Экспериментальная деятельность в кружковой работе
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Планирование кружковой работы по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentalnaydeaytelnost.docx | 474.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель:
Формировать экологическую культуру, основы экологического мировоззрения, умение пользоваться экологическими знаниями в практической деятельности, мотивацию экологически грамотного поведения, бережного отношения и любви к природе; развивать, поддерживать познавательный интерес детей и использовать его в целях экологического образования.
Задачи:
- Формировать у детей умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями;
- развивать познавательный интерес к миру природы;
- повышать интерес к исследовательской деятельности;
- способствовать освоению детьми элементарных норм поведения по отношению к природе, формировать навыки рационального природопользования в повседневной жизни;
- формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка;
- формировать первоначальную систему ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязь человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
- формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
- упражнять детей в умении выдвигать гипотезу, проверять ее на практике, делать выводы, обобщать полученные результаты, сравнивать их со своими предположениями;
- развивать у детей способности творческого применения полученных в процессе экспериментирований знаний и умений;
- знакомить детей с особенностями компонентов природы, их свойствами и взаимосвязями.
Описание мини-лаборатории
Наша мини-лаборатория создана для развития у детей познавательного интереса, эстетического, эмоционального развития, приобретения навыков самостоятельной работы, развития воображения, мышления, интеллекта, повышения интереса к исследовательской деятельности, формирования научного мировоззрения. В лаборатории дети заняты игровой, экспериментальной деятельностью, наблюдениями. Мини-лаборатория входит в состав экологического комплекса. Ее главное назначение – повышение эффективности экологического образования.
В зоне лаборатории расположены столы, наборы стаканчиков разной степени прозрачности, ложечки, трубочки для коктейля, бумага для фильтрования, вата, губки, лупы, микроскопы, песочные часы, комплекты для игр с водой, песком, воздухом, магниты, кисточки, краски, термометры, зеркала, различные по размеру семена растений, воронки, различные по размеру бутылочки, пипетки, мензурки, фонарики, материалы для игр с мыльными пузырями, воздушные шары, сыпучие материалы (сахар, песок, соль, крахмал, мука), глина, различные по объему емкости, камни, металлические, стеклянные, пластиковые, деревянные предметы, ящик ощущений, макет горы-вулкана (для проведения опыта «Извержение вулкана»), макет карты Татарстана, игрушки различных зверей, рыб, насекомых, капелек воды. В прозрачный рюкзачок я помещаю различные предметы, которые дети должны исследовать, в этот же рюкзак ребята сами складывают все необходимое для похода в лес, на луг.
Работа в лаборатории проводится в игровой форме. Дети становятся юными учеными и проводят опыты в белых халатах, к которым прикрепляются опознавательные эмблемы, например «Ученый Романов Илья». Дети с удовольствием проводят опыты с водой, снегом, льдом, паром, растениями, воздухом и т. п.
Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования
- Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.
- Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
- Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
- Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.
- Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.
- Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.
- Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
Примерная структура занятия-экспериментирования
- Постановка исследовательской задачи.
- Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
- Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
- Уточнение плана исследования.
- Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
- Распределение детей на подгруппы.
- Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.
Предметно-пространственная среда для экспериментирования
Организация мини-лабораторий в детском саду
В мини-лабораториях может быть выделено:
- Место для постоянной выставки.
- Место для приборов.
- Место для выращивания растений.
- Место для хранения природного и бросового материалов.
- Место для проведения опытов.
- Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.)
Приборы и оборудование для мини-лабораторий
- Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п.
- Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
- Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)
- Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.
Материалы для организации экспериментирования
1. Бусинки, пуговицы.
2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.
3. Пластиковые бутылочки разного размера.
4. Разноцветные прищепки и резинки.
5. Камешки разных размеров.
6. Винтики, гайки, шурупы.
7. Пробки.
8. Пух и перья.
10. Фотопленки.
11. Полиэтиленовые пакетики.
12. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.
13. Спилы дерева.
14. Вата, синтепон.
15. Деревянные катушки.
16. Киндер-сюрпризы
17. Глина, песок.
18. Вода и пищевые красители.
19. Бумага разных сортов.
Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:
1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д).
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
4. О способах исследования объекта.
5. О предметном мире.
В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).
Список использованной литературы
1. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
2. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.
3. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
4. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).
Список детей группы «Светлячок»
- Кадоркин Максим
- Красникова Саша
- Калимуллин Равиль
- Матвеев Богдан
- Мингалиев Раиль
- Файзарахманова Настя
- Фокеева Даша
- Шимкова Полина
- Шарипова Вика
- Юсупов Тимур
Планирование работы на 2014 – 2015 учебный год
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Сентябрь | «Экскурсия по лаборатории» Уточнить представление о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство), познакомить с понятиями: «наука» (познание), «гипотеза» | «Приборы для опытов» Познакомить детей с приборами для наблюдения и опытов – микроскоп, лупа, подзорная труба, бинокль, телескоп; познакомить с правилами пользования приборами-помощниками | «Вода, какая она?» Уточнить свойства воды (жидкая, бесцветная, прозрачная, без запаха, текучая, имеет вес, не имеет формы) | «Воздух. Игры с веером» Расширять представление детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, он может быть влажным. |
Октябрь | «Песок. Свойства песка» Расширять знания о свойствах песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого). Развивать умение безопасно обращаться с песком, сравнивать, делать выводы. | «Древесина и ее свойства» Упражнять в умении узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде). | «Стекло и зеркало» Изображение в зеркале называется отражением. Зеркало отражает предмет таким, каков он есть на самом деле | «Бумага и ее свойства» Упражнять в умении узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит). |
Ноябрь | «Легкий - тяжелый» определение веса предмета Развивать представление о весе предметов. Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу. | «Плавучесть предметов» Подвести детей к выводу, что полые предметы плавают. Воздух легче воды, поэтому, заполняя полые предметы, он не дает им утонуть. Выявить зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом | «Соль. Сахар. Сравнение с песком» Выявить вещества, которые растворяются в воде. Закрепить знания правил безопасного поведения при работе с различными веществами | «Глина. Ее качество и свойство» Познакомить со свойствами почвы и входящих в ее состав песка и глины. |
Декабрь | «Огонь друг-Огонь враг» Знакомство со свойством огня, его опасностью и помощью для человека при правильном обращении с огнем. | «Горячее-Холодное» (Определение состояние предметов. Термометр.) Познакомить с понятием «температура»; формировать представление о приборе для измерения температуры - термометре; сравнение разных видов термометров. | «Твердое состояние воды» Продолжать знакомить со свойствами воды (превращение в снег, лед при низких температурах). | «Снег. Какой он?» Закрепить знания о свойствах снега (белый, пушистый, холодный, тает в тепле); в зависимости от температуры воздуха: в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится), в теплую погоду (липкий). |
Январь | «Как из снега получить воду?» Познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности. | «Изготовление цветных льдинок» Способствовать накоплению представлений о свойстве воды: вода изменяет цвет. | «Чистая вода. Знакомство с фильтром» Выявить вещества, которые растворяются в воде, познакомить со способом очистки воды – фильтрованием. Закрепить знания правил безопасного поведения при работе с различными веществами. | |
Февраль | «Человек. Органы дыхания» Дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; он находится вокруг нас, воздух можно почувствовать. | «Откуда берется иней?» Раскрыть представление об инее путем эксперимента с термосом. | «Источник света» Дать представление о том, что Солнце является источником тепла и света. Познакомить с понятием «световая энергия». Определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени). | «Жизнь Растений» Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развитая растений. Уточнить представления о необходимости наличия почвы, света и воды. Установить, как растение ищет свет. Выявить потребность растения в воздухе. |
Март | «Посадка лука» Опытным способом выяснить, что раньше появляется из семени. Уточнить представление о луке, определить алгоритм деятельности по посадке растения. | «Наш друг солнечный зайчик» Дать представление о том, что «солнечный зайчик» - это луч солнечного света, показать из каких цветов состоит солнечный луч, отраженный от зеркальной поверхности. Закрепить правила безопасности при использовании световой энергии (солнце, электрическая лампа). | «Ветка тополя» Наблюдение. Уточнить строение дерева, за счет чего оно растет. Рассмотреть ветку тополя. | «Картина наоборот» (Шарики пластилина на прозрачной крышке) Уточнить свойства пластилина. |
Апрель | «Ткань. Ее свойства иголочка и нитка» Познакомить с разными видами ткани. | «Пенопласт и его свойства» Познакомить со свойством пенопласта. Пенопласт относится к газонаполненным пластмассам. Так что название ни разу не врет, это действительно пласт пены. Каждый шарик пенопласта – пузырек газа в пластической оболочке. | «Пар-это тоже вода» Оборудование: Кружка с кипятком, стекло. Взять кружку с кипятком, чтобы дети видели пар. Поместить над паром стекло, на нем образуются капельки воды. Вода превращается в пар, а пар затем превращается в воду. | «Тень. Откуда она берется?» Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и расположения предмета. |
Май | «Увеличительное стекло» Закреплять представление о свойстве увеличительного стекла | «Магнит. Его свойства» магниты, мелкие предметы из разных материалов, таз с водой, рабочие листы | «Кристалл своими руками» эксперимент с солью. Выращивание кристаллов. | «Баночка с сюрпризом или море в банке» творческий эксперимент с водой, и каплей масла. |
«Дошкольное детство — это начальный этап человеческой личности, когда маленький человечек начинает осознавать свое место в природе, то, что он является неотъемлемой частью природы»
Дыбина О. В.
Утверждаю_________________________
Заведующая МБДОУ №37 Краснова Р.В.
Рабочая программа экспериментальной лаборатории
«Отчего и почему?»
для старшего дошкольного возраста на 2014 – 2015 учебный год
Руководитель: Вафина Г. С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по кружковой работе во второй младшей группе по программе «Семицветик» Тема: «У белочки в гостях»
Закрепить знания основных цветов и геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг , овал, прямоугольник.Развивать умение работать с раздаточным материалом.Формировать у детей интерес к занятию...
Развитие познавательных способностей посредством конструктивной деятельности в кружковой работе.
В статье указаны цели, задачи и функции кружка "Умелые ручки"....
Конспект организованной образовательной деятельности по кружковой работе «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ» с детьми старшей группы Тема: «Что такое здоровье?».
Конспект по кружковой работе "Азбука здоровья" Тема: "Что такое здоровье?"...
Конспект организованной образовательной деятельности по кружковой работе «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ» с детьми старшей группы Тема: «Откуда берутся болезни?».
Конспект по кружковой работе"Азбука здоровья"...
Организованная деятельность по кружковой работе.
Приобщать детей к постройке простейших конструкций. Закреплять представления об отношениях по величине, учить располагать в правильном ( по инструкции ) порядке ....
Организованная деятельность по кружковой работе.
Приобщать детей к постройке простейших конструкций. Закреплять представления об отношениях по величине, учить располагать в правильном ( по инструкции ) порядке...
Конспект образовательной деятельности по кружковой работе во второй младшей группе на тему "Украсим варежки".
ЦельЗадачиОборудованиеПредварительная работаХод занятияИтог занятия...