"Путешествие в сказку "12 месяцев"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Искандирова Татьяна Евгеньевна

Конспект занятия "Путешествие в сказку "12 месяцев"   с задачами расширения знаний детей о деревьях, умения классифицировать  их по разным признакам: хвойные - нехвойные, хвойные - лиственные, по цвету и толщине коры, по высоте и др.; обобщения  представлений о временах года, месяцах, их признаках; закрепления навыков количественного и порядкового счета; формирования навыка работы с карандашом и листом в клетку; интеграция образовательных областей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon puteshestvie_v_skazku_12_mesyatsev.zip15.55 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта организованной

образовательной деятельности  

                                                                 

Воспитатель Искандирова Татьяна Евгеньевна

Образовательная организация  Муниципальное автономное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Прогимназия № 360» Ново-Савиновского района г.Казани

Группа  подготовительная к школе  (6-7 лет) дети с ФФНР

Тема «Путешествие в сказку «12 месяцев»

Цель

Для воспитанников  - Познавательное  развитие

Для педагога – Совершенствование образовательной деятельности

Задачи

- общеобразовательные: расширять знания детей о деревьях, уметь классифицировать их по разным признакам: хвойные - нехвойные, хвойные - лиственные, по цвету и толщине коры, по высоте и др.; обобщать  представления о временах года, месяцах, их признаках; закреплять навыки количественного и порядкового счета, формировать навыки работы с карандашом и листом в клетку; интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие.

- развивающие: развивать умение графическому изображению последовательности смены месяцев, времен года, моделированию явлений природы.

- воспитательные: воспитывать умение сопереживать героине сказки.

Тип занятия - обобщающее

Форма занятия – игровая ситуация (путешествие в сказку «12 месяцев»)

Формы контроля – индивидуальные, групповые

Учебно-методическое обеспечение  - ноутбук, мультимедийный проектор, листы бумаги в клетку, карандаши 4 цветов, лепестки 3 оттенков одного времени года (зима: темно синий – синий – голубой и т.д.), 2 обруча, иллюстрации зимних деревьев; числовая прямая, для сюрпризного момента – корзина  с бумажными подснежниками, иллюстрации зимы, моделей зимы.

Время реализации занятия – 30 минут

Домашнее задание – определить: почему все месяцы идут друг за другом и не перегоняют друг друга.

Медиа-ресурс к занятию: презентация «12 месяцев» (задания по ходу путешествия).


План занятия

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Содержание взаимодействия с воспитанниками

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности

Формирование УУД

Планируемый результат

Вводно-организационный 2 мин

Формирование интереса к содержанию ООД; направление внимания детей; раскрытие образовательной задачи. Формирование умений слушать и руководствоваться указаниями взрослого

- Ребята, сегодня  утром Ева меня спросила, будем ли мы читать  сказку. Конечно,  я расскажу вам, но наша сказка будет сегодня необычная, послушайте.

…Была зима. Шёл январь месяц. Снегу намело столько, что от дверей его приходилось отгребать лопатами, а в лесу на горе деревья стояли по пояс в сугробах и даже качаться не могли, когда на них налетал ветер.

Люди сидели в домах и топили печки.

В такую-то пору, под вечер, злая мачеха приоткрыла дверь, поглядела, как метёт вьюга, а потом вернулась к тёплой печке и сказала падчерице:

- Сходила бы ты в лес да набрала там подснежников. Завтра сестрица твоя именинница. Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и вышла из дверей.

Ветер снегом ей глаза порошит, платок с неё рвёт. Идёт она, еле ноги из сугробов вытягивает.

(слайд 1 с мачехой, отправляющей падчерицу в лес)

Организация образовательного пространства: рассказ сказки воспитателем сопровождается показом слайдов

Участие в игровой ситуации

Игровая ситуация

     

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

выражение положительного отношения к процессу познания, проявление желания познавать новое.

Коммуникативные: формирование  умения слушать и слышать.

Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания

Мотивационно-побудительный,

1 мин

Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах

- Ребята, закройте глаза и представьте себе, что мы идем за этой девочкой.

(музыка Грига)

(Слайд 2 –  лес)

Знакомство детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности

Осознают и принимают поставленную задачу

Заинтересовывающее начало, вовлечение в познавательную деятельность

Регулятивные: постановка  задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще не известно;

Личностные:

развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

Коммуникативные: умение выстраивать речевые конструкции.

