Познавательно - исследовательский проект в средней группе "Наши соседи - насекомые"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

 

 

 

 

 

Познавательный мини – проект «Наши соседи – насекомые» в средней группе «Бусинки»

 

 

Паспорт проекта:

Тип проекта:

 

По содержанию познавательно – исследовательский

По числу участников групповой

Сроки реализации проекта – краткосрочный 

Участники проекта – воспитатель, воспитанники средней группы, родители

Проблема «Нужны ли насекомые в природе?»

Многие дети с отвращением относятся к насекомым. Насекомых боятся и губят их, потому что мало знают о пользе насекомых.

Гипотеза – Если ребёнка научить понимать всю важность роли насекомых в экологической цепи, то он несомненно будет ценить и беречь всё, что его окружает.

Цель проекта создание условий для развития познавательных и

творческих способностей детей в процессе реализации мини- проекта «Наши соседи – насекомые»

Задачи проекта:
  • Социально-коммуникативное развитие:

 

Развивать эмоциональную отзывчивость по отношению к насекомым и их среде обитания;

Формировать основы безопасного поведения в отношении к насекомым; Поддерживать самостоятельность собственных действий детей.

  • Познавательное развитие:

Учить различать насекомых по внешнему виду, по их характерным особенностям;

Учить делать выводы, наблюдая за насекомыми.

  • Речевое развитие:

Обогащать словарь детей;

Учить составлять описательные рассказы о насекомых, используя схемы; Развивать диалогическую речь детей, используя игры-инсценировки.

  • Физическое развитие:

Развивать пластику и выразительность движений в играх; Поощрять самостоятельность в двигательной активности детей; Развивать крупную и мелкую моторику рук и пальцев;

Закреплять знания о здоровом образе жизни.

  • Художественно-эстетическое развитие:

Учить рисовать и лепить насекомых;

Развивать умение использовать цвет как средство выразительности при создании художественного образа;

Поощрять самостоятельность в выборе материала и способах действий; Развивать предпосылки самостоятельной творческой деятельности детей.

 

Актуальность проекта –

 

Насекомые – самая многочисленная группа животных. Мы считаем, что детям всегда интересно смотреть на полет шмеля, порхание бабочки, слушать стрекотание кузнечика. Детям хочется узнать - зачем же пчела кружит над цветком, как устроен муравейник, чем питается божья коровка, нужны ли насекомые в природе. Проект поможет узнать детям больше об этой группе животных и научить правильному отношению к ним.

Ожидаемые результаты –
  • У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам природы – насекомым;
  • Научатся различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика;
  • Будут знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;
  • Научатся составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы;
  • Дети будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым;
  • У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы;
  • Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных насекомых;
  • К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей.

 

 

I Практический этап

Для реализации проекта был составлен план работы, который был разделен на 3 раздела:

  1. Раздел – Бабочки;  II Раздел – Жуки;  III Раздел - Пчёлы

План работы представлен в виде таблицы:

I Раздел «Бабочки»

 

Тема

Вид деятельности

Цель

Бабочки

(стрекозы, гусеницы, божьи коровки)

 

Познавательная       деятельность:

рассматривание иллюстраций (по возможности

рассматривание живых

особей)

Знакомство с

разнообразием бабочек (стрекоз, гусениц,

божьих коровок), с местом их обитания, особенностями

внешнего вида

 

Восприятие художественной литературы

Учить выделять

главную мысль сказки, учить внимательно,

слушать жанровое произведение.

«Птички и бабочки»,

«Раз, два три,

мотылька лови», «День - ночь»,

«Найди свой домик»

Подвижные игры

Развивать двигательную

активность, учить действовать по сигналу воспитателя, учить играть в коллективе.

Доставить детям

радость от игры.

«Лунтик. Крылья»,

«Стрекоза и муравей»,

«Муравьишка – хвастунишка»,

«Одуванчик – толстые щёки»

Просмотр видеофильмов, мультфильмов

Доставить детям радость от просмотра мультфильма, учить делиться

впечатлениями.

«Стрекоза»

Аппликация

Развивать мелкую моторику,

воображение,

закреплять полученные знания, развивать

связную речь, воспитывать

аккуратность в работе.

Божья коровка

Лепка

Развивать навыки

лепки из целого куска пластилина, учить дополнительно

использовать бросовый материал для

украшения

композиции, воспитывать

аккуратность в работе

Бабочка-красавица

ИЗО

Учить детей получать изображения, применяя монотипию, воспитывать

аккуратность в работе с красками.

 

  1. Раздел «Жуки»

 

Тема

Вид деятельности

Цель

«Жучки- паучки» (муравьёв)

Познавательная деятельность

Знакомство с

разнообразием жуков (пауки, муравьёв,

кузнечик), с местом их обитания,

со способом питания, способах защиты от укусов, с

особенностями внешнего вида.

«Кто в муравейнике живёт» Тамбиева А. Х.

«Как муравьишка домой спешил» В. Бианки

«Жук на ниточке» Шит Э. Ю.

«Жизнь в пресной воде» Афонькин С.Ю.

«Насекомые» Моя первая энциклопедия

«Чудо на ладони»

перевод с английского Т. Нилова

«Тараканий охотник» Е. Пермяк

Восприятие художественной

литературы, заучивание стихов

Учить детей слушать стихи. Заучить

несколько несложных стихов.

Продолжать учить слушать взрослого,

отвечать на вопросы воспитателя,

поддерживать беседу

«Жуки»,

«Муравьи и дождик»,

«Паук и мухи».

Подвижные игры

Продолжать развивать двигательную

активность ребят, ловкость, быстроту, действовать в игре по сигналу воспитателя, учить выполнять роль ведущего,

поддерживать добрый

дух соперничества;

«Кто такие лесные санитары?»,

«Кто что делает?»,

«Загадай, я угадаю»,

«Третий лишний»,

«Кто скорее соберет»,

«Крупная мозаика».

Беседы, словесные и дидактические игры

Продолжать учить слушать, выделять главных героев

произведения, давать характеристику поведению героев. Учить действовать согласно образцу,

решать игровую задачу, закреплять знание

основных цветов,

геометрических фигур. Закрепление знаний о частях тела насекомых, их названия. Развивать зрительную память, логическое мышление.

«Муравьи спешат на помощь»

Аппликация

Продолжать учить пользоваться

принадлежностями для аппликации (клей,

кисти, салфетка),

развивать творческое воображение; продолжать учить доводить дело до

конца.

«Паучок»

Лепка

Развивать навыки лепки

из целого куска пластилина, знакомить с новыми способами

лепки (тонкие колбаски катать пальчиками на доске), учить пользоваться стекой; дополнительно

использовать бросовый материал для

украшения композиции

Насекомые

Рисование

Продолжать доставлять детям радость от ИЗО деятельности, развивать навыки пользования

кистью, сочетать цвета.

«Загадки, которые мы     любим»

отгадывание загадок

Учить детей

внимательно слушать и понимать загадку,

обратить внимание на

рифмы-подсказки.

 

IIIРаздел «Пчёлы»

 

Тема

 Вид деятельности

Цель

Крылатые насекомые

Познавательное развитие видеопрезентация

Формирование у детей познавательного интереса к миру

насекомых (осам, шмелям, мухам,

комарам); местом их обитания; о способе питания, особенностях

внешнего вида;

  • А. Барто «Комары»,
  • Б. Заходер «Муха- чистюха»,
  • И. Мордовина

«Кузнечик»,

«Лесные загадки»

  • Дмитриев Ю. Д.

