Проект "Веточки березы" по экологическому воспитанию детей первой младшей группы
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему
проект по экологическому воспитанию детей в первой младшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekteko_1_ml_unagaeva_volosatova.docx | 24.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение детский сад «Аленушка»
Проект
"Веточки березы"
по экологическому воспитанию
детей первой младшей группы
Автор проекта:
Унагаева Л.М.
Волосатова В.Н.
п. Селенгинск
2012 г
Введение
В современной системе образования все чаще используется интегрированный подход, при котором ребенок получает единое и комплексное обучение уже с детского сада и до окончания школы. Экологический проект в ДОУ являются одной из новейших практик, всесторонне развивающих личность ребенка. Во-первых, экологическое воспитание в детском саду невозможно без использования элементов игры, этот факт обусловлен особенностями психики детей данной возрастной группы. Во-вторых, каждый экологический проект в детском саду ребенок выполняет при активной помощи воспитателей и родителей, что способствует правильному формированию его социальной адаптивности. В-третьих, выполняя экологические проекты, дети получают возможность в полной мере и на практике понять основы устройства и функционирования природы и окружающего мира.
На протяжении многих лет детский сад «Аленушка» (в настоящее время Центр развития ребёнка), поселка Селенгинск, работает по проблеме оздоровления и обеспечения экологической безопасности детей. Коллектив ДОУ стремится к созданию нового культурного образа дошкольного учреждения, ориентированного на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства.
Поэтому в своей работе с детьми мы остановились на выборе мини-проекта о березе – символе нашей родины с целью углубления естественнонаучных знаний детей о березе.
В основе нашей работы с детьми по данной теме лежит развитие познавательных навыков детей, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Проблема: Получить представление о веточках березы и о самой берёзе, о её роли в жизни человека (эстетической, оздоровительной и т. д.) Воспитание любви к природе, бережному отношению к ней.
Мотивация – После проведения открытого занятия остались веточки березы, которые были поставлены в воду. Дети обратили на это внимание и вместе с воспитателем стали наблюдать, что произойдет с этими веточками.
Цели проекта:
Формирование экологической воспитанности детей младшего дошкольного возраста
Сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности:
Познавательную;
Ценностно-ориентированную;
Коммуникативную.
Задачи:
1. Воспитывать интерес детей к объектам природы.
2. Познакомить детей с веточками березы, в дальнейшем с самой березой. С их особенностями и отличиями от других деревьев.
3. Развивать у детей экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней.
4. Способствовать накоплению детьми эмоционально – позитивного опыта общения с природой
5. Сформировать представление о жизни растения как живого существа (оно растет, развивается, может быть здоровым, больным…)
6. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки.
7. Вызвать у детей интерес к конкретному объекту - дереву; вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о нём.
Тип проекта – познавательно – исследовательский.
Участники проекта – воспитатели, дети, родители.
Сроки реализации – 6 месяцев (с февраля по август).
Ожидаемый результат:
Предполагается получить результаты в области экологического воспитания детей: воспитание эмоционального, бережного отношения к березе, как живому объекту мира природы, умение видеть красоту окружающего мира, формирование представлений о явлениях и закономерностях в природном мире; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.
Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.
Этап | Содержание работы | Срок | Ответственный |
1–организационно подготовительный | Подборка программно – методического обеспечения для реализации проекта: • стихи; • загадки; • пословицы и поговорки; • картины с изображением березы; • создание уголка экспериментальной деятельности для: -проведения наблюдений за развитием почек; - прорастанием корешков у веточки березы. Знакомство с веточками березы. | Февраль | Воспитатель Дети |
2 – практический | Выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта: • составление вопросника для детей на тему «Что мы знаем о березе?»; Формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы: • консультация для родителей по теме «Что такое Экологический проект?»; • анкетирование родителей по теме проекта. Реализация проекта через взаимодействие с родителями; активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми, в т. ч. проективно – игровую деятельность ребенка: • проведение цикла экологических занятий для детей «знакомство с деревом береза»; • экскурсии по участку для прогулок к березе; • заучивание стихотворений о березе; • занятия по рисованию «Белая береза»; • наблюдение в экспериментальном уголке за развитием почек и прорастанием корешков у веточки березы. | Февраль - март | Воспитатель Дети Родители |
3 - заключительный | Анализ достижения целей и полученных результатов: проведение анкетирования родителей на тему «Чему мы научились, участвуя в проекте «Веточки березы». Заключительная беседа с детьми: «Что мы узнали о березе?» | Март - август | Воспитатель Родители Дети |
Литература:
- Николаева, С. Н. Юный эколог: программа экологического воспитания в детском саду / С. Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 107 с.
- Николаева, С. Н. Юный эколог: система работы в младшей группе детского сада: для работы с детьми 2-4 лет / С. Н. Николаева. - Москва : Мозаика-Синтез, 2010. - 76 с.
- В.В.Гербова, А.И. Максакова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада». – М.: Просвещение, 1986 - 128 с.
- Н.Е. Веракс, Т.С. Комарова, М.А. Васильева ФГТ ДОУ «Комплексные занятия в первой младшей группе». – Волгоград.: Учитель, 2011г.
Приложение
«Беседа с детьми о веточке березы».
После открытого занятия, которое проводилось в феврале, для оформления заламы принесли веточки березы, которые после занятия поставили в воду. Обратив на это внимание, дети стали задавать вопросы: «Что это?», «А зачем веточки поставили в воду?», «Что с ними станет?», отвечая на вопросы детей, родилась мысль провести экологический мини – проект. Начиная нашу беседу, мы с детьми посмотрели в окно, где на нашем участке стоит дерево, которое называется береза, мы обратили внимание, что береза - это дерево. У березы ствол белого цвета с черными пятнышками.Около этого дерева лежали веточки, мы их взяли, и занесли в группу. Когда веточки принесли, они были холодные, так как на улице зима, дует ветер и лежит холодный снег. Все дети потрогали эти веточки, убедившись, что веточки холодные. Веточки немного полежали, согрелись, затем их поставили в воду и стали наблюдать, что с ними будет дальше.
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение детский сад «Аленушка»
Конспект – занятие «Наблюдение за почками на веточках»
Воспитатели:
Унагаева Л.М.
Волосатова В.Н.
п. Селенгинск
2012 г.
1. «Наблюдение за почками на веточках».
Цель:
- Рассмотреть веточки березы с почками.
- Рассказать, что растения живые: растут, пьют воду, им нужно тепло, и свет.
- Воспитывать интерес к березе.
Предварительная работа:
Беседа о веточках березы.
Ход занятия:
Воспитатель вносит медвежонка и говорит: «Ребята, уже пришла весна, на улице тает снег, и солнышко стало нас согревать своими теплыми лучиками. Весной просыпается медведь и выходит из своей берлоги. Вот и к нам сегодня в гости пришел мишка, чтобы побыть на нашем занятии. Когда он шел, по дороге, то нашел вазу с веточками, которые стояли в этой вазе, а рядом лежал рисунок дерева, на котором росли эти веточки. Давайте, мы рассмотрим этот рисунок». Дети рассматривают его. «Ребята, как называется это дерево?» (береза). «Какого цвета это дерево?» (белого, с черными пятнышками).«А теперь давайте рассмотрим веточки этого дерева». «Изменились ли наши веточки? Что на них появилось?». «Ребята, видите, на веточках появились небольшие бугорки, эти бугорки называются – почки, то есть «домики», в которых спят листочки. Листочки проснутся, высунут свои носики, чтобы проверить, растаял ли снег, не очень ли холодно, и светло на улице или нет. И если на улице тепло и солнышко светит ярко, то вылезут из почек. Ведь веточки живые, а всем живым растениям нужен свет тепло и вода. Давайте мы оставим наши веточки в воде, поставим на окно, поближе к свету (к солнышку) и посмотрим, что же дальше произойдет с этими веточками». Медвежонок предлагает детям поиграть в прятки. «Угадайте, за каким растением я спрячусь?» - Говорит он. («За веточками березы, за цветами» и т. д).
К рассматриванию веточек с почками возвращаются в последующие дни.
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение детский сад «Аленушка»
Конспект – занятие «Наблюдение за листочками березы»
Воспитатели:
Унагаева Л.М.
Волосатова В.Н.
п. Селенгинск
2012 г.
2. «Наблюдение за листочками березы»
Цель:
- Наблюдение за развитием и появлением листочков у веточек березы.
- Повторить, что, что растения живые: растут, пьют воду, им нужно тепло, и свет.
- Воспитывать интерес к объектам природы.
Ход занятия:
Воспитатель вносит уже знакомого детям медвежонка и говорит: «Ребята, к нам сегодня в гости опять пришел мишка. Он желает посмотреть на веточки, которые он нам приносил, ему интересно, что же с ними произошло. Веточки, какого дерева принес нам мишка? (береза). Какого цвета берёза? (Белого с черными пятнышками). Мишка очень рад, что вы теперь знаете дерево – береза. А давайте посмотрим, что же произошло с веточками березы ». Дети подходят и рассматривают веточки. «Что было на ветках, когда их принес нам мишка? (Бугорочки - почки).Что же теперь появилось на веточках? (листочки). Помните, на веточках были почки – домики, в которых жили листочки. Листочки высунули свои носики, проверили, что у нас в группе тепло, солнышко пригревает их своими лучиками, двери домика открылись и листочки вылезли из своих домиков. И теперь на месте где были почки, появились листочки. Ребята, а почему в группе на ветках появились листочки? (потому – что в группе тепло, светло, и веточки стоят в воде.)». А теперь, когда пришла весна, и на улице с каждым днем становится теплее, мы будем ходить на улицу, наблюдать за деревьями и веточками, и увидим, что же будет происходить с ними.
Мишка рад, что мы хорошо ухаживаете за веточками и надеется, что вы так же будете ухаживать за растениями, заботиться, беречь и не ломать их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по поликультурному воспитанию в первой младшей группе.
Проект по поликультурному воспитаниюв первой младшей группе. «Русские народные потешки». Актуальность проекта: В совре...
Проект по поликультурному воспитанию в первой младшей группе.
В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Резкий подъем национального самосознания, стремление к этнической и этнок...
Игровой проект "Все котятки мыли лапки" (Первая младшая группа)
Освоение детьми культурно-гигиенических навыков....
Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Увлекательное путешествие в волшебный город»
Главной целью данного проекта является создание основы самостоятельной игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста...
Экологический проект «Покормим птиц зимой» в первой младшей группе
Познакомить детей с зимующими птицами (синица, воробей, снегирь); Формировать доброе отношение к зимующим птицам, желание заботиться о них....
Перспективное планирование в образовательной области Познавательное развитие (Ознакомление с предметным окружением и явлениями общественной жизни. Формирование элементарных экологических представлений) Первая младшая группа
Перспективное планирование в области Познавательное развитие (Ознакомление с предметным окружением и явлениями общественной жизни.Формирование элементарных экологических представлений) Первая младшая ...
Экологический проект «Огород на окне» в первой младшей группе
Всем известно, как велика роль природы в воспитании детей дошкольного возраста. Именно поэтому важными разделами программы работы детского сада являются экологическое и трудовое воспитание. Дети учатс...