Тема проекта: Потешный промысел.
проект по окружающему миру на тему
Данный проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста, который осуществлялся под руководством воспитателя МБДОУ № 52
г. Астрахани: Федоровой Ольги Павловны.
Проект построен на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей, доступность материала, постепенность его усложнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_poteshnyy_promysel.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому развитию воспитанников №52» «Росинка».
Тема проекта:
Потешный промысел.
Автор: Федорова Ольга Павловна
г. Астрахань 2014 г.
Аннотация проекта.
Данный проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста, который осуществлялся под руководством воспитателя МБДОУ № 52
г. Астрахани: Федоровой Ольги Павловны.
Проект построен на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей, доступность материала, постепенность его усложнения.
Цель проекта:
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.
Для реализации используются разнообразные средства:
- устное народное творчество;
- художественная литература;
- музыкальное народное творчество;
- игровая деятельность;
- театральная деятельность.
- продуктивная деятельность.
- практическая деятельность
Продолжительность проекта - один год, в дальнейшем планируется продолжить эту деятельность. Данный проект не требует материальных затрат.
Полученные результаты по окончанию проекта:
За время работы по проекту у детей появились знания о музее, о народных игрушках, материалах и их признаках, о том, что выбор материала для изготовления предмета обусловлен его назначением, о труде взрослых, о процессе изготовления игрушек из разных материалов разными инструментами. Развивается интерес и желание заниматься изобразительной деятельностью, дети знакомятся с произведениями декоративно-прикладного искусства. Дети научились создавать нарядные орнаменты, ритмично чередуя геометрические фигуры, соблюдая симметрию в использовании цвета и элементов узора.
Основные цели и задачи проекта:
Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству. Воспитывать у детей интерес к декоративно – прикладному искусству и народным промыслам России.
Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой, показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что любая игрушка – отражение времени, память о человеке.
Задачи:
Поддерживать естественный интерес и любознательность детей.
Учить получать радость от узнавания нового.
Освоить некоторые классические художественные элементы.
Обобщать детско-родительские отношения, повышать заинтересованность родителей в продуктивной деятельности с детьми.
Развивать творческое воображение детей.
Предистория проекта:
Изучение истории отечественной культуры в настоящее время представляет собой одно из актуальных направлений всей образовательной системы, особенно важное для подрастающего поколения. Старая поговорка гласит: «Всё новое – хорошо забытое старое». Действительно, исследователями отмечено, что часто человек и человечество возвращается к, казалось бы, давно оставленным положениям, в истинность которых уже перестали верить.
Разнообразные темы и формы увлекательных занятий, знакомящих детей с миром народной культуры, могут стать основной для глубокого её познания, преодоления стереотипов в восприятии представителей других народов, и профилактики межэтнических конфликтов в молодёжной среде.
Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни – от первых шагов. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся.
Обоснование социальной значимости проекта.
Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства, и развивать духовность. Обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству народа в воспитании и развитии детей традиционны для практики дошкольного образования.
Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного. Детей должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.
Методология проекта.
Проводя работу по данной теме, я стараюсь формировать в душе ребёнка любовь, бережное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребёнка.
Разные нации живут на просторах Российской Федерации. Подлинная любовь к родному не имеет ничего общего с национальной ограниченностью. Изучение родной культуры заставляет задуматься и о наших общечеловеческих корнях, побуждать уважать культуру других народов и чутко к ней относится.
Чтобы понять чужой народ, нужно знать свою национальную культуру, изучать и признавать культуры чужие, бережно относиться к ним и постигать общие начала разных культур.
Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры. Степень новизны заключается в осуществлении художественно-эстетического цикла через интеграцию художественно-творческой деятельности детей, как одной из форм взаимопроникновения различных направлений по приобщению детей к русской народной культуре.
Методический проект на доступном детям уровне знакомит детей с народными игрушками, народным творчеством, традициями, бытом, обычаями русского народа, крестьянским трудом, способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.
В группе создана развивающая среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству.
Разработан план проекта по приобщению детей к русской народной культуре. Сделаны игры: «Народная игрушка – матрешка», «Дымковская игрушка», «Дымковское лото», «Ярмарка игрушек», «Угадай, чей силуэт».
Проектом предусматривается развитие интереса к истории игрушки и деятельности людей.
