ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ Тема: «Невидимый сосед»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Елауркина Ирина Александровна

Если вы хотите узнать , как интересно рассказать детям о свойствах воздуха, то этот материал вам очень пригодится.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elaurkina_ia.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Тема: «Невидимый сосед»

Подготовлено

 воспитателем высшей квалификационной категории

 Елауркиной Ириной Александровной

Цель:  развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. Закрепить представление детей о некоторых свойствах воздуха (невидим, бывает разной температуры, не имеет определенной формы, легче воды, не имеет запаха). Развивать способность анализировать, сравнивать и делать умозаключения.

Задачи:

-Формировать представления у детей  о свойствах и способах обнаружения воздуха.

-Формировать положительное, эмоциональное отношение у детей к экспериментальной деятельности;

- Формирование умений самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;

Образовательная деятельность

Задача

Результат у ребенка

1. Организационный момент.

В. Входит в группу с дудочкой. Ребята скажите, что это за инструмент?

 -А  чтобы она заиграла, что нужно дудочке?

 -Да, поэтому она называется духовой инструмент.

  какие еще духовые музыкальные инструменты вы знаете?

По ответам детей воспитатель показывает картинки с изображением музыкальных инструментов.

-Как много инструментов вы мне назвали.

- Так что необходимо дудочке, чтоб она запела? (воздух)

- Кто знает, что такое воздух? Какой бывает воздух? (если дети называют свойства воздуха, то воспитатель предлагает это проверить)

 I вариант

 -Вот сегодня мы ваши слова и проверим. И если вы окажетесь, правы, то дудочка обещает вам большой сюрприз.

- Вы говорите он невидимый?

II вариант

( если дети не могут назвать свойства воздуха, то воспитатель предлагает детям поближе познакомиться  с воздухом, так как  он  лучший друг дудочки, и ей очень обидно, что вы так мало знакомы с ним)

- Если мы узнаем все секреты воздуха, то дудочка обещает вам большой сюрприз. Согласны вы на предложение дудочки?

Закрепить знание о духовых инструментах

Поддерживать у детей интерес к литературе

Актуализация знаний о духовых инструментах

Расширение читательского интереса детей

2. Основная часть.

I вариант

 - Вы говорите он невидимый?

- Действительно так, вы настоящие ученые.  Вы абсолютно правы он прозрачный – это первое свойство воздуха. Итак, прозрачность воздуха мы будем обозначать так (символ «воздух прозрачный»- стакан).

II вариант

- Сначала нам необходимо его найти. Кто-то видит воздух?

-  А может лучше посмотреть по сторонам?! Наклонитесь пониже – видно?  (нет)

- Почему? (невидимый, прозрачный)

-Да, вы правы он прозрачный – это первое свойство воздуха. Я вам предлагаю все свойства воздуха обозначать символами, чтобы потом рассказать дудочке о её друге. Итак, прозрачность воздуха мы будем обозначать так  (символ «воздух прозрачный»- стакан). 

1. опыт

Мы с вами уже знаем один секрет воздуха он прозрачный, а какой же он на вкус? Попробуйте лизнуть воздух язычком.

-  Вы ощущаете его вкус? (нет)

- А какого он запаха?  Вдохните носом воздух. Чем пахнет? (ничем)

- Правильно,  воздух не имеет  запаха.  Хотя, если мы зайдем на кухню, где мама печет пирожки – чем будет пахнуть? (тестом, пирожками)

- А в аптеке, чем пахнет? (лекарствами)

- А если мы подойдем к дороге, по которой едут машины, чем будет пахнуть? (бензином)

- Почему так, везде пахнет по-разному?

-Да потому, что воздух прекрасно передает запахи самых разных предметов, а сам запаха не имеет. Это еще одно свойство воздуха.

(символ «воздух не имеет запаха» - перечеркнутый нос)

- А так как у нас есть воздух, то везде он разный. Помогайте мне:

В лесу он …  (лесной)

В городе …  (городской)

В степи … (степной)

В  горах … (горный)

Возле моря … (морской)

Способствовать освоению детьми разных способов обследования, установлению связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета

Создать условия для развития умения сотрудничать со сверстниками: формулировать собственную точку зрения, выяснять точку зрения своего партнера.

Формировать умения самостоятельно использовать систему обследовательских действий (потрогать, понюхать, попробовать на вкус)

Проявление интереса к самостоятельному познанию, обследованию предметов, выделению их свойств и качеств  

Обогащение опыта общения со сверстниками во время экспериментирования

   

Обогащение трудовых навыков ребенка      

2 ОПЫТ

-Вдохните воздух, а теперь поставьте ладошку перед носом и выдохните.

- Какой воздух у вас получился? (холодный)

-А теперь вдохните и подставите ладошку ко рту, и выдохните. Что заметили? (теплый)

-Правильно из носа воздух получился холодный, а изо  рта горячий.

-Скажите мне, а какой воздух зимой? (холодный, студёный, ледяной)

- А весной ? (тепленький)

-  А летом ?  ( горячий, обжигающий)

- А осенью ? (прохладный)

- Вот это и есть  следующее свойство  воздуха.  Он бывает разной температуры и умеет нагреваться и охлаждаться  (символ «воздух бывает разной температуры» - термометр)

Активизировать словарь дошкольников

3 опыт

-А где же он находится?  

-Да он везде: и в нашей комнате и на улице, и в поле, в лесу, и на нас, и даже в воде.

-А, попробуйте потрогать воздух. Получается?!

 - А я  его трогаю – его можно потрогать, но наша кожа не ощущает воздух

- Ребята, а можно воздух собрать и закрыть?

-А у меня получилось. Догадайтесь, куда я собрала воздух.

Я бываю круглый,  длинный,

Я бываю красный, синий.

На веревочке вешу.

А отпустишь, улечу.

( воздушный шар)

- А что такое воздушный шар? Почему он так называется? (картинка).

- Мы спрятали воздух в шарах. Посмотрите, а, сколько у меня шаров?

-А какие они по форме?

-Одного ли цвета?

-А воздух в нашей комнате, какой формы?

- А в кубике воздух, какой формы?

-Теперь мы знаем следующее свойство воздуха. Он принимает форму того предмета, в каком находится.  (символ «воздух имеет объем» - банка и колба)

Словарная работа – воздушные замки, воздушный змей

Обогащать читательский опыт детей  

Обогащать сенсорный опыт детей, совершенствовать аналитическое восприятие

Освоение представлений  об особенностях такого литературного жанра  как загадка

Активизация оценки свойств предмета при помощи сенсорных эталонов

Физминутка.

Большие заводы повсюду стоят,

Огромные трубы в небо глядят.

Из труб высоко летит черный дым,

Но воздух мы им загрязнять не дадим.

В трубу мы поставим фильтр-прибор

И весь грязный дым мы чик-чик на запор.

Грудью вздохнем 1-2-3 глубоко,

Ведь воздухом чистым дышать так легко!

- Чем так опасен грязный воздух?

- А чем можно загрязнить воздух? (дымом от заводов, дымом от машин, дымом от сжигания листвы)

- А вы знаете, кто следит за чистотой воздуха в городе? (экологическая полиция)

Побуждать к проявлению творчества в двигательной деятельности.

Развивать умение выполнять упражнения, укрепляющие здоровье

выполнение упражнений в заданном темпе и ритме

Формирование

умения выполнять дыхательную гимнастику

4 опыт

- Мы с вами выяснили, что воздух есть везде?

-Ребята, у меня в руке камень, скажите, на нем есть воздух?

- Давайте мы это проверим.

-Сейчас я его брошу в банку с водой, а вы смотрите внимательнее что произойдет.

-Что вы видели? Ребята куда падает камень?

-А куда выходят пузырьки?

 А что это пузырьки поднимаются на поверхности воды?  

-Почему камень падал вниз?

-А пузырьки наверх?

 Вот это и будет следующее свойство воздуха. Он легче воды (символ «воздух легче воды» - весы с чашами)

-А интересно, в нас есть воздух? Давайте, это проверим. Возьмите трубочки и поставите их в стаканы с водой. Сначала вдохнем глубоко, а затем потихоньку выдохнем воздух через трубочку.

-Что происходит?

- А вы знаете, где используется это свойство воздуха?

Воспитатель показывает детям картинки с купающимся мальчиком на  надувном круге, на надувном матрасе. У кого из вас есть дома надувные игрушки для купания? Но помните, что даже на надувном круге необходимо соблюдать правила безопасного купания и не уплывать далеко

- А какие похожие предметы есть у спасателей

(жилеты, плоты) (показ картинки)

-У военных есть катера на воздушной подушке (картинка)

- А теперь я предлагаю поиграть со словом ВОЗДУШНЫЙ. Кто это? (гимнаст)

- Кто такой воздушный гимнаст?

(на стене размещаются картинки с изображением  замка, платья, пирожного, пути, поцелуя)

-Молодцы! Из вас получатся прекрасные писатели, вы так легко образовываете слова и умеете описывать то, что придумали.

-Как мне кажется, мы уже можем рассказать дудочке о её друге, а она нам за это приготовила что? (сюрприз)

- Я начну, а вы продолжите.

Он – сосед наш невидимка,

Легкий и бесцветный газ

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Свойства он свои имеет

Кто о них сказать сумеет?

Дети, с опорой на символы, называют свойства воздуха.

- Мы его не замечаем

Мы о нем не говорим

Просто мы его вдыхаем

Ведь он нам необходим.

- Я думаю, милая дудочка, что ты осталась довольно ребятами?

- А вы как думаете понравилась дудочке наша с вами работа?

- Тогда сюрприз! Дудочка приготовила для каждого из вас ловушки для воздуха.

Это шар, но не воздушный,

Мокрый, гладкий, не послушный,

Если дунуть сильно – раз,

Попадет вам мыло в глаз.

- Как называется ловушка?

Дети подходят к воспитателю, он раздает детям дудочки и мыльные пузыри.

-Скажи-ка громко, детвора,

Нам нужен воздух в жизни – ДА!!!

Часть детей сигналит в дудочки, а остальные пускают мыльные пузыри - красивый, громкий фейерверк.

Формировать умения самостоятельного безопасного поведения на воде

Стимулировать и развивать речевое творчество детей.

Воспитывать способность чувствовать звучность и ритмичность поэтических текстов

Расширение знаний о безопасном поведении на воде

Освоение новых  методов экспериментирования со словом

Обогащение литературного опыта ребенка


.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Модель организации познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе.

Модель организации познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе....

Статья. Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: поддерка детской инициативы, формирование познавательной активности.

Публикация статьи в сборнике Серовского педагогического колледжа на тему: «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: поддержка детской инициативы и ф...

Модель организации познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе

Итоговая работаПо курсу повышения квалификации ИОЧ Организация познавательно-исследовательской деятельности детей в условиях реализации Федерального государственного образовательного ст...

Познавательно - исследовательский проект в средней группе "Наши соседи - насекомые"

Познавательный мини – проект «Наши соседи – насекомые» в средней группе «Бусинки»  Паспорт проекта:Тип проекта: По соде...

Формы организации познавательно-исследовательской деятельности в дошкольной образовательной организации

В дошкольном возрасте происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. Именно в эт...