Методическая разработка "Готовим пальчики к письму. Самые эффективные "помощники" в успешном освоении письма".
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Игры на развитие тактильного восприятия
Тренируют чувствительность пальцев рук, помогая им научиться определять такие качества предметов, как твёрдость и мягкость, форма и вес, температура и текстура. "Узнавание" ребёнком предметов на ощупь в дальнейшем даёт возможность правильно держать кисть, регулировать силу её захвата и улучшает тонус мышц, что делает движение руки более точным.
Массаж
Является одним из видов гимнастики. Оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая эластичность и сократительную способность мышц. Массаж рук способствует снятию моторной напряжённости мышц рук и развивает гибкость и подвижность пальцев.
Пальчиковые игры
Играют особую роль в развитии мелкой моторики. Пальчиковые игры - это инсценировка рифмованных историй и сказок при помощи пальцев. Они позволяют корректировать движения каждого пальчика в отдельности и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций, вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Такие игры как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр детки, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук.
Работа с конструктором и мозаикой
Игры с данными материалами направлены на совершенствование координации движений руки и развитие осязания. Детали мозаики и конструктора бывают разной формы, величины и цвета. Сначала можно предлагать ребёнку несложные задания (сортировку деталей по цвету , форме, величине. Выкладывать горизонтальные или вертикальные дорожки, узоры. Затем - учить строить изображения по образцу и самостоятельно.
Лепка из пластилина
Хорошо развивает мелкую моторику, укрепляет мускулатуру пальцев, вырабатывает "тонкие" движения руки, закрепляет навыки осязательного обследования.
Рисование
Улучшает координацию движений пальцев и кисти рук, помогает преодолеть неуверенность и скованность движений. Это занятие самое любимое детьми. Ведь рисовать можно разными материалами и способами (на бумаге, снегу, асфальте, запотевшем окне). Ребёнка можно попросить обвести трафарет или перевести картинку через кальку, раскрасить её или нарисовать самому.
Физкультурные упражнения
Тренирует мелкие мышцы кисти. Они основаны на хватательных движениях и дозировке силы руки и способствует развитию точности движений. Вот несколько примеров таких занятий:
Игры с бигудями
-катайте их между ладошками, используя как массажер;
-из мягких бигудей можно выложить буквы, цифры, фигуры.
Игры с перчатками
Пришейте на перчатку липучку для ткани так, чтобы большой палец мог приклеиваться к остальным. Поочерёдно "приклеивайте" большой палец к остальным пальчикам.
Сухой бассейн
Наполните большую ёмкость крупой, фасолью, горохом, бобами, макаронами, пластиковыми пробками, колпачками от фломастеров и др. Попросите ребёнка опустить руки в "бассейн" руки, и пусть он находит спрятанные там маленькие игрушки.
Игры с катушками от ниток
-катайте катушки между пальцев;
-наматывайте нитки на чего либо.
Игры с носочками
-наполните носочки (или мешочки) разной крупой. Пусть ребёнок мнёт их одним пальчиком, двумя, всей ладонью. Такое занятие хорошо подходит для развития тактильных ощущений;
-пришейте большие бусины на носочки, наденьте получившейся массажёр на руку и водите им по ладошке (спинке) ребёнка.
Игры с зубными щётками
Растирайте щёткой сначала подушечку каждого пальчика, а затем медленно опускайтесь к его основанию. В самом конце помассируйте всю ладонь.
Игры с пуговицами и бусинами
-покажите, как нанизывать на леску крупные бусины или пуговицы, чередуя их;
-имитируйте "ходьбу на лыжах": поставьте указательный и средний пальцы в углубление пуговиц и двигайтесь по столу, имитируя ходьбу на лыжах.
Игры со шнурками
Предложите ребёнку разноцветные яркие шнурки: пусть он их переплетает, завязывает (если умеет), выкладывает из них фигуры, буквы, цифры.
Маленькие хитрости
Очень важно научить правильно держать карандаш и ручку в руке. Начинать можно уже в 2-2,5 года, когда ребёнок уже может фиксировать и запоминать правильное положение руки. Есть несколько способов, которые позволяют малышу освоить правильное положение пальцев и кисти руки:
Способ 1
Специально разработанные насадки на карандаши: благодаря им взять карандаш неправильно просто невозможно! Такие "тренажёры" есть как для правшей, так и для левшей.
Способ 2
Попросите ребёнка безымянным и пальцем и мизинцем зажать салфетку, а свободными пальцами взять карандаш - правильный захват образуется естественным образом.
Способ 3
Использование трёхгранных ручек и карандашей, которые благодаря своей форме позволяют пальчикам принять естественное и правильное положение. Если говорить о толщине карандаша, то, чем младше ребёнок, тем толще должен быть карандаш.
Способ 4
Предлагайте ребёнку почаще пользовыаться раскраской и рисованием различных рисунков на фантазию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Научим ребёнка писать | 72.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Правила дорожного движения»
Консультации для родителей «Безопасность на дороге»
Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге? На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем. На самом деле очень трудно. Ведь мы, родители, каждый день на глазах родного чада нарушаем эти самые пресловутые Правила, и не задумываемся, что ставим перед ребёнком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят или как делают? Когда же ребёнок попадает в дорожное происшествие, то виноваты все: водитель, детский сад, школа, Госавтоинспекция. Почему не научили, не показали, не уберегли? Забывая при этом, что в первую очередь родители своим примером должны научить и уберечь. Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы ваш ребёнок владел навыками безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к пустой и бесполезной фразе: "Будь осторожен на дороге". она не объясняет ребёнку, чего собственно на дороге надо бояться. Где его может подстерегать опасность? Лучше используйте движение в детский сад и обратно для отработки навыков поведения на дороге. Ребёнок твёрдо должен знать, что дорогу можно переходить только в установленных местах: на пешеходном переходе и на перекрёстке. Но и в данном случае никто не может гарантировать его безопасность. Поэтому, прежде чем выйти на дорогу, остановитесь с ребёнком на расстоянии 50см – 1метра от края проезжей части, обратите его внимание. что посмотреть налево и направо надо обязательно с поворотом головы, и если с обеих сторон нет транспорта представляющего опасность, можно выйти на проезжую часть. переходить дорогу надо спокойным размеренным шагом и не в коем случае не бегом. Большую опасность для детей представляют не регулируемые пешеходные переходы. здесь ребёнку важно убедиться, что расстояние до автомашин с обеих сторон позволит ему перейти дорогу без остановки на середине проезжей части. На регулируемом пешеходном переходе объясните ребёнку, что красный и жёлтый сигнал светофора – запрещающие. Особенно опасно выходить на дорогу при жёлтом сигнале, потому что некоторые машины завершают проезд перекрёстка и при этом увеличивают скорость. Зелёный сигнал - разрешающий, но он не гарантирует пешеходу безопасный переход, поэтому прежде чем выйти на дорогу надо посмотреть налево и направо и убедиться, что все машины остановились, опасности нет. Часто ребята оказываются под колёсами транспорта, когда, выйдя из автобуса или троллейбуса, пытаются перейти на другую сторону дороги. Объясните ребёнку, что в данном случае опасно обходить транспортное средство как впереди, так и сзади, потому что оно большое и из-за него ничего не видно. Надо подождать пока автобус или троллейбус уедет. Большую опасность для детей представляют предметы, загораживающие обзор (заборы, стоящие автомашины, зимой – сугробы, летом - кустарники, деревья). Лучше отойти от них подальше, и перейти дорогу, где безопасно. Если ваш ребёнок скоро идёт в первый класс, то уже сейчас неоднократно пройдите с ним маршрут от дома до школы и обратно, обращая внимание малыша не все опасности, которые могут встретиться ему в пути. Заранее оговорите, что в сложной ситуации надо обратиться к помощи взрослых. Дайте возможность ребёнку пройти этот маршрут самостоятельно, наблюдая за ним со стороны. Затем детально проанализируйте вместе с ним все его действия.
Безопасность на дороге.
1. Светофор, знаки - азбука дороги. Детей с 3-8 лет необходимо научить различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов, но только в объёме, необходимом для усвоения. Воспитывайте у малыша уважение к сигналам светофора. Убеждайте, что даже при отсутствии машин следует стоять на тротуаре или островке безопасности, когда в светофоре горит красный или жёлтый сигнал. Если светофор оборудован табло для пешеходов «стойте- идите», ребёнку следует обращать внимание только на сигнал табло. Выучите главное правило – не терять бдительность на дороге при любом цвете сигнала, объясните, что водители, к сожалению, тоже «иногда» нарушают правила. Руководствуйтесь интересом, доброй волей и логикой. Всегда обсуждайте интересные знаки, увиденные дорожные ситуации.
2. Элементы дороги: зебра, разметка и прочее… Познакомьте ребёнка с основными элементами дороги: проезжей частью (по ней движутся машины), тротуаром (по нему ходят пешеходы), обочиной (край дороги, где могут останавливаться при возникшей необходимости автомобили), разделительной полосой, переходами (наземным, подземным, надземным), перекрёстком. Поговорите о причине, по которой, пешеходный переход назвали «зеброй». Объясните правила поведения на тротуаре и другие «почему»: ходить по нему надо, придерживаясь правой стороны (почему?), не стоит бегать, ездить на роликах, самокатах и велосипедах (почему?). Если тротуар находится рядом с дорогой, родители должны держатьребёнка за руку (почему?). Собаку следует вести на коротком поводке (почему?). Используйте прогулки по городу для закрепления терминов и обсуждайте поведение участников дорожного движения.
3. Направо или налево. Помните, что ребёнок обучается безопасным правилам и навыкам в первую очередь не с ваших слов, а на вашем личном примере. Объясните, что при переходе нужно предварительно смотреть в обе стороны по очереди, потом в сторону, откуда едут машины (при двустороннем движении до середины дороги - налево, потом - направо, а при одностороннем – в зависимости от установленного направления движения). Объясните разницу в опасности выхода из-за стоящей машины спереди и сзади: спереди не видна машина, следующая в том же направлении, а сзади – едущая в противоположном. Категорически запретите ребёнку переходить дорогу непосредственно у автобуса, троллейбуса, особенно спереди, а у трамвая – сзади. В наши времена движение в городе настолько «опасное», что даже переходящие дорогу собаки смотрят по сторонам.
4. Правильная дорога домой и в детский сад. Развивайте зрительную память ребёнка (где магазины, школа, детский сад, аптеки, пешеходные переходы, светофоры, пути безопасного и опасного движения) и пространственные представления (близко, далеко, слева, справа, сзади). Частенько опасность подстерегает уже у подъезда (и по двору ездят «гонщики». Ребёнок должен научиться видеть машину издали, замечать её выезжающей из-за поворота, перекрёстка, провожать её глазами (это нужно, чтобы попасть под прицеп!) и верно оценивать скорость. Вот такой детский «спецназ»!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИЁМЫ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОСВОЕНИЮ ПИСЬМА
«Истоки способностей и дарований детей — на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». В. А. Сухомлинский...
Первые шаги в освоении письма.
В предверии нового учебного года хочу поделиться своей информацией при подготовке дошкольников к письму. Готовить руку к письму необходимо в дошкольном детстве. Начиная с раннего возраста тренир...
"Первые шаги в освоении письма"
Статья расскажет о подготовке руки к письму, о значении развития мелкой моторики....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение детей грамоте и формирование навыков письма» направлена на освоение социального опыта, приобретение конкретных навыков (чтение и письмо), необходимых в освоении школьной программы.
Новизна программы заключается в объединении двух направлений (педагогическом и психологическом) для развития у обучающихся предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования со...
Приемы работы по подготовке дошкольников к освоению письма.
Доклад на педагогическом совете...
Консультация для воспитателей по теме "Приемы работы по подготовке дошкольников к освоению письма "
laquo;Истоки способностей и дарований детей — на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». В. А. Сухомлинский...
Консультация для воспитателей: "ПРИЁМЫ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОСВОЕНИЮ ПИСЬМА"
Письмо первоклассника — это продукция работы мелких мышц руки, руководимых мозгом. Мелкие мускулы детской руки развиваются в упражнениях. И труд, и упражнения — это не обязательно письмо. ...