Основной формой работы остаются занятия, которые проводятся как фронтально, так и подгруппами, и индивидуально. Используются комплексные, сюжетные, тематические и другие виды занятий.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». В группе для этого отведён уголок, в котором есть: альбомы: «Изразцы», «Дымковская игрушка», «Загадки», «Филимоновская игрушка» и др. Раскраски: «Матрёшки», «Урало-сибирская роспись», «Народное творчество» и др. Рассматривая эти альбомы и раскраски, дети знакомятся с элементами, узорами, орнаментами, сюжетными композициями. В уголке есть игрушки: богородская, дымковские, матрёшки, игры, куклы-скрутки, сделанные детьми на занятии «Крестьянская игрушка».
Весь наглядный материал лежит в доступном для детей месте. Дети в любой момент могут подойти взять, посмотреть, потрогать, поиграть. На свои занятия я очень часто для детей «приглашаю» куклу Дуняшу. Дети всегда с радостью её встречают.
Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, очень важно знакомить с ним детей.
Дети с удовольствием рассматривают узоры с изображением сказочных птиц, животных. Играют в игры: «Угадай, чей силуэт?», «Народные промыслы». Детям очень нравится обводить трафареты: матрёшки, птицы Сирин, дымковских игрушек и др., а затем раскрашивать их. Дети с удовольствием занимаются лепкой, аппликацией и конструированием…
Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в конкурсах по изготовлению авторской игрушки, создание альбомов «Народные игрушки».
План реализации проекта: «Потешный промысел».
месяц | занятия | беседы | игры | продуктивная деятельность | режимные моменты | самостоятельная деятельность | развлечение |
сентябрь 1-ая неделя | Тема: Экскурсия в музей игрушек. | Рисование: Какая игрушка мне понрави-лась в музее? | С/ролевая игра: Музей. | Просмотр кассеты: Тайны птиц Сирин. | |||
2-ая неделя | Тема: Какие игрушки мы видели в музее? | «Что за прелесть эти сказки? | Выучить потешки: «Барашеньки, крутороженьки», «Сидит, сидит зайка». | Сравнение двух видов матрешек (семеновской и подхов-майданской) | |||
3-ая неделя | Тема: В гости к Дуняше (рассказ о матрешке) | «Где спря-талась мат-решка?» | Делаем дидактическую игру «Народная игрушка – матрешка». | Разучивание загадок про матрешку. | |||
4-ая неделя | Тема: Матрешки, какие они? | Обед для матрешки. | Лепка: Веселая матрешка. | Разучивание стихов о матрешке. | Вырезать силуэт матрешки. | Выставка детских работ: Наши матрешки. | |
октябрь 1-ая неделя | «Подбери узор» | Лепка: Курица (по типу филимоновской игрушки) | Рассматривание раскраски «Матрешки» | Разрисовать плоскостных матрешек. | Развлечение: Маша и медведь. | ||
2-ая неделя | Тема: Знакомство с Филимо-новской игрушкой. | Лепка: Медведь с угощением. (по типу филимоновской игрушки) | Рассмотреть альбом «Филимоновская игрушка». | ||||
3-ая неделя | Тема: Какие игрушки мы знаем? | «Загадоч-ные игрушки» | Рисование: Роспись лошад-ки (по типу филимоновской игрушки) | Прочитать стихотворе-ние В. Василе-нко «Филимо-новская игрушка». | |||
4-ая неделя | Тема: Крестьян-ская игрушка. | Рисование: Кукла – оберег, кукла Масленица. | Чтение сказки «Василиса Прекрасная». | Рассматривание альбома: Народные куклы – игрушки. | |||
ноябрь 1-ая неделя | «Отгадай, чей силуэт» | Заучивание стихотворе-ния В. Васи-ленко «Мои игршуки». | Выставка «Филимоновская игрушка». | ||||
2-ая неделя | Тема: Вол-шебный сундучок. (знакомс-тво с дым-ковской игрушкой) | «Собери узор» | Лепка: «Дымковский индюк» | Выучить потешку: «Индя-индя-индюшок» | |||
3-ая неделя | Рисование: Роспись юбки для барышни» | Рассматривание альбома: Дымковская игрушка. | |||||
4-ая неделя | Чем отли-чаются игрушки ( на приме-ре дымко-вской и филимоно-вской) | «Дымков-ское лото» | Делаем с детьми дидактическую игру «Дымковская игрушка». | Выучить стихотворе-ние «Индюк» | Вырезать силуэт хвост индюка. | ||
