Конспект занятия "Ох, лапти"
план-конспект занятия (средняя группа)
Конспект занятий" Ох, лапти" по программе "В горнице моей" для детей средней группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_2_oh_lapti.docx | 51.37 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6 « СВЕТЛЯЧОК»
МБДОУ № 6
633004, Новосибирская обл., г. Бердск, ул. Карла Маркса, 60
Телефон (383-41) 3-70-42
Факс (383-41) 3-70-42 Е-mail: bskdou6@mail.ru
ИНН /КПП 5445032006/544501001, ОГРН 1215400002058
«Ох, лапти, да лапти, да лапти мои»
конспект занятия для детей средней группы
по программе «В горнице моей»
автор -составитель
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории:
Миссюра Н.А
г.Бердск, 2023г
Цель: расширять представления детей о жизни русского народа в старину.
Задачи:
- продолжать формировать потребность в познании рукотворного мира; - вызвать интерес к старинной обуви и современным русским сувенирам – лаптям; русскому народному творчеству; - развивать сообразительность, смекалку при отгадывании загадок, умение использовать речь- доказательство; - познакомить детей с русскими народными потешками, частушками, сказками «Пузырь, соломинка и лапоть», «Лиса-лапотница»; - учить понимать смысл, делать выводы; обогатить словарный запас словами словосочетаниями «лапти», «лапоточки», «лапотки», «липа», «плести лапти»,«лыко драть», «лапотница».
Оборудование:
Лапти, иллюстрации с изображением сказочных героев в лаптях.
Ход занятия:
Хозяйка встречает детей в горнице: -Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Давно вас поджидаю, сказки сказывать не начинаю. Быть внимательными и смышлеными вам сегодня предлагаю.
Хозяйка предлагает послушать потешки и рассмотреть иллюстрации: -Лиса по лесу ходила, Звонки песни выводила, Лиса лычко драла, Лиса лапотки плела: Себе – двое, Мужу – трое, И детишкам По лаптишкам.
Рассматривание лаптей - из чего сплетены, какие они, для чего, почему в старые времена люди ходили в лаптях. Объяснение, что такое лапоть - это обувь из лыка.
Хозяйка читает стихотворение:
-Сегодня день целый все звери у дела: Лисичка-сестричка шубку подшивает.
Сер медведь, старый дед, Сапог подбивает. А сорока-белобока мушек отгоняет. Медведица Маша варит детям кашу.
Зайчиха под елкой метет метелкой. Кошка лыко дерет, коту лапотки плетет. По болоту босиком кулик ходит с посошком.
-Что делала лиса? Что делала кошка? Что такое лапти? (Достает из сундука
лапти, предлагает их рассмотреть, объяснить, почему так называются,
для чего предназначены.) Лапти – это обувь из лыка. Что такое лыко? Лыко –
это кора липы (липовая кора).
-С моего цветка берет пчелка самый вкусный мед. А меня все обижают – шкурку тонкую сдирают. (Липа)
-Посмотрите, как аккуратно и красиво сплетены лапти, с рисунком. В старые
времена люди ходили в лаптях, потому что другой обуви не была. Поэтому
драли лыко и плели лапти. А сейчас липку никто не обижает, кору не снимает. И растут липы зеленые и красивые. (Предлагает рассмотреть и
потрогать лыко)
- В старые времена это была удобная, легкая летняя обувь. Народные умельцы плели их из липовой коры – лыка, они продавались на ярмарке. В то
же время лапти, лычная обувь, была признаком бедности русских простых
людей (крестьян). Сейчас лапти продаются в магазине: люди их покупают в
память о старине русской, а иногда даже надевают в баню - в них удобно. Но чаще их покупают как сувениры, подарки. И продаются они самых разных
размеров: от огромных до самых крошечных. (Обращает внимание детей на
выставку иллюстраций к сказкам) Хотите послушать сказку про лапти?
Хозяйка читает сказку «Пузырь, соломинка и лапоть»
-Как называется сказка? Зачем герои сказки пошли в лес? Что случилось, когда пузырь, соломинка и лапоть дошли до реки? Почему соломинка переломилась? Она какая? (Предлагает рассмотреть соломинку, обследовать.) Тонкая, хрупкая, гибкая, слабая, непрочная, ломкая, изящная, золотистая,… Что произошло с лаптем? Почему? Почему лопнул пузырь? Чему учит эта сказка? Почему в народе говорят: «Семь раз отмерь, а один отрежь»?
Предлагаю поиграть в игру «Лапти», считалкой выберем водящего.
-Месяц, месяц, где ты был? - В лесу. -Что ты делал? - Лыки драл. -Куда клал? -Под колоду. -Кто взял? - Родион. - Поди вон!
