"Путешествие в сказку "12 месяцев"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект занятия "Путешествие в сказку "12 месяцев" с задачами расширения знаний детей о деревьях, умения классифицировать их по разным признакам: хвойные - нехвойные, хвойные - лиственные, по цвету и толщине коры, по высоте и др.; обобщения представлений о временах года, месяцах, их признаках; закрепления навыков количественного и порядкового счета; формирования навыка работы с карандашом и листом в клетку; интеграция образовательных областей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_skazku_12_mesyatsev.zip | 15.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта организованной
образовательной деятельности
Воспитатель Искандирова Татьяна Евгеньевна
Образовательная организация Муниципальное автономное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Прогимназия № 360» Ново-Савиновского района г.Казани
Группа подготовительная к школе (6-7 лет) дети с ФФНР
Тема «Путешествие в сказку «12 месяцев»
Цель
Для воспитанников - Познавательное развитие
Для педагога – Совершенствование образовательной деятельности
Задачи
- общеобразовательные: расширять знания детей о деревьях, уметь классифицировать их по разным признакам: хвойные - нехвойные, хвойные - лиственные, по цвету и толщине коры, по высоте и др.; обобщать представления о временах года, месяцах, их признаках; закреплять навыки количественного и порядкового счета, формировать навыки работы с карандашом и листом в клетку; интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие.
- развивающие: развивать умение графическому изображению последовательности смены месяцев, времен года, моделированию явлений природы.
- воспитательные: воспитывать умение сопереживать героине сказки.
Тип занятия - обобщающее
Форма занятия – игровая ситуация (путешествие в сказку «12 месяцев»)
Формы контроля – индивидуальные, групповые
Учебно-методическое обеспечение - ноутбук, мультимедийный проектор, листы бумаги в клетку, карандаши 4 цветов, лепестки 3 оттенков одного времени года (зима: темно синий – синий – голубой и т.д.), 2 обруча, иллюстрации зимних деревьев; числовая прямая, для сюрпризного момента – корзина с бумажными подснежниками, иллюстрации зимы, моделей зимы.
Время реализации занятия – 30 минут
Домашнее задание – определить: почему все месяцы идут друг за другом и не перегоняют друг друга.
Медиа-ресурс к занятию: презентация «12 месяцев» (задания по ходу путешествия).
План занятия
Этап, его продолжительность | Задачи этапа | Содержание взаимодействия с воспитанниками | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности | Формирование УУД | Планируемый результат |
Вводно-организационный 2 мин | Формирование интереса к содержанию ООД; направление внимания детей; раскрытие образовательной задачи. Формирование умений слушать и руководствоваться указаниями взрослого | - Ребята, сегодня утром Ева меня спросила, будем ли мы читать сказку. Конечно, я расскажу вам, но наша сказка будет сегодня необычная, послушайте. …Была зима. Шёл январь месяц. Снегу намело столько, что от дверей его приходилось отгребать лопатами, а в лесу на горе деревья стояли по пояс в сугробах и даже качаться не могли, когда на них налетал ветер. Люди сидели в домах и топили печки. В такую-то пору, под вечер, злая мачеха приоткрыла дверь, поглядела, как метёт вьюга, а потом вернулась к тёплой печке и сказала падчерице: - Сходила бы ты в лес да набрала там подснежников. Завтра сестрица твоя именинница. Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и вышла из дверей. Ветер снегом ей глаза порошит, платок с неё рвёт. Идёт она, еле ноги из сугробов вытягивает. (слайд 1 с мачехой, отправляющей падчерицу в лес) | Организация образовательного пространства: рассказ сказки воспитателем сопровождается показом слайдов | Участие в игровой ситуации | Игровая ситуация
| Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Личностные: выражение положительного отношения к процессу познания, проявление желания познавать новое. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать. | Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания |
Мотивационно-побудительный, 1 мин | Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах | - Ребята, закройте глаза и представьте себе, что мы идем за этой девочкой. (музыка Грига) (Слайд 2 – лес) | Знакомство детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности | Осознают и принимают поставленную задачу | Заинтересовывающее начало, вовлечение в познавательную деятельность | Регулятивные: постановка задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще не известно; Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов; Коммуникативные: умение выстраивать речевые конструкции. | Внутренняя мотивация на деятельность |
