Конспект НОД "Лекарственные растения"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Пучкова Александра Васильевна

Конспект НОД "Лекарственные растения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_dlya_al._vas.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

на тему: «Лекарственные растения»

Цель: закрепить знания детей  лекарственных растениях.

Задачи:

образовательные:

- закрепить знания о временах года и их признаках;

- продолжать знакомство детей со свойствами лекарственных растений;

- через постановку проблемных вопросов активизировать умственную деятельность;

- учить находить выход из сложившийся ситуации;

- помочь прочувствовать единство и взаимосвязь всего живого на земле;

- закрепить знания о здоровом образе жизни;

Развивающие:

- развивать творческое воображение;

- развивать психические процессы (память, логическое мышление, внимание);

- развивать речь детей;

- развивать общую моторику и мелкую моторику рук;

- развивать познавательно-исследовательскую деятельность;

- развивать умение наблюдать и делать выводы на основе наблюдения;

 Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе;

- воспитывать умение работать в коллективе, дружно, сообща;

- воспитывать чувство любви к окружающему миру и к Родному краю;

Оборудование: микроскоп, лупа, дидактический материал, комнатные растения, лейка для воды.

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Ход занятия:

- Дети, какое время года наступило? (осень) – А как ты думаешь? (лето)

Так, возник спор. Как же нам доказать, что осень? Назовите-ка признаки осени:

- листья желтеют на деревьях и кустах, люди одеты тепло в теплые одежды: куртки, осенние шапочки, сапоги, брюки, птицы улетают на юг, животные запасают еду на зиму (белки, ежи). Человек утепляет сараи для домашних животных. В лесу созрели орехи, много грибов.

  В садах созрели яблоки, груши, сливы, виноград, а на огородах убирают урожай овощей.

- Дети, с сейчас какой осенний месяц?

- Октябрь!

- А какие осенние месяцы вы еще знаете?

- Сентябрь и ноябрь

. - - Ты умеешь читать. Найди, пожалуйста, в карточках слово «октябрь» и закрепи его на календаре погоды.

- Какой сегодня день недели? (пятница)

Люба, ты умеешь читать, пожалуйста, найди слово пятница. А вы , ребята, скажите, какой день недели перед пятницей(четверг), а после пятницы? (суббота и воскресенье- выходные дни.

А кто знает, посмотрите на календарь, какое вчера было число? 15.

Значит (стирает число) сегодня 16. Кто напишет? Владик.

- А какая сегодня погода? Как мы ее отметим  в календаре (зарисовывают   или  ) ставят картинки.

- А какая сегодня температура воздуха, кто знает и откуда- из телефона мамы, в окно посмотрел дома на градусник, по телевизору сказали (радио)

- Иди, Максим, посмотри, сколько градусов показывает наш термометр? +5

- А кто напишет цифру? (Кирилл)

- А сейчас отметим погоду с картинками (говорят и ставят).

- Стук в дверь. Появляется тетушка Дарья с корзинкой в руке и кот.

- Вы меня узнали? – Да, ты , Рита,

- Нет, я сегодня буду тетушкой Дарьей.

Мы с котом моим Васей шли мимо Вашего детского сада и очень он нам понравился. Вот мы и решили зайти , посмотреть, что за ребята здесь живут?

А у вас уютно, да светло. И все красивые, приветливые.

- А у нас с Васей (гладит кота) по дороге беда приключилась, он лапку себе поранил. Что же нам теперь делать? Чем мы его полечим? Здесь не зеленки и бинта?

- Как можно помочь котику? (дети высказывают варианты решения проблемы) – Алоэ.

- Если дети затрудняются, воспитатель обращает внимание на растение алоэ.

- Ребята, а у вас в группе есть растение, которое может поможет залечить ранку (срезать листок).

- Дети, а вы хотите оказаться в научной лаборатории  и получше рассмотреть лист алоэ.

- Да.

