Экспериментальная деятельность в кружковой работе
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Вафина Гульшат Салаватовна

Планирование кружковой работы по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentalnaydeaytelnost.docx474.65 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

Формировать экологическую культуру, основы экологического мировоззрения, умение пользоваться экологическими знаниями в практической деятельности, мотивацию экологически грамотного поведения, бережного отношения и любви к природе; развивать, поддерживать познавательный интерес детей и использовать его в целях экологического образования.

Задачи:

  • Формировать у детей умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями;
  • развивать познавательный интерес к миру природы;
  • повышать интерес к исследовательской деятельности;
  • способствовать освоению детьми элементарных норм поведения по отношению к природе, формировать навыки рационального природопользования в повседневной жизни;
  • формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка;
  • формировать первоначальную систему ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязь человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
  • формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
  • упражнять детей в умении выдвигать гипотезу, проверять ее на практике, делать выводы, обобщать полученные результаты, сравнивать их со своими предположениями;
  • развивать у детей способности творческого применения полученных в процессе экспериментирований знаний и умений;
  • знакомить детей с особенностями компонентов природы, их свойствами и взаимосвязями.

Описание мини-лаборатории

Наша мини-лаборатория  создана для развития у детей познавательного интереса, эстетического, эмоционального развития, приобретения навыков самостоятельной работы, развития воображения, мышления, интеллекта, повышения интереса к  исследовательской деятельности, формирования научного мировоззрения. В лаборатории дети заняты игровой, экспериментальной деятельностью, наблюдениями. Мини-лаборатория входит в состав экологического комплекса. Ее главное назначение –   повышение эффективности экологического образования.

В зоне лаборатории расположены столы, наборы стаканчиков разной степени прозрачности, ложечки, трубочки для коктейля, бумага для фильтрования, вата, губки, лупы, микроскопы, песочные часы, комплекты для игр с водой, песком, воздухом, магниты, кисточки, краски, термометры, зеркала, различные по размеру семена растений, воронки, различные по размеру бутылочки, пипетки, мензурки, фонарики, материалы для игр с мыльными пузырями, воздушные шары, сыпучие материалы (сахар, песок, соль, крахмал, мука), глина, различные по объему емкости, камни, металлические, стеклянные, пластиковые, деревянные предметы, ящик ощущений, макет горы-вулкана (для  проведения опыта «Извержение вулкана»), макет карты Татарстана, игрушки различных зверей, рыб, насекомых, капелек воды.  В прозрачный рюкзачок я помещаю различные предметы, которые дети должны исследовать, в этот же рюкзак ребята сами складывают все необходимое для похода в лес, на луг.

Работа в лаборатории проводится в игровой форме. Дети становятся юными учеными и проводят опыты в белых халатах, к которым  прикрепляются  опознавательные эмблемы, например «Ученый Романов Илья». Дети с удовольствием проводят опыты с водой, снегом, льдом, паром, растениями, воздухом и т. п.

Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования

  • Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.
  • Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
  • Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
  • Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.
  • Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.
  • Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.
  • Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Примерная структура занятия-экспериментирования

  • Постановка исследовательской задачи.
  • Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
  • Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
  • Уточнение плана исследования.
  • Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
  • Распределение детей на подгруппы.
  • Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.

Предметно-пространственная среда для экспериментирования

Организация мини-лабораторий в детском саду

В мини-лабораториях может быть выделено:

  • Место для постоянной выставки.
  • Место для приборов.
  • Место для выращивания растений.
  • Место для хранения природного и бросового материалов.
  • Место для проведения опытов.
  • Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.)

Приборы и оборудование для мини-лабораторий

  • Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п.
  • Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
  • Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)
  • Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.

Материалы для организации экспериментирования

1. Бусинки, пуговицы.

 2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.

 3. Пластиковые бутылочки разного размера.

 4. Разноцветные прищепки и резинки.

 5. Камешки разных размеров.

 6. Винтики, гайки, шурупы.

 7. Пробки.

 8. Пух и перья.

 10. Фотопленки.

 11. Полиэтиленовые пакетики.

 12. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.

 13. Спилы дерева.

 14. Вата, синтепон.

 15. Деревянные катушки.

 16. Киндер-сюрпризы

 17. Глина, песок.

 18. Вода и пищевые красители.

 19. Бумага разных сортов.

Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:

1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

 2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д).

 3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).

 4. О способах исследования объекта.

 5. О предметном мире.

В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).

Список использованной литературы

1. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.

 2. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.

 3. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.

 4. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).

                  Список детей группы «Светлячок»

  1. Кадоркин      Максим
  2. Красникова Саша
  3. Калимуллин Равиль
  4. Матвеев        Богдан
  5. Мингалиев   Раиль
  6. Файзарахманова Настя
  7. Фокеева          Даша
  8. Шимкова Полина
  9. Шарипова ВикаC:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\ZABHDKXK\MC900234155[1].wmf
  10. Юсупов Тимур

Планирование работы на 2014 – 2015 учебный год

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

«Экскурсия по лаборатории»

Уточнить представление о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство), познакомить с понятиями: «наука» (познание), «гипотеза»

«Приборы для опытов» Познакомить детей с приборами для наблюдения и опытов – микроскоп, лупа, подзорная труба, бинокль, телескоп;

познакомить с правилами пользования приборами-помощниками

«Вода, какая она?» Уточнить свойства воды (жидкая, бесцветная, прозрачная, без запаха, текучая, имеет вес, не имеет формы)

«Воздух.  Игры с веером» 

Расширять представление детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, он может быть влажным.

