Конспект занятия "Растение как живой организм"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме
Материал занятия может быть интересен воспитателям детских садов и родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_o_rasteniyakh.docx | 24.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия детей среднего дошкольного возраста
выполнила: Зиборова Марина Валерьевна воспитатель МБДОУ ЦРР ДC № 51 г. Озерска Челябинской области
«Растение, как живой организм»
Программное содержание:
- Уточнить и закрепить представления детей о знакомых комнатных растениях.
- Уточнить и расширить представления детей об условиях, необходимых для роста растений: свет, воздух, тепло, вода.
- Формировать представление о растениях, их росте, развитии.
- Дать понятие о новом способе выращивания растений – черенковании.
- Воспитывать желание заботиться о растениях.
Учить детей правильным приёмам посадки черенка.
Материал: 4-5 комнатных растений, желательно по программе, фотографии, цветочные горшки, земля, керамзит, лопатки, лейки, фартуки, тазики с водой, тряпочки, полотенце, простыня и т.д.
Словарь: черенок, дренаж, керамзит, монстера.
Ход занятия: гости сидят в музыкальном зале. Дети под музыку заходят в зал, встают в центре зала.
Воспитатель: Сегодня у нас будет много увлекательных игр, очень интересная и нужная работа с растениями. Отгадайте загадку:
«Дышит, растет, а ходить не может» (растение)
Воспитатель: Молодцы, это растение. Ребята, а кто к нам любит приходить в гости из леса, смотреть, как мы играем, трудимся? (Старичок-Лесовичок).
Раздается стук в дверь, появляется Старичок-Лесовичок.
Старичок-Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Спешу к вам в гости. Ой, сколько у вас деревьев! Я только из леса пришел, и снова в лес попал!
Воспитатель: Дети, разве у нас лес? Скажите Старичоку-Лесовичоку что это? (комнатные растения).
Старичок-Лесовичок: Я живу в лесу, про деревья и кусты, про ягоды и грибы всё-всё знаю, а о комнатных растениях я не знаю ничего. Может быть, вы мне расскажите, мне очень интересно. Я в лес вернусь, всё расскажу зайцам, белкам, Кикиморе и Водяному, а то им очень скучно…
Воспитатель: Старичок-Лесовичок, присаживайся, мы тебе расскажем, какие мы знаем комнатные растения.
Воспитатель: Ребята, какие комнатные растения живут в нашей группе? (дети перечисляют: традесканция, бегония и т.д.)
Воспитатель:
Давайте, дети, мы сначала рассмотрим кливию. Какая она, большая или маленькая?
Кливия похожа на дерево или кустик?
Опишите листья у кливии (длинные, жесткие и расходятся веером, темно-зеленого цвета, похожи на ремни).
А какой листочек, если его погладить? (гладкий).
Воспитатель: А теперь рассмотрим монстеру.
Какая она большая или маленькая?
Монстера похожа на кустик или на дерево?
Опишите листья монстеры (круглые, большие, темно-зеленые, смотрят в разные стороны).
Воспитатель: А это что за растение? (дети рассматривают знакомое растение бальзамин).
Про это красиво цветущее растение ребята знают стихотворение Е.Благининой «Огонёк».
Старичок-Лесовичок: Какие умники, про растения стихи знают! Как интересно, оказывается в детском саду растут кустики и деревья, да все разные, красивые, даже в лесу таких нет.
Воспитатель: У нас в группе есть волшебное растение. Это растение лечит от насморка, ушибов. Вот это растение!
Старичок-Лесовичок: Я знаю, знаю это маленькая ёлочка. Вот у неё лапки, и колючки. Только я не знал, что ёлочка от насморка лечит.
Воспитатель: Ребята, это ёлочка? Как называется это растение? (алоэ, столетник).
Вот что я тебе скажу, Старичок-Лесовичок, таких растений в лесу нет. Сейчас тебе дети расскажут, почему такие растения не могут жить в лесу:
- комнатные растения любят тепло;
- зимой под снегом они замёрзнут;
- их нужно поливать;
- растения, которые живут в комнате, привезли из очень тёплых стран, где всегда жарко, где всегда лето, солнце (показ фотографий растений на юге).
Воспитатель: Ребята, чтобы наши гости хорошо запомнили, что необходимо комнатным растениям надо рассказать им наши правила. (Дети встают в круг проговаривают слова стихотворения и имитируют движения по тексту).
Чтоб растение росло, и питалось, и цвело,
Его надо поливать, пыль с цветочков вытирать,
Рыхлить землю, удобрять и опрыскивать.
Надо помнить нам всегда: ему плохо в холода.
И во тьме не может жить, лучик света должен быть,
Много правил и забот знает мудрый цветовод!
Воспитатель: Молодцы, ребята, теперь наши гости знают все правила ухода за растениями.