На полу рисуется круг. Дети встают за кругом, поворачиваются спиной к центру и через голову перебрасывают каждый какой-нибудь предмет в круг («лапоть»). Повернувшись к водящему, спрашивают: «Сплели лапти?» Водящий отвечает: «Нет!» Дети спрашивают еще раз: «Сплели лапти?» - «Да!». Дети бегут в круг и стараются взять свой предмет, а водящий караулит «лапти» : он бегает в кругу и старается запятнать играющих. Но поймать может только в кругу. Если ребенок не успел взять свой предмет, он выходит из игры.
-Хотите послушать сказку, про лису - лапотницу?
Хозяйка рассказывает сказку «Лиса – лапотница»
-Почему сказка называется «Лиса – лапотница»? Что нашла лиса на дороге?
Как она обманула старика? Для чего она это сделала? Что дал лисе старик
взамен лаптя? (курицу) Что дал мужик лисе за курочку? (уточку) А за
уточку? (гусеночка) Какую песенку припевала лиса? Почему хозяин в последней избе решил проучить лису? Что он сделал? Как лиса сама с собой
разговаривала? (предлагает обыграть) Какая лиса в сказке? Почему русский
народ придумал пословицы «Ложь человека не красит», «Лгуна легче
поймать, чем хромого», «Раз солгал – навек лгуном стал», «Трусливый и ленивый в дружбе живут»?
На печке выезжает Емеля.
Емеля: Я приехал к вам на печке скуку разогнать, повеселиться да поиграть! Повторите за мной удивленно (тихо, испуганно, весело) : -Са-са-са – в сказке хитрая лиса. -Апоть-апоть-апоть – нашла лиса лапоть. -Ток-ток-ток – спрячь, мужик, мой лапоток. -Су-су-су – проучил мужик лису. -Ост-ост-ост – собака схватила лису за хвост.
Емеля: Выполните мои задания. «Скажи наоборот» (про обувь). Грязная – чистая, старая – новая. Ветхая – прочная, старинная – современная, жесткая – мягкая, летняя – зимняя, уличная – домашняя.
«Назови ласково» Ботинок – ботиночек, сапог – сапожок, валенок – валеночек, лапоть – лапоток, лапоточек.
«Из какой сказки эта обувь?» Хрустальная туфелька? Валенки? Лапти? Сапоги - скороходы?»
Отгадайте мои загадки.
-Не ботинки, не сапожки, но их тоже носят ножки. В них мы бегаем зимой: утром – в садик, днем – домой. (Валенки)
-Сшили их из черной кожи, в них теперь ходить мы можем. И на слякотной дороге не промокнут наши ноги. (Сапоги)
-Всегда шагаем мы вдвоем, похожие как братья. Мы за обедом – под столом, а ночью – под кроватью. (Тапки)
-Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут. (Ноги)
Емеля: Дети, я все время теряю свои лапти и не знаю, почему Хозяйка. Хозяйка: В народе говорят: «Каждой вещи – свое место», «Где аккуратность
– там и опрятность», «Кто аккуратен, тот и людям приятен», «Дело вести – не
лапти плести», «Чистые сапоги быстрее ходят».
Емеля: А мои лапти еще и плясать умеют сами. Не верите? Проверьте! Эй,
сыпь веселей, лаптей не жалей! (Инсценировка песни «Лапти мои»)
Емеля: Желаю жить да молодеть, добреть да богатеть! А мне пора, до свиданья, детвора!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «Эх, лапти мои»
план-конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей....
Конспект занятий по теме "Эх, лапти мои"
Знакомство с лаптями...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира «Путешествие в мир обуви: от лаптей до туфель» для детей 5-7 лет.
Конспект непрерывной образовательной деятельностипо формированию целостной картины мира«Путешествие в мир обуви: от лаптей до туфель»...
Конспект занятия на тему "Ох, лапти мои,лапти лыковые"
Конспект занятия на тему "Ох, лапти мои,лапти лыковые"...
Конспект основной образовательной деятельности «Лапти, лапти, лапоточки» Занятие для детей 5-6 лет
Данное занятие направлено на формирование представления о предмете народного быта «Лаптях» и их назначении. Способствует формированию интереса к предметам русского быта....
Ох, лапти, да лапти, да лапти мои
Цели: Расширять представления детей о жизни русского народа в старину....
Модель организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста (старшая группа)» «ЭХ, ЛАПТИ МОИ, ЛАПТИ ЛИПОВЫЕ…»
формировать потребность в познании рукотворного мира; совершенствовать знания о предметах народного быта; развивать связную речь детей....