декабрь 1-ая неделя | «Укрась хвост индюка» | Аппликация: Составь узор (по мотивам дымковской игрушки) | Чтение стихотворения: «Дымково» В. Фофанов | Выставка дидактических игр. | |||
2-ая неделя | Тема: Знакомство с Каргопо-льской игрушкой. | «Чего не стало?» | Рисование: Роспись плоскостной игрушки «Полкан» - силуэт | Рассматривание альбома: Каргопольская игрушка. | |||
3-ая неделя | Тема: Какие игрушки мы знаем? | «Придумай узор» | Лепка: Лошадка. | Чтение стихотворе-ния В. Василе-нко «Лев из Каргополя» | Выставка детских работ. | ||
4-ая неделя | Тема: Богородская игрушка и ее мастера» | Конструирова-ние:»Медведь и мужик» (по типу богород-ской) | Чтение сказки «Вершки и корешки» | Вырезать силуэты медведя и мужика. | |||
январь 1-ая неделя | «Чем похо-жи и чем отличаю-тся?» (рассмот-реть бого-родские игрушки) | Рисование: Медведь с бочонком меда. | Закрепить пословицы о труде. | ||||
2-ая неделя | «Узнай по описанию» | Конструирова-ние: Медведь – дергунчик. | Прочитать сказку «Летучий корабль» | Выставка детских работ: Медведь-дергунчик, Медведь и мужик. | |||
3-ая неделя | Тема: Русская свистулька. | Лепка: Свистулька. | Слушаем звучание свистулек. | ||||
4-ая неделя | «Чья свистулька поет громче? | Рисование: Раскрасить силуэт свистульки. | Выучить стихотворе-ние Дьяконова «Барашек – свисток». | ||||
февраль 1-ая неделя | Тема: Жила-была русская свистулька. | Аппликация: Моя свистулька. | Слушание звукозаписи «Игра свистулек». | ||||
2-ая неделя | Тема: Тверская игрушка. | «Придумай узор» | Вырезать с помощью трафарета – силуэта. | ||||
3-ая неделя | Рисование: Роспись силуэта. | ||||||
4-ая неделя | Тема: Ярмарка «Русские чудеса». | «Чем отличают-ся и чем похожи» | Вспомнить загадки про игрушки. | ||||
март 1-ая неделя | Рисование: роспись матрешки. | ||||||
2-ая неделя | Тема: Виды игрушек. | «Собери узор» | Вспомнить стихи про игрушки. | Выставка детских работ. |
Список Литературы:
Ватаман В. П.
Воспитание детей на традициях народной культуры.
В.; Издательство «Учитель», 2007 г.
2. Ватаман В. П.
Мир народной культуры.
В.; Издательство «Учитель», 2007 г.
3. Пигилова Т. А.
Предмет «Народная культура».
М.; Издательство «Русский дом», 1993 г.
4. Князева О. Л., Маханева М. Д.
Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
СПб.; «Детство – Пресс», 1999г.
Куприна Л. С., Бударина Т. А., Маркеева О. А.
Знакомство детей с русским народным творчеством.
СПб., «Детство – Пресс», 2001 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема проекта:"Безопасность на дорогах". Название проекта:"Красный, желтый, зеленый".
Актуальность проекта обусловлена тем, что окружающая ребенка среда – это не только семья, детский сад, школа, но и детская площадка, двор и, конечно, улица. Ежегодно увеличивается количество авт...
паспорт проекта. Тема проекта: Путешествие в сказочное королевство" с использованием развивающих и дидактических игр
ПАСПОРТ ПРОЕКТААвтор: Бекетова Ольга Михайловна – воспитатель старшей группы...
Паспорт проекта.Тема проекта"День матери"
ПАСПОРТ ПРОЕКТААВТОР:БЕКЕТОВА ОЛЬГА МИХАЙЛОВНАВоспитатель ГБДОУ №16 Московского района Санкт-ПетербургаТЕМА ПРОЕКТА: «День Матери»ТВОРЧЕСКОЕ НАЗВ...
Проект по познавательно – речевому развитию детей в первой младшей «А» группе Тема проекта: «Потешки - помощники»
Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Дет...
ТЕМА ПРОЕКТА: «Россия» Тип проекта: долгосрочный. Составила: Корясова. О.Н.
Паспорт. 1.Возраст детей: 4-5 лет.2.Время работы: постоянно.3.Режим работы:2-3 раза в неделю.4.Обеспечение: художественная литература, стихи, загадки. игры, маски. Использование интер...
Познавательно-творческий долгосрочный проект «Народный промысел России»
Познавательно-творческийдолгосрочный проект «Народный промысел России»...
Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети
Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...