«Создание развивающей предметно-пространственной среды"
учебно-методический материал по окружающему миру на тему

Зеленецкая Светлана Валерьевна

Создание развивающей предметно-пространственной среды для поисково-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 20  комбинированного вида

Кировского района Санкт-Петербурга

Практический семинар

Тема: «Создание развивающей предметно-пространственной среды

для поисково-исследовательской деятельности

 с детьми дошкольного возраста.»

                                                                                                                Составила:

Зеленецкая С.В.

Санкт-Петербург

2015

 Создание развивающей предметно-пространственной среды для поисково-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.

Чем раньше познакомился маленький человек с удивительным миром природы, тем раньше пробудится в нем чувство прекрасного, тем больше будет посеяно в его душе доброты, тем сильнее будет его желание оберегать растущее и живое. Основная задача воспитателей: поддержать и развить в ребёнке интерес к открытиям и создать для этого условия. Одним из условий по развитию поисковых способностей детей является  развивающая предметно-пространственная среда.

Рекомендации по организации РППС

 по экспериментированию

Возраст

Рекомендации

Младший возраст

1.Обстановка должна быть комфортной и безопасной для ребёнка.

2. Желательно подбирать предметы чистых цветов, чёткой и несложной формы, разных размеров.

3. Предметы должны быть из разных, но безопасных для здоровья ребёнка материалов.

4. Предметы должны иметь разнообразной характер поверхности (гладкий, шероховатый, прозрачный, твёрдость и др. свойства)

Средний возраст

1. Развивающая среда должна сохранить особенности младшей группы, но в то же время носить черты обстановки, характерной для групп старших дошкольников, набор материалов шире.

2. Опорные схемы, которые помогают ребёнку выбирать деятельность и следовать этому выбору.

3. Использование знаковой символики для обозначения предметов, действий и их последовательность. Придумывать такие знаки лучше с детьми вместе, подводя их к пониманию того, что всё можно обозначить не только словами, но и графически.

Старший возраст

1.Центр экспериментирования должен размещаться таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься делом.

2. Желательно в детском саду организовать целую комнату для экспериментирования.

        С целью развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, в развивающей среде каждой группы ДОУ выделены зоны экспериментирования – мини- лаборатории.

Развивающая предметно-пространственная среда для младшей группы

Предметно – развивающая среда для младшей группы направлена на формирование у детей элементарных обследовательских действий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и предметами окружающего мира.

Центр «Мы познаём мир»

1.Стол с ёмкостями для воды и песка и рабочей поверхностью из пластика.                                                     2.Резиновый коврик.                                                                                                                                                        3. Халаты, нарукавники.                                                                                                                                            4. Природный материал: песок, глина, вода, камушки, ракушки, различные плоды, пух, перья.                                                                                                                                                          5. Пищевые красители.                                                                                                                                          6. Ёмкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, трубочки для коктейля, воронки, сито, формочки.                                                                                                                                                                       7. Игрушки для игры с водой.                                                                                                                                            8. Несколько комнатных растений.                                                                                                                                 9. Лейки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватели.                                                                                 10. Игра « Времена года».                                                                                                                                        11. Пуговицы, шнурки, нитки, скорлупа орехов, вата, бумага разных сортов.

Развивающая предметно-пространственная среда для средней группы

Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира.

Центр «Мы познаём мир»

1. Стол для проведения экспериментов.                                                                                                               2. Халаты, нарукавники.                                                                                                                                                   3. Природный материал: песок, глина, фасоль, горох, вода, камни, ракушки, деревяшки, различные плоды, пух, перья.                                                                                                                                            4.Ёмкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, трубочки для коктейля, воронки, сито, формочки.                                                                                                                                                                        5. Игрушки для игры с водой.                                                                                                                                             6.   Лейки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватели.                                                                                   7. Контейнеры с крышками для природного материала и сыпучих продуктов.                                                   8. Сыпучие продукты (соль, сахарный песок).                                                                                                     9. Увеличительное стекло.                                                                                                                                     10. Игрушечные весы.                                                                                                                                          11. Комнатные растения с указателями.                                                                                                            12. Алгоритм ухода за растениями.                                                                                                                     13. Журнал опытов.

Развивающая предметно-пространственная среда для старшей группы

Работа по экспериментированию с детьми старшей группы направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и явлений.

Центр «Наша лаборатория».

1.Стол для экспериментирования. Резиновый коврик.                                                                                        2. Халаты, передники, нарукавники.                                                                                                                       3. Природный материал: песок, глина, фасоль, минералы, разная по составу земля, кора деревьев, мох, листья, горох, вода, камушки, ракушки, деревяшки, различные плоды, пух, перья и т.д.                              

