Конспект занятия "Ох, лапти"
план-конспект занятия (средняя группа)

Миссюра Наталья Анатольевна

Конспект занятий" Ох, лапти" по программе "В горнице моей" для детей средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_2_oh_lapti.docx51.37 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6 « СВЕТЛЯЧОК»

МБДОУ № 6

633004, Новосибирская обл., г. Бердск, ул.  Карла Маркса, 60

Телефон  (383-41) 3-70-42        

 Факс (383-41) 3-70-42 Е-mail: bskdou6@mail.ru

ИНН /КПП 5445032006/544501001, ОГРН 1215400002058

«Ох, лапти, да лапти, да лапти мои»

конспект занятия для детей средней группы

по программе «В горнице моей»

автор -составитель

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории:

Миссюра Н.А

г.Бердск, 2023г

Цель: расширять представления детей о жизни русского народа в старину.

Задачи:

- продолжать формировать потребность в познании рукотворного мира;                       - вызвать интерес к старинной обуви и современным русским сувенирам – лаптям; русскому народному творчеству;                                                                                        - развивать сообразительность, смекалку при отгадывании загадок, умение использовать речь- доказательство;                                                                                 - познакомить детей с русскими народными потешками, частушками, сказками «Пузырь, соломинка и лапоть», «Лиса-лапотница»;                                           - учить понимать смысл, делать выводы; обогатить словарный запас словами словосочетаниями «лапти», «лапоточки», «лапотки», «липа», «плести лапти»,«лыко драть», «лапотница».

Оборудование:

Лапти, иллюстрации с изображением сказочных героев в лаптях.

Ход занятия:

Хозяйка встречает детей в горнице:                                                                                          -Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!                                                     Давно вас поджидаю, сказки сказывать не начинаю.                                                          Быть внимательными и смышлеными вам сегодня предлагаю.                           

Хозяйка предлагает послушать потешки и рассмотреть иллюстрации:                   -Лиса по лесу ходила,                                                                                                          Звонки песни выводила,                                                                                                        Лиса лычко драла,                                                                                                                    Лиса лапотки плела:                                                                                                                  Себе – двое,                                                                                                                              Мужу – трое,                                                                                                                                    И детишкам                                                                                                                По лаптишкам.

Рассматривание лаптей  - из чего сплетены, какие они, для чего, почему в старые времена люди ходили в лаптях. Объяснение, что такое лапоть - это обувь из лыка.

Хозяйка читает стихотворение:

-Сегодня день целый все звери у дела:                                                                        Лисичка-сестричка шубку подшивает.

Сер медведь, старый дед,                                                                                                            Сапог подбивает.                                                                                                                               А сорока-белобока мушек отгоняет.                                                                          Медведица Маша варит детям кашу.

Зайчиха под елкой метет метелкой.                                                                                   Кошка лыко дерет, коту лапотки плетет.                                                                             По болоту босиком кулик ходит с посошком.

-Что делала лиса? Что делала кошка? Что такое лапти? (Достает из сундука

лапти, предлагает их рассмотреть, объяснить, почему так называются,

для чего предназначены.) Лапти – это обувь из лыка. Что такое лыко? Лыко –

это кора липы (липовая кора).

-С моего цветка берет пчелка самый вкусный мед.                                                              А меня все обижают – шкурку тонкую сдирают. (Липа)

-Посмотрите, как аккуратно и красиво сплетены лапти, с рисунком. В старые

времена люди ходили в лаптях, потому что другой обуви не была. Поэтому

драли лыко и плели лапти. А сейчас липку никто не обижает, кору не снимает. И растут липы зеленые и красивые. (Предлагает рассмотреть и

потрогать лыко)                                                                                                                        

- В старые времена это была удобная, легкая летняя обувь. Народные умельцы плели их из липовой коры – лыка, они продавались на ярмарке. В то

же время лапти, лычная обувь, была признаком бедности русских простых

людей (крестьян). Сейчас лапти продаются в магазине: люди их покупают в

память о старине русской, а иногда даже надевают в баню - в них удобно. Но чаще их покупают как сувениры, подарки. И продаются они самых разных

размеров: от огромных до самых крошечных. (Обращает внимание детей на

выставку иллюстраций к сказкам) Хотите послушать сказку про лапти?

Хозяйка читает сказку «Пузырь, соломинка и лапоть»

-Как называется сказка? Зачем герои сказки пошли в лес? Что случилось, когда пузырь, соломинка и лапоть дошли до реки? Почему соломинка переломилась? Она какая? (Предлагает рассмотреть соломинку, обследовать.) Тонкая, хрупкая, гибкая, слабая, непрочная, ломкая, изящная, золотистая,… Что произошло с лаптем? Почему? Почему лопнул пузырь? Чему учит эта сказка? Почему в народе говорят: «Семь раз отмерь, а один отрежь»?

Предлагаю поиграть в игру «Лапти», считалкой выберем водящего.