- подойдите к столам. Сегодня будут работать 4 группы. За 2-мя столами будут через лупы рассматривать строение листа, а у кого нет лупы, то можно исследовать лист руками, разрезать стекой. А потом вы с нами поделитесь своими наблюдениями.

- Дети исследуют.

 Смотрят, что есть внутри листа, но на 1 стол даем листы каланхоэ.

- а у нас не лист алоэ, у нас лист каланхоэ!

- Это растение и тоже лечебное. Рассмотрите его внимательно, можно разломить, а потом рассказать про него, а может кто-нибудь знает и целебное действие.

Дети выполняют работу.

1 стол (под лупой), что вы заметили? (лист алоэ толстый, плотный, по бокам колючий)

2 стол- длинный, узкий, очень много сока, соком лечат раны.

3 стол – это каланхоэ, лечебное растение, этим

 растением лечат нос, закапывают сок пополам с водой.

Листик темно-зеленый, по краям у  него маленькие ростки, можно их посадить и вырастит новое лекарственное растение.

Каланхое – овальный лист, сочный, похож на перышко, лекарственное, комнатное растение.

Молодцы, ребята, хорошо работаете!

А сейчас (в руке лист алоэ) мы котика полечим. Приложим листик к лапке кота и живительный сок ранку затянет(«полечили»)

Т. Дарья принюхивается…

-ой, запах у вас приятный…знакомый, как в лесу (идет к горшочку с мятой)

Дети, давайте подойдем,  расскажем т. Даше о том, что это за растение.

Даша. Мята тоже может помочь людям. Если листочек мяты вместо чая заварить, то отвар от простуды получится.

Паша. А если у кровати поставить миску, то всю ночь спать крепко будешь.

Да, мята обладает успокаивающим, расслабляющим свойством, вы хорошо потрудились, а сейчас немного отдохнем.

А заварю чай с мятой, а когда он настоится, попьем чаю. В чайник залью воды, чтобы он нагрелся, а потом положу травку-мяту, и залью кипятком, накрою крышкой(чайник на поднос).

А вы, дети, садитесь ковер, представьте, что это поляна (включить музыку).

Закройте глазки - покачайтесь, можно руками помахать, как птицы. А пока глаза у вас закрыты, вы вдруг можете увидеть лекарственные растения (музыка играет 2-3 минуты).

А теперь открыли глазки, что вы видели, как себя чувствуете.

Загадки детей

- а я видел такое растение, я вам его загадаю: У дорог и у дорожек зеленый лекарь…(подорожник)

(дети отгадывают).

Когда ранка на руке или ноге- прикладывают листик, а стебелек с зернышками –от боли в животе.

- Стоит в поле цветок, желтый глазок, белые реснички (ромашка)

(дети отгадывают)

- Настоем ромашки моют голову.

-А я тоже хочу загадать:

Солнышком лучистым

В травке золотится

Белым облаком

По полю разлетится (одуванчик0

(свойства)

И я хочу загадать загадку:

Не огонь, а жжется(крапива)

(укрепляет волосы, если сделать отвар из цветков)

А также много растений –лекарей в нашем огороде: морковь, малина, редька, капуста, салат.

Дарья. –А у меня коробочка(Достает из нее мешочек), а в ней мешочек, а в мешочке цветочки, понюхайте, подержите, название скажите (Дети разглядывают ,трогают, нюхают, пытаются угадать по запаху и другим признакам название растения).

Дети говорят, что за растение, если не угадывают, то Дарья раскрывает мешочек, достает липовый цвет.

А я знаю, это липовый цвет, растет он не в траве-мураве, и не на кусте, а цветет этим цветом дерево, да так цветет, что запах вокруг, точно мед разливается!

Липовый цвет! Как пахнет, вы глазки закройте и понюхайте, что он вам напоминает(лето, пчелок, красивое дерево)

Дети. А еще из липового цвета чай душистый и целительный, он от кашля помогает и жар снимает. Чай силу человеку дает. Сама природа матушка силой той награждает.

