Конспект НОД "Лекарственные растения"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности
на тему: «Лекарственные растения»
Цель: закрепить знания детей лекарственных растениях.
Задачи:
образовательные:
- закрепить знания о временах года и их признаках;
- продолжать знакомство детей со свойствами лекарственных растений;
- через постановку проблемных вопросов активизировать умственную деятельность;
- учить находить выход из сложившийся ситуации;
- помочь прочувствовать единство и взаимосвязь всего живого на земле;
- закрепить знания о здоровом образе жизни;
Развивающие:
- развивать творческое воображение;
- развивать психические процессы (память, логическое мышление, внимание);
- развивать речь детей;
- развивать общую моторику и мелкую моторику рук;
- развивать познавательно-исследовательскую деятельность;
- развивать умение наблюдать и делать выводы на основе наблюдения;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать умение работать в коллективе, дружно, сообща;
- воспитывать чувство любви к окружающему миру и к Родному краю;
Оборудование: микроскоп, лупа, дидактический материал, комнатные растения, лейка для воды.
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Ход занятия:
- Дети, какое время года наступило? (осень) – А как ты думаешь? (лето)
Так, возник спор. Как же нам доказать, что осень? Назовите-ка признаки осени:
- листья желтеют на деревьях и кустах, люди одеты тепло в теплые одежды: куртки, осенние шапочки, сапоги, брюки, птицы улетают на юг, животные запасают еду на зиму (белки, ежи). Человек утепляет сараи для домашних животных. В лесу созрели орехи, много грибов.
В садах созрели яблоки, груши, сливы, виноград, а на огородах убирают урожай овощей.
- Дети, с сейчас какой осенний месяц?
- Октябрь!
- А какие осенние месяцы вы еще знаете?
- Сентябрь и ноябрь
. - - Ты умеешь читать. Найди, пожалуйста, в карточках слово «октябрь» и закрепи его на календаре погоды.
- Какой сегодня день недели? (пятница)
Люба, ты умеешь читать, пожалуйста, найди слово пятница. А вы , ребята, скажите, какой день недели перед пятницей(четверг), а после пятницы? (суббота и воскресенье- выходные дни.
А кто знает, посмотрите на календарь, какое вчера было число? 15.
Значит (стирает число) сегодня 16. Кто напишет? Владик.
- А какая сегодня погода? Как мы ее отметим в календаре (зарисовывают или ) ставят картинки.
- А какая сегодня температура воздуха, кто знает и откуда- из телефона мамы, в окно посмотрел дома на градусник, по телевизору сказали (радио)
- Иди, Максим, посмотри, сколько градусов показывает наш термометр? +5
- А кто напишет цифру? (Кирилл)
- А сейчас отметим погоду с картинками (говорят и ставят).
- Стук в дверь. Появляется тетушка Дарья с корзинкой в руке и кот.
- Вы меня узнали? – Да, ты , Рита,
- Нет, я сегодня буду тетушкой Дарьей.
Мы с котом моим Васей шли мимо Вашего детского сада и очень он нам понравился. Вот мы и решили зайти , посмотреть, что за ребята здесь живут?
А у вас уютно, да светло. И все красивые, приветливые.
- А у нас с Васей (гладит кота) по дороге беда приключилась, он лапку себе поранил. Что же нам теперь делать? Чем мы его полечим? Здесь не зеленки и бинта?
- Как можно помочь котику? (дети высказывают варианты решения проблемы) – Алоэ.
- Если дети затрудняются, воспитатель обращает внимание на растение алоэ.
- Ребята, а у вас в группе есть растение, которое может поможет залечить ранку (срезать листок).
- Дети, а вы хотите оказаться в научной лаборатории и получше рассмотреть лист алоэ.
- Да.
- подойдите к столам. Сегодня будут работать 4 группы. За 2-мя столами будут через лупы рассматривать строение листа, а у кого нет лупы, то можно исследовать лист руками, разрезать стекой. А потом вы с нами поделитесь своими наблюдениями.
- Дети исследуют.
Смотрят, что есть внутри листа, но на 1 стол даем листы каланхоэ.
- а у нас не лист алоэ, у нас лист каланхоэ!
- Это растение и тоже лечебное. Рассмотрите его внимательно, можно разломить, а потом рассказать про него, а может кто-нибудь знает и целебное действие.
Дети выполняют работу.
1 стол (под лупой), что вы заметили? (лист алоэ толстый, плотный, по бокам колючий)
2 стол- длинный, узкий, очень много сока, соком лечат раны.
3 стол – это каланхоэ, лечебное растение, этим
растением лечат нос, закапывают сок пополам с водой.
Листик темно-зеленый, по краям у него маленькие ростки, можно их посадить и вырастит новое лекарственное растение.
Каланхое – овальный лист, сочный, похож на перышко, лекарственное, комнатное растение.
Молодцы, ребята, хорошо работаете!
А сейчас (в руке лист алоэ) мы котика полечим. Приложим листик к лапке кота и живительный сок ранку затянет(«полечили»)
Т. Дарья принюхивается…
-ой, запах у вас приятный…знакомый, как в лесу (идет к горшочку с мятой)
Дети, давайте подойдем, расскажем т. Даше о том, что это за растение.
Даша. Мята тоже может помочь людям. Если листочек мяты вместо чая заварить, то отвар от простуды получится.
Паша. А если у кровати поставить миску, то всю ночь спать крепко будешь.
Да, мята обладает успокаивающим, расслабляющим свойством, вы хорошо потрудились, а сейчас немного отдохнем.
А заварю чай с мятой, а когда он настоится, попьем чаю. В чайник залью воды, чтобы он нагрелся, а потом положу травку-мяту, и залью кипятком, накрою крышкой(чайник на поднос).
