Конспект занятий по теме "Эх, лапти мои"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
МДОУ №426
Конспект непосредственно – образовательной деятельности
В старшей группе
ТЕМА: «ЭХ, ЛАПТИ МОИ!»
Выполнила :
Воспитатель : Шарафутдинова Н.В.
- Продолжать формировать потребность в познание рукотворного мира.
- Совершенствовать знания о предметах народного быта (их цвете, форме, величине, материале, назначении).
Задачи:
- Уточнить и обобщить представления детей о современной обуви (сезонное назначение, способ изготовления, материал).
- Расширить представления детей о старинной русской обуви-лаптях.
- Средствами игры и сказки вызвать интерес к предметам русского быта прошлого.
- Воспитывать интерес к быту и изделиям народно-прикладного искусства, русскому фольклору.
- Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, обогащать словарь названиями предметов обуви.
Материалы и оборудование:
Компьютерная презентация , 2 магнитные доски, картинки с на тему «Обувь», сундучок, лапти разных размеров, кора березы, изобразительные материалы.
Ход занятия:
Дети садятся ( полукругом) .
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в прошлое. Хотите? Отправимся мы с вами на машине времени. Закрывайте глаза, в добрый путь! ( звучит подходящая для данной ситуации музыка).
Воспитатель . Ребята , посмотрите на экран. (Слайд №1) Сегодня мы с вами оказались в гостях у Ивана да Марьи . (На экране мальчик и девочка в русских народных костюмах). Они приглашают вас к себе в горницу. ( Слайд№2) (На экране мужик плетет лапти). Это необычная горница. Давным -давно люди на Руси занимались ремеслами, много трудились. Как вы думаете, чем занят мастер? что он делает? Что он мастерит?
Давайте мы с вами и узнаем это. Загадают Иван да Марью дети вам загадку, а вы ее отгадайте .
«Два котика, четыре хвостика», Как вы думаете что это? (При затруднении педагог обращает внимание детей и предлагает рассмотреть изображенные предметы и выбрать подходящую картинку-отгадку).(Слайд № 3) На экране картинки , среди которых прячется загадка.
Воспитатель: Молодцы ребята правильно нашли отгадку .
Воспитатель. В древние времена самой распространенной обувью на Руси были «лапти» (показ).
Давайте их рассмотрим . Возьмем их из сундучка ( Слайд №4) На экране с сундучок с лаптями. Давайте их возьмем из сундучка( настоящий сундучок с лаптями) лапти и подержим их в руках. Какие они? Правильно вы заметили, лапти очень легкие, мягкие , ноги в них дышат, потому что через дырочки плетения проходит воздух. (Достает из сундука лапти разного размера) . Можно сплести лапти любого размера и носить их с теплыми шерстяными носками. Чтобы они не сваливались с ног, к ним приделаны завязки. А теперь мы попробуем и примерим их. Дима, подойди ко мне, надевай лапти на ноги. А теперь попробуй походить в этой необычной обуви. Ну как удобно?( Ответ ребенка)
Воспитатель: Где вы видели такую обувь? В магазинах видели такую обувь? Есть такие обувные магазины, которые называются «Лопоток». Какую обувь продают в современных магазинах? ( Ответы детей). Я приглашаю вас зайти в магазин «Лапаток». Слайд 5. На экране изображены витрины с современной обувью.
Иван да Марья , хотели бы все узнать о современной обуви и мы с вами им в этом поможем .
Воспитатель:. Зачем людям нужна обувь?
Ответы детей.
Воспитатель. Кто делает для нас обувь? Слайд №6
Ответы детей.
П. Где ее изготавливают? Слайд № 7
П. Из какого материала ? Слайд №8
П. Подумайте , на какие группы можно разделить обувь? Слайд №9
Ответы детей: для холодного времени года и для теплого.
Дети отвечают на вопросы, педагог демонстрирует иллюстрации (фотографии).
П. Предлагаю вам поиграть.
Д.и «Распредели правильно картинки).
( На столе разложены карточки, с изображением обуви для холодного и теплого времени года. Дети делятся на 2 команды. Каждой команде дается задание , например, прикрепить к магнитной доске карточку с изображением обуви , которая соответствует холодному и теплому времени года. Пока играет музыка, дети выполняют задание. Выигрывает , та команда, которая прикрепит больше карточек на доску).
Воспитатель: Куда мы поместим лапти?
Ответы детей. В серединку
П. Почему именно сюда?
Ответы детей. Потому что их носили и зимой и летом.
В. Правильно, лапти носили и зимой и летом.
(После подведения итогов игры дети рассаживаются на стулья.)
Воспитатель. Слайд 10 На экране «Мужик с лыком».
Лапти - это старинная обувь., их еще называли лыченцы,-. Так их называли, потому что их плели из лыка- молодого подкорья деревьев. Еще плели лапти из коры деревьев – березы , ивы (показывает кору), вяза . Плели их обычно мужчины. . Носили лапти и взрослые и дети. Эта обувь была недолговечна, быстро изнашивалась. Если люди собирались в дальнюю дорогу, то брали с собой несколько пар лаптей . До наших дней дошла старинная пословица: «В дорогу идти –пятеро лаптей плести».
Воспитатель: Как выдумаете , почему летом лапти снашивались быстрее?
Ответы детей.
Воспитатель. Но зато материал для лаптей был доступен всем. Если не поленишься и сходишь в лесок, то будешь в новой обуви щеголять. В народном календаре есть день, когда начинали плести лапти –это 22 февраля. На Никифора лапти и плетут. Пока лапти плетут, песни поют, частушки придумывают, играют на музыкальных инструментах. Слайд 11 На экране плетут лапти под песню «Лапти мои»
Воспитатель. А вы бы могли исполнить частушки.
Дети исполняют частушки
- Эх лапти мои,
Лапоточки мой.
Огороды вы пахали,
Танцевать сюда попали.
- Гуляй , Матвей,
Не жалей лаптей
До субботы доживем
Новы лапти наживем.
Воспиттаель :А где же вы видели лапти? В магазинах же их не продают. (Ответы детей) . Посмотрите на экран . Что-то для вас приготовили Иван да Марья, заглянем к ним в сундучок? ( Слайд № 12). На экране иллюстрации к русским народным сказкам.
Воспитатель: Догадались из какой они сказки?
Иван да Марья видят , что вы знаете много сказок и любите их. Они хотят вам рассказать русскую народную сказку «Чудесные лапоточки». (видео сказка 6.5 минут)
Воспитатель : Сегодня мы с вами побывали в гостях у Ивана и Марьи. Скажем «спасибо» нашем гостям за рассказ о лаптя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект занятия на тему "Ох, лапти мои,лапти лыковые"
Конспект занятия на тему "Ох, лапти мои,лапти лыковые"...
Конспект основной образовательной деятельности «Лапти, лапти, лапоточки» Занятие для детей 5-6 лет
Данное занятие направлено на формирование представления о предмете народного быта «Лаптях» и их назначении. Способствует формированию интереса к предметам русского быта....
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
Конспект занятия. Тема: «Эх, лапти мои, лапти липовые…»
Конспект занятия в старшей группе.Тема: «Эх, лапти мои, лапти липовые…»...
Конспект занятия "Ох, лапти"
Конспект занятий" Ох, лапти" по программе "В горнице моей" для детей средней группы...