-Месяц, месяц, где ты был?  - В лесу.                                                                                            -Что ты делал? - Лыки драл.                                                                                                          -Куда клал? -Под колоду.                                                                                                                -Кто взял? - Родион.                                                                                                                        - Поди вон!

На полу рисуется круг. Дети встают за кругом, поворачиваются спиной к центру и через голову перебрасывают каждый какой-нибудь предмет в круг («лапоть»). Повернувшись к водящему, спрашивают: «Сплели лапти?» Водящий отвечает: «Нет!» Дети спрашивают еще раз: «Сплели лапти?» - «Да!». Дети бегут в круг и стараются взять свой предмет, а водящий караулит «лапти» : он бегает в кругу и старается запятнать играющих. Но поймать может только в кругу. Если ребенок не успел взять свой предмет, он выходит из игры.                                                                                                                               

-Хотите послушать сказку, про лису - лапотницу?                                              

Хозяйка рассказывает сказку «Лиса – лапотница»

-Почему сказка называется «Лиса – лапотница»? Что нашла лиса на дороге?

Как она обманула старика? Для чего она это сделала? Что дал лисе старик

взамен лаптя? (курицу) Что дал мужик лисе за курочку? (уточку) А за

уточку? (гусеночка) Какую песенку припевала лиса? Почему хозяин в последней избе решил проучить лису? Что он сделал? Как лиса сама с собой

разговаривала? (предлагает обыграть) Какая лиса в сказке? Почему русский

народ придумал пословицы «Ложь человека не красит», «Лгуна легче

поймать, чем хромого», «Раз солгал – навек лгуном стал», «Трусливый и ленивый в дружбе живут»?

На печке выезжает Емеля.

Емеля: Я приехал к вам на печке скуку разогнать, повеселиться да поиграть! Повторите за мной удивленно (тихо, испуганно, весело) :                                              -Са-са-са – в сказке хитрая лиса.                                                                                                 -Апоть-апоть-апоть – нашла лиса лапоть.                                                                                    -Ток-ток-ток – спрячь, мужик, мой лапоток.                                                                                   -Су-су-су – проучил мужик лису.                                                                                                -Ост-ост-ост – собака схватила лису за хвост.

Емеля:  Выполните мои задания.                                                                                              «Скажи наоборот» (про обувь).                                                                                     Грязная – чистая, старая – новая. Ветхая – прочная, старинная – современная, жесткая – мягкая, летняя – зимняя, уличная – домашняя.

«Назови ласково»                                                                                                  Ботинок – ботиночек, сапог – сапожок, валенок – валеночек, лапоть – лапоток, лапоточек.

 «Из какой сказки эта обувь?»                                                                       Хрустальная туфелька? Валенки? Лапти? Сапоги - скороходы?»

Отгадайте мои загадки.

-Не ботинки, не сапожки, но их тоже носят ножки.                                                               В них мы бегаем зимой: утром – в садик, днем – домой. (Валенки)

-Сшили их из черной кожи, в них теперь ходить мы можем.                                             И на слякотной дороге не промокнут наши ноги. (Сапоги)

-Всегда шагаем мы вдвоем, похожие как братья.                                                             Мы за обедом – под столом, а ночью – под кроватью. (Тапки)

-Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут. (Ноги)

Емеля:  Дети, я все время теряю свои лапти и не знаю, почему Хозяйка.                  Хозяйка: В народе говорят: «Каждой вещи – свое место», «Где аккуратность

– там и опрятность», «Кто аккуратен, тот и людям приятен», «Дело вести – не

лапти плести», «Чистые сапоги быстрее ходят».

Емеля:  А мои лапти еще и плясать умеют сами. Не верите? Проверьте! Эй,

сыпь веселей, лаптей не жалей! (Инсценировка песни «Лапти мои»)

Емеля: Желаю жить да молодеть, добреть да богатеть! А мне пора, до свиданья, детвора!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «Эх, лапти мои»

план-конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира «Путешествие в мир обуви: от лаптей до туфель» для детей 5-7 лет.

Конспект непрерывной образовательной деятельностипо формированию целостной картины мира«Путешествие в мир обуви: от лаптей до туфель»...

Конспект занятия на тему "Ох, лапти мои,лапти лыковые"

Конспект занятия на тему "Ох, лапти мои,лапти лыковые"...

Конспект основной образовательной деятельности «Лапти, лапти, лапоточки» Занятие для детей 5-6 лет

Данное занятие направлено на формирование  представления о предмете народного быта «Лаптях» и их назначении. Способствует формированию интереса к предметам русского быта....

Ох, лапти, да лапти, да лапти мои

Цели: Расширять представления детей о жизни русского народа в старину....

Модель организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста (старшая группа)» «ЭХ, ЛАПТИ МОИ, ЛАПТИ ЛИПОВЫЕ…»

формировать потребность в познании рукотворного мира; совершенствовать знания о предметах народного быта; развивать связную речь детей....