Тема проекта: Потешный промысел.
проект по окружающему миру на тему

Федорова Ольга Павловна

Данный проект предназначен для детей старшего  дошкольного возраста, который осуществлялся под руководством воспитателя МБДОУ № 52

г. Астрахани:  Федоровой Ольги Павловны.

Проект построен на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей, доступность материала, постепенность его усложнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_poteshnyy_promysel.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

                      Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

        «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности  

         по художественно-эстетическому развитию воспитанников  №52»  «Росинка».

                     Тема         проекта:

        Потешный промысел.

                                         Автор: Федорова Ольга Павловна

                                      г. Астрахань 2014 г.

Аннотация проекта.

Данный проект предназначен для детей старшего  дошкольного возраста, который осуществлялся под руководством воспитателя МБДОУ № 52

г. Астрахани:  Федоровой Ольги Павловны.

Проект построен на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей, доступность материала, постепенность его усложнения.

Цель проекта:

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

   Воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Для реализации используются разнообразные средства:

-  устное народное творчество;

-  художественная литература;

-  музыкальное народное творчество;

-  игровая деятельность;

-  театральная деятельность.

-  продуктивная деятельность.

-  практическая деятельность

Продолжительность проекта -  один год, в дальнейшем  планируется продолжить эту деятельность. Данный проект  не требует материальных затрат.

Полученные  результаты по окончанию проекта:

За время работы по проекту у детей появились знания о музее, о народных игрушках, материалах и их признаках, о том, что выбор материала для изготовления предмета обусловлен его назначением, о труде взрослых, о процессе изготовления игрушек из разных материалов разными инструментами. Развивается интерес и желание заниматься изобразительной деятельностью, дети знакомятся с произведениями декоративно-прикладного искусства.  Дети научились создавать нарядные орнаменты, ритмично чередуя геометрические фигуры, соблюдая симметрию в использовании цвета и элементов узора.

Основные цели и задачи проекта:

Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству. Воспитывать у детей интерес к декоративно – прикладному искусству и народным промыслам России.  
Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой, показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что любая игрушка – отражение времени, память о человеке.
Задачи:
Поддерживать естественный интерес и любознательность детей.
Учить получать радость от узнавания нового.
Освоить некоторые классические художественные элементы.
Обобщать детско-родительские отношения, повышать заинтересованность родителей в продуктивной деятельности с детьми.
Развивать творческое воображение детей.

Предистория проекта:

   

        Изучение истории отечественной культуры в настоящее время представляет собой одно из актуальных направлений всей образовательной системы, особенно важное для подрастающего поколения. Старая поговорка гласит: «Всё новое – хорошо забытое старое». Действительно, исследователями отмечено, что часто человек и человечество возвращается к, казалось бы, давно оставленным положениям, в истинность которых уже перестали верить.

Разнообразные темы и формы увлекательных занятий, знакомящих детей с миром народной культуры, могут стать основной для глубокого её познания, преодоления стереотипов в восприятии представителей других народов, и профилактики межэтнических конфликтов в молодёжной среде.

Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни – от первых шагов. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся.

Обоснование социальной значимости проекта.

 Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства, и развивать духовность. Обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству народа в воспитании и развитии детей традиционны для практики дошкольного образования.

    Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного. Детей должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.

Методология проекта.

       Проводя работу по данной теме, я стараюсь формировать в душе ребёнка любовь, бережное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребёнка.

    Разные нации живут на просторах Российской Федерации. Подлинная любовь к родному не имеет ничего общего с национальной ограниченностью. Изучение родной культуры заставляет задуматься и о наших общечеловеческих корнях, побуждать уважать культуру других народов и чутко к ней относится.

  Чтобы понять чужой народ, нужно знать свою национальную культуру, изучать и признавать культуры чужие, бережно относиться к ним и постигать общие начала разных культур.

Вся система работы включает  в себя поэтапное, постепенное  воспитание  и развитие ребенка на традициях народной культуры. Степень новизны  заключается  в осуществлении  художественно-эстетического цикла через интеграцию  художественно-творческой деятельности детей, как одной из форм взаимопроникновения различных направлений по приобщению детей к русской народной культуре.

    Методический проект на доступном детям уровне знакомит детей с народными игрушками, народным творчеством, традициями, бытом, обычаями русского народа, крестьянским трудом, способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.

В группе создана развивающая среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству.

Разработан план проекта по приобщению детей к русской народной культуре. Сделаны игры: «Народная игрушка – матрешка», «Дымковская игрушка», «Дымковское лото», «Ярмарка игрушек», «Угадай, чей силуэт».

Проектом предусматривается развитие интереса к истории игрушки и деятельности людей.

Основной формой работы остаются занятия, которые проводятся как фронтально, так и подгруппами, и индивидуально. Используются комплексные, сюжетные, тематические и другие виды занятий.

      «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».  В группе для этого отведён уголок, в котором есть: альбомы: «Изразцы», «Дымковская игрушка», «Загадки», «Филимоновская игрушка» и др. Раскраски: «Матрёшки», «Урало-сибирская роспись», «Народное творчество» и др. Рассматривая эти альбомы и раскраски, дети знакомятся с элементами, узорами, орнаментами, сюжетными композициями. В уголке есть игрушки: богородская, дымковские, матрёшки, игры, куклы-скрутки, сделанные детьми на занятии «Крестьянская игрушка».

 Весь наглядный материал лежит в доступном для детей месте. Дети в любой момент могут подойти взять, посмотреть, потрогать, поиграть.   На свои занятия я очень часто для детей «приглашаю» куклу Дуняшу. Дети всегда с радостью её встречают.

Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, очень важно знакомить с ним детей.

Дети с удовольствием рассматривают узоры с изображением сказочных птиц, животных. Играют в игры: «Угадай, чей силуэт?»,  «Народные промыслы». Детям очень нравится обводить трафареты: матрёшки, птицы Сирин, дымковских игрушек и др., а затем раскрашивать их. Дети с удовольствием занимаются лепкой, аппликацией и конструированием…

Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в конкурсах по изготовлению авторской игрушки, создание альбомов «Народные игрушки».


План реализации проекта: «Потешный промысел».

месяц        

занятия

беседы

игры

продуктивная деятельность

режимные моменты

самостоятельная деятельность

развлечение

сентябрь

1-ая неделя

Тема: Экскурсия в музей игрушек.

Рисование: Какая игрушка мне понрави-лась в музее?

С/ролевая игра: Музей.

Просмотр кассеты: Тайны птиц Сирин.

2-ая неделя

Тема: Какие игрушки мы видели в музее?

«Что за прелесть эти сказки?

Выучить потешки: «Барашеньки, крутороженьки», «Сидит, сидит зайка».

Сравнение двух видов матрешек (семеновской и подхов-майданской)

3-ая неделя

Тема: В гости к Дуняше (рассказ о матрешке)

«Где спря-талась мат-решка?»

Делаем дидактическую игру «Народная игрушка – матрешка».

Разучивание загадок про матрешку.

4-ая неделя

Тема: Матрешки, какие они?

Обед для матрешки.

Лепка: Веселая матрешка.

Разучивание стихов о матрешке.

Вырезать силуэт матрешки.

Выставка детских работ: Наши матрешки.

октябрь

1-ая неделя

«Подбери узор»

Лепка: Курица (по типу филимоновской игрушки)

Рассматривание раскраски «Матрешки»

Разрисовать плоскостных матрешек.

Развлечение: Маша и медведь.

2-ая неделя

Тема: Знакомство с Филимо-новской игрушкой.

Лепка: Медведь с угощением. (по типу филимоновской игрушки)

Рассмотреть альбом «Филимоновская игрушка».

3-ая неделя

Тема: Какие игрушки мы знаем?

«Загадоч-ные игрушки»

Рисование: Роспись лошад-ки (по типу филимоновской игрушки)

Прочитать стихотворе-ние В. Василе-нко «Филимо-новская игрушка».

4-ая неделя

Тема: Крестьян-ская игрушка.

Рисование: Кукла – оберег, кукла Масленица.

Чтение сказки «Василиса Прекрасная».

Рассматривание альбома: Народные куклы – игрушки.

ноябрь

1-ая неделя

«Отгадай, чей силуэт»

Заучивание стихотворе-ния В. Васи-ленко «Мои игршуки».

Выставка «Филимоновская игрушка».

2-ая неделя

Тема: Вол-шебный сундучок. (знакомс-тво с дым-ковской игрушкой)

«Собери узор»

Лепка: «Дымковский индюк»

Выучить потешку: «Индя-индя-индюшок»

3-ая неделя

Рисование: Роспись юбки для барышни»

Рассматривание альбома: Дымковская игрушка.

4-ая неделя

Чем отли-чаются игрушки

( на приме-ре дымко-вской и филимоно-вской)

«Дымков-ское лото»

Делаем с детьми дидактическую игру «Дымковская игрушка».

Выучить стихотворе-ние «Индюк»

Вырезать силуэт хвост индюка.

