Цель: создание условий для формирования представлений о семье, осмысления таких понятий как род, семья, Родина. Задачи: Образовательные: - познакомить детей с понятием «генеалогическое древо семьи»; - продолжать формировать в детях чувство семейной сплочённости на основе представлений о семье, её составе, взаимоотношениях; - продолжать учить детей отвечать на поставленные вопросы распространенными предложениями; - закрепить умение детей записывать слова печатными буквами. Развивающие: - вовлечь в активное участие в изучение родословной своей семьи; - развивать чувство гордости за свою семью; - совершенствовать диалогическую и монологическую речь; - развивать связную речь, обогащать словарный запас детей по данной теме
Воспитательные: - воспитывать любовь и привязанность к семье, предкам, своему дому, детскому саду, родной улице и городу, своей стране; - воспитывать желание заботиться о близких людях
Предварительная работа: - составление рассказов о себе и своей семье; - рассматривание генеалогических древа семей; - чтение художественной литературы: «Мой брат Миша» (Я. Аким), «А что у вас?» (С. Михалков), «Волшебное слово», «Сыновья» (В. Осеева); - заучивание пословиц, поговорок о семье; - рассматривание семейных фотографий.
Виды деятельности: проектная, игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная, продуктивная.
Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением; чтение стихов, пословиц; решение кроссворда.
Оборудование: видео презентация, «семейные древа», фотографии из истории страны, мяч для игры, ребус, кроссворд, цветные карандаши. Ход НОД
Организационный момент: Дружат дети всей земли, Дружим я и ты и мы!
I.Вводная часть.
Воспитатель: - Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья. Посмотрите, какое интересное дерево - (обращает внимание детей на рисунок). – Как вы думаете, что оно обозначает? (ответы детей) Совершенно верно – это семейное древо, генеалогическое древо. Вот только где же листья ? (на полу лежат листья в них, где изображены лица людей разного возраста) - Давайте вернём листья на дерево. Вот только где и какие из них были? (раскладывание лиц по возрасту, ответы детей) Воспитатель: Кем же они друг другу приходятся? Дети: родственниками. Воспитатель: Правильно! Родственника называют близких по родству людей. Род — это большая семья. Каждый род имеет своё начало. Самым уважаемым считается самый старший по возрасту член семьи. Почему? Кто самый уважаемый в вашем роду? Дети: Бабушка, дедушка. Потому что они больше всех прожили и всё знают. Они помогают нам во всём, советуют. Воспитатель: А ещё мы уважаем и любим их за то, что они дали жизнь вашим родителям, а они ваши родители- вам. Пока вас не было, ваши родители назывались детьми. А как они стали называться с вашим рождением? Дети: Родителями.
II. Основная часть
(ПОКАЗ ВИДЕО) Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей. Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас. Воспитатель: - А какие же они, родные и дорогие нам люди? Дидактическая игра "Подбери признаки" Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д. Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная: Папа - строгий, умный, сильный: Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая: Дедушка - старый, мудрый, седой: Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая: Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный: Физминутка "Семейная зарядка". Осенью, весною Летом и зимою Мы во двор выходим Дружною семьёй. Встанем в круг и по порядку Каждый делает зарядку. Мама руки поднимает, Папа бодро приседает Повороты вправо - влево Делает мой братик Сева. Я сама бегу трусцой И качаю головой. Воспитатель: Давайте послушаем, что нам расскажут о своей семье Игорь и Ксюша. (Рассказы детей о членах семьи.) Воспитатель: Какие замечательные рассказы у вас получились. Обратите внимание, ребята, что истории семьи переплетаются с историей нашей страны. Ведь мы живём в России и события, происходящие в стране, отразились в каждом поколении семьи. Прабабушки и прадедушки участвовали в Великой Отечественной войне – их подвиги отмечены государственными наградами. И в этом году отмечается 70- летие великой Победы; Бабушки и дедушки жили уже в мирное время, их труд отмечен орденами за трудовую доблесть. В это время люди осваивали космос – первый космонавт Юрий Гагарин полетел в космос; Мамы и папы тоже принимали участие в строительстве нашего города, это была ударная комсомольская стройка. И в городе есть памятник первостроителям – «Шарыпово- судьба моя». Когда вы подрастёте, тоже будете участвовать в жизни страны.
Воспитатель: А давайте составим ленту событий. (дети рассматривают картинки и объясняют к какому поколению они могут относиться) .
Д/И «разложи по порядку».
- Обратите внимание, ребята, как в истории каждой семьи отражается история нашей страны.
П/И «Дружные ребята»
Воспитатель: А сейчас давайте вспомним пословицы и поговорки о семье, о маме. 1. Без семьи нет счастья. 2. Вся семья вместе, так и душа на месте. 3. В гостях хорошо, а дома лучше. 4. Коли есть отец и мать, то ребёнку благодать. 5. Жалей отца с матерью- других не найдёшь. 6. Сердце матери лучше солнца греет. 7. Нет друга нежнее матери.
Воспитатель: А сейчас, посмотрите внимательно. Перед вами кроссворд. Давайте постараемся его разгадать.
1.Мне она тетя, а моей маме… (сестра) 2.Моему папе он папа, а мне… (дед) 3.Моему папе она жена, а мне… (мама) 4.Вставь мягкий знак. 5.Папе он родной брат, а мне… (дядя) Какое ключевое слово получилось? (СЕМЬЯ)
Воспитатель: - А какие чувства вы испытываете, когда смотрите на членов своей семьи? (Добро, радость, веселье, хорошее настроение, любовь). - А как вы думаете, почему у вас возникают такие чувства? (Потому, что вы любите своих родителей, мама и папа любят вас ). - А вы знаете, что у вас есть ещё одна семья, где вас тоже любят, всегда рады встрече с вами, вкусно готовят, играют с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают стать сильными и здоровыми. Что же это за вторая семья? (Детский сад). - А теперь давайте расположим листочки с вашими фотографиями на дереве нашей второй семьи, вырастим дерево нашей группы. Как вы думаете, у нас дружная семья? ( Ответы детей).
III. Заключительная часть (рефлексия)
- Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы - самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Ритуал окончания НОД. Давайте, ребята, представим, что мы большая и дружная семья (дети стоят в круге плечом к плечу), которая чувствует дыхание каждого – шаг назад, вдох; шаг вперёд – выдох. |