Сейчас и его заварим, а потом попробуем. (заваривает)

Т. Дарья – Да у вас и лук растет! Откуда он взялся.

Дети. _ Мы его посадили  и ухаживаем!

-Лук от семи недуг

В. –А какими полезными свойствами он обладает

Дарья –Я тоже хочу лук посадить, только не знаю как.

В. –А мы тебе поможем

У нас есть в баночках земля и лук. Как мы его будем сажать.

-Сначала сделаем лунку- ямку в земле. Немного польем, потом возьмем головку лука и будем сажать корешком вниз, засыплем землей и польем. (ответы детей)

В. Правильно.

-Ребята и Дарья, посадите лук. Выполняйте работу аккуратно, не забудьте полить, лейка у вас одна на двоих, поливайте по очереди.(Дети выполняют работу)

-Лук посадили, а теперь, что будем дальше делать.

Дети: Поставим на подоконник.

В. Ребята, да там мало места, давайте 2-3 баночки поставим в спальню под кровать, там места много.

Дети: Нельзя ставить под кровать, там темно.

В. –А что нужно для хорошего роста лука, растений?

(свет, тепло, вода, земля) Рыхление, чтобы корни дышали (Правильно)

-И все же для эксперимента поставим лук в темное место и понаблюдаем, где лук быстрее даст зеленые стебли.

В. Давайте подведем итог:

Лечиться можно лекарствами и лечебными травами, о которых мы с вами узнали на занятиях. Травы эти растут у нас в Новомосковском районе Тульской области. Растут на лугах, в огороде, а может где-то еще, что-то я забыла(на дереве, кустах) Правильно. Растения надо беречь и собирать травы надо бережно, чтобы не повредить корни, чтобы растение росло дальше и давала друг другу побеги для следующего сбора.

Подведем итог.

В. Итог.

Дети, а вам понравилось занятие? –Да

В. Что нового узнали?- Есть лекарственные растения, они помогают лечению людей от болезней.

-А мне сидеть на полянке и мечтать, представлять себе солнышко, бабочек, цветы луговые, лекарственные.

-А мне сажать лук

-А мне рассматривать через лупу растения

В. –Хорошо дети. Вот у меня есть корзинка, а в ней крупные листочки осенние- красный листик -очень понравилось на занятии

-желтый, я  многому научился: лук сажать, рассматривать растения

- а зеленый- что-то не получилось, не знал ответ на некоторые вопросы.

В. Вы сейчас возьмете по 1 листочку с пластилином и закрепите на дереве, а мы посмотрим, что у нас получилось.

Дети берут листочки с кусочком пластилина и крепят на дереве.

В. Посмотрите, какое красивое дерево у нас получилось. Как оно называется?

Д. Клен. Значит, вам понравилось наше занятие. Я очень рада!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Растения лекари"

ознакомление с лекарственными растениями...

Конспект занятия "Растение как живой организм"

Материал занятия может быть интересен воспитателям детских садов и родителям....

Конспект занятия "Растение как живое существо"

Конспект занятия с применением здоровье сберегающих технологий...

Конспект НОД "Растения нашего края"

Конспект НОД "Растения нашего края" способствует систематизировать знания  детей о растениях, закреплять умение отличать природные объекты от искусственных, продолжать формировать знания о с...

конспект лекарственные растения Забайкалья

региональный компонент Забайкалья...

Конспект НОД " Растение в подарок маме". Размножение комнатных растений.

Цель: Формирование умения выращивать черенки комнатных растений.Задачи:Знакомить с черенкованием – одним из способов размножения комнатных растений.Развивать умение правильно сажать в землю чере...

Конспект КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ В НАШЕЙ ГРУППЕ. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ

Конспект  КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ В НАШЕЙ ГРУППЕ.ОЗНАКОМЛЕНИЕ С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИВиды детской деятельности: игровая, трудовая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-худ...