А вы, дети, садитесь ковер, представьте, что это поляна (включить музыку).
Закройте глазки - покачайтесь, можно руками помахать, как птицы. А пока глаза у вас закрыты, вы вдруг можете увидеть лекарственные растения (музыка играет 2-3 минуты).
А теперь открыли глазки, что вы видели, как себя чувствуете.
Загадки детей
- а я видел такое растение, я вам его загадаю: У дорог и у дорожек зеленый лекарь…(подорожник)
(дети отгадывают).
Когда ранка на руке или ноге- прикладывают листик, а стебелек с зернышками –от боли в животе.
- Стоит в поле цветок, желтый глазок, белые реснички (ромашка)
(дети отгадывают)
- Настоем ромашки моют голову.
-А я тоже хочу загадать:
Солнышком лучистым
В травке золотится
Белым облаком
По полю разлетится (одуванчик0
(свойства)
И я хочу загадать загадку:
Не огонь, а жжется(крапива)
(укрепляет волосы, если сделать отвар из цветков)
А также много растений –лекарей в нашем огороде: морковь, малина, редька, капуста, салат.
Дарья. –А у меня коробочка(Достает из нее мешочек), а в ней мешочек, а в мешочке цветочки, понюхайте, подержите, название скажите (Дети разглядывают ,трогают, нюхают, пытаются угадать по запаху и другим признакам название растения).
Дети говорят, что за растение, если не угадывают, то Дарья раскрывает мешочек, достает липовый цвет.
А я знаю, это липовый цвет, растет он не в траве-мураве, и не на кусте, а цветет этим цветом дерево, да так цветет, что запах вокруг, точно мед разливается!
Липовый цвет! Как пахнет, вы глазки закройте и понюхайте, что он вам напоминает(лето, пчелок, красивое дерево)
Дети. А еще из липового цвета чай душистый и целительный, он от кашля помогает и жар снимает. Чай силу человеку дает. Сама природа матушка силой той награждает.
Сейчас и его заварим, а потом попробуем. (заваривает)
Т. Дарья – Да у вас и лук растет! Откуда он взялся.
Дети. _ Мы его посадили и ухаживаем!
-Лук от семи недуг
В. –А какими полезными свойствами он обладает
Дарья –Я тоже хочу лук посадить, только не знаю как.
В. –А мы тебе поможем
У нас есть в баночках земля и лук. Как мы его будем сажать.
-Сначала сделаем лунку- ямку в земле. Немного польем, потом возьмем головку лука и будем сажать корешком вниз, засыплем землей и польем. (ответы детей)
В. Правильно.
-Ребята и Дарья, посадите лук. Выполняйте работу аккуратно, не забудьте полить, лейка у вас одна на двоих, поливайте по очереди.(Дети выполняют работу)
-Лук посадили, а теперь, что будем дальше делать.
Дети: Поставим на подоконник.
В. Ребята, да там мало места, давайте 2-3 баночки поставим в спальню под кровать, там места много.
Дети: Нельзя ставить под кровать, там темно.
В. –А что нужно для хорошего роста лука, растений?
(свет, тепло, вода, земля) Рыхление, чтобы корни дышали (Правильно)
-И все же для эксперимента поставим лук в темное место и понаблюдаем, где лук быстрее даст зеленые стебли.
В. Давайте подведем итог:
Лечиться можно лекарствами и лечебными травами, о которых мы с вами узнали на занятиях. Травы эти растут у нас в Новомосковском районе Тульской области. Растут на лугах, в огороде, а может где-то еще, что-то я забыла(на дереве, кустах) Правильно. Растения надо беречь и собирать травы надо бережно, чтобы не повредить корни, чтобы растение росло дальше и давала друг другу побеги для следующего сбора.
Подведем итог.
В. Итог.
Дети, а вам понравилось занятие? –Да
В. Что нового узнали?- Есть лекарственные растения, они помогают лечению людей от болезней.
-А мне сидеть на полянке и мечтать, представлять себе солнышко, бабочек, цветы луговые, лекарственные.
-А мне сажать лук
-А мне рассматривать через лупу растения
В. –Хорошо дети. Вот у меня есть корзинка, а в ней крупные листочки осенние- красный листик -очень понравилось на занятии
-желтый, я многому научился: лук сажать, рассматривать растения
- а зеленый- что-то не получилось, не знал ответ на некоторые вопросы.
В. Вы сейчас возьмете по 1 листочку с пластилином и закрепите на дереве, а мы посмотрим, что у нас получилось.
Дети берут листочки с кусочком пластилина и крепят на дереве.
В. Посмотрите, какое красивое дерево у нас получилось. Как оно называется?
Д. Клен. Значит, вам понравилось наше занятие. Я очень рада!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Растения лекари"
ознакомление с лекарственными растениями...
Конспект занятия "Растение как живой организм"
Материал занятия может быть интересен воспитателям детских садов и родителям....
Конспект занятия "Растение как живое существо"
Конспект занятия с применением здоровье сберегающих технологий...
Конспект НОД "Растения нашего края"
Конспект НОД "Растения нашего края" способствует систематизировать знания детей о растениях, закреплять умение отличать природные объекты от искусственных, продолжать формировать знания о с...
конспект лекарственные растения Забайкалья
региональный компонент Забайкалья...
Конспект НОД " Растение в подарок маме". Размножение комнатных растений.
Цель: Формирование умения выращивать черенки комнатных растений.Задачи:Знакомить с черенкованием – одним из способов размножения комнатных растений.Развивать умение правильно сажать в землю чере...
Конспект КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ В НАШЕЙ ГРУППЕ. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ
Конспект КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ В НАШЕЙ ГРУППЕ.ОЗНАКОМЛЕНИЕ С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИВиды детской деятельности: игровая, трудовая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-худ...