 

Восприятие художественной литературы

Продолжать учить слушать взрослого, высказывать своё

мнение о поведении героев, задавать вопросы.

Развивать связную речь, учить слушать

товарища, отвечать на вопросы.

«Лунтик.Домик»;

«Тараканище»,

«Муха цокотуха».

Просмотр мультфильмов

Доставить детям радость от просмотра мультфильма, учить делиться

впечатлениями.

«Медведь и пчёлы»,

«Поймай комара»,

«Паук и мухи».

подвижные игры

Развивать двигательную

активность, учить действовать по

сигналу воспитателя, учить играть в

коллективе, соблюдать правила игры,

упражнять детей в счёте до 5-х, учить

прыгать на двух ногах.

«Кто приносит мёд?»,

«Сравни нас »,

«Поймай, скажи»,

«Найди всех пчёл»,

«Третий лишний»,

Беседы, словесные и дидактические игры

Продолжать учить слушать, выделять главных героев

произведения, давать характеристику поведению героев; учить действовать

согласно образцу, решать игровую

задачу, использовать полученные знания, закреплять знание основных цветов,

геометрических фигур.

Продолжать учить слушать, выделять главных героев

произведения, давать характеристику поведению героев; учить действовать

согласно образцу, решать игровую

задачу, использовать полученные знания, закреплять знание основных цветов,

геометрических фигур Закрепление знаний о частях тела насекомых, их названия.

Развивать зрительную память, логическое

мышление, Продолжать учить отгадывать загадки. Учить находить отличия между

картинками.

«Золотые пчелки»

аппликация

Учить изображать золотых пчелок

аппликативной техникой с элементами

рисования.

В гостях у мухи -цокотухи

лепка

Продолжать лепить выразительные образы живых существ по

мотивам

стихотворения К. И. Чуковского.

книжка малышка

совместная деятельность

Содействие

сотрудничеству детей и родителей

 

Работа с родителями:

 

Консультация для родителей

«Прививаем любовь к природе»

 «Укусы насекомых»

«Если ребёнка ужалила пчела»

 

 Результаты и выводы познавательного проекта

 

В ходе проекта мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали материал о насекомых, систематизировали его и обобщили как опыт работы в данном проекте.

У детей появились: интерес к узнаванию природы, особенностям жизни и развитию насекомых; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.

В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия насекомых то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности мы у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности.

Познакомились с насекомыми и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.

Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей, в организации и проведении экологических мероприятий, развлечений.

Задачи по формированию экологического сознания детей младшей группы по охране насекомых, можно считать выполненными, так как:

  • познавательный интерес детей о насекомых – расширился;
  • дети готовы охранять и защищать насекомых;
  • у детей сформировались положительно-эмоциональные и осознанные отношения к насекомым и их среде обитания.

В заключение работы над проектом «Насекомые» следует сделать вывод:

Для достижения поставленной цели целесообразно использовать разнообразие форм и методов работы:

  • наглядные (наблюдения, демонстрация, рассматривание, показ);
  • словесные ( беседа, чтение художественной литературы, объяснение);
  • практические (элементарные опыты, моделирование, упражнения);
  • собственно-практические (обращение к опыту детей, практические ситуации, поисковые действия, обследование)
  • игровые (дидактические игры, игровая ситуация, действия с игрушками, имитация действий, прятанье, поиск, подвижная игра, эпизодические игровые приемы, загадки).

Итак, экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребёнок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придаёт его деятельности гуманный характер.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

РАЗДЕЛ I « БАБОЧКИ»

Подвижные игры:

«Птички и бабочки»

Цель игры: учить двигаться по сигналу, развивать ловкость. Ход игры:

Дети делятся на две группы одни птички другие бабочки.

На слова «Бабочки, бабочки на лужок полетели» дети-бабочки легко бегают, взмахивая руками.

На слова            «Птички летят» дети-птички вылетают, а бабочки летят на цветочки.

«Раз, два, три мотылька лови»

Цель игры: упражнять детей в умении действовать по сигналу; развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий.

Ход игры:

Дети изображают мотыльков. Взрослый проговаривает слова стихотворения: На зеленом на лугу

Мотыльки летают.

И с цветочка на цветок Весело порхают.

Дети бегают, машут руками-крылышками, «порхают». Таня вышла на лужок,

У нее в руках сачок. Берегись-ка, мотылек,

Улетай скорей, дружок! (А. Ануфриева)«Раз, два, три мотыльков лови!» убегают от взрослого, который держит в руках яркий сачок и пытается их поймать.

«День – ночь»

Цель игры: упражнять детей в умении действовать по сигналу. Ход игры:

На слова воспитателя «день» дети превращаются в стрекоз и летают, на слова воспитателя «ночь» дети садятся на корточки и прячутся от темноты.

«Найди свой домик»

Цель игры: формировать ориентировку в пространстве, приучать действовать по сигналу, развивать ловкость, внимание.

Ход игры:

На полу лежат обручи, детям предлагается каждому зайти в свой

«домик». «Пойдем гулять»,— говорит воспитатель. Дети

расходятся группами или в одиночку, кто куда хочет. По сигналу воспитателя «домой» все бегут в свой домик.

 

Беседы:

«Зачем бабочки нужны?»

 

-О ком мы сегодня будем говорить, вы догадаетесь, если отгадаете загадку:

« Шевелились у цветка Все четыре лепестка, Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел».

-Кто это? (ответы детей)

Воспитатель «садит бабочку» – «оригами» на полянку.

Воспитатель: - Посмотрите, какая красивая бабочка к нам прилетела. Ребята, кто из вас видел бабочек? (ответы детей)

  • Какие они? (ответы детей)

Воспитатель: - Ребята, а можно тогда сказать, что бабочки самые красивые насекомые? (ответы детей)

  • Мы сейчас в этом убедимся (показ иллюстрации).

Воспитатель: - Интересно, что делает бабочка, сидя на цветке? (ответы детей)

-Бабочка пьёт нектар из цветка. Нектар наполняет её силой на целый день.

  • А как вы думаете, для чего же нужны бабочки? (ответы детей)

-Ребята, глядя на нашу бабочку, я сама захотела превратиться в бабочку. А вы? (проводится физ. минутка «Вальс цветов»).

«Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела».

  • Ребята, как вы думаете, бабочке понравилось у нас? Почему? (ответы детей)
  • Правильно, бабочки прилетают туда, где им хорошо. Пусть она у нас и остается.

«Как появляется бабочка?»

Воспитатель:

  • Кто из вас знает, как появляются бабочки в природе? (ответы детей)

Тогда слушайте внимательно:

-Однажды на зелёный листочек приземлилась бабочка и бережно отложила на него яйца. Яйца были маленькие и липкие – чтобы смогли удержаться на листике. Яйцо – начало жизни бабочки. (Показ иллюстрации) Как вы

думаете, что будет дальше? (ответы детей)

-Через 2 дня из этого яйца появилась гусеница. (Показ иллюстрации) Как вы думаете, что любит делать гусеница?