  4. Комнатные растения с указателями.                                                                                                                                             5. Ёмкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, трубочки для коктейля, воронки, сито, формочки.                                                                                                                                                                        6. Сыпучие продукты (соль, сахарный песок, горох, манка, мука).                                                                             7. Стеллаж для пособий и оборудования.                                                                                                           8. Микроскоп, лупы.                                                                                                                                                9. Песочные часы, безмен.                                                                                                                                                 10. Технические материалы (болты, гайки, гвозди).                                                                                         11. Вспомогательные материалы (нитки, колбы, вата, марля, шприцы без игл).                                        12. Схемы, модели, таблицы с алгоритмом выполнения опытов.                                                                   13. Календарь природы.                                                                                                                                           14.  Лейки, опрыскиватели, палочки для рыхления почвы.

Развивающая предметно-пространственная среда для подготовительной группы

Центр «Групповая мини – лаборатория».

1.Стол для экспериментирования. Резиновый коврик.                                                                                        2. Халаты, передники, нарукавники.                                                                                                                    3. Природный материал: песок, глина, фасоль, минералы, разная по составу земля, кора деревьев, мох, листья, горох, вода, камушки, ракушки, деревяшки, различные плоды, пух, перья и т.д                                                                                                                                             4. Сыпучие продукты (соль, сахарный песок, горох, манка, мука, крахмал).                                                          5. Пищевые красители.                                                                                                                                                    6. Ёмкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, трубочки для коктейля, воронки, сито, формочки.                                                                                                                                                                        7. Микроскоп, лупы.                                                                                                                                                8. Песочные часы, безмен.                                                                                                                                     9. Технические материалы (болты, гайки, гвозди).                                                                                           10. Вспомогательные материалы (нитки, колбы, вата, марля, шприцы без игл) .                              11.Лейки, опрыскиватели, палочки для рыхления почвы.                                                                                           12. Схемы, модели, таблицы с алгоритмом выполнения опытов.                                                                     13. Журнал исследований для фиксации детьми результатов опытов, календарь природы, календарь погоды.                                                                                                                                                                         14. Комнатные растения с указателями по программе, алгоритм ухода за комнатными растениями.                                                                                                                                                                     15. Настольно – печатные игры для формирования первичных, естественнонаучных представлений.

      Для изучения содержания имеющихся мини –лабораторий использовали критерии, предложенные Л.Н. Прохоровой в методических рекомендациях «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

Требования к РППС

     Организация и проведение поисково- исследовательской деятельности педагогами, накопление, систематизация, использование и преобразование опыта детей в деятельности опосредовано естественными и специально созданными условиями развивающей среды.

     При создании развивающей среды необходимо учитывать обогащение  детского развития, что предполагает расширение возможностей ребенка в дошкольных формах жизнедеятельности  (игре, общении, экспериментировании, конструировании и пр.) на основе предметной базы, а также  ряд требований, которые предъявляют к развивающей:

  • Развивающий характер предметной среды.
  • Создание условий для формирования ведущих видов деятельности с одновременным учетом особенностей других видов деятельности.
  • Соответствие возможностям ребенка для перехода к следующему этапу развития
  • Включение не только уже известных ребенку объектов, но и новых, которые побуждают его к последующей деятельности.
  • Учет исходной инициативности ребенка, его стремления на деле применять свои знания.

Помимо изложенного, развивающая среда должна соответствовать ряду принципов:

  • Принцип соответствия особенностям развития и саморазвития
  • Принцип информированности, обогащенности и наукоемкости
  • Принцип активности.
  • Принцип эмоциональной насыщенности
  • Принцип системности
  • Принцип статичности – подвижности
  • Принцип эмоционального благополучия и комфорта
  • Принцип закрытости
  • Принцип обеспечения половых различий
  • Принцип универсальности
  • Многофункциональность
  • Рациональность
  • Обновляемость материала
  • Вариативность материала для поддержки интереса детей и учета их возможностей через создание разного уровня сложности для одного типа занятий и интересами детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Развивающая среда логопедического кабинета. Создание развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая среда логопедического кабинета. Создание развивающей предметно-пространственной среды...

Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»

Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...

«Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе для самостоятельной двигательной активности детей»

Требования ФГОС к развивающей предметно- развивающей среде:1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.2. доступность среды, что предполагает:2.1 до...

Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе для самостоятельной двигательной активности детей. 2018 год

Консультация для воспитателей.Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе для самостоятельной двигательной активности детей. 2018 го...

Физическое развитие . Консультация «Создание развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе для самостоятельной двигательной активности»

Консультация «Создание развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе для  самостоятельной двигательной  ак...

Консультация для педагогов "Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе для самостоятельной двигательной активности детей"

Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе длясамостоятельной двигательной активности детей «Чтобы сделать ребенка умным...