Развитие познавательных способностей посредством конструктивной деятельности в кружковой работе.
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Кулакова Галина Николаевна

В статье указаны цели, задачи и функции кружка "Умелые ручки".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_ploshchadka_kruzhok.docx16.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – «Детский сад №8 «Лесная сказка»

Кулакова Г.Н.- воспитатель группы компенсирующей направленности

Развитие познавательных способностей посредством конструктивной деятельности в кружковой работе.

     Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого продуктивная деятельность, которая влияет на развитие творческих способностей детей в детском саду. Продуктивная деятельность является одним из важнейших средств познания мира, формирование знаний эстетического восприятия, так как она связана с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

      Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположенные в мышцах) – это маленькие, чуткие исследователи, особые воспринимающие устройства, с помощью которых дети ощущают мир вокруг себя. На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые связаны с центрами головного мозга, влияющими на формирование речи человека. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно, ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим.

      Работа в кружке «Умелые ручки» - прекрасное средство для развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а так же конструкторского мышления детей.

      Была поставлена цель – сделать жизнь детей интересной и содержательной; раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в  ребенке.

      Одной из главных задач обучения и воспитания на занятиях является обогащение мировосприятия ребенка, т.е. развитие творческой культуры (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания,, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытий для себя чего-то нового).

      Планируемая в кружке работа расширяет и углубляет знания детей по работе с различными материалами: бумагой и картоном, природным и бросовым материалами, бисером и т.д. Работа организована с учетом опыта детей и их возрастными особенностями.

     Программа кружка имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественно-эстетического вкуса и творческих способностей. Занятия в кружке выполняют следующие функции:

  • Коррекционно-развивающую – развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т.д.);
  • Обучающую – расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умение видеть необычное в предмете исследования;
  • Коммуникативную –развитие умения позитивного общения и сотрудничества;
  • Релаксационную – преобразование деструктивных форм энергии в социально - адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения;
  • Воспитательную – развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду. Процессу творчества и познания.

Задачи:

- сформировать у дошкольников познавательную и исследовательскую деятельность, стремление к умственной деятельности;

- приобщить детей к миру технического и художественного изобретательства;

- развивать эстетический вкус, конструкторские навыки и умения, творческую активность детей;

- развивать трудовые технические навыки изготовления изделий;

- воспитывать усидчивость, аккуратность, чувство взаимопомощи;

- прививать интерес и любовь к народному искусству;

- познакомить детей с различными техниками изготовления поделок: конструирование из бумаги, природного, бросового материала, бисероплетением.

     Работа осуществляется с основными дидактическими принципами:

- систематичности и последовательности ( знания предоставляются в системе с опрой на ранее изученный материал);

- наглядности;

- доступности (учитываются возрастные особенности детей, познание происходит от простого к сложному, от легкого к трудному. От известного к неизвестному);

- личностно-ориетированного подхода;

- связи теории с практикой (полученные знания подтверждены практикой, применяются в играх и повседневной жизни).

     В работе использую следующие методы обучения:

- Наглядные (показ образцов, схем, демонстрации наглядного пособия);

- словесные (беседы, рассказы, объяснения);

-практические упражнения;

- стимулирующий метод (похвала, одобрение, поощрение, восхищение);

Форма проведения занятий подгрупповая (5-6 детей).

Программа рассчитана на 1 год.

 Для успешного освоения программы численность детей на занятии должна составлять не более 6 детей.

Занятия проводятся 1 раз в неделю с ноября по май.

Продолжительность занятия не более 25-30 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план развития познавательных способностей посредством опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование составлено на основании программ Н. Н. Николаевой «Юный эколог»,  Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» и опыта работы:·       Дубининой О.В., ...

Развитие творческих способностей в конструктивной деятельности

Тему своей работы я выбрала не случайно, так как я много лет работаю с детьми раннего возраста.Перед собой ставлю цель и решаю её через поставленные задачи.для этого необходимо продуматьразвиваю...

Перспективный план развития познавательных способностей посредством опытно – экспериментальной деятельности

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка.  Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, котора...

Проект по развитию интеллектуально - творческих способностей посредством конструктивной деятельности «Первые шаги в робототехнику». Академия развития.

Робототехника сегодня - одна из самых динамично развивающихся областей промышленности. Именно поэтому идея сделать LEGO- конструирование  процессом направляемым, расширить содерж...

Конспект занятия по развитию творческих способностей средствами конструктивной деятельности.

Конструктивная деятельность — это, в первую очередь, самое мощное средство умственного развития ребенка. В художественном конструировании, помимо умственного развития ребенка, осуществляется раз...

Из опыта работы "Развитие познавательных способностей посредством дидактических игр"

Игра занимает главное место в жизни ребенка. Игра дошкольника не просто способ интересно провести досуг, это образ жизни, сфера развития