(ответы детей)

-Гусеница очень любила кушать листики и ела их много. Что случилось потом?

(предположения детей)

  • Гусеница уснула, укрывшись покрывальцем, которое сама себе и сплела, и превратилась в куколку. (Показ иллюстрации)

Куколка потемнела, у неё стали просвечиваться крылышки. И вот чудо –

куколка превратилась в настоящую бабочку – это рождение бабочки. (Показ иллюстрации)

  • Вы запомнили ребята, с чего началась жизнь бабочки? (ответы детей)

 

«Какие части тела есть у божьей коровки»

 

  • Ребята, давайте попробуем превратиться в божьих коровок.

Мы вокруг себя покружились (Дети кружатся.) И в божьих коровок превратились.

Божьи коровки, покажите мне Ваши головки, носики, ротики,

Ручки-крылышки, ножки, животики. Дети выполняют задание.

Подул теплый ветерок...

 

Поднял божьих коровок в воздух, и они полетели... (Дети, изображая полет божьих коровок, медленно бегают, плавно машут руками, тихо жужжат.)

  • Мы вокруг себя покружились (Дети кружатся.) И в мальчиков и девочек превратились.
  • Замечательно! А теперь давайте поближе рассмотрим божью коровку. (Показ иллюстрации)
  • Какие части тела есть у божьей коровки? (Дети называют части тела – голова, туловище, глазки, усики, крылья.)
  • Речевые игры:

 

«Угадай про кого я говорю»

 

Цель игры: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.

Ход игры:

 

Взрослый спрашивает:

  • Про кого это говорят красивая, яркая, летает, собирает нектар? ( про бабочку);
  • «Про кого это говорят длинная, нет крыльев, вредитель? (про гусеницу)
  • «Про кого это говорят огромные глаза, летает, питается мошками и комарами? (про стрекозу)
  • «Про кого это говорят маленькая с чёрными точечками, летает? (про божью коровку)

 

«Что едят стрекозы»

 

Цель игры: расширять представления о том, чем питается стрекоза. Ход игры:

Воспитатель показывает детям иллюстрации. Дети называют, что изображено на иллюстрации, и отвечают «Питается стрекоза этим или не питается»

 

Дидактические игры:

 

«Найди всех насекомых»

 

Цель игры: уточнить главные отличительные признаки насекомых от животных; развить умение сравнивать.

Ход игры: Ребёнку предлагается иллюстрация, на которой изображены насекомые и другие виды животных. Ребёнок должен найти насекомых, и объяснить почему он посчитал , что это насекомое.

 

 

«Найди отличия»

 

Цель игры: развивать память, внимание, наблюдательность, быстроту

мышления, умение находить небольшие изменения, которые произошли с предметами.

Ход игры: Ребёнку нужно найти отличия на паре двух похожих но разных картинок.

 

 

«Подбери по цвету»

 

Цель игры: тренировать умение выделять цвет предметов, сравнивать предметы по цвету (одинаковые, различные).

Ход игры: нужно подобрать по цвету фигуру к насекомому так, чтобы она на нем спряталась, если фигура будет другого. цвета, она будет видна.

 

Конспекты занятий по I разделу « Бабочки»

 

  • Занятия по аппликации « Стрекоза»
  • Занятие по лепке «Божья коровка»
  • Занятие по изобразительной деятельности

«Бабочка – красавица»

 

Занятие по аппликации «Стрекоза»

 

Цель: закрепить умения располагать разнообразные формы на листе в определенном порядке и наклеивать в соответствии с образом.

Ход занятия:

  • Ребята, сегодня мы с вами отправимся на лесную поляну. Скажите, а какие насекомые могут жить на этой полянке?

(Ответы детей)

  • Ребята, чтобы попасть на поляну нам надо отгадать загадку: Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик.

Кто это ребята? (Ответы детей) Воспитатель:

Стрекоза, стрекоза – Любопытные глаза. То летит она вперёд,

То висит, как вертолёт, Над водой голубой,

Над травой луговой Над поляной лесной.

(Рассматриваем иллюстрации стрекоз)

 Стрекозы - лучшие летуны. Они очень быстро летают, в мгновение ока могут менять направление, скорость полёта, парить и даже лететь задом наперёд.

Стрекозы питаются другими насекомыми, догоняя их в воздухе и хватая на лету своими ногами. Стрекозы живут вблизи рек, ручьёв и озёр. Стрекозы поджидают свою добычу, сидя в засаде, чтобы потом сорваться в погоню. Их крылья не складываются, так что стрекозы всегда готовы к полёту.

У стрекозы тело состоит из трех частей: голова, грудь, и 2 пары крыльев. (показываю на иллюстрации)

Физминутка «Стрекоза».

А теперь давайте немного подвигаемся. Вот такая стрекоза,

Как горошины, глаза. (Пальцы в виде круга, на глазах) А сама, как вертолёт,

Влево, вправо, назад, вперёд. (Вращения руками) И на травушке роса,

Мы ладошки отряхнули, улетела стрекоза. (Встряхивают руки)

 

  • Ребята, а давайте вместе с вами тоже сделаем стрекоз?
  • Сейчас мы с вами посмотрим, как будем делать стрекозу:

Сначала мы с вами делаем брюшко: берём полоску коричневой бумаги и наклеиваем её посередине листа.

Воспитатель следит за правильным наклеиванием.

  • Дальше мы с вами будем наклеивать голову. Берём коричневый круг и наклеиваем его на начало брюшка, показывает детям.
  • Ребята, посмотрите что же еще не хватает нашей стрекозе?

-Конечно крылышек, для этого нам надо взять желтые овалы и приклеить крылья с двух сторон на одинаковом расстоянии.

Воспитатель показывает детям на образце.

В процессе работы воспитатель подсказывает тем детям, у которых не получается.

  • Молодцы, ребята.
  • Ребята, давайте отправим наших стрекоз на поляну

 

  • А теперь, кто мне расскажет, как вы делали стрекозу?
  • Ребята, на какой поляне мы сегодня оказались?
  • Кого мы на этой поляне увидели? (Ответы детей)
  • Молодцы ребята у вас получились очень красивые стрекозы.

 

Занятие по лепке «Божья коровка»

 

Цель: Формировать и осваивать приемы: сплющивание одной рукой, закреплять умение пользоваться стекой во время выполнения работы, закрепить прием раскатывания массы кругообразными движениями между ладонями рук.

Воспитывать в детях доброту и отзывчивость, умение приходить на помощь, получать от этого эмоциональное удовлетворение.

Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Ход занятия:

Воспитатель:

  • Вчера я сидела у открытого окна и вдруг в окно залетала божья коровка, но она была какая-то необычная. Посмотрела я на нее внимательно, а из глазок у нее слезы капают, удивилась я, разве могут божьи коровки плакать?
  • А она говорит мне тихо, тихо тоненьким голосом:

- Я прилетела к вам из волшебной страны, случилось у нас там беда. Злой волшебник заколдовал весь наш красивый цветущий луг, где мы жили. Все божьи коровки исчезли, одна я случайно уцелела. А злой волшебник

запустил на луг злых жуков, которые боятся только божьих коровок, которые охраняли луг от вредителей, но их уже там не осталось. Одна с ними я не

могу справиться. И стали эти жуки есть траву и цветы, скоро ничего на

нашем лугу не останется. Надо спасать луг. Но не знаю как. Может ты мне поможешь?