Октябрь

«Песок. Свойства песка» 

Расширять знания о свойствах песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого). Развивать умение безопасно обращаться с песком, сравнивать, делать выводы.

«Древесина и ее свойства» 

Упражнять в умении узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

«Стекло и зеркало» Изображение в зеркале называется отражением. Зеркало отражает предмет таким, каков он есть на самом деле

«Бумага и ее свойства» Упражнять в умении узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

Ноябрь

«Легкий - тяжелый» определение веса предмета Развивать представление о весе предметов. Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.

«Плавучесть предметов» Подвести детей к выводу, что полые предметы плавают. Воздух легче воды, поэтому, заполняя полые предметы, он не дает им утонуть. Выявить зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом

«Соль. Сахар. Сравнение с песком» Выявить вещества, которые растворяются в воде. Закрепить знания правил безопасного поведения при работе с различными веществами

«Глина. Ее качество и свойство»

 Познакомить со свойствами почвы и входящих в ее состав песка и глины.

Декабрь

«Огонь друг-Огонь враг»

Знакомство со свойством огня, его опасностью и помощью для человека при правильном обращении с огнем.

«Горячее-Холодное» 

(Определение состояние предметов. Термометр.)

Познакомить с понятием «температура»; формировать представление о приборе для измерения температуры - термометре; сравнение разных видов термометров.

«Твердое состояние воды» 

Продолжать знакомить со свойствами воды (превращение в снег, лед при низких температурах).

«Снег. Какой он?» Закрепить знания о свойствах снега (белый, пушистый, холодный, тает в тепле); в зависимости от температуры воздуха:

в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится), в теплую погоду (липкий).  

Январь

«Как из снега получить воду?» 

Познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности.

«Изготовление цветных льдинок» Способствовать накоплению представлений о свойстве воды: вода изменяет цвет.

«Чистая вода. Знакомство с фильтром»

 Выявить вещества, которые растворяются в воде, познакомить со способом очистки воды – фильтрованием. Закрепить знания правил безопасного поведения при работе с различными веществами.

Февраль

«Человек. Органы дыхания» 

Дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; он находится вокруг нас, воздух можно почувствовать.

«Откуда берется иней?» Раскрыть представление об инее путем эксперимента с термосом.

«Источник света» 

Дать представление о том, что Солнце является источником тепла и света. Познакомить с понятием «световая энергия». Определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).

 «Жизнь Растений» Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развитая растений.

Уточнить представления о необходимости наличия почвы, света и воды. Установить, как растение ищет свет. Выявить потребность растения в воздухе.

Март

«Посадка лука» Опытным способом выяснить, что раньше появляется из семени. Уточнить представление о луке, определить алгоритм деятельности по посадке растения.

«Наш друг солнечный зайчик» 

Дать представление о том, что «солнечный зайчик» - это луч солнечного света, показать из каких цветов состоит солнечный луч, отраженный от зеркальной поверхности.

Закрепить правила безопасности при использовании световой энергии (солнце, электрическая лампа).

«Ветка тополя» Наблюдение. Уточнить строение дерева, за счет чего оно растет. Рассмотреть ветку тополя.

«Картина наоборот»

 (Шарики пластилина на прозрачной крышке)

Уточнить свойства пластилина.

Апрель

«Ткань. Ее свойства иголочка и нитка» Познакомить с разными видами ткани.

«Пенопласт и его свойства»

Познакомить со свойством пенопласта. Пенопласт относится к газонаполненным пластмассам. Так что название ни разу не врет, это действительно пласт пены. Каждый шарик пенопласта – пузырек газа в пластической оболочке. 

«Пар-это тоже вода» Оборудование: Кружка с кипятком, стекло. Взять кружку с кипятком, чтобы дети видели пар. Поместить над паром стекло, на нем образуются капельки воды. Вода превращается в пар, а пар затем превращается в воду.

«Тень. Откуда она берется?» 

Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и расположения предмета.

Май

«Увеличительное стекло»

Закреплять представление о свойстве увеличительного стекла

«Магнит. Его свойства» магниты, мелкие предметы из разных материалов, таз с водой, рабочие листы

«Кристалл своими руками» 

эксперимент с солью. Выращивание кристаллов.

«Баночка с сюрпризом или море в банке» творческий эксперимент с водой, и каплей масла.

«Дошкольное детство — это начальный этап человеческой личности, когда маленький человечек начинает осознавать свое место в природе, то, что он является неотъемлемой частью природы» 

               Дыбина О. В.

Утверждаю_________________________

Заведующая МБДОУ №37 Краснова Р.В.

Рабочая программа  экспериментальной лаборатории

«Отчего и почему?»

для старшего дошкольного возраста на 2014 – 2015 учебный год

Руководитель: Вафина Г. С.

                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по кружковой работе во второй младшей группе по программе «Семицветик» Тема: «У белочки в гостях»

Закрепить знания основных цветов и геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг , овал, прямоугольник.Развивать умение работать с раздаточным материалом.Формировать у детей интерес к занятию...

Организованная деятельность по кружковой работе.

Приобщать детей к постройке простейших конструкций. Закреплять представления об отношениях по величине, учить располагать в правильном ( по инструкции ) порядке ....

Организованная деятельность по кружковой работе.

Приобщать детей к постройке простейших конструкций. Закреплять представления об отношениях по величине, учить располагать в правильном ( по инструкции ) порядке...