Проект "Наши пернатые друзья"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Проектом предусмотрено изучение многообразия зимующих и перелетных птиц нашего края. Познакомить с многообразием птиц нашей местности; развивать умение детей различать зимующих и перелетных птиц по голосам, внешнему виду и по следам; формировать умения детей наблюдать, действовать самостоятельно и вести дневник наблюдений; приобщать детей к полезной деятельности: помогать зимующим птицам, вывешивая скворечники и кормушки; развивать творческую деятельность у воспитанников, умение отражать в своих работах впечатления о пернатых друзьях; учить наблюдать за сезонными изменениями в природе и подвести к пониманию того, что часть птиц улетает в теплые края, а часть остается.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_nashi_pernatye_druzya.doc284 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

Тема: «НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ»

Воспитатель:

Рямова Надежда Николаевна

(Старшая группа)

c. Туринская Слобода

Содержание:

Пояснительная записка___________________________________________

Актуальность____________________________________________________

Цель____________________________________________________________

Задачи__________________________________________________________

Вид проекта______________________________________________________

Участники проекта______________________________________________

Сроки реализации_______________________________________________

Объект исследования____________________________________________

Планируемые результаты работы___________________________________

Продукт проекта_________________________________________________

Основные принципы______________________________________________

Система и содержание проектной деятельности______________________

Формы и методы работы в семье по закреплению знаний о птицах_____

Работа  с семьёй___________________________________________________

Наблюдение за птицами на прогулке________________________________

Экологические минутки___________________________________________

Перспективно-календарное  планирование __________________________

Заключительный этап проекта_____________________________________

Диагностика______________________________________________________

Сравнительная характеристика результатов работы с детьми старшей группы по Проекту «Наши пернатые друзья»___________________________

Список литературы________________________________________________

Приложения______________________________________________________

Загадки__________________________________________________________

Вопросы__________________________________________________________

Анкета для родителей______________________________________________

Народные приметы и пословицы___________________________________

Дидактические   и подвижные игры________________________________

Художественная литература о птицах_______________________________

Конспекты занятий________________________________________________

Раскраски________________________________________________________

А знаете ли Вы что…?_____________________________________________

Пояснительная записка.

Актуальность:

Птицы – прекрасные создания, радующие наш взор и слух. Это наиболее многочисленный класс наземных позвоночных животных, объединяющий около 8600 ныне живущих видов, разделенных на 40 отрядов. Пернатые радуют нас красотой оперения, завораживают дивным пением и уничтожают вредных, с точки зрения человека, насекомых и мышевидных грызунов.

Специальными исследованиями подсчитано, что птицы спасают для человечества около 30% урожая. Птицы "сеют лес", разнося семена на значительные расстояния, некоторые опыляют растения. Невозможно себе представить мир без птиц, мы так привыкли к ним, что порой не замечаем, но они рядом и нуждаются в охране. Многие из пернатых занесены в Красную книгу, а это значит, что их осталось мало или они находятся на грани исчезновения. Все птицы – теплокровные животные. Температура их тела постоянна и довольно высока. Для ее поддержания расходуется большое количество энергии, поэтому птицы за день съедают огромное количество пищи, порой превышающее их вес. И большую часть дня птицы заняты поиском еды. Птицы отличаются сложным и разнообразным поведением. Они строят гнезда, выкармливают и охраняют потомство, совершают дальние перелеты. Свои эмоции птицы выражают пением, подчас необыкновенно чарующим. У них есть память и способность к звукоподражанию. Скворцы, галки могут воспроизводить человеческую речь.

Исходя из этого, я решила уточнить и углубить знания детей о птицах нашей местности и дать детям неразрозненные  представления, а цельный и глубокий взгляд на «кусочек» природы,  в котором все взаимосвязано.

Цель:  Изучить многообразие зимующих и перелетных птиц нашего края.

Задачи:

  • Знакомить с многообразием птиц нашей местности;
  •  Развивать умение детей различать зимующих и перелетных птиц по голосам, внешнему виду и по следам;
  • Формировать умения детей наблюдать, действовать самостоятельно и вести дневник наблюдений;
  • Приобщать детей к полезной деятельности: помогать зимующим птицам, вывешивая скворечники и кормушки;
  • Развивать творческую деятельность у воспитанников, умение отражать в своих работах впечатления о пернатых друзьях;
  • Учить наблюдать за сезонными изменениями в природе и подвести к пониманию того, что часть птиц улетает в теплые края, а часть остается;

Вид проекта:

  • экологический,
  • творческо-информационный.

 Участники проекта:

  • Дети старшего дошкольного возраста детского сада № 4 «Родничок»;
  • Родители детей, посещающих старшую группу;
  • Воспитатели группы, узкие специалисты ДОУ (музыкальный руководитель, специалист по изодеятельности и др.)

Сроки реализации проекта: долгосрочный 2009-2010 г.г.

Объект исследования: птицы.

Планируемые  результаты работы над проектом:

  • Дети узнают зимующих и перелетных птиц по внешнему виду;
  •  Формулируют вопросы, отражающие особенности внешнего вида или образа жизни птиц;
  • С желанием участвуют в праздниках, развлечениях, викторинах по данной теме;
  • Активность родителей в осуществлении проектной деятельности;
  • Проявляют заботу о птицах;
  • Проявляют активность, творчество, исследовательский интерес;
  • С увлечением смотрят телепередачи о птицах, фильмы, читают художественную литературу.

Продукты проекта:

  • Фотоальбом, отражающий мероприятия проекта;
  • Поделки из бросового материала, рисунки детей, оригами и др. творческие работы;
  • Презентации о перелетных и зимующих птицах;
  • Методические разработки, конспекты занятий, викторин, праздников, развлечений, картотека наблюдений и экологических минуток;
  •  И многое другое.

Основные принципы проекта:

  • Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на экологическое воспитание, научно-обоснованными методиками, технологиями.
  • Принцип активности и  сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых эффективных форм методов и целенаправленной деятельности в по экологическому воспитанию.
  • Принцип комплектности и интегративности – решение экологических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видах деятельности.
  • Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учёт разноуровневого  развития по экологическому воспитанию.
  • Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития.

 Система и содержание проектной деятельности.

Организационное:

  • Организация экологической среды.
  • Составление планов, занятий, картотеку экологических минуток и наблюдений.
  • Изучение передового педагогического опыта по экологическому воспитанию, отбор и внедрение эффективных методик.
  • Систематическое повышение квалификации.

Формы и методы работы в семье по закреплению знаний о птицах


Работа с семьёй.


Наблюдения за птицами на прогулке.

   

Наблюдения

Игровая деятельность

Дидактические игры

Подвижные игры,

игры-забавы

сентябрь

Наблюдения:

  • Отлетом насекомоядных птиц;
  • Вороной;

«Найди себе пару»;

«Что лишнее?»;

« Не ошибись»; «Третий лишний»;

«Да или Нет».

«Летает- налетает»;

«Совушка»;

«Меняемся местами»;

«Найди себе пару»;

« Гуси-лебеди»;

«Голубь»;

«Лягушки и цапля»;

«Пчелки и ласточки»

октябрь

Наблюдения:

  • За повадками птиц;
  • Стаями птиц;
  • Отлетом птиц;

«Игра загадки»;

«Кто больше вспомнит»;

«Найдите что опишу»;

«Назови птицу с нужным звуком»;

«Что это за птица»

« Гуси-лебеди»;

«Беги к названной птице»;

«Лягушки и цапля»;

«Что изменилось»;

«Узнай по голосу»;

ноябрь

Наблюдения:

  • За птицами, находящимися вблизи жилья человека;
  • За воробьями;
  • Воронами;
  • За птицами у кормушек;
  • За голубями;
  • За снегирями;

«Третий лишний»;

«Ищи»;

«Летает - налетает»;

«Назови птицу с нужным звуком»;

«Что это за птица»;

«Отгадай-ка»;

«Придумай сам»;

«Птицы»;

«Не зевай» (птицы)

« Гуси-лебеди»;

«Совушка»;

«Лиса в курятнике»;

«Стайки»;

«Охотник и птицы»

декабрь

Наблюдения:

  • За повадками зимующих птиц у кормушек;
  • За зимующими птицами;

«Закончи предложение»;

«Назови птиц с нужным звуком»;

«Кто больше знает»;

«Кто летает»;

«Что это за птица»;

«Третий лишний»;

«Ванюша и лебеди»;

«Кто быстрее»;

«Бабочки, лягушки и цапли»;

«Совушка»;

«Лиса в курятнике»;

январь

Наблюдения:

  • За поведением птиц;

«Охотник»;

Игра в загадки;

«Что это за птица»;

«Кому что нужно?»;

«Лиса в курятнике»;

«Замри»;

«Кот на крыше»;

« Гуси-лебеди»;

«Успей поймать»;

февраль

Наблюдения:

  • За повадками зимующих птиц у кормушек;
  • Воронами;
  • Передвижением птиц;
  • Синицей;
  • Галками и воронами;
  • Снегирями;

«Кому что нужно?»;

«Кто больше знает»;

«Что это за птица»;

«Летает - налетает»;

«Что не верно?»;

«Кто быстрее»;

«Совушка»;

«Лиса в курятнике»;

«Стайка»;

«Ванюша и лебеди»;

«Скок перескок»;

«Лисички и курочки»;

март

Наблюдения:

  • Воронами;
  • Повадками птиц;

«Кто же Я?»;

«Охотник»;

«Что это за птица»;

«Кому что нужно?»;

«Третий лишний»;

«Отгадай что за птица?»;

«Пчелки и ласточки»;

«Птички и кошка»;

« Гуси-лебеди»;

«Совушка»;

«Найди себе пару»;

«Узнай по голосу»;

«Что изменилось?»

апрель

Наблюдения:

  • Воробьями ;
  • Полетом птиц;
  • Поведением птиц;

«Да и нет»;

«Летает не летает»;

Ирга в загадки;

«Хлопки»;

«Найди себе пару»;

«Отгадай что за птица?»;

«Голубь»;

«Лягушки и цапля»;

«Сова»;

«Воробушки и кот»;

май

Наблюдения:

  • Птицами;
  • Прилетом птиц;
  • Слушание пения птиц;

«Загадай мы отгадаем»;

«Кому что нужно?»;

«Что будет если…?;

«Летает не летает»;

«Что это за птица?»;

«Лягушки и цапля»;

«Кто Васька»;

«Ванюша и лебеди»;

Экологические минутки

Все о птицах


Перспективно-календарное планирование

Тема занятия

Цель

Приёмы

Литература

сентябрь

Беседа о птицах

Выявить знания детей о перелетных и зимующих птицах нашего края. Воспитывать желание узнать больше нового о них.

-Чтение отрывков из художественной литературы, загадок, пословиц о птицах;

- показ иллюстраций;

- вопросы.

Художественная литература Пришвин, Бианки и др.

октябрь

«Перелет птиц»

Учить детей доброте, бережному отношению к природе; воспитывать бережное отношение к птицам; знакомить с особенностями их жизни; помочь испытать радость от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц от гибели.

Беседа о зимующих и перелетных птицах;

Пальчиковая игра «Полет птиц»;

Чтение стихотворений и рассказов по теме;

Итог.

Л.Г. Горькова «Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников» стр. 57

ноябрь

Беседа о зимующих и перелетных птицах

Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище. Углублять представления о причинах отлета птиц ( исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли). Воспитывать любовь к птицам желание помогать им в зимних условиях.

Вопросы;

Дидактическая игра «Что за птица?» (опыт с водой)

Итог.

Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» стр. 64

декабрь

Жизнь птиц зимой

Уточнить представления детей о жизни зимующих птиц, сформировать желание помогать им. Совершенствовать грамматический строй речи, развивать мышление, совершенствовать навыки чтения; воспитывать доброе отношение к природе.

Вводная беседа;

Чтение отрывка из рассказа К.Д.Ушинского «Проказы старухи Зимы»

Дидактическая игра «Поломанные слова»

Беседа о зимующих птицах

Игра «Кого чем угостим?»

Итог.

Л.Г. Горькова «Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников» стр. 84

январь

Дидактическая игра «Птичья столовая»

Учить детей доброте приучать их заботиться о птицах, дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой. Испытывать радость от сознания того, что помогают птицам зимой.

Чтение стихотворения «О чем поют воробушки»

Беседа

Игра «Прилетели птицы»

Составление письма снегирю

Ответ снегиря  

Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» стр. 76

февраль

Птицы в лесу

Закрепить знания детей о конкретных видах лесных птиц, учить называть и узнавать их. Выяснить чем питаются, как приспособлены  к изменениям условий природы. Формировать представления о том, что зима – очень трудный период для птиц: мало корма, нет насекомых, холодно, короткий день. Воспитывать сочувствие доброжелательное отношение к птицам.

Приход Бабы-Яги

Беседа с Бабой-Ягой

Рассказы детей о зимующих птицах

Физ. минутка «Лебеди»

Путешествие на лесную опушку

Итог

С.Н. Николаева «Комплексные занятия по экологии» стр.20

март

Встреча зимующих птиц с перелетными

Обобщить знания детей о зимующих и перелетных птицах, выявить экологические знания детей: правила поведения в лесу, создать эмоциональный настрой детей, воплощать знания и собственные переживания детей в ручном труде-оригами; воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе.

Вводная беседа – инсценировка;

Загадки

Оригами

Итог.

Л.Г. Горькова «Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников» стр. 179

апрель

Птицы нашего края

Развивать интерес и любовь детей к природе; формировать реалистическое представление о птицах, о дятле; расширить знание детей об особенностях внешнего вида, повадках птицы, приспособление ее к среде обитания; обогащение словарного запаса; активизировать внимание и память; учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Вводная беседа

Загадки

Рассказ воспитателя о дятле

Итог

Л.Г. Горькова «Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников» стр. 211

май

Игра –викторина «Наши пернатые друзья»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, умение узнавать и называть их. Научить детей формулировать вопросы, отражающие особенности внешнего вида или образа жизни птиц. Определять по голосу птицу. Знать пословицы о птицах. Воспитывать доброжелательное  отношение к птицам.

Песня о птицах

Вопросы для отборочного тура

Разминка «Знаешь ли ты птиц?»

Вопросы и ответы

Игра «Узнай по голосу»

Отгадай загадку

Кто больше назовет пословиц

Итог

Н.Н. Рямова Конспект игры-викторины  «Наши пернатые друзья»


Заключительный этап проекта:  Игра-викторина  «Наши пернатые друзья»

Участники – дети и родители

В ходе заключительного мероприятия дети вместе с родителями  проявили свои знания  по теме проекта, в ходе викторины отметили, что:

  • большое разнообразие зимующих и перелетных птиц, обитает на исследуемой территории (воробьи, синицы, дятлы, сороки, вороны, голуби, галки, свиристели и др.);
  • численность популяций зимующих птиц в зимнее время сокращается из-за недостатка корма и низких температур;
  • подкормка птиц в зимнее время имеет большое значение для поддержания численности их популяций. Это подтверждают наблюдения за поведением птиц и их анализ;
  • основным кормом для зимующих птиц являются семена сорных растений, пшеницы, проса, подсолнечника, крошки хлеба, кусочки несоленого сала;
  • некоторые виды птиц зимой приближаются к жилью человека в поисках пищи;
  • кормушки различных конструкций целесообразнее развешивать в хорошо доступных местах для пополнения их кормом.

Диагностика

        Использовались методы опроса, тестов, вопросы, загадки, иллюстрации, дидактические и словесные игры, звукозаписи голов птиц. Диагностика проводилась вначале года, в середине и в конце года на итоговых мероприятиях и в индивидуальном, групповом общении с детьми.

Сравнительная характеристика результатов работы с детьми старшей группы

по Проекту «Наши пернатые друзья»

Литература

 по экологическому воспитанию.

  1. Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» Воронеж 2006г.
  2. М.Г. Борисенко «Перелетные и зимующие птицы» Санкт- Петербург 2005г.
  3. Л.Г. Горькова «Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников» Москва 2005г.
  4. О.В. Мариничева  «Учим детей наблюдать и рассказывать» Ярославль 2002г.
  5. С.Н. Николаева «Комплексные занятия по экологии» Москва 2005г.
  6. Т. И. Кандала  «Развернутое перспективное планирование по программе       М. А. Васильевой» Волгоград  2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пернатые друзья"

Тема: «Пернатые друзья»Направление: «Познавательно-речевое развитие»Образовательные области: познание (формирование целостной картины мира – ознакомление с природой), музыка, художественное творчество...

Интегрированное занятие "Пернатые друзья"

Закрепление представления детей о птицах. Воспитание бережного отношения к природе....

Сценарий совместной деятельности "Как живут наши пернатые друзья"

Сценарий  разработан с учетом федеральных государственных требований к организации взаимодействия взрослого и детей в  совместной деятельности....

Положение о смотре-конкурсе "Помоги пернатым друзьям"

Положение о смотре-конкурсе на лучшую кормушку для птиц "Помоги пернатым друзьям", в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников...

Консультация для родителей Пернатые друзья «Птицы — наши друзья».

О том, что птицы- друзья и помощники человека, мы знаем уже давно....