Проект "Веточки березы" по экологическому воспитанию детей первой младшей группы
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Унагаева Любовь Михайловна

проект по экологическому воспитанию детей в первой младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekteko_1_ml_unagaeva_volosatova.docx24.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение детский сад «Аленушка»

Проект

"Веточки березы"

по экологическому воспитанию

детей первой младшей группы

Автор проекта:

Унагаева Л.М.

Волосатова В.Н.

п. Селенгинск

2012 г

Введение

В современной системе образования все чаще используется интегрированный подход, при котором ребенок получает единое и комплексное обучение уже с детского сада и до окончания школы. Экологический проект в ДОУ являются одной из новейших практик, всесторонне развивающих личность ребенка. Во-первых, экологическое воспитание в детском саду невозможно без использования элементов игры, этот факт обусловлен особенностями психики детей данной возрастной группы. Во-вторых, каждый экологический проект в детском саду ребенок выполняет при активной помощи воспитателей и родителей, что способствует правильному формированию его социальной адаптивности. В-третьих, выполняя экологические проекты, дети получают возможность в полной мере и на практике понять основы устройства и функционирования природы и окружающего мира.

На протяжении многих лет детский сад «Аленушка» (в настоящее время Центр развития ребёнка), поселка Селенгинск,  работает по проблеме оздоровления и обеспечения экологической безопасности детей. Коллектив ДОУ стремится к созданию нового культурного образа дошкольного учреждения, ориентированного на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства.

Поэтому в своей работе с детьми мы остановились на выборе мини-проекта о березе – символе нашей родины с целью углубления естественнонаучных знаний детей о березе.

В основе нашей работы с детьми по данной теме лежит развитие познавательных навыков детей, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Проблема: Получить представление о веточках березы и о самой берёзе, о её роли в жизни человека (эстетической, оздоровительной и т. д.) Воспитание любви к природе, бережному отношению к ней.

Мотивация – После проведения открытого занятия остались веточки березы, которые были поставлены в воду. Дети обратили на это внимание и вместе с воспитателем стали наблюдать,  что произойдет с этими веточками.

Цели проекта:

Формирование  экологической воспитанности  детей младшего дошкольного возраста

Сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности:

Познавательную;

Ценностно-ориентированную;

Коммуникативную.

Задачи:

1. Воспитывать интерес детей к объектам природы.

2. Познакомить детей с  веточками березы, в дальнейшем с самой березой. С их  особенностями и отличиями от других деревьев.

3. Развивать у детей экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней.

4.  Способствовать накоплению детьми эмоционально – позитивного опыта общения с природой

5. Сформировать представление о  жизни растения как живого существа (оно растет, развивается, может быть здоровым, больным…)

6. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки.

7.  Вызвать у детей интерес к конкретному объекту - дереву; вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о нём.

Тип проекта – познавательно – исследовательский.

Участники проекта – воспитатели, дети, родители.

Сроки реализации – 6 месяцев (с февраля по август).

        Ожидаемый результат:

   Предполагается получить результаты в области экологического воспитания детей: воспитание эмоционального, бережного отношения к березе, как живому объекту мира природы, умение видеть красоту окружающего мира, формирование представлений о явлениях и закономерностях в природном мире; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.

   Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.

Этап

Содержание работы

Срок

Ответственный

1–организационно подготовительный

Подборка программно – методического обеспечения для реализации проекта:

• стихи;

• загадки;

• пословицы и поговорки;

• картины с изображением березы;

• создание уголка экспериментальной деятельности для:

-проведения наблюдений за развитием почек;

- прорастанием корешков у веточки березы.

Знакомство с веточками березы.

Февраль

Воспитатель Дети

2 – практический

Выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта:

• составление вопросника для детей на тему «Что мы знаем о березе?»;

Формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы:

• консультация для родителей по теме «Что такое Экологический проект?»;

•        анкетирование родителей по теме проекта.

Реализация проекта через взаимодействие с  родителями; активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми, в т. ч. проективно – игровую деятельность ребенка:

• проведение цикла экологических занятий для детей «знакомство с деревом береза»;

•        экскурсии  по участку для прогулок к березе;

•        заучивание стихотворений о березе;

•        занятия по рисованию «Белая береза»;

•        наблюдение в экспериментальном уголке за развитием почек и прорастанием корешков у веточки березы.

Февраль - март

Воспитатель

Дети

Родители

3 - заключительный

Анализ достижения целей и полученных результатов:

проведение анкетирования родителей на тему «Чему мы научились, участвуя в проекте «Веточки березы». Заключительная беседа с детьми: «Что мы узнали о березе?»

Март - август

Воспитатель

Родители

Дети

Литература:

  1. Николаева, С. Н. Юный эколог: программа экологического воспитания в детском саду / С. Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 107 с.
  2. Николаева, С. Н. Юный эколог: система работы в младшей группе детского сада: для работы с детьми 2-4 лет / С. Н. Николаева. - Москва : Мозаика-Синтез, 2010. - 76 с.
  3. В.В.Гербова, А.И. Максакова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада». – М.: Просвещение, 1986 -  128 с.
  4. Н.Е. Веракс, Т.С. Комарова, М.А. Васильева ФГТ ДОУ «Комплексные занятия в первой младшей группе». – Волгоград.: Учитель, 2011г.

Приложение

«Беседа с детьми о веточке березы».

После открытого занятия, которое проводилось в феврале, для оформления заламы принесли веточки березы, которые после занятия поставили в воду. Обратив на это внимание, дети стали задавать вопросы: «Что это?», «А зачем веточки поставили в воду?», «Что с ними станет?», отвечая на вопросы детей, родилась мысль провести экологический  мини – проект. Начиная нашу беседу, мы с детьми посмотрели в окно, где на  нашем участке стоит дерево, которое называется береза, мы обратили  внимание,  что береза - это дерево. У березы  ствол белого цвета с черными пятнышками.Около этого дерева лежали веточки, мы их взяли, и  занесли в группу.  Когда веточки принесли, они были холодные, так как на улице зима, дует ветер и лежит холодный снег.  Все дети потрогали эти веточки, убедившись, что веточки холодные. Веточки немного полежали, согрелись, затем их поставили в воду и стали наблюдать, что с ними будет дальше.

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение детский сад «Аленушка»

Конспект – занятие «Наблюдение за почками на веточках»

Воспитатели:

Унагаева Л.М.

Волосатова В.Н.

п. Селенгинск

2012 г.

1. «Наблюдение за почками на веточках».

Цель:

  1. Рассмотреть веточки березы с почками.
  2. Рассказать, что растения живые: растут, пьют воду, им нужно тепло, и свет.
  3.  Воспитывать интерес к березе.

Предварительная работа:

Беседа о веточках березы.

Ход занятия:

Воспитатель вносит медвежонка и говорит: «Ребята, уже пришла весна, на улице тает снег, и  солнышко стало нас согревать своими теплыми лучиками.  Весной просыпается медведь  и выходит из своей берлоги.  Вот и к нам сегодня в гости  пришел мишка, чтобы побыть на нашем занятии.  Когда он шел, по дороге, то  нашел вазу с веточками, которые стояли в этой вазе, а рядом лежал рисунок дерева, на котором росли эти веточки. Давайте,  мы рассмотрим этот рисунок». Дети  рассматривают его. «Ребята, как называется это дерево?» (береза). «Какого цвета это дерево?» (белого, с черными пятнышками).«А теперь давайте рассмотрим веточки этого дерева». «Изменились ли наши веточки? Что на них появилось?». «Ребята, видите, на веточках появились небольшие бугорки, эти бугорки называются – почки, то есть «домики», в которых спят листочки. Листочки проснутся, высунут свои носики, чтобы проверить, растаял ли снег, не очень ли холодно, и светло на улице или нет. И если на улице тепло и солнышко светит ярко, то  вылезут из почек.  Ведь веточки живые, а всем живым растениям нужен свет тепло и вода. Давайте мы оставим наши веточки в воде, поставим на окно, поближе к свету (к солнышку) и посмотрим, что же дальше произойдет с этими веточками».  Медвежонок предлагает детям поиграть в прятки.  «Угадайте,  за каким растением я спрячусь?»  -  Говорит он. («За веточками березы, за цветами» и т. д).

 К рассматриванию веточек с почками возвращаются в последующие дни.

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение детский сад «Аленушка»

Конспект – занятие «Наблюдение за листочками березы»

Воспитатели:

Унагаева Л.М.

Волосатова В.Н.

п. Селенгинск

2012 г.

2. «Наблюдение за листочками березы»

Цель:

  1. Наблюдение за развитием и появлением листочков у веточек березы.
  2. Повторить, что, что растения живые: растут, пьют воду, им нужно тепло, и свет.
  3. Воспитывать интерес к объектам природы.

Ход занятия:

Воспитатель вносит уже знакомого детям медвежонка и говорит: «Ребята, к нам сегодня в гости опять пришел мишка. Он желает посмотреть на веточки, которые он нам приносил, ему интересно, что же с ними произошло. Веточки, какого дерева принес нам мишка? (береза). Какого цвета берёза? (Белого с черными  пятнышками). Мишка очень рад, что вы теперь знаете дерево – береза. А давайте посмотрим, что же произошло с веточками березы ».  Дети подходят и рассматривают веточки.  «Что было на ветках, когда их принес нам мишка? (Бугорочки - почки).Что же  теперь появилось на веточках? (листочки).  Помните, на веточках были почки  – домики, в которых жили листочки. Листочки высунули свои носики, проверили, что у нас в группе тепло, солнышко пригревает их своими лучиками, двери домика открылись и листочки  вылезли из своих домиков. И теперь на месте где были почки, появились листочки. Ребята, а почему в группе на ветках появились листочки? (потому – что в группе тепло, светло, и веточки стоят в воде.)». А теперь, когда пришла весна, и на улице с каждым днем становится теплее, мы будем ходить на улицу, наблюдать за деревьями  и веточками, и увидим,  что же будет происходить с ними.

Мишка рад, что мы хорошо ухаживаете за веточками и надеется, что вы так же будете ухаживать за растениями, заботиться, беречь и не ломать их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по поликультурному воспитанию в первой младшей группе.

Проект  по поликультурному воспитаниюв первой младшей группе. «Русские народные потешки». Актуальность проекта:            В совре...

Проект по поликультурному воспитанию в первой младшей группе.

В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Резкий подъем национального самосознания, стремление к этнической и этнок...

Игровой проект "Все котятки мыли лапки" (Первая младшая группа)

Освоение детьми культурно-гигиенических навыков....

Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Увлекательное путешествие в волшебный город»

Главной целью данного проекта является создание основы самостоятельной игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста...

Экологический проект «Покормим птиц зимой» в первой младшей группе

Познакомить детей с зимующими птицами (синица, воробей, снегирь); Формировать доброе отношение к зимующим птицам, желание заботиться о них....

Перспективное планирование в образовательной области Познавательное развитие (Ознакомление с предметным окружением и явлениями общественной жизни. Формирование элементарных экологических представлений) Первая младшая группа

Перспективное планирование в области Познавательное развитие (Ознакомление с предметным окружением и явлениями общественной жизни.Формирование элементарных экологических представлений) Первая младшая ...

Экологический проект «Огород на окне» в первой младшей группе

Всем известно, как велика роль природы в воспитании детей дошкольного возраста. Именно поэтому важными разделами программы работы детского сада являются экологическое и трудовое воспитание. Дети учатс...