Внутренняя мотивация на деятельность

Актуализация

6 мин

Актуализация имеющихся  знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений

- Откройте  глаза, посмотрите, что мы видим. Предположительные ответы детей: лес, деревья, снег, зима

- Мы с вами в лесу. Какие  деревья растут в этом лесу. Смотрите очень внимательно, потому что зимой распознать какое это дерево  сложно.

Предположительные ответы детей: елки, сосна, рябина, дуб, пихта

- Скажите мне ребята, а как называется лес, в котором растут только ели?

Предположительные ответы детей:  еловый

- А как по- другому,  можно назвать такой лес?

Предположительные ответы детей: ельник

- А как называется лес в котором растут только березы? Дубы? Сосны?

Предположительные ответы детей: березовая роща, дубрава, зеленый бор, сосновый.

- Ребята, как вы думаете, как будет называться лес, в котором растут и елки, и березы, и дуб и сосна. Предположительные ответы детей : смешанный лес.

- А сейчас давайте разместим  эти деревья  в два круга.

Как бы вы  их разделили?

Предположительные ответы детей: по цвету  коры, по высоте деревьев, вечнозеленые, по иголочкам. 

- Молодцы, какие интересные предположения, Игра «Разложи деревья в 2 обруча»

- Давайте сейчас проверим.

(слайд  3-  деревья и круги Эйлера).

Направление деятельности воспитанников наводящими и проблемными вопросами

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное, отвечают на вопросы

Беседа по вопросам

Приемы активизации самостоятельного мышления детей

Регулятивные:

предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

выражение положительного отношения к процессу познания; проявление внимания, желания узнать больше.

Коммуникативные: умение ясно и четко излагать свое мнение, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового

Расширение имеющихся представлений

8 мин

Расширение определенного объема знаний и представлений о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, способах действий

- Ребята, продолжим  наше путешествие по зимнему лесу  за девочкой.  

(слайд 4  с изображением костра и 12 месяцев)

- И вдруг далеко меж деревьев сверкнул огонёк - будто звезда среди ветвей запуталась. Светло на полянке, точно от солнца.

-И что же мы с вами видим Предположительные ответы детей: костер  и все 12 месяцев

-Давайте тоже присядем и отдохнем.

- А  вокруг костра сидят люди - кто поближе к огню, кто подальше. Сидят и тихо беседуют.

- Ребята, а как вы думаете, почему кто-то сидел ближе, а кто-то подальше от  огня Предположительные ответы детей: ближе к огню сидели летние  и осенние месяцы, подальше зимние и весенние месяцы потому что от жара костра могут растаять.

- Сколько месяцев встретила девочка в лесу у костра Предположительные ответы детей: двенадцать. - А давайте мы их все назовем.

Предположительные ответы детей: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

- Стала девочка считать, насчитала двенадцать: трое старых, трое пожилых, трое молодых, а последние трое - совсем ещё мальчики 

-А как вы думаете, кто были трое старых, трое пожилых, трое молодых и трое совсем еще мальчиков.

Предположительные ответы детей: зима, осень, весна, и лето.

-Назовите три зимних месяца? Три весенних? Три летних? Три осенних? Предположительные ответы детей: декабрь, январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь.

Объяснение, рассказывание.

Наблюдают, рассматривают, сравнивают. Участвуют в обсуждении. Отвечают и задают вопросы. Составляют связные высказывания, делают выводы (с помощью воспитателя)

Импровизация.Беседа, рассказ

Регулятивные:

Умение контролировать свою деятельность

Познавательные: построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи

Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности, умения, навыки Любознательность и активность

Динамическая пауза,

2 мин

Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости

- Ребята, посмотрите у вас на столах лежат  модели разных цветов, давайте их соединим, чтобы получился  круглый год. Подумайте и расположите модели так, чтобы каждый цвет был расположен на правильном месте. Посмотрите, на что похожа наша модель

Предположительные ответы детей: на часы

Игра на ковре.

- Мы собрали часы, которые показывают  календарь. Молодцы!

Проведение физкультминутки в виде игры

Участвуют в игре

Игровые приемы

Коммуникативные: умение работать в команде, тройками

Снятие напряжение, эмоциональная  и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта.

Практическая работа  

7 мин

Овладение способами  действия, применение знаний, навыков и умений

- Сейчас я вам предлагаю  обозначить времена года на числовой оси отрезками  с помощью карандашей разного цвета. Отрезок  в одну клетку обозначим  как отрезок одного месяца. Будьте внимательны при выполнении задания, подумайте, какими  цветами должны быть выделены отрезки времен года. (самостоятельное выполнение детьми задания на листе бумаги с изображенной на ней числовой осью).

-А теперь проверьте, правильно ли вы выполнили задание. Молодцы.

Организация практической работы. Организация взаимодействия в достижении результата

Выполняют практическую работу

  Выполнение практических  работ

Коммуникативные:  владение монологической и диалогической формами речи;

Познавательные: самостоятельное создание способов  наглядного моделировнаия.

Регулятивные:

  умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

  Овладение определенным объемом практических навыков  и умений при обучении самостоятельности в познавательной деятельности

Результат деятельности

2 мин

Взаимосвязь с начальным этапом, показ итога деятельности

- Для того, чтобы  падчерица набрала подснежники, должно случится волшебство. А какое? Мы сейчас увидим.

- Братец Январь, уступи мне на час своё место!

Погладил свою длинную бороду старик и говорит:

- Я бы уступил, да не бывать Марту прежде Февраля.

- Ладно уж, - проворчал другой старик, весь лохматый, с растрёпанной бородой. Надо ей помочь.

- Ну, будь, по-вашему, - сказал Январь.

(слайд 5   март месяц)

Достаю корзину с цветами

- Вот какие подснежники собрала девочка из сказки

« 12 месяцев». Нои они конечно не настоящие, настоящие появятся в апреле месяце, когда наступит весна. Я предлагаю эти цветы подарить нашим гостям и оставить в группе для украшения.

Подводит к итогу

Наблюдают, предвосхищают  показ волшебства

Игровая ситуация – корзина с подснежниками

Регулятивные:

завершение успешной деятельности.

Личностные:

выражение положительного отношения к процессу познания, проявление чувства удовлетворения от познания.

Коммуникативные: формирование  умения слушать и слышать.

Высокий уровень сформированности  познавательных умений

Рефлексия 2 мин

  Формирование элементарных навыков самоконтроля.

Вот вы и послушали необычную сказку. Вам понравилось?

Как вы  считаете, может ли март месяц наступить раньше февраля месяца. А почему  части суток, месяцы,  времена года, следуют  один за другим и никогда не могут  обогнать друг друга.

Узнайте об этом дома у своих мам, пап, бабушек, дедушек. Об этом мы поговорим завтра.

  Проверка полученных результатов

Делают выводы о результатах работы

  Фронтальная, индивидуальная работа

Регулятивные:

оценка  осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

осуществлять итоговый контроль

Личностные:

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения

Коммуникативные: умение

  проявлять активность в деятельности.

Сформированность навыка самоконтроля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развлечение дя старшей группы "Путешествие в зимние месяцы"

в занятия включены русские народные игры в зимний период, закрепляются названия зимних месяцев, названия русских народных сказок, пословицы о зиме, загадки....

Конспект занятия по математике для старшей группы «Путешествие по зимним месяцам»

Закреплять знания о зиме: названия зимних месяцев, зимних игр, загадок,русских народных сказок....

«Путешествие по зимним месяцам»

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие по зимним месяцам»Тема: «Путешествие по зимним месяцам»Цель: Закрепить у детей представления о з...

Сценарий развлечения «Путешествие по зимним месяцам»

Цель: создание условий для расширения знаний детей о зимних месяцах....

Планирование воспитательно-образовательной работы в первой группе раннего возраста На январь 2020г (0-3 месяцев, 3-6 месяцев, 6-9 месяцев, 9-12 месяцев). Тема: «Мои любимые игрушки» «Машина»

Планирование воспитательно-образовательной работы  в первой группе раннего возрастаНа январь 2020г (0-3 месяцев, 3-6 месяцев, 6-9 месяцев, 9-12 месяцев).Тема:  «Мои любимые игрушки&raq...

Сценарий досуга "Путешествие по зимним месяцам"

Сценарий досугового материала для детей старшей и подготовительной группы "Путешествие по зимним месяцам" ....