ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ Тема: «Невидимый сосед»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Если вы хотите узнать , как интересно рассказать детям о свойствах воздуха, то этот материал вам очень пригодится.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elaurkina_ia.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
Тема: «Невидимый сосед»
Подготовлено
воспитателем высшей квалификационной категории
Елауркиной Ириной Александровной
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. Закрепить представление детей о некоторых свойствах воздуха (невидим, бывает разной температуры, не имеет определенной формы, легче воды, не имеет запаха). Развивать способность анализировать, сравнивать и делать умозаключения.
Задачи:
-Формировать представления у детей о свойствах и способах обнаружения воздуха.
-Формировать положительное, эмоциональное отношение у детей к экспериментальной деятельности;
- Формирование умений самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
Образовательная деятельность | Задача | Результат у ребенка |
1. Организационный момент. В. Входит в группу с дудочкой. Ребята скажите, что это за инструмент? -А чтобы она заиграла, что нужно дудочке? -Да, поэтому она называется духовой инструмент. -А какие еще духовые музыкальные инструменты вы знаете? По ответам детей воспитатель показывает картинки с изображением музыкальных инструментов. -Как много инструментов вы мне назвали. - Так что необходимо дудочке, чтоб она запела? (воздух) - Кто знает, что такое воздух? Какой бывает воздух? (если дети называют свойства воздуха, то воспитатель предлагает это проверить) I вариант -Вот сегодня мы ваши слова и проверим. И если вы окажетесь, правы, то дудочка обещает вам большой сюрприз. - Вы говорите он невидимый? II вариант ( если дети не могут назвать свойства воздуха, то воспитатель предлагает детям поближе познакомиться с воздухом, так как он лучший друг дудочки, и ей очень обидно, что вы так мало знакомы с ним) - Если мы узнаем все секреты воздуха, то дудочка обещает вам большой сюрприз. Согласны вы на предложение дудочки? | Закрепить знание о духовых инструментах Поддерживать у детей интерес к литературе | Актуализация знаний о духовых инструментах Расширение читательского интереса детей |
2. Основная часть. I вариант - Вы говорите он невидимый? - Действительно так, вы настоящие ученые. Вы абсолютно правы он прозрачный – это первое свойство воздуха. Итак, прозрачность воздуха мы будем обозначать так (символ «воздух прозрачный»- стакан). II вариант - Сначала нам необходимо его найти. Кто-то видит воздух? - А может лучше посмотреть по сторонам?! Наклонитесь пониже – видно? (нет) - Почему? (невидимый, прозрачный) -Да, вы правы он прозрачный – это первое свойство воздуха. Я вам предлагаю все свойства воздуха обозначать символами, чтобы потом рассказать дудочке о её друге. Итак, прозрачность воздуха мы будем обозначать так (символ «воздух прозрачный»- стакан). 1. опыт Мы с вами уже знаем один секрет воздуха он прозрачный, а какой же он на вкус? Попробуйте лизнуть воздух язычком. - Вы ощущаете его вкус? (нет) - А какого он запаха? Вдохните носом воздух. Чем пахнет? (ничем) - Правильно, воздух не имеет запаха. Хотя, если мы зайдем на кухню, где мама печет пирожки – чем будет пахнуть? (тестом, пирожками) - А в аптеке, чем пахнет? (лекарствами) - А если мы подойдем к дороге, по которой едут машины, чем будет пахнуть? (бензином) - Почему так, везде пахнет по-разному? -Да потому, что воздух прекрасно передает запахи самых разных предметов, а сам запаха не имеет. Это еще одно свойство воздуха. (символ «воздух не имеет запаха» - перечеркнутый нос) - А так как у нас есть воздух, то везде он разный. Помогайте мне: В лесу он … (лесной) В городе … (городской) В степи … (степной) В горах … (горный) Возле моря … (морской) | Способствовать освоению детьми разных способов обследования, установлению связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета Создать условия для развития умения сотрудничать со сверстниками: формулировать собственную точку зрения, выяснять точку зрения своего партнера. Формировать умения самостоятельно использовать систему обследовательских действий (потрогать, понюхать, попробовать на вкус) | Проявление интереса к самостоятельному познанию, обследованию предметов, выделению их свойств и качеств Обогащение опыта общения со сверстниками во время экспериментирования
Обогащение трудовых навыков ребенка |
2 ОПЫТ -Вдохните воздух, а теперь поставьте ладошку перед носом и выдохните. - Какой воздух у вас получился? (холодный) -А теперь вдохните и подставите ладошку ко рту, и выдохните. Что заметили? (теплый) -Правильно из носа воздух получился холодный, а изо рта горячий. -Скажите мне, а какой воздух зимой? (холодный, студёный, ледяной) - А весной ? (тепленький) - А летом ? ( горячий, обжигающий) - А осенью ? (прохладный) - Вот это и есть следующее свойство воздуха. Он бывает разной температуры и умеет нагреваться и охлаждаться (символ «воздух бывает разной температуры» - термометр) | Активизировать словарь дошкольников | |
3 опыт -А где же он находится? -Да он везде: и в нашей комнате и на улице, и в поле, в лесу, и на нас, и даже в воде. -А, попробуйте потрогать воздух. Получается?! - А я его трогаю – его можно потрогать, но наша кожа не ощущает воздух - Ребята, а можно воздух собрать и закрыть? -А у меня получилось. Догадайтесь, куда я собрала воздух. Я бываю круглый, длинный, Я бываю красный, синий. На веревочке вешу. А отпустишь, улечу. ( воздушный шар) - А что такое воздушный шар? Почему он так называется? (картинка). - Мы спрятали воздух в шарах. Посмотрите, а, сколько у меня шаров? -А какие они по форме? -Одного ли цвета? -А воздух в нашей комнате, какой формы? - А в кубике воздух, какой формы? -Теперь мы знаем следующее свойство воздуха. Он принимает форму того предмета, в каком находится. (символ «воздух имеет объем» - банка и колба) | Словарная работа – воздушные замки, воздушный змей Обогащать читательский опыт детей Обогащать сенсорный опыт детей, совершенствовать аналитическое восприятие | Освоение представлений об особенностях такого литературного жанра как загадка Активизация оценки свойств предмета при помощи сенсорных эталонов |
Физминутка. Большие заводы повсюду стоят, Огромные трубы в небо глядят. Из труб высоко летит черный дым, Но воздух мы им загрязнять не дадим. В трубу мы поставим фильтр-прибор И весь грязный дым мы чик-чик на запор. Грудью вздохнем 1-2-3 глубоко, Ведь воздухом чистым дышать так легко! - Чем так опасен грязный воздух? - А чем можно загрязнить воздух? (дымом от заводов, дымом от машин, дымом от сжигания листвы) - А вы знаете, кто следит за чистотой воздуха в городе? (экологическая полиция) | Побуждать к проявлению творчества в двигательной деятельности. Развивать умение выполнять упражнения, укрепляющие здоровье | выполнение упражнений в заданном темпе и ритме Формирование умения выполнять дыхательную гимнастику |
4 опыт - Мы с вами выяснили, что воздух есть везде? -Ребята, у меня в руке камень, скажите, на нем есть воздух? - Давайте мы это проверим. -Сейчас я его брошу в банку с водой, а вы смотрите внимательнее что произойдет. -Что вы видели? Ребята куда падает камень? -А куда выходят пузырьки? А что это пузырьки поднимаются на поверхности воды? -Почему камень падал вниз? -А пузырьки наверх? Вот это и будет следующее свойство воздуха. Он легче воды (символ «воздух легче воды» - весы с чашами) -А интересно, в нас есть воздух? Давайте, это проверим. Возьмите трубочки и поставите их в стаканы с водой. Сначала вдохнем глубоко, а затем потихоньку выдохнем воздух через трубочку. -Что происходит? - А вы знаете, где используется это свойство воздуха? Воспитатель показывает детям картинки с купающимся мальчиком на надувном круге, на надувном матрасе. У кого из вас есть дома надувные игрушки для купания? Но помните, что даже на надувном круге необходимо соблюдать правила безопасного купания и не уплывать далеко - А какие похожие предметы есть у спасателей (жилеты, плоты) (показ картинки) -У военных есть катера на воздушной подушке (картинка) - А теперь я предлагаю поиграть со словом ВОЗДУШНЫЙ. Кто это? (гимнаст) - Кто такой воздушный гимнаст? (на стене размещаются картинки с изображением замка, платья, пирожного, пути, поцелуя) -Молодцы! Из вас получатся прекрасные писатели, вы так легко образовываете слова и умеете описывать то, что придумали. -Как мне кажется, мы уже можем рассказать дудочке о её друге, а она нам за это приготовила что? (сюрприз) - Я начну, а вы продолжите. Он – сосед наш невидимка, Легкий и бесцветный газ Невесомою косынкой Он окутывает нас. Свойства он свои имеет Кто о них сказать сумеет? Дети, с опорой на символы, называют свойства воздуха. - Мы его не замечаем Мы о нем не говорим Просто мы его вдыхаем Ведь он нам необходим. - Я думаю, милая дудочка, что ты осталась довольно ребятами? - А вы как думаете понравилась дудочке наша с вами работа? - Тогда сюрприз! Дудочка приготовила для каждого из вас ловушки для воздуха. Это шар, но не воздушный, Мокрый, гладкий, не послушный, Если дунуть сильно – раз, Попадет вам мыло в глаз. - Как называется ловушка? Дети подходят к воспитателю, он раздает детям дудочки и мыльные пузыри. -Скажи-ка громко, детвора, Нам нужен воздух в жизни – ДА!!! Часть детей сигналит в дудочки, а остальные пускают мыльные пузыри - красивый, громкий фейерверк. | Формировать умения самостоятельного безопасного поведения на воде Стимулировать и развивать речевое творчество детей. Воспитывать способность чувствовать звучность и ритмичность поэтических текстов | Расширение знаний о безопасном поведении на воде Освоение новых методов экспериментирования со словом Обогащение литературного опыта ребенка |
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...
Модель организации познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе.
Модель организации познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе....
Статья. Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: поддерка детской инициативы, формирование познавательной активности.
Публикация статьи в сборнике Серовского педагогического колледжа на тему: «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: поддержка детской инициативы и ф...
Консультация для воспитателей «Организация познавательно- исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста. Организация самостоятельной поисковой деятельности дошкольников».
Как правильно организовать поисковую деятельностьдошкольников....
Модель организации познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе
Итоговая работаПо курсу повышения квалификации ИОЧ Организация познавательно-исследовательской деятельности детей в условиях реализации Федерального государственного образовательного ст...
Познавательно - исследовательский проект в средней группе "Наши соседи - насекомые"
Познавательный мини – проект «Наши соседи – насекомые» в средней группе «Бусинки» Паспорт проекта:Тип проекта: По соде...
Формы организации познавательно-исследовательской деятельности в дошкольной образовательной организации
В дошкольном возрасте происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. Именно в эт...