Я приготовила для вас игру «Найди и покажи». Нужно выбрать на столе предметы, необходимые для ухода за растениями и перенести их на другой стол (лежат самые разнообразные предметы). Дети выбирают предметы и переносят на другой стол, участвует Старичок-Лесовичок, путает ребят, например, переносит большую корзину для грибов, игрушку.
Воспитатель: Дети, надо проверить, правильно ли мы всё выбрали. Что лишнее? (дети показывают ошибку Старичка-Лесовичка).
Воспитатель: А у меня для вас ещё одна игра. Называется «Чего не стало?»
Мы попросим гостей нам помочь (на столе стоят 4-5 разных растений, гости закрывают растения простынёй, воспитатель одно из растений убирает, дети угадывают – какого нет).
Воспитатель: Вы меня очень радуете.
Старичок-Лесовичок: Как бережно вы обращаетесь с растениями, даже горшочки переставляете осторожно. Но ведь растения неживые, им ничего не будет. Вот если я воробья дерну за хвостик, ему будет больно, он живой – летает, ест, пьёт. А растение не ходит, не летает, не ест, не видит, не слышит, оно наверно не живое…
Воспитатель: - Ребята, растения живые или неживые?
- Чтобы жить все существа что делают? – пьют, едят, дышат, им нужен свет, тепло.
- Если растения живые, чем тони пьют? – корнями.
- Что растения пьют и едят? – воду.
- Чем растении дышат? – листьями.
- Может ли растение заболеть? От чего растение может заболеть? – если нет воды, света, если холодно…
- Слышит ли растение? – растения растут лучше под красивую музыку…
Воспитатель: Старичок-Лесовичок, мы хотим тебе подарить комнатное растение, чтобы зимой в твоей избушке было красиво, ты будешь учиться ухаживать не только за растениями в лесу, но и за комнатными растениями. Но сначала мы тебе покажем, как мы будем сажать комнатные растения.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы будем сажать черенки растений в подарок Старичку-Лесовичку. Оденьте фартуки. Подойдите к столу (далее всё, что делает воспитатель, проговаривает с детьми).
Что это в горшке? – дырка, отверстие.
Для чего это отверстие? – чтобы уходила лишняя вода.
Я насыпаю в горшок керамзит, дренаж. Для чего? – чтобы лучше уходила лишняя вода. Никита ,насыпь лопаткой в горшок немного земли, я аккуратно умну – это «подушка» для черенка.
Надо землю немного полить, чтобы земля пропиталась водой.
Я беру черенок, держу его аккуратно.
Черенок какого растения я взяла? – клёна.
Что есть у моего черенка? – корни.
Для чего нужны корни? – чтобы пить.
Черенок сажаю в горшок до первого листа…
Ребята, а можно сажать черенки без корней? – нет, они плохо приживаются.
Насыпайте землю осторожно, уплотняйте…
Для чего нужна земля? – чтобы росли корни, чтобы растение брало пищу из земли, чтобы растение не падало.
Что ещё нужно сделать, чтобы растение росло? – полить.
Обтираем горшок салфеткой и ставим на окошко. Пусть немного отдохнет и расти скорей начнет. А Старичок-Лесовичок его с собою заберет…
Старичок-Лесовичок: Спасибо вам, ребята. Я очень рад подарку. Вы многому меня сегодня научили. Ноя тоже не с пустыми руками пришёл, я вам подарочек лесной принёс – орешки лесные, полезные, вкусные.
Ребята прощаются со Старичком-Лесовичком и гостями. В заключение дружно рассказывают стихотворение:
Мы трудиться не боимся
Нам трудится нравиться
Кончил дело, гуляй смело.
Это нам и нравится!
Использованная литература:
- Буре Р.С. «Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания»
- Година Г.Н. «Нравственное воспитание детей в совместной трудовой деятельности»
- Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. «Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации»
- Маркова Т.А. «Воспитание трудолюбия у дошкольников»
- Маркова Т.А. «Воспитание трудолюбия у дошкольников»
- С.Н. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду»;
- Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду»;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Живая природа. Растения как живые организмы.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества....
Проект: "Изучение сред обитания живых организмов" (почвенной)
Проект на курсах повышения квалификации: "Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности дошкольников по экологии"...
Конспект познавательной-исследовательской деятельности "Воздух, его свойства и значение для живых организмов".
Сформировать представление о том, что воздух состоит из разных газов, главный среди них - кислород....
Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности «Воздух, его свойства и значение для живых организмов».
Интересные опыты с воздухом, которые можно провести с детьми...
Организованная деятельность по познавательному развитию в старшей группе по теме «Живая природа, растения как живые организмы»
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о живой природе, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. Задачи:1) Формировать представления детей о том, что в природе...
Конспект занятия по образовательной познавательно-исследовательской деятельности «Воздух его свойства и значение для живых организмов».
Конспект занятия по образовательной познавательно-исследовательской деятельности «Воздух его свойства и значение для живых организмов». Подготовительная группа....
Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе «Воздух, его свойства и значение для живых организмов»
Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию, который позволяет обобщить представления детей о воздухе и его свойствах....