Проект "Фронтовые письма"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Среди дошкольных образовательных учреждений города прошел седьмой городской фестиваль исследовательских работ и творческих проектов дошкольников «Маленький Всезнамус».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад "Фронтовые письма" | 582.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Фестиваль исследовательских работ и творческих проектов дошкольников
«Юный исследователь»
«Фронтовые письма»
Наумов Артем
МБДОУ «Детский сад № 11» г. Канаш
Руководитель:
Соколова Л.Ф.
Канаш 2015
Мотив выбора темы исследования и значимость исследования для окружающих. Однажды вечером мы с мамой рассматривали семейные альбомы. И я увидел там старую желтенькую бумагу, сложенную в треугольник. Я спросил у мамы что это. Она мне рассказала, что это фронтовое письмо ее дедушки.
Мне стало очень интересно, почему фронтовые письма в такой необычной форме, почему они отправлялись без конверта.
Цель: И я решил узнать историю фронтовых писем.
Гипотеза: я предположил, что письма были в форме треугольников, потому что в годы войны было мало бумаги, конверты выпускались в малом количестве.
Методы: Для этого мы читали энциклопедии и книги, беседовали с ветеранами, рассматривали иллюстрации, смотрели фильмы о войне, ходили в библиотеку и музей, слушали песни на военную тематику, искали информацию в интернете, выучили стихотворение о фронтовом письме, изготовили фронтовые треугольники для ветеранов.
И вот что мы узнали, в годы войны помимо писем-треугольников, также выпускались: секретки, конверты и почтовые открытки (Приложение 1). Большинство из них имели текст «Смерть немецким оккупантам», «Воинское», иногда «Письмо с фронта». Рисунки на них были на темы боевых действий и героического труда в тылу. Но, так как бумаги не хватало, фронтовые письма писали на листочках из обычной тетрадки. Ни чернил, ни ручек в окопах не было, поэтому писали чаще всего химическим карандашом.
Солдатам приходилось писать письма на коленках, на пеньке, при свете самодельного светильника или луны, ведь в окопах не было ни стола, ни настольной лампы.
В минуты затишья написанное письмо складывали в «солдатский треугольник», писали адрес назначения, а вместо обратного адреса - номер полевой почты.
Военный почтальон собирал письма и отправлял на попутном транспорте в тыл.
В библиотеке ветеран труда Яковлева Эмилия Григорьевна показала письма её отца с фронта, перо и чернильницу, рассказала, как они ждали писем с фронта (Приложение 2).
В музее нам показали письма с фронта нашего земляка поэта Константина Кольцова (Приложение 3). Сотрудник музея рассказала, что письма "треугольником" шли не только с фронта, но и на фронт. Такие "треугольники" не заклеивались, а складывались особым образом; поэтому не нужен был конверт, и письмо легко могла проверить цензура.
Во время войны складывать треугольники умели все, даже маленькие дети, которые, играя, складывали "письмо" из куска газеты и "отправляли" папке на фронт.
Сначала на одной стороне подписывали адрес. Оборотная сторона треугольника оставалась чистой для пометок работниками почты. После этого лист разворачивался, и писалось письмо.
Треугольник для письма складывался, как показано на схеме (Приложение 4).
Бумагу во время войны найти было сложно, поэтому письмо писалось мелким почерком, и заполнялись все пригодные места.
Как ждали таких треугольничков в каждой семье. И как горько было получать красивые белые конверты с похоронкой.
У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Бывало и так, что весточка с фронта от родного человека приходила после страшного казенного конверта. А семья верила, что их солдат жив - здоров, и долго ждала.
Письма с фронта до сих пор бережно хранят во многих семьях, и в музеях. Из писем я узнал, о чем думал солдат, когда писал письмо домой. Конечно о семье, товарищах, о войне. Он делился своими радостями и бедами, рассказывал о солдатском житье-бытье, старался успокоить близких и заверить, что вернется с победой.
В нашей семье, к сожалению, сохранилось только одно письмо от моего прадедушки Ивана Васильевича (Приложение 5). В нем он писал, что бьет врага и очень скучает по дому. Дедушка рассказал, что письма с фронта перечитывали каждый день. Солдатские письма носили из дома в дом. Они давали силы и уверенность в победе.
Фронтовому письму посвятили свои произведения поэты, художники, композиторы. Очень трогательную картину «Письмо с фронта» написал художник Лактионов (Приложение 6). Поэт Андрей Дементьев написал стихотворение «Письмо отца», а композитор Евгений Мартынов написал на него музыку. Детская вокальная группа «Непоседы» исполняет песню «Фронтовые письма».
Из интернета мы узнали, что в Волгоградской области есть уникальный памятник фронтовому письму защитника Сталинграда майора Петракова своей дочери Миле «Солдатское поле». (Приложение 7)
В городе Мышкине, в Ярославской области, была издана книга, которая называется "...Дорогая моя семья...". На ее страницах - фронтовые письма рядового солдата Ивана Филипповича Орлова, отца пятерых детей, погибшего в Сталинграде в октябре 1942 года. Сорок писем с войны, долгие годы хранившиеся в семье, омытые сиротскими слезами, выцветшие от времени, стали историческими документами.
В 2005 году, в Мышкине было закончено возведение Мемориала 60-летия Победы, и на одной из мемориальных стен размещены фрагменты переписки Ивана Филипповича Орлова со своими родными (Приложение 8).
С той поры прошло много лет. Но по-прежнему острые солдатские треугольники, как осколки снарядов, напоминают нам о войне.
В честь 70 – летия Победы мы с ребятами из нашей группы в мае решили провести акцию «Письмо солдата», и поздравить ветеранов и жителей Восточного района с праздником Великой Победы фронтовым треугольником, сложенным по всем правилам (Приложение 9).
Вывод: в ходе исследования мы узнали много интересного о военных реликвиях – фронтовых письмах. Это письма фронтовиков домой, в трудовые коллективы, землякам.
Наша гипотеза подтвердилась. Во время Великой отечественной войны письма с фронта посылались в виде треугольников, сложенных из тетрадного листа, потому что в то время не хватало бумаги, конверты практически не выпускались. «Треугольники» складывались особым образом, заменяя конверт.
Письма были прочной связующей нитью между родными людьми, помогали выжить солдату, вселяли надежду на скорую победу.
Библиография
- «Письмо с фронта» А. Митяев. Москва: Белый город, 2012
- «Велика Отечественна в письмах» В. Гришин. Москва: Издательство политическая литература, 1982
- «Письма Великой Отечественной» М.М. Дорошина, В.Л. Дячков. Тамбов, 2005
- http://philparade.narod.ru/
- http://www.kadashnikov.ru/publ/12
- http://maikkorsarrus.ucoz.ru/news/2010-01-19-100
- http://www.samufps.ru/press_center/news/190/
- http://www.nmansurcino.ucoz.ru/
- http://www.fotodelo.ru/archive/gi/6456.4-@session@.gif
- http://sovetskiepesni.narod.ru/bernes/index.htm
- http://edu.tomsk.ru/teacher_help/05030704.doc
- http://www.proshkolu.ru/club/vov1941-45/list/1-11112-6867
- http://www.stihi.ru/2008/02/20/1115
- http://petersburg.rfn.ru/rnews.html?id=34107&cid=7
Приложение 1
Виды писем в годы Великой Отечественной войны
Письмо-треугольник
Секретка
Почтовый конверт
Почтовая карточка
Приложение 2
Экскурсия в библиотеку
Приложение 3
Экскурсия в музей.
Приложение 4
Схема складывания треугольника
Приложение 5
Мой прадедушка Наумов Иван Васильевич
Письмо моего прадедушки
Приложение 6
«Письмо с фронта» Художник Лактионов
Приложение 7
Памятник фронтовому письму мемориальный комплекс «Солдатское поле»
Приложение 8
Город Мышкин Мемориал 60-летия Победы
Приложение 9
Наши письма-треугольники ветеранам к 70-летию Победы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Конспект оод по образовательной области «Развитие речи» «Письмо для марсиан» Конспект разработала: воспитатель под. группы БушмакинаЕ.Н.Тема ООД: «Письмо для марсиан»
-Речевые навыки построения короткого повествовательного рассказа на основе ранее полученных знаний;- Обогатить и расширить представления и знания детей о науке, о космосе.-внимание-умение договаривать...
Правильная посадка при письме. Способы письма леворуких (рекомендации для родителей)
Правильная посадка при письме. Способы письма леворуких...
Методическая разработка "Готовим пальчики к письму. Самые эффективные "помощники" в успешном освоении письма".
Игры на развитие тактильного восприятияТренируют чувствительность пальцев рук, помогая им научиться определять такие качества предметов, как твёрдость и мягкость, форма и вес, температура и текстура. ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение детей грамоте и формирование навыков письма» направлена на освоение социального опыта, приобретение конкретных навыков (чтение и письмо), необходимых в освоении школьной программы.
Новизна программы заключается в объединении двух направлений (педагогическом и психологическом) для развития у обучающихся предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования со...
«Зеркальное» письмо у детей. Причины возникновения и работа по предупреждению «зеркального» письма
laquo;Зеркальное» письмо – расстройство акта письма: написание букв и слов подобно отражениям в зеркале. Такие проблемы чаще всего можно встретить у детей 6-7 лет при обучении...