декабрь

1-ая неделя

«Укрась хвост индюка»

Аппликация: Составь узор (по мотивам дымковской игрушки)

Чтение стихотворения: «Дымково» В. Фофанов

Выставка дидактических игр.

2-ая неделя

Тема: Знакомство с Каргопо-льской игрушкой.

«Чего не стало?»

Рисование: Роспись плоскостной игрушки «Полкан» - силуэт

Рассматривание альбома: Каргопольская игрушка.

3-ая неделя

Тема: Какие игрушки мы знаем?

«Придумай узор»

Лепка: Лошадка.

Чтение стихотворе-ния В. Василе-нко «Лев из Каргополя»

Выставка детских работ.

4-ая неделя

Тема: Богородская игрушка и ее мастера»

Конструирова-ние:»Медведь и мужик» (по типу богород-ской)

Чтение сказки «Вершки и корешки»

Вырезать силуэты медведя и мужика.

январь

1-ая неделя

«Чем похо-жи и чем отличаю-тся?» (рассмот-реть бого-родские игрушки)

Рисование: Медведь с бочонком меда.

Закрепить пословицы о труде.

2-ая неделя

«Узнай по описанию»

Конструирова-ние: Медведь – дергунчик.

Прочитать сказку «Летучий корабль»

Выставка детских работ: Медведь-дергунчик, Медведь и мужик.

3-ая неделя

Тема: Русская свистулька.

Лепка: Свистулька.

Слушаем звучание свистулек.

4-ая неделя

«Чья свистулька поет громче?

Рисование: Раскрасить силуэт свистульки.

Выучить стихотворе-ние Дьяконова «Барашек – свисток».

февраль

1-ая неделя

Тема: Жила-была русская свистулька.

Аппликация: Моя свистулька.

Слушание звукозаписи «Игра свистулек».

2-ая неделя

Тема: Тверская игрушка.

«Придумай узор»

Вырезать с помощью трафарета – силуэта.

3-ая неделя

Рисование: Роспись силуэта.

4-ая неделя

Тема: Ярмарка «Русские чудеса».

«Чем отличают-ся и чем похожи»

Вспомнить загадки про игрушки.

март

1-ая неделя

Рисование: роспись матрешки.

2-ая неделя

Тема: Виды игрушек.

«Собери узор»

Вспомнить стихи про игрушки.

Выставка детских работ.


Список Литературы:

Ватаман В. П.

Воспитание детей на традициях народной культуры.

В.; Издательство «Учитель», 2007 г.

2. Ватаман В. П.

Мир народной культуры.

В.; Издательство «Учитель», 2007 г.

3. Пигилова Т. А.

Предмет «Народная культура».

М.; Издательство «Русский дом», 1993 г.

4. Князева О. Л., Маханева М. Д.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

СПб.; «Детство – Пресс», 1999г.

Куприна Л. С., Бударина Т. А., Маркеева О. А.

Знакомство детей с русским народным творчеством.

СПб., «Детство – Пресс», 2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема проекта:"Безопасность на дорогах". Название проекта:"Красный, желтый, зеленый".

Актуальность проекта обусловлена тем, что окружающая ребенка среда – это не только семья, детский сад, школа, но и детская площадка, двор и, конечно, улица. Ежегодно увеличивается количество авт...

паспорт проекта. Тема проекта: Путешествие в сказочное королевство" с использованием развивающих и дидактических игр

                             ПАСПОРТ ПРОЕКТААвтор: Бекетова Ольга Михайловна – воспитатель старшей группы...

Паспорт проекта.Тема проекта"День матери"

             ПАСПОРТ ПРОЕКТААВТОР:БЕКЕТОВА ОЛЬГА МИХАЙЛОВНАВоспитатель ГБДОУ №16 Московского района Санкт-ПетербургаТЕМА ПРОЕКТА: «День Матери»ТВОРЧЕСКОЕ НАЗВ...

Проект по познавательно – речевому развитию детей в первой младшей «А» группе Тема проекта: «Потешки - помощники»

Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Дет...

ТЕМА ПРОЕКТА: «Россия» Тип проекта: долгосрочный. Составила: Корясова. О.Н.

Паспорт.   1.Возраст детей: 4-5 лет.2.Время работы: постоянно.3.Режим работы:2-3 раза в неделю.4.Обеспечение: художественная литература, стихи, загадки. игры, маски. Использование интер...

Познавательно-творческий долгосрочный проект «Народный промысел России»

Познавательно-творческийдолгосрочный проект «Народный промысел России»...

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...