Проект по патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Традиции и культура республики Саха»
проект (подготовительная группа) по теме
История нашей Родины свидетельствует о том, что во все времена одним из основных факторов, обеспечивающих сплоченность народа, помогавших ему преодолеть трудности и невзгоды, был патриотизм — любовь к Родине, своему народу, а также стремление своими действиями служить интересам Отечества, защищать его от врагов. Патриотизм представляет собой сложное и многогранное явление. Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, он интегрирует в себе социальные, политические, духовно-нравственные, культурные, исторические компоненты, в известной степени является естественным инстинктом самосохранения любой нации. Патриотизм вступает в единстве глубочайшего духовного освоения истории и культуры своего народа и активно-деятельного участия в решении важнейших проблем современного общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_respublika_saha.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Королёв Московской области
"Детский сад комбинированного вида № 15 "Солнышко"
Проект
по патриотическому воспитанию в старшей-подготовительной группе
«Традиции и культура республики Саха»
Составил:
воспитатель Гришина М.А.
Королев, 2017
Вид проекта: информационный, практико-ориентировачный.
Срок реализации: среднесрочный (3 месяца).
Состав участников: групповой (дети старшей группы, воспитатели, родители).
База: МБДОУ д/с № 15 «Солнышко», г. Королев.
Актуальность:
История нашей Родины свидетельствует о том, что во все времена одним из основных факторов, обеспечивающих сплоченность народа, помогавших ему преодолеть трудности и невзгоды, был патриотизм — любовь к Родине, своему народу, а также стремление своими действиями служить интересам Отечества, защищать его от врагов. Патриотизм представляет собой сложное и многогранное явление. Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, он интегрирует в себе социальные, политические, духовно-нравственные, культурные, исторические компоненты, в известной степени является естественным инстинктом самосохранения любой нации. Патриотизм вступает в единстве глубочайшего духовного освоения истории и культуры своего народа и активно-деятельного участия в решении важнейших проблем современного общества.
Проблеме становления патриотического воспитания в дошкольном возрасте уделяли внимание многие известные педагоги (Я.А. Каменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Е.И. Водовозова) считавшие, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно еще в дошкольном возрасте. Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении можно сказать, что дошкольникам, особенно детям старшего дошкольного возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Ведь очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина - Россия, одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче - стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь, с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем — и на благо всей страны. Национальная культура-достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую культуру. Каждый народ в носит в культуру свое, и каждое достижение для народа является общим для всего народа.
Инициатива выбора субъекта РФ республики Саха исходила от детей. Воспитанник группы Максим Сизов принес книгу «Жители нашей страны». Ребята с удовольствием рассматривали иллюстрации, просили прочитать о быте коренного населения. Значительный интерес дети проявляли к якутянам (подолгу рассматривали картинки, обсуждали увиденное, делились впечатлениями). Поэтому мы решили начать знакомство детей с субъектом РФ республикой Саха (Якутия), т.к. считаем, что народы Якутии, не смотря на свою малочисленность заслуживают внимания, проживая в экстремальных условиях северного края местное население, успешно занимались скотоводством, земледелием, охотничьими промыслами, владели технологией изготовления предметов из железа, золота, серебра, меди, глины, кости, дерева, выделка кожи и меха и т.д.
Древние коренные жители республики Саха имели свои понятия и представления о тайнах мироздания Земли, о добре и зле, о сущности и предназначении человека, о растительном и животном мире в суровой борьбе за существование. В продолжении своего рода они выработали своеобразные законы жизни и гармонии с природой, морально-этические нормы поведения среди людей, разнообразные обычаи и праздники, бережно передаваемые из поколения в поколение. Самое главное — они смогли выжить в суровых условиях, сохранив неповторимый уклад жизни и свою национальную культуру.
Проблема:
У современных детей мало знаний и представлений о своей стране, о людях разных национальностей живущих в ней, об их культуре и традициях.
Причина:
Отсутствие разработанных методических материалов по патриотическому воспитанию, сведение патриотического воспитания лишь к одному хотя и важному аспекту, связанным с будущей военной службой; недостаточное освещение СМИ патриотического воспитания, предназначенного для дошкольников.
Цель:
Воспитание интереса к родной стране, формирование представлений о многонациональности России и ее составе, толерантное отношение к представителям других национальностей, стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа входящего в состав РФ.
Задачи:
-сформировать представления о России, как многонациональном государстве.
-познакомить детей с этническими особенностями жителей республики Саха - якутянами;
-расширить социальные представления об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста;
-формировать представление о семье, как о возможном союзе разных национальностей;
-воспитывать любовь и уважение к своей Родине, к своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям.
Совместная деятельность всех участников образовательного процесса (дети, воспитатели, родители).
В основе проекта лежит деятельность самого ребенка в сотрудничестве с педагогом и родителями, в процессе которой добывается новая информация и формируется следующие компетентности: ????
Методы работы с детьми:
1. словесный;
2. наглядный;
3. практически-исследовательский;
4. поисковый;
5. игровой.
Предполагаемый результат исследования
Результат | Продукт |
дети имеют первичные представления о государственном устройстве РФ (состав, многонациональность и т.д.); самостоятельно могут рассказать о природных особенностях, климате, животном мире, коренных жителях, национальных сказках и т.д.; выражают желание дальнейшей деятельности по изучению субъектов нашей Родины; развиваются психические процессы, такие как: мышление, память, внимание, воображение, умение исследовать, познавать новое. | методическая разработка цикла занятий по образовательной области познавательно-речевое развитие «Якутия-интересный край»; по образовательной области художественно-эстетическое развитие «Северные просторы» выставка творческих работ детей; создание фото коллажа; Альбом «Якутия одна из республик нашей Родины». |
Планирование деятельности
Педагог:
- проводит анкетирование родителей для выявления их отношения к воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста; знаний о государственном устройстве России;
-обработка результатов анкетирования родителей по патриотическому воспитанию;
- изучает литературу, интернет ресурсы (факты из истории и т.д.);
- составляет и проводит цикл НОД по линиям развития посвященный изучению государственных символов России (история возникновения Республики Саха (Якутия)); о происхождении города, географическом расположении, климате и т.д.; знакомит детей с культурой, языком, традициями, национальными обрядами;
-использует ТСО;
- подбирает методический и наглядный материал;
-организует выставку творческих работ детей;
-оформляет группу в соответствии с выбранной темой проекта;
-привлекает родителей к поиску и оформлению проекта.
Дети:
- знакомятся с дидактическими и наглядными материалами;
- участвуют в продуктивной, поисковой и игровой деятельности;
- принимают совместное участие с родителями в досуговых мероприятиях;
- знакомятся с художественной литературой;
- ищут с родителями материал по теме проекта.
Материалы:
Дидактические, наглядные пособия (карты, атласы, картинки и т.д.), современные средства ТСО, научная, художественная литература, материалы и оборудование для изобразительной деятельности.
1 этап. Подготовительный
Цель: разработка проекта, создание организационных условий для положительной реализации проекта.
Формы работы
Изучение методической литературы, опыт работы коллег, сбор материала (наглядного, дидактического, бытового, художественного), анализ материала с электронных ресурсов; изготовление картотеки со списком литературы, методической папки по патриотическому воспитанию «Традиции и культура республики Саха», задания для родителей: создание макета летнего якутского жилища — урасы; поиск информации, картинок и т.д.
2 этап. Основной
Цель: создание условий для ознакомления детей с коренным население, животным и природным миром, традициями и культурой якутян.
Формы работы
Проведение дидактической игры «Путешествие в Якутию».
Беседа о возникновении республики Саха.
Цикл занятий познавательно речевого развития «Якутия — интересный край»: «Географическое расположение и климат», «Природный мир», «Животный мир», «Коренное население», «Культура, традиции якутян».
Цикл занятий художественно-эстетического развития «Северные просторы»:
рисование «Природа республики Саха», рисование «Животный мир республики Саха», аппликация «Национальные костюмы».
Чтение художественной литературы: «Смелый Ойхур», «Плетка-самостегйка», «Лошадь и олень», «Скупой рыбак», «Как песня спасла жизнь», «Умная девушка».
Самостоятельная деятельность детей в центрах активности: игры по народному декоративно прикладному искусству «Назови орнамент», «На что похоже?», «Выложи узор», «Выставка вещей». Рисование символов России и республика Саха, раскрашивание раскрасок «Быт якутян», «Природный и животный мир».
Коллективная работа по аппликации с элементами рисования «Якутяне-жители России»
3 этап. Заключительный
Цель: подведение итогов проделанной работы по реализации проекта.
Формы работы
Совместный досуг родителей, детей, воспитателей «Обрядовые праздники. Национальные игры предков».
Совместное создание фото коллажа «Вот так живут в Якутии!» всех участников проекта.
Презентация альбома по патриотическому воспитанию «Якутия одна из республик нашей Родины».
Вывод:
Информационные ресурсы используемые в исследовании:
Используемая литература:
1. Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника.
2. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать... Нетрадиционные формы работы по патриотическому воспитанию.
3. Лыкова И.А. Художественное творчество.
4. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ.
Электронные ресурсы:
1. www.vospitatel.com.ru
2. www.maam.ru
4. www.dohcolonoc.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры. Для воспитанников 5-7 лет
Данный проект представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении. Содержание проекта обеспе...
Проект Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры. Для воспитанников 5-7 лет
Данный проект представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении. Содержание проекта обеспе...
ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ "БЕЛАЯ БЕРЁЗКА ПОД МОИМ ОКНОМ...."
Актуальность: Однажды мы с ребятами рассматривали деревья на участке нашего детского сада. Один ребенок спросил меня: «А почему около нашего детского сада так много берез?» Я ответила, что берез...
Нравственно-патриотическое воспитание детей через ознакомление с традициями и культурой народов разных национальностей
Сообщение из опыта работы для педагогов старшего дошкольного возраста...
ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ "9 МАЯ-ДЕНЬ ПОБЕДЫ"
ПРОЕКТПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙВ СТАРШЕЙ ГРУППЕ«9 МАЯ - ДЕНЬ ПОБЕДЫ! » Одним из приоритетных направлений воспитательной системы современных образовательных организ...
Проектная деятельность в детском саду Проект по воспитанию нравственного и патриотического воспитания детей в старшей группе "Кто такие защитники Отечества?"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Олонский детский сад» Проект по воспитанию нравственного и патриотического воспитания детей...