы работы с детьми:
• Познавательные занятия;
• Совместная деятельность в уголке экспериментирования;
• Занятия по труду в уголке природы и на участке;
• Игры-эксперименты и дидактические игры;
• Художественно – продуктивная деятельность;
• Наблюдения и опыты на прогулке.
• Проект «Дружи с водой»;
• Чтение художественной литературы.
В результате работы по этому направлению мною была разработана программа кружка по ОЭД для детей старшего дошкольного возраста «Юные друзья природы».
На мой взгляд, предлагаемые формы педагогической работы обеспечивают личностно – ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком (вместе, на равных, как партнёров), создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребёнку реализовать свою познавательную активность.
Для реализации исследовательской деятельности в группе создан центр экспериментирования. Дети исследуют свойства камней, песка, воды, глины, играют с ними, развивают мелкую моторику рук. Здесь дети проводят эксперименты: льют, процеживают через сито, переливают через лейки, трубочки; пробуют делать пену, превращать снег в воду, а воду в лёд, лёд в разноцветные льдинки; надувают мыльные пузыри. Видят и понимают, какие предметы тонут и не тонут в воде, и почему; из какого песка можно лепить и строить, а из какого – нет; что такое камень, какой он; для чего растениям свет, вода и т. д.
Опыты и эксперименты, проводимые в группе, повторяются, усложняются, переносятся из группы в природную среду и наоборот.
Кроме проведения опытов и экспериментов, проводим интегрированные занятия с элементами экспериментирования. Для того, чтобы дети чувствовали себя комфортно, обучение строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъективную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. На занятиях использую различные методы и приёмы подачи материала по принципу «от простого к сложному». Детям предлагаю не только рассмотреть объект, но и потрогать его руками, потрясти, понюхать. Использую отдельные поисковые действия. Большую роль отвожу играм – экспериментам, наблюдениям. Это вызывает у детей интерес к исследованию мира. Руководя исследовательской деятельностью, создаю специальные условия для решения познавательной задачи, чтобы дать возможность творческому самовыражению ребёнка. Для развития у детей способности видеть не только внешние свойства окружающего мира, но и познавать внутренние связи и отношения, а также умения анализировать и делать выводы, создаю базу для организации исследовательской деятельности в группе детского сада.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации, убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребёнка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.
Были разработаны советы родителям «Как помочь маленькому исследователю», картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Консультации на темы: «Строительство из песка», «Изучаем свойства воды», «Песочная терапия», открытое занятие с элементами экспериментирования «Путешествие по экологической тропе».
Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе, к окружающему миру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система занятий по опытно – экспериментальной деятельности детей средней группы
«Познавательный интерес – проявление стремления ребенка познать новое, выяснить непонятные качества, свойства предметов, выявлений действительности в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся ме...
Методическая разработка но тему: "Опытно - экспериментальная деятельность дошкольника"
Актуальность темы:Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – эксперимент...
Методические рекомендации для педагогов "Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду"
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высо...
Методическая разработка на тему:"Опытно- экспериментальная деятельность в детском саду"
Конспект НОД" Путешествие в волшебную страну"Направление:Познавательное развитиеИспользуемые технологии:- технология сотрудничества-технология исследовательской деятельности-здоровьесберегаю...
СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ «МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»
Правильное питание наших детей – залог их драгоценного здоровья, именно от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья взрослого, поэтому главная за...
Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры
Дети раннего возраста проявляют интерес ко всему, что происходит вокруг. В процессе опытнической деятельности воспитатель не только знакомит детей с природой, но и целенаправленно подводит детей к ее ...
Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры
Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры ...