Проект "Наши пернатые друзья"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Проектом предусмотрено изучение многообразия зимующих и перелетных птиц нашего края. Познакомить с многообразием птиц нашей местности; развивать умение детей различать зимующих и перелетных птиц по голосам, внешнему виду и по следам; формировать умения детей наблюдать, действовать самостоятельно и вести дневник наблюдений; приобщать детей к полезной деятельности: помогать зимующим птицам, вывешивая скворечники и кормушки; развивать творческую деятельность у воспитанников, умение отражать в своих работах впечатления о пернатых друзьях; учить наблюдать за сезонными изменениями в природе и подвести к пониманию того, что часть птиц улетает в теплые края, а часть остается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nashi_pernatye_druzya.doc | 284 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
Тема: «НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ»
Воспитатель:
Рямова Надежда Николаевна
(Старшая группа)
c. Туринская Слобода
Содержание:
Пояснительная записка___________________________________________
Актуальность____________________________________________________
Цель____________________________________________________________
Задачи__________________________________________________________
Вид проекта______________________________________________________
Участники проекта______________________________________________
Сроки реализации_______________________________________________
Объект исследования____________________________________________
Планируемые результаты работы___________________________________
Продукт проекта_________________________________________________
Основные принципы______________________________________________
Система и содержание проектной деятельности______________________
Формы и методы работы в семье по закреплению знаний о птицах_____
Работа с семьёй___________________________________________________
Наблюдение за птицами на прогулке________________________________
Экологические минутки___________________________________________
Перспективно-календарное планирование __________________________
Заключительный этап проекта_____________________________________
Диагностика______________________________________________________
Сравнительная характеристика результатов работы с детьми старшей группы по Проекту «Наши пернатые друзья»___________________________
Список литературы________________________________________________
Приложения______________________________________________________
Загадки__________________________________________________________
Вопросы__________________________________________________________
Анкета для родителей______________________________________________
Народные приметы и пословицы___________________________________
Дидактические и подвижные игры________________________________
Художественная литература о птицах_______________________________
Конспекты занятий________________________________________________
Раскраски________________________________________________________
А знаете ли Вы что…?_____________________________________________
Пояснительная записка.
Актуальность:
Птицы – прекрасные создания, радующие наш взор и слух. Это наиболее многочисленный класс наземных позвоночных животных, объединяющий около 8600 ныне живущих видов, разделенных на 40 отрядов. Пернатые радуют нас красотой оперения, завораживают дивным пением и уничтожают вредных, с точки зрения человека, насекомых и мышевидных грызунов.
Специальными исследованиями подсчитано, что птицы спасают для человечества около 30% урожая. Птицы "сеют лес", разнося семена на значительные расстояния, некоторые опыляют растения. Невозможно себе представить мир без птиц, мы так привыкли к ним, что порой не замечаем, но они рядом и нуждаются в охране. Многие из пернатых занесены в Красную книгу, а это значит, что их осталось мало или они находятся на грани исчезновения. Все птицы – теплокровные животные. Температура их тела постоянна и довольно высока. Для ее поддержания расходуется большое количество энергии, поэтому птицы за день съедают огромное количество пищи, порой превышающее их вес. И большую часть дня птицы заняты поиском еды. Птицы отличаются сложным и разнообразным поведением. Они строят гнезда, выкармливают и охраняют потомство, совершают дальние перелеты. Свои эмоции птицы выражают пением, подчас необыкновенно чарующим. У них есть память и способность к звукоподражанию. Скворцы, галки могут воспроизводить человеческую речь.
Исходя из этого, я решила уточнить и углубить знания детей о птицах нашей местности и дать детям неразрозненные представления, а цельный и глубокий взгляд на «кусочек» природы, в котором все взаимосвязано.
Цель: Изучить многообразие зимующих и перелетных птиц нашего края.
Задачи:
- Знакомить с многообразием птиц нашей местности;
- Развивать умение детей различать зимующих и перелетных птиц по голосам, внешнему виду и по следам;
- Формировать умения детей наблюдать, действовать самостоятельно и вести дневник наблюдений;
- Приобщать детей к полезной деятельности: помогать зимующим птицам, вывешивая скворечники и кормушки;
- Развивать творческую деятельность у воспитанников, умение отражать в своих работах впечатления о пернатых друзьях;
- Учить наблюдать за сезонными изменениями в природе и подвести к пониманию того, что часть птиц улетает в теплые края, а часть остается;
Вид проекта:
- экологический,
- творческо-информационный.
Участники проекта:
- Дети старшего дошкольного возраста детского сада № 4 «Родничок»;
- Родители детей, посещающих старшую группу;
- Воспитатели группы, узкие специалисты ДОУ (музыкальный руководитель, специалист по изодеятельности и др.)
Сроки реализации проекта: долгосрочный 2009-2010 г.г.
Объект исследования: птицы.
Планируемые результаты работы над проектом:
- Дети узнают зимующих и перелетных птиц по внешнему виду;
- Формулируют вопросы, отражающие особенности внешнего вида или образа жизни птиц;
- С желанием участвуют в праздниках, развлечениях, викторинах по данной теме;
- Активность родителей в осуществлении проектной деятельности;
- Проявляют заботу о птицах;
- Проявляют активность, творчество, исследовательский интерес;
- С увлечением смотрят телепередачи о птицах, фильмы, читают художественную литературу.
Продукты проекта:
- Фотоальбом, отражающий мероприятия проекта;
- Поделки из бросового материала, рисунки детей, оригами и др. творческие работы;
- Презентации о перелетных и зимующих птицах;
- Методические разработки, конспекты занятий, викторин, праздников, развлечений, картотека наблюдений и экологических минуток;
- И многое другое.
Основные принципы проекта:
- Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на экологическое воспитание, научно-обоснованными методиками, технологиями.
- Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых эффективных форм методов и целенаправленной деятельности в по экологическому воспитанию.
- Принцип комплектности и интегративности – решение экологических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видах деятельности.
- Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учёт разноуровневого развития по экологическому воспитанию.
- Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития.
Система и содержание проектной деятельности.
Организационное:
- Организация экологической среды.
- Составление планов, занятий, картотеку экологических минуток и наблюдений.
- Изучение передового педагогического опыта по экологическому воспитанию, отбор и внедрение эффективных методик.
- Систематическое повышение квалификации.
Формы и методы работы в семье по закреплению знаний о птицах
Работа с семьёй.
Наблюдения за птицами на прогулке.
| Наблюдения | Игровая деятельность | |
Дидактические игры | Подвижные игры, игры-забавы | ||
сентябрь | Наблюдения:
| «Найди себе пару»; «Что лишнее?»; « Не ошибись»; «Третий лишний»; «Да или Нет». | «Летает- налетает»; «Совушка»; «Меняемся местами»; «Найди себе пару»; « Гуси-лебеди»; «Голубь»; «Лягушки и цапля»; «Пчелки и ласточки» |
октябрь | Наблюдения:
| «Игра загадки»; «Кто больше вспомнит»; «Найдите что опишу»; «Назови птицу с нужным звуком»; «Что это за птица» | « Гуси-лебеди»; «Беги к названной птице»; «Лягушки и цапля»; «Что изменилось»; «Узнай по голосу»; |
ноябрь | Наблюдения:
| «Третий лишний»; «Ищи»; «Летает - налетает»; «Назови птицу с нужным звуком»; «Что это за птица»; «Отгадай-ка»; «Придумай сам»; «Птицы»; «Не зевай» (птицы) | « Гуси-лебеди»; «Совушка»; «Лиса в курятнике»; «Стайки»; «Охотник и птицы» |
декабрь | Наблюдения:
| «Закончи предложение»; «Назови птиц с нужным звуком»; «Кто больше знает»; «Кто летает»; «Что это за птица»; «Третий лишний»; | «Ванюша и лебеди»; «Кто быстрее»; «Бабочки, лягушки и цапли»; «Совушка»; «Лиса в курятнике»; |
январь | Наблюдения:
| «Охотник»; Игра в загадки; «Что это за птица»; «Кому что нужно?»; | «Лиса в курятнике»; «Замри»; «Кот на крыше»; « Гуси-лебеди»; «Успей поймать»; |
февраль | Наблюдения:
| «Кому что нужно?»; «Кто больше знает»; «Что это за птица»; «Летает - налетает»; «Что не верно?»; | «Кто быстрее»; «Совушка»; «Лиса в курятнике»; «Стайка»; «Ванюша и лебеди»; «Скок перескок»; «Лисички и курочки»; |
март | Наблюдения:
| «Кто же Я?»; «Охотник»; «Что это за птица»; «Кому что нужно?»; «Третий лишний»; «Отгадай что за птица?»; | «Пчелки и ласточки»; «Птички и кошка»; « Гуси-лебеди»; «Совушка»; «Найди себе пару»; «Узнай по голосу»; «Что изменилось?» |
апрель | Наблюдения:
| «Да и нет»; «Летает не летает»; Ирга в загадки; «Хлопки»; «Найди себе пару»; «Отгадай что за птица?»; | «Голубь»; «Лягушки и цапля»; «Сова»; «Воробушки и кот»; |
май | Наблюдения:
| «Загадай мы отгадаем»; «Кому что нужно?»; «Что будет если…?; «Летает не летает»; «Что это за птица?»; | «Лягушки и цапля»; «Кто Васька»; «Ванюша и лебеди»; |
Экологические минутки
Все о птицах
Перспективно-календарное планирование
Тема занятия | Цель | Приёмы | Литература | |
сентябрь | Беседа о птицах | Выявить знания детей о перелетных и зимующих птицах нашего края. Воспитывать желание узнать больше нового о них. | -Чтение отрывков из художественной литературы, загадок, пословиц о птицах; - показ иллюстраций; - вопросы. | Художественная литература Пришвин, Бианки и др. |
октябрь | «Перелет птиц» | Учить детей доброте, бережному отношению к природе; воспитывать бережное отношение к птицам; знакомить с особенностями их жизни; помочь испытать радость от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц от гибели. | Беседа о зимующих и перелетных птицах; Пальчиковая игра «Полет птиц»; Чтение стихотворений и рассказов по теме; Итог. | Л.Г. Горькова «Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников» стр. 57 |
ноябрь | Беседа о зимующих и перелетных птицах | Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище. Углублять представления о причинах отлета птиц ( исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли). Воспитывать любовь к птицам желание помогать им в зимних условиях. | Вопросы; Дидактическая игра «Что за птица?» (опыт с водой) Итог. | Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» стр. 64 |
декабрь | Жизнь птиц зимой | Уточнить представления детей о жизни зимующих птиц, сформировать желание помогать им. Совершенствовать грамматический строй речи, развивать мышление, совершенствовать навыки чтения; воспитывать доброе отношение к природе. | Вводная беседа; Чтение отрывка из рассказа К.Д.Ушинского «Проказы старухи Зимы» Дидактическая игра «Поломанные слова» Беседа о зимующих птицах Игра «Кого чем угостим?» Итог. | Л.Г. Горькова «Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников» стр. 84 |
январь | Дидактическая игра «Птичья столовая» | Учить детей доброте приучать их заботиться о птицах, дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой. Испытывать радость от сознания того, что помогают птицам зимой. | Чтение стихотворения «О чем поют воробушки» Беседа Игра «Прилетели птицы» Составление письма снегирю Ответ снегиря | Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» стр. 76 |
февраль | Птицы в лесу | Закрепить знания детей о конкретных видах лесных птиц, учить называть и узнавать их. Выяснить чем питаются, как приспособлены к изменениям условий природы. Формировать представления о том, что зима – очень трудный период для птиц: мало корма, нет насекомых, холодно, короткий день. Воспитывать сочувствие доброжелательное отношение к птицам. | Приход Бабы-Яги Беседа с Бабой-Ягой Рассказы детей о зимующих птицах Физ. минутка «Лебеди» Путешествие на лесную опушку Итог | С.Н. Николаева «Комплексные занятия по экологии» стр.20 |
март | Встреча зимующих птиц с перелетными | Обобщить знания детей о зимующих и перелетных птицах, выявить экологические знания детей: правила поведения в лесу, создать эмоциональный настрой детей, воплощать знания и собственные переживания детей в ручном труде-оригами; воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе. | Вводная беседа – инсценировка; Загадки Оригами Итог. | Л.Г. Горькова «Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников» стр. 179 |
апрель | Птицы нашего края | Развивать интерес и любовь детей к природе; формировать реалистическое представление о птицах, о дятле; расширить знание детей об особенностях внешнего вида, повадках птицы, приспособление ее к среде обитания; обогащение словарного запаса; активизировать внимание и память; учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. | Вводная беседа Загадки Рассказ воспитателя о дятле Итог | Л.Г. Горькова «Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников» стр. 211 |
май | Игра –викторина «Наши пернатые друзья» | Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, умение узнавать и называть их. Научить детей формулировать вопросы, отражающие особенности внешнего вида или образа жизни птиц. Определять по голосу птицу. Знать пословицы о птицах. Воспитывать доброжелательное отношение к птицам. | Песня о птицах Вопросы для отборочного тура Разминка «Знаешь ли ты птиц?» Вопросы и ответы Игра «Узнай по голосу» Отгадай загадку Кто больше назовет пословиц Итог | Н.Н. Рямова Конспект игры-викторины «Наши пернатые друзья» |
Заключительный этап проекта: Игра-викторина «Наши пернатые друзья»
Участники – дети и родители
В ходе заключительного мероприятия дети вместе с родителями проявили свои знания по теме проекта, в ходе викторины отметили, что:
- большое разнообразие зимующих и перелетных птиц, обитает на исследуемой территории (воробьи, синицы, дятлы, сороки, вороны, голуби, галки, свиристели и др.);
- численность популяций зимующих птиц в зимнее время сокращается из-за недостатка корма и низких температур;
- подкормка птиц в зимнее время имеет большое значение для поддержания численности их популяций. Это подтверждают наблюдения за поведением птиц и их анализ;
- основным кормом для зимующих птиц являются семена сорных растений, пшеницы, проса, подсолнечника, крошки хлеба, кусочки несоленого сала;
- некоторые виды птиц зимой приближаются к жилью человека в поисках пищи;
- кормушки различных конструкций целесообразнее развешивать в хорошо доступных местах для пополнения их кормом.
Диагностика
Использовались методы опроса, тестов, вопросы, загадки, иллюстрации, дидактические и словесные игры, звукозаписи голов птиц. Диагностика проводилась вначале года, в середине и в конце года на итоговых мероприятиях и в индивидуальном, групповом общении с детьми.
Сравнительная характеристика результатов работы с детьми старшей группы
по Проекту «Наши пернатые друзья»
Литература
по экологическому воспитанию.
- Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» Воронеж 2006г.
- М.Г. Борисенко «Перелетные и зимующие птицы» Санкт- Петербург 2005г.
- Л.Г. Горькова «Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников» Москва 2005г.
- О.В. Мариничева «Учим детей наблюдать и рассказывать» Ярославль 2002г.
- С.Н. Николаева «Комплексные занятия по экологии» Москва 2005г.
- Т. И. Кандала «Развернутое перспективное планирование по программе М. А. Васильевой» Волгоград 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Пернатые друзья"
Тема: «Пернатые друзья»Направление: «Познавательно-речевое развитие»Образовательные области: познание (формирование целостной картины мира – ознакомление с природой), музыка, художественное творчество...
Интегрированное занятие "Пернатые друзья"
Закрепление представления детей о птицах. Воспитание бережного отношения к природе....
Сценарий совместной деятельности "Как живут наши пернатые друзья"
Сценарий разработан с учетом федеральных государственных требований к организации взаимодействия взрослого и детей в совместной деятельности....
Как живут наши пернатые друзья зимой
НОД в старшей группе...
Положение о смотре-конкурсе "Помоги пернатым друзьям"
Положение о смотре-конкурсе на лучшую кормушку для птиц "Помоги пернатым друзьям", в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников...
Образовательная деятельность по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста в центрах активности по теме: «Птицы – наши пернатые друзья».
Образовательная деятельность по развитию речи...
Консультация для родителей Пернатые друзья «Птицы — наши друзья».
О том, что птицы- друзья и помощники человека, мы знаем уже давно....