Актуализация 6 мин | Актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений | - Откройте глаза, посмотрите, что мы видим. Предположительные ответы детей: лес, деревья, снег, зима - Мы с вами в лесу. Какие деревья растут в этом лесу. Смотрите очень внимательно, потому что зимой распознать какое это дерево сложно. Предположительные ответы детей: елки, сосна, рябина, дуб, пихта - Скажите мне ребята, а как называется лес, в котором растут только ели? Предположительные ответы детей: еловый - А как по- другому, можно назвать такой лес? Предположительные ответы детей: ельник - А как называется лес в котором растут только березы? Дубы? Сосны? Предположительные ответы детей: березовая роща, дубрава, зеленый бор, сосновый. - Ребята, как вы думаете, как будет называться лес, в котором растут и елки, и березы, и дуб и сосна. Предположительные ответы детей : смешанный лес. - А сейчас давайте разместим эти деревья в два круга. Как бы вы их разделили? Предположительные ответы детей: по цвету коры, по высоте деревьев, вечнозеленые, по иголочкам. - Молодцы, какие интересные предположения, Игра «Разложи деревья в 2 обруча» - Давайте сейчас проверим. (слайд 3- деревья и круги Эйлера). | Направление деятельности воспитанников наводящими и проблемными вопросами | Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное, отвечают на вопросы | Беседа по вопросам Приемы активизации самостоятельного мышления детей | Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Личностные: выражение положительного отношения к процессу познания; проявление внимания, желания узнать больше. Коммуникативные: умение ясно и четко излагать свое мнение, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового |
Расширение имеющихся представлений 8 мин | Расширение определенного объема знаний и представлений о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, способах действий | - Ребята, продолжим наше путешествие по зимнему лесу за девочкой. (слайд 4 с изображением костра и 12 месяцев) - И вдруг далеко меж деревьев сверкнул огонёк - будто звезда среди ветвей запуталась. Светло на полянке, точно от солнца. -И что же мы с вами видим Предположительные ответы детей: костер и все 12 месяцев -Давайте тоже присядем и отдохнем. - А вокруг костра сидят люди - кто поближе к огню, кто подальше. Сидят и тихо беседуют. - Ребята, а как вы думаете, почему кто-то сидел ближе, а кто-то подальше от огня Предположительные ответы детей: ближе к огню сидели летние и осенние месяцы, подальше зимние и весенние месяцы потому что от жара костра могут растаять. - Сколько месяцев встретила девочка в лесу у костра Предположительные ответы детей: двенадцать. - А давайте мы их все назовем. Предположительные ответы детей: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь. - Стала девочка считать, насчитала двенадцать: трое старых, трое пожилых, трое молодых, а последние трое - совсем ещё мальчики -А как вы думаете, кто были трое старых, трое пожилых, трое молодых и трое совсем еще мальчиков. Предположительные ответы детей: зима, осень, весна, и лето. -Назовите три зимних месяца? Три весенних? Три летних? Три осенних? Предположительные ответы детей: декабрь, январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь. | Объяснение, рассказывание. | Наблюдают, рассматривают, сравнивают. Участвуют в обсуждении. Отвечают и задают вопросы. Составляют связные высказывания, делают выводы (с помощью воспитателя) | Импровизация.Беседа, рассказ | Регулятивные: Умение контролировать свою деятельность Познавательные: построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи | Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности, умения, навыки Любознательность и активность |
Динамическая пауза, 2 мин | Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости | - Ребята, посмотрите у вас на столах лежат модели разных цветов, давайте их соединим, чтобы получился круглый год. Подумайте и расположите модели так, чтобы каждый цвет был расположен на правильном месте. Посмотрите, на что похожа наша модель Предположительные ответы детей: на часы Игра на ковре. - Мы собрали часы, которые показывают календарь. Молодцы! | Проведение физкультминутки в виде игры | Участвуют в игре | Игровые приемы | Коммуникативные: умение работать в команде, тройками | Снятие напряжение, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта. |
Практическая работа 7 мин | Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений | - Сейчас я вам предлагаю обозначить времена года на числовой оси отрезками с помощью карандашей разного цвета. Отрезок в одну клетку обозначим как отрезок одного месяца. Будьте внимательны при выполнении задания, подумайте, какими цветами должны быть выделены отрезки времен года. (самостоятельное выполнение детьми задания на листе бумаги с изображенной на ней числовой осью). -А теперь проверьте, правильно ли вы выполнили задание. Молодцы. | Организация практической работы. Организация взаимодействия в достижении результата | Выполняют практическую работу | Выполнение практических работ | Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи; Познавательные: самостоятельное создание способов наглядного моделировнаия. Регулятивные: умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. | Овладение определенным объемом практических навыков и умений при обучении самостоятельности в познавательной деятельности |
Результат деятельности 2 мин | Взаимосвязь с начальным этапом, показ итога деятельности | - Для того, чтобы падчерица набрала подснежники, должно случится волшебство. А какое? Мы сейчас увидим. - Братец Январь, уступи мне на час своё место! Погладил свою длинную бороду старик и говорит: - Я бы уступил, да не бывать Марту прежде Февраля. - Ладно уж, - проворчал другой старик, весь лохматый, с растрёпанной бородой. Надо ей помочь. - Ну, будь, по-вашему, - сказал Январь. (слайд 5 март месяц) Достаю корзину с цветами - Вот какие подснежники собрала девочка из сказки « 12 месяцев». Нои они конечно не настоящие, настоящие появятся в апреле месяце, когда наступит весна. Я предлагаю эти цветы подарить нашим гостям и оставить в группе для украшения. | Подводит к итогу | Наблюдают, предвосхищают показ волшебства | Игровая ситуация – корзина с подснежниками | Регулятивные: завершение успешной деятельности. Личностные: выражение положительного отношения к процессу познания, проявление чувства удовлетворения от познания. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать. | Высокий уровень сформированности познавательных умений |
Рефлексия 2 мин | Формирование элементарных навыков самоконтроля. | Вот вы и послушали необычную сказку. Вам понравилось? Как вы считаете, может ли март месяц наступить раньше февраля месяца. А почему части суток, месяцы, времена года, следуют один за другим и никогда не могут обогнать друг друга. Узнайте об этом дома у своих мам, пап, бабушек, дедушек. Об этом мы поговорим завтра. | Проверка полученных результатов | Делают выводы о результатах работы | Фронтальная, индивидуальная работа | Регулятивные: оценка осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; осуществлять итоговый контроль Личностные: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения Коммуникативные: умение проявлять активность в деятельности. | Сформированность навыка самоконтроля |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
развлечение дя старшей группы "Путешествие в зимние месяцы"
в занятия включены русские народные игры в зимний период, закрепляются названия зимних месяцев, названия русских народных сказок, пословицы о зиме, загадки....
Конспект занятия по математике для старшей группы «Путешествие по зимним месяцам»
Закреплять знания о зиме: названия зимних месяцев, зимних игр, загадок,русских народных сказок....
«Путешествие по зимним месяцам»
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие по зимним месяцам»Тема: «Путешествие по зимним месяцам»Цель: Закрепить у детей представления о з...
Сценарий развлечения «Путешествие по зимним месяцам»
Цель: создание условий для расширения знаний детей о зимних месяцах....
Планирование воспитательно-образовательной работы в первой группе раннего возраста На январь 2020г (0-3 месяцев, 3-6 месяцев, 6-9 месяцев, 9-12 месяцев). Тема: «Мои любимые игрушки» «Машина»
Планирование воспитательно-образовательной работы в первой группе раннего возрастаНа январь 2020г (0-3 месяцев, 3-6 месяцев, 6-9 месяцев, 9-12 месяцев).Тема: «Мои любимые игрушки&raq...
Развлечение для старшей и подготовительной групп «Путешествие по зимним месяцам с музыкой П.И.Чайковского Времена года»
Зимнее развлечение для старших дошкольников...
Сценарий досуга "Путешествие по зимним месяцам"
Сценарий досугового материала для детей старшей и подготовительной группы "Путешествие по зимним месяцам" ....