  • Я обещала ей помочь, вместе с вами ребята. Ведь вы у меня волшебники и слепите много подружек божий коровки, и мы все вместе победим злых

жуков. Только ты прилетай к нам завтра и расскажи, как правильно нам лепить.

  • Ой, кто-то стучится в дверь, это наверно она? Поможем ей? (воспитатель вносит игрушку "Божью коровку".)
  • Вот она. Здравствуй. Она говорит очень тихо, поэтому она будет говорить мне на ушко, а я вам буду рассказывать.

Воспитатель ( подносит божью коровку к уху):

  • Она сказала, здравствуйте ребята, спасибо за то, что согласились помочь моему горю. Возьмите массу и скатайте шарик, затем положите на доску и придавите чуть-чуть ладошкой.

Воспитатель берет массу и показывает, как лепить.

  • Это тельце божьей коровки. А теперь слепим головку маленькую и круглую, потом аккуратно прижмем ее к туловищу.

Тем детям у кого не получается, еще раз показывает и подбадривает словами:

  • Старайся ведь ты спасаешь луг и лепишь подружек для божьей коровки.

Затем воспитатель показывает, как использовать природный материал для усиков.

-Ой, меня зовет божья коровка, чего-то мы забыли сделать? (Божья коровка шепчет на ухо педагогу)

- Ребята, мы забыли сделать крылышки.

(Воспитатель показывает, как разделить стекой пополам спинку, чтобы получились крылья, дети делают тоже самое.)

  • - Вот теперь мы ничего не забыли.
  • Божья коровка говорит, что вы и вправду волшебники и ваши божьи коровки, как настоящие и такие же, как жили на лугу, когда

злые жуки увидят их, они испугаются и покинут луг. Там вновь вырастит травка, и зацветут красивые цветы, и злой волшебник уже не смежит

навредить вашим божьим коровкам.

 

  • Ребята, давайте попрощаемся с божьей коровкой, ей, поря лететь на луг.

Дети прощаются с божьей коровкой.

На следующий день, когда дети придут в группу педагог сообщает им что прилетала божья коровка с подружками, нашими божьими коровками, и поделились со мной радостью, что наши божьи коровки победили вредных жуков. И луг опять расцвел красивыми цветами. На луг вернулись и

остальные божьи коровки. А наши будут украшать нашу группу.

 

 

 Занятие по изобразительной деятельности «Бабочка – красавица»

Цель: Развивать воображение, ассоциативное мышление,

творческую индивидуальность, воспитывать умение восхищаться красотой и многообразием природных форм.

Ход занятия:

-Ребята, когда я к вам шла, повстречала волшебника, и он мне дал для вас вот эту коробочку. Интересно, что бы это значило? Хотите узнать?

-Я дам вам подсказку. Загадка

Над цветочками порхает, Кто красавицу не знает? Её крылья расписные,

Её танцы заводные. Только очень беззащитна, Совершенно безобидна!

Не спеши её пугать,

Слабых надо защищать. (Бабочка)

  • Воспитатель открывает коробочку, а там бабочка. Дети рассматривают ее.
  • Бабочки бывают разными. Сейчас, я предлагаю посмотреть, какие бабочки бывают. Обратите внимание, как разнообразна их окраска и размер.

Просмотр иллюстраций.

-Понравились они вам? Все бабочки по- своему красивы, и все они абсолютно разные. Разный окрас, форма крыльев.

Давайте мы с вами немножко побудем бабочками.

Воспитатель проводит игру: декламирует стихотворение, дети имитируют движения бабочки.

Воспитатель:

Утром бабочка проснулась, Потянулась, улыбнулась.

Раз - росой она умылась, Два - изящно покружилась, Три - нагнулась и присела, На четыре – полетела.

У реки остановилась

Над водою покружилась.

Дети приседают, опустив голову, затем встают, потягиваются, машут руками, имитируя движение крыльев бабочки, кружатся.

  • Какие вы красивые бабочки.
  • Посмотрите, какие у вас на столах бабочки, но они без узора на крыльях, давайте украсим крылья бабочек.

Воспитатель напоминает детям правила пользования красками.

Дети самостоятельно выбирают краски, выполняют все действия (при необходимости воспитатель оказывает помощь детям).

-Посмотрите, какие красивые бабочки у вас получились. Дети демонстрируют свои картины.

  • А вы знаете, что если исчезнут насекомые с нашей земли, то исчезнут растения, птицы, животные. Они не могут существовать друг без друга.

Насекомые – это часть природы. Поэтому нельзя убивать насекомых, а только их беречь, любить и охранять.

  • Бабочки самое нежное, хрупкое насекомое. Она доставляет нам радость. Надо беречь мир вокруг нас.

 

Конспекты II Раздела «Жуки»

 

Подвижные игры

«Жуки»

 

Цель игры: учить двигаться по сигналу. Ход игры:

Под звон бубна: «Жуки полетели! » дети бегут, жужжат. Воспитатель:

«Дождик! » «Жуки» приседают на корточки.

 

« Муравьи и дождик»

 

Цель игры: упражнять детей в умении действовать по сигналу; развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий.

Ход игры:

Дети - «муравьишки» сидят в домиках (обручи). В другой стороне сидит

«дождик». «Дождик» дремлет, «муравьи» разбегаются в разные стороны. По команде: «Дождик начинается!», муравьи бегут в свои домики, а «дождик» старается задеть рукой («замочить») каждого. Те, кого «дождик» задел рукой

– выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется самый ловкий «муравей».

 

«Паук и мухи»

 

Цель игры: учить двигаться по сигналу, развивать ловкость. Ход игры:

С помощью считалки выбирается водящий – паук, остальные дети – мухи.

«Паук» стоит в стороне, «мухи» бегают по всему залу или площадке. По сигналу воспитателя «паук» «мухи» должны улететь, а «паук» ловит «мух» и забирает их к себе в паутину.

Беседа

«Кто такие лесные санитары?»

Воспитатель:

В лесу у пня,

Суетня, беготня.

Народ рабочий

Весь день хлопочет. (муравьи)

  • Кто из вас наблюдал за жизнью муравейника?
  • Нужна ли им наша помощь и забота?

Бродя по лесу в поисках грибов или ягод, некоторые «Любители» природы не могут пройти мимо муравейника не разворошив его купол и не полюбовавшись великим муравьиным переполохом; многие и не подозревают, что такие «развлечения» гибельны для муравьев. Если насекомые не успевают до первого дождя отремонтировать поврежденный купол ( а на ремонт требуется 2-3 дня), муравейник промокнет, а это смертельно для всей муравьиной кучи. А ведь муравьи сберегают здоровье наших лесов, уничтожают вредных для леса насекомых. Муравьи очень часто спасают лес от пожаров. Муравьи становятся на задние ноги и выпрыскивают на него струю жидкости. Конечно муравьи не могут потушить большой огонь, но спичку окурок непотушенные могут потушить, если еще не успела загореться сухая трава полностью. В борьбу вступают все муравьи без исключения, находящиеся рядом, поблизости. Самый большой вред муравейникам наносят кабаны. Устраивая свои постели, звери полностью разрушают купол муравейника. Чтобы спасти муравейник от кабанов, его необходимо огораживать.

  • Как вы думаете что произойдет, если уничтожить всех насекомых?

Будет очень плохо: насекомые необходимы растениям, чтобы опылять их - переносить пыльцу с одного цветка на другой. Если они этого не станут делать, то не будет и семян, а значит - и растений.

  • Как вы думаете, кто такие «лесные санитары»?

Речевые игры

 

«Кто что делает?»

Цель игры: Упражнять в звукопроизношении, обогащать словарь

существительными, глаголами. Побуждать детей повторять за воспитателем полные предложения, произносить слова чётко и внятно.

Ход игры:

  • Какие насекомые жужжат? (жуки, пчелы, осы, мухи, стрекозы)
  • Пищат? (комар)
  • Стрекочут? (кузнечики, сверчки)
  • Какой звук издает бабочка? (никакой)
  • Что делает жук ( пчела, оса, муха, стрекоза)?

-Что делает комар?

  • Кузнечики и сверчки что делают?

«Загадай, я угадаю»

 

Цель игры: обучать составлять описание насекомых по иллюстрации. Ход игры:

I вариант:

Загадывает ребенок, остальные отгадывают. Воспитатель показывает одному ребенку картинку с изображением какого-либо насекомого. Остальные дети эту картинку не видят. Ребенок должен составить описательную загадку об этом животном. А остальные дети должны ее отгадать.

  1. вариант:

Загадывают дети, один ребенок выходит из групповой комнаты. Дети составляют описательную загадку о каком-либо насекомом. Ребенок заходит в группу, и дети загадывают ему загадку. Он должен догадаться о ком идет речь.

Дидактические игры

 

«Третий лишний»

Цель игры: закрепить знания детей о многообразии насекомых, развивать память, быстроту реакции.

Ход игры: Воспитатель называет по 3 насекомых одно из которых

«лишнее». Например, муравей, пчела, кошка. Дети должны определить, какое из них «лишнее».

(Муравей, пчела — насекомые, кошка- животное)

 

«Кто скорее соберет?»

Цель: учить детей группировать насекомых и животных ; воспитывать быстроту реакции на слова воспитателя, выдержку и дисциплинированность.

Ход игры: Дети делятся на две группы . На столе лежат иллюстрации насекомых и животных и две корзины. По команде воспитателя бригады начинают собирать насекомых и животных каждый в свою корзину. Кто собрал первым, поднимает корзину вверх и считается победителем.

 

«Крупная мозаика»

Цель игры: развитие координации движений пальцев ведущей руки, развитие способности запоминать расположение объектов на образце и располагать их на наборном полотне.

 

Конспекты занятий по II разделу « Жуки»

 

  • Занятия по лепке « Паучок»
  • Занятие по аппликации «Муравьи спешат на помощь»
  • Занятие по изобразительной деятельности

«Насекомые»

Занятие по лепке «Паучок»

Цель: Учить лепить паука, передавая характерные особенности внешнего вида.

 

 

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята в лес волшебный на прогулку Приглашаем вас пойти.

Интересней приключенья Нам, ребята, не найти.

Друг за дружкой становись, Крепко за руки берись.

По дорожкам, по тропинкам По лесу гулять пойдем.

Может быть в лесу волшебном Мы друзей себе найдем.

Врспитатель: Ой, ребята послушайте (Звучит на магнитофоне «плач»,

кажется, кто-то плачет на полянке. Посмотрите глазами влево, вправо, вверх, вниз, посмотрите по углам. Мы нашли, кто плачет, это же посмотрите

паучок. (Достается игрушка или картинка паука) Паучок здравствуй ты что плачешь? У тебя что-то случилось?

Паучок: Здравствуйте ребята. Вот живу я на поляне один одинешенек, никто со мной не играет. Все меня боятся. У меня совсем нет друзей. Увидев меня, все убегают и прячутся, почему никто не говорит.

Воспитатель: Ребята, а давайте поиграем с паучком? (Физминутка)

Раз - подняться, подтянуться Два - согнуться, разогнуться Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка.

На четыре - ноги шире. Пять - руками помахать

Шесть - за стол тихонько сесть.

Воспитатель: Ребята а как вы думаете что нужно сделать чтобы паучок не скучал?

  • Правильно, нужно сделать ему друзей.

Воспитатель: Паучок садись рядышком со мной и наблюдай, как ребята лепят тебе друзей.

  • Для, начало мы разомнем пластилин, чтобы он стал мягким.
  • Скажите, из каких частей будет состоять наш паучок?

Дети: Из 2 частей. Один кусок пластилина получится большой, это будет туловище, а другой маленький это – голова.

  • Из этих кусочков скатаем 2 шара. Для придания формы пауку, слегка нажимая на края раскатанного большого шара, сгладьте нижнюю часть.

Соединим между собой две части. Ноги паука будут трубочки от коктейля. Нужно сложить их пополам и прикрепить их по бокам туловища.

Воспитатель: Куда нужно прикрепить ноги? Дети: По бокам.

Воспитатель : Спинку можно не сильно потыкать стекой, чтобы казалось, что паук мохнатый.

(Под тихую музыку дети самостоятельно выполняют работу. В процессе работы воспитатель помогает детям.)

Воспитатель: Паучок посмотри, сколько у тебя появилось друзей. Паучок: Да спасибо вам. Теперь мне есть с кем играть и дружить.

Воспитатель: Ребята посадите всех паучков на полянку вокруг нашего паучка. Пусть познакомятся.

Воспитатель: Оставим наших паучков на полянке, пусть играют. А нам с вами пора возвращаться.

 

Друг за дружкой становись, Крепко за руки берись.

По дорожкам, по тропинкам Мы домой быстрей пойдем.

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие на волшебную поляну? А что интересного было для вас? Расскажите, как мы с вами лепили паучка?

Мне понравилось, какие вы были молодцы, что помогли паучку найти друзей. Спасибо вам!

 

Занятие по аппликации «Муравьи спешат на помощь»

Цель: Развивать познавательную активность, творческие способности, зрительно - моторную координацию и воображение, эстетическое восприятие окружающей действительности, активировать речь детей.

Ход занятия:

На плече воспитателя сидит бабочка.

«Бабочка прилетела На плечо мне села. Радостна красавица

У нас ей очень нравится!»

  • Но куда она смотрит, что ее заинтересовало у нас?

«Вижу домик – теремок. Он не низок, не высок. Чей домишка из иголок

На земле из старых елок? Кто в домишке том живет?

  • Ребята, подскажите бабочке, чей это дом? (ответы детей)
  • Совершенно правильно, это муравейник в котором живут веселые, бойкие и трудолюбивые муравьишки.
  • Но где же они? Я думаю, утепляя на зиму муравейник, они так плотно закрыли вход и сейчас без посторонней помощи не могут его открыть.

Что же делать? Как помочь муравьям?

  • А вы, ребята, хотите потрудиться и сделать спешащих к муравейнику друзей и соседей.
  • Занимайте рабочие места.
  • Я приготовила для вас бумагу двух цветов: черную и рыжую. Кто мне скажет зачем?
  • Правильно, вы можете сами выбрать цвет вашего муравья.
  • Обязательно приклейте глазки, усики и лапки.
  • А сейчас, бабочка-красавица, ты увидишь чудо, наши ребята у себя за

столом будут клеить муравьёв, а потом принесут к муравейнику и приклеют. Поможем выручить из беды муравьев?

  • Приступайте к работе.

Во время работы воспитатель помогает детям выбрать место наклеивания муравьишек возле муравейника.

  • Видишь, бабочка, наша картинка оживает, сколько друзей спешит на помощь к попавшим в беду муравьям.

Неожиданно появляется муравей: «Спасибо, друзья - муравьи, что вы помогли открыть ход нашего муравейника! И вам ребята спасибо, вашим умелым ручкам, которые так хорошо потрудились!»

  • Как все здорово получилось! Ребята, хотите поиграть? Муравей: «Я посижу и посмотрю, как вы играете».
  • Я превращу вас в бабочек. (психогимнастика «бабочка»)

«Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – полетела!»

 

Занятие по изобразительной деятельности «Насекомые»

 Цель: Развивать у детей фантазию, познавательный интерес, наблюдательность, мыслительную деятельность, чувство цвета,

вызывать желание передавать красоту, умение слушать друг друга,

делать простейшие умозаключения.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь, пожалуйста, с нашими гостями. Сегодня, проходя по улице, я заметила, что лето уже в самом разгаре. Проснулись пчёлы, кузнечики, жуки (стрекозы, мухи, комары, шмели, бабочки. Как их назвать одним словом? (Ответы детей.)

  • А вы хотели бы иметь это насекомое у себя дома или просто в кармане? (Ответы детей.)
  • Можно ли так поступить с живым насекомым? (Ответы детей.) Почему? (Ответы детей.) Я знаю один выход: чтобы твой любимый жук или бабочка были всегда с тобой их можно себе нарисовать. Согласны? А теперь

слушайте самую тайную тайну насекомых: если их сложить ровно пополам вдоль туловища, то окажется, что одна половинка полностью совпадает с другой половинкой.

  • Теперь, зная их тайну, мы можем ею воспользоваться.
  • Нанесём краску только на одну половинку жучка или бабочки. Теперь закроем и хорошенько прижмём две половинки. Раскрываем.

Смотрите, что у нас получается!

Воспитатель: Смотрите, что у меня есть: силуэты разных насекомых. Каждый выберите себе 1 насекомое. Давайте теперь ваших жучков – бабочек сложим пополам вдоль туловища и раскрасим. Присаживайтесь за столы и начинайте работу.

Давайте взглянем на наших насекомых. Какие красивые они получились. И все разные, как настоящие! Кто знает, где в природе любят греться на

солнышке бабочки, жуки и др.? Верно, на цветах. Давайте выберем цветок для своего подопечного. Каждый раскрасит цветок на свой вкус.

Воспитатель: Готово? Пока подсыхают цветы и насекомые, ответьте: вы любите ходить в лес с родителями? Придя в лес нужно понимать, что там мы лишь гости, а значит должны соблюдать определённые правила. Кто знает,

что можно и чего нельзя в лесу? (Ответы детей.) Повторение правил поведения в лесу.

Воспитатель: Вы всё верно назвали. Теперь за ваше поведение в лесу можно не переживать. Представьте, что мы сейчас в берёзовой роще. Вставайте все за мной. Мы идём тихо- тихо, обходя цветы, перешагивая через коряги,

наклоняясь под ветками. (Все слова сопровождаются действиями.)

  • Ну вот мы и дома!

Загадки, которые мы любим

Цель: Учить детей внимательно слушать и понимать загадку.

* * *

Во фраке зелёном маэстро Взлетает над лугом в цвету.

Он — гордость местного оркестра

И лучший прыгун в высоту. (Кузнечик)

* * *

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)

* * *

Над цветком порхает, пляшет,

Веером узорным машет. (Бабочка)

* * *

Не мотор, а шумит,

Не пилот, а летит, Не гадюка, а жалит. (Пчела)

* * *

Я думал: ног не унесу,

Есть и у храбрости границы! Сегодня встретилась в лесу

Мне помесь гуся и синицы. (Гусеница)

* * *

Звучит труба басисто. Не трогайте солиста!

Пускай садится на цветок

И пьёт в антракте сладкий сок. (Шмель)

* * *

На вид, конечно, мелковаты,

Но всё, что можно, тащат в дом. Неугомонные ребята —

Вся жизнь их связана с трудом. (Муравьи)

* * *

Возле ёлок из иголок Летним днём построен дом, За травой не виден он,

А жильцов в нём миллион. (Муравейник)

* * *

Ходит ходок через потолок,

Всем надоедает, здоровью угрожает. А как осень придёт,

Ещё и кусаться начнёт. (Муха)

* * *

Не жужжу, когда сижу, Не жужжу, когда хожу, Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь. (Жук)

 

Конспекты III Раздела «Пчёлы»

Подвижные игры

«Медведь и пчёлы»

Цель игры: развивать умение бегать в разных направлениях, ловкость. Ход игры:

Дети-пчелки свободно летают, жужжат. Хором произносят:

«Жу-жу-жу над цветком кружу, жу-жу-жу на цветке сижу,

жу-жу-жу мед домой несу».

Выходит вразвалочку «медведь». Произносит такие слова:

«Я иду, ищу колоду,

я хочу напиться меду! ».

Сказав это, медведь старается поймать пчёл.

«Поймай комара»

Цель игры: упражнять детей в прыжках на двух ногах на месте, доставая предмет; учить приземляться легко на носки с перекатом на всю ступню;

способствовать формированию выдержки, умению действовать по сигналу взрослого.

Ход игры:

Играющие-лягушата садятся на корточки по кругу друг от друга на

расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Воспитатель берет в руки веревку (длиной 1—1,5 м) с привязанным на шнуре (длиной 0,5 м)

клеенчатым или пластиковым комаром и встает в середину круга.

Для зачина взрослый может прочитать отрывок из стихотворения  Б. Заходера:

Поют лягушки хором. Какой прекрасный хор!

Вот есть же хор, в котором Не нужен дирижер!

  • Эй, лягушки! Не зевайте – Комара скорей поймайте!

С этими словами взрослый начинает медленно вращать верёвку (кружит комара) немного выше головы играющих. Когда комар летит над головой,

дети подпрыгивают, стараясь его поймать. Тот, кто схватит комара, говорит:

«Я поймал».

«Паук и мухи»

Цель игры: учить двигаться по сигналу, развивать ловкость. Ход игры:

С помощью считалки выбирается водящий – паук, остальные дети – мухи.

«Паук» стоит в стороне, «мухи» бегают по всему залу или площадке. По сигналу воспитателя «паук» «мухи» должны улететь, а «паук» ловит «мух» и забирает их к себе в паутину.

Беседа

«Кто приносит мёд?»

 

Цель. Расширить представления детей о пчелах.

  • Когда мне было 6 лет, также как и вам сейчас, я любила бывать у дедушки в деревне. Дедушка всегда угощал меня мёдом.
  • Вы знаете, что такое мёд? (его пчелы приносят)
  • Где пчелы берут мёд? (достают из цветков)
  • Вы хотите поесть мёда?
  • Давайте мы с вами наберем мёда из цветков?

Воспитатель раздаёт детям ложки, выставляет горшки с комнатными цветами. Выясняется, что меда там нет.

  • А где же тогда берут мёд пчёлы?
  • Вы правильно сказали, что мёд приносит пчела, вот и давайте отправимся к её дому и проследим за ней.
  • Где живёт пчела? (Пчела живёт в улье)

Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением пасеки

  • Мы с вами оказались на пасеке. Пасека – это пчелиный город, где много пчелиных домиков (хором повторяют новое слово).
  • Как называются домики, в которых живут пчёлы? (ульи)
  • В каждом улье живёт пчелиная семья (иллюстрация с изображением улья, на котором виден вход в улей).
  • Видите, возле входа стоят пчёлы, которые не заходят в улей и не улетают от него. Как вы думаете, что делают эти пчёлы? (это охранники, они охраняют вход в улей, чтобы чужая пчела, или оса, не смогла проникнуть в дом).
  • Смотрите, одна пчела выходит из домика и куда-то собирается улететь. Как вы думаете, куда?
  • Пчёлы могут очень далеко улетать от своего дома и никогда не заблудятся.
  • Почему? (Потому что перед тем, как вылететь, хорошо изучают территорию).
  • Наша пчела села на цветок. Она что-то собирает, а мы пока с вами поиграем на цветочной поляне.

Подвижная игра «Найди себе цветок».

По кругу разложены цветы (на один - два меньше, чем играющих). Под музыку Н. Римского-Корсакого «Полёт шмеля» дети «летят», как только

останавливается музыка – «пчелки» занимают цветы. Оставшийся без цветка

– выходит из игры. Игра продолжается.

  • Пока мы играли, пчела уже что-то собрала, посмотрите. Как вы думаете, что у неё в лапках? (рассуждения детей)
  • Это нектар. Нектаром называют прозрачную густую жидкость, сладкую на вкус. Много ли в одном цветке нектара? (всего одна капелька)
  • Нектар жидкий и пчёла смешивает его с сухой цветочной пыльцой. Пыльца у вас всегда остаётся на носу, когда вы нюхаете цветы. С помощью пыльцы нектар становится твёрдым и пчела может взять его в лапки.
  • Смотрите, наша пчела собрала нектар и летит обратно в улей (иллюстрация).
  • А как же люди берут мёд у пчёл, ведь они кусаются? (предположения детей)
  • Мёд у пчёл забирает специальный человек, который ухаживает за пчёлами и работает на пасеке. Как называется профессия этого человека? (пчеловод)
  • Для чего нам нужен мёд? (лакомство, лекарство, мед используют ухода за лицом, в кулинарии).
  • Как вы думаете, легко ли получить мёд? Чтобы получилась ложка мёда, 200 пчёлам нужно целый день летать за нектаром на цветочную поляну.
  • Где мы с вами сегодня побывали?
  • Что узнали нового?
  • Что было бы, если бы не было пчёл?

Речевые игры

«Сравни нас»

Цель: учить сравнивать насекомых. Ход игры:

Перед детьми 2 картинки с изображением двух насекомых (бабочка и

муравей). Воспитатель предлагает сравнить                   насекомых по этим картинкам.

Например: «У бабочки есть крылья, а у муравья нет», «Бабочки летают, а муравьи ползают».

«Поймай и скажи»

Цель: обучение детей правильному употреблению глаголов 3-го лица, единственного числа, настоящего времени.

Ход игры: Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч детям, называя при этом насекомое. Поймавший мяч бросает его ведущему, называя какое- либо действие того насекомого. Например: "Бабочка – летает. Гусеница - ползает. Жук – жужжит».

Дидактические игры

«Найди всех пчёл»

 

Цель: учить ориентироваться по иллюстрации , последовательно осматривать её; развивать внимание и запоминание; учить выделять из окружающего предметы, находящиеся в поле зрения.

Ход игры:

 

Ребёнку предлагается иллюстрация, на которой изображён медведь и пчёлы. Ребёнку нужно найти всех пчёл изображенных на иллюстрации.

 

«Третий лишний»

Цель игры: закрепить знания детей о многообразии насекомых, развивать память, быстроту реакции.

Ход игры:

Воспитатель называет по 3 насекомых одно из которых «лишнее». Например, муравей, пчела, кошка. Дети должны определить, какое из них «лишнее».

(Муравей, пчела — насекомые, кошка- животное)

 

Конспекты занятий по III разделу « Пчёлы»

  • Занятия по лепке «В гостях у Мухи-Цокотухи»
  • Занятие по аппликации «Золотые пчёлки»

Занятие по аппликации «Золотые пчелки»

 

Цель: Учить изображать золотых пчелок аппликативной техникой с  элементами рисования.

Ход занятия:

Перед занятием педагог просит детей принести на столы рисунки с цветущими ветками. В начале занятия предлагает полюбоваться красивыми цветами.

  • Ребята кто может прилететь на эти красивые ветки? (пчелки) Читает стихотворение Г.Сапгира «Пчелка»:

-Где была ты?

-Тут и там.

-Где летала?

-По цветам.

-Что домой ты принесла?

-Мед ,-ответила пчела.

Дальше педагог уточняет представления детей о внешнем виде и образе жизни пчел. Обобщает и уточняет их ответы:

-Посмотрите на пчелу, у нее пушистое туловище с желтыми и черными полосками и две пары прозрачных крылышек.

-Скажите, зачем пчелки садятся на цветы? (собирать нектар и пыльцу)

  • Чем они собирают нектар? (хоботком и лапками)

-А как же пчелы переносят нектар? ( на волосках и в сумочке на лапках)

  • И куда же они это все несут? (в улей)

-Молодцы, они несут нектар и пыльцу в улей, чтобы сделать там? (мед)Посмотрите на наши веточки, что - то пчелки к нам не прилетают. Может нашим цветочкам чего - то не хватает? (пыльцы)

-Правильно. Позже я вам раздам                 пыльцу, и вы ее приклеите в серединку белого цветочка.

Подвижная минутка «Улей» Вот улей, пчелы в нем живут.

Но где, же пчелы? Нет, их тут. Стали пчелы вылетать

Один, два, три, четыре, пять.

Крылышками замахали, загудели жжжжжжжжжжжжжжжжжж

И нектар собирать полетели.

-А теперь давайте подумаем, как мы будем изображать пчелок. Педагог дает детям подумать, как можно изобразить пчелку. Выслушивает ответы детей, уточняет последовательность работы.

-Сначала мы наклеим туловище и нарисуем на нем черные полоски, глазки, жало и хоботок.

  • Теперь смотрим как приклеить нашу пчелку. Воспитатель обыгрывает ситуацию , будто эта пчелка летала – летала(кружит в воздухе), нашла цветущую ветку, подлетела к ветке (показывает разные варианты размещения пчелы над веткой). Села на цветок, попила нектар, а потом полетела в улей за своими подружками.

Воспитатель имитирует движения пчелы, затем размещает на рисунке несколько пчел и поясняет:

-Эта пчелка подлетела к ветке, эта села на цветок, а эта возвращается в улей и несет на лапках пыльцу.

-Теперь нужно приклеить крылышки.

Дети изображают сначала одну пчелку, а затем еще одну золотую пчелку или несколько пчел подружек ( по своим индивидуальным возможностям и способностям).

После занятия. Проведение выставки композиций «Золотые пчелки на цветущих ветках»

Консультации для родителей

«ПРИВИВАЕМ ЛЮБОВЬ К ПРИРОДЕ»

 

Земля – это наш дом и о ней нужно заботиться. Только если с самого раннего детства учить человека любить природу, он будет ценить ее, беречь и лелеять.

Даже самых маленьких детей нужно постепенно знакомить с природой, с растениями и животными, с птицами и насекомыми. Сначала в этом помогут книги с красочными картинками, мультфильмы про зверушек и птичек. Ребенок может ухаживать за домашними животными, комнатными растениями, оказывать посильную помощь родителям в саду или на огородном участке.

Лучший пример для ребенка – это его родители. Если мама и папа сами не уважают природу, рвут и ломают растения, разбрасывают мусор, то о воспитании у ребенка бережного отношения к природе говорить не приходится. Зато если родители каждый день личным примером показывают ребенку, с каким уважением они сами относятся к природе, ребенок очень быстро усваивает такую модель поведения.

Общение с природой — прекрасная школа воспитания у детей доброты, чуткости и отзывчивости. Бережное отношение ко всему красивому воспитывается лучше всего тогда, когда дети сами ухаживают за растениями и животными. Хорошо, если в доме есть кошка, собака, рыбки, черепаха, хомячок.

 

«Укусы насекомых»

Лето благодатная пора. Время отдыха и интересных занятий. Но летом нам доставляют неприятности комары, клещи и пчелы. И наша задача постараться оградить наших детей от укусов насекомых. Сейчас все больше детей с аллергической реакцией и мы должны знать, как избежать этих неприятностей.

Летом больше всего нас беспокоят комары.

При укусе они впрыскивают под кожу человека особое вещество, которое вызывает сильнейший зуд. Место укуса комаров дети постоянно чешут. Можно наложить на место укуса содовый прохладный компресс или кубик льда. Расчесанная ранка создаёт благотворную почву для других инфекций. И как следствие

расчесанные места воспаляются, становятся красными,

болезненными и могут даже нагнаиваться. Если же ранка все - таки расчесана, надо обработать ее зеленкой или перекисью водорода.

Чтобы избежать укуса комаров, необходимо соблюдать некоторые меры предосторожности:

Оградить свой дом от попадания комаров в него. Надо повесить москитные сетки на окна. Периодически обрабатывать их препаратами, которые отпугивают насекомых.

Если все - таки комары проникли в ваше жилище, то необходимо использовать препараты, которые убивают насекомых.

Выходя из дома на прогулку, наносите на кожу малыша средства, отпугивающие насекомых. При этом помните, что надо избегать попадания препаратов в глаза. Если это все же произошло,

немедленно промойте глаза большим количеством проточной воды.

 

Поговорим о клещах

Они являются наиболее опасными насекомыми, так как клещи являются переносчиками инфекционных заболеваний. Эти вирусные инфекции поражают спинной и головной мозг.

Заболевания протекают тяжело, с высокой температурой, судорогами и могут приводить к различным осложнениям.

Что же делать, если вы заметили клеща на теле ребенка?

Не пытайтесь сами извлечь его, а постарайтесь как можно скорее обратиться в травмпункт. Там насекомое удалят и проверят, не

является ли он разносчиком инфекции. Если вы находитесь далеко и быстро не сможете показаться врачу, удалите клеща

самостоятельно. Извлекать насекомое нужно пинцетом, делая выкручивающие движения и стараясь не повредить брюшко и хоботок. Помните дергать быстро нельзя, так как вы можете верхнюю половинку туловища клеща оставить внутри кожи, а это опасно воспалением и нагноением. После удаления клеща

убедитесь, не осталась ли там часть его. Если все чисто, место

укуса промойте водой или спиртом, смажьте йодом или зеленкой. Затем тщательно вымойте руки с мылом, предварительно положив клеща в пакетик, и при первой возможности отвезите его в

травмпункт. Только там определят степень опасности, проверив его на носительство возбудителя.

 

 

Оберегайте своих детей от укусов насекомых. Помните и применяйте на практике простейшие меры предосторожности.

Будьте здоровы!

 

«Если ребёнка ужалила пчела»

 

 

Пчёлы и осы составляют обширную группу отряда перепончатокрылых. Контакты детей с пчёлами и осами происходят чаще, чем с другими ядовитыми животными. При поражении острое оружие с силой вонзается в кожу и токсин проникает в кровь пострадавшего. Уколы наносят только самки.

Единичные ужаления пчёл здоровые люди переносят легко. Они, как правило, вызывают местную реакцию. Кожа краснеет, появляется припухлость, ощущается сильная болезненность,

жжение, зуд. Однако, сильную токсическую реакцию вызывают

даже одиночные ужаления в голову, кровеносный сосуд, в полость рта. При этом появляются головокружение, головная боль, тошнота, слабость. Иногда отмечается рвота, повышение

температуры тела, обморок. Есть дети особо чувствительные к яду перепончатокрылых насекомых. Помимо обычных реакций, у них при повторном ужалении возникают крапивница, слезоточение,

обильные выделения из носа. В тяжёлых случаях возможен отёк гортани – осложнение, требующее экстренной медицинской помощи.

Частота возникновения аллергических реакций на ужаления осами и пчёлами очень велика. У чувствительных детей резкая реакция может развиться в ответ на одно ужаление. Следует заметить, что ужаления пчёлами более тяжелы, чем укусы ос и шмелей, так как первые оставляют в ранке жало с ядовитой железой.

Если ребёнка ужалила пчела, прежде всего необходимо удалить

жало с места поражения. Эту процедуру нужно делать осторожно, чтобы не выдавить содержимое ядовитой железы в ранку. После извлечения жало следует уничтожить, иначе, попав случайно на

кожу, оно может вновь вонзиться с помощью сокращения мышц ядовитой железы. Затем на место поражения кладут лёд или полотенце, смоченное холодной водой. Использовать для

охлаждения землю, глину, как порой делают, нельзя – это может привести к инфицированию, развитию столбняка.

В том случае, когда реакция на ужаление насекомого бурная, необходима неотложная медицинская помощь. Поэтому следует как можно быстрее вызвать врача или доставить потерпевшего в ближайшее лечебное учреждение. До прибытия врача нужно уложить ребёнка, высоко приподняв ему голову. Можно дать

ребёнка таблетку противоаллергического средства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный познавательно-исследовательский проект в средней группе «Дом, в котором я живу» . педагог Шкилева Елена Валерьевна

На сегодняшний день тема проекта актуальна тем, чтобы воспитать любовь к своей малой родине, к своему поселку и дому. Познакомить детей с разнообразием исторических ценностей мировой архитектуры...

Среднесрочный познавательно-исследовательский проект для средней группы (2) «Осень золотая».

Программное содержание: - закрепить представления об осени и ее приметах;- развитие познавательных способностей детей в процесс совместной исследовательской деятельности;- закрепить и систематизироват...

Познавательно-исследовательский проект для средней группы "Снег-снежок"

Цель проекта - развитие познавательной и творческой активности детей в процессе исследовательской деятельности. Обогатить и расширить представление детей о снеге и его свойствах....

Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

Познавательно-исследовательский проект для воспитанников с ОВЗ «Насекомые нашего участка»

Тип проекта-познавательно-исследовательский, краткосрочный ( 1 неделя)Участники проекта— воспитанники подготовительной к школе группы, родители и учитель-дефектолог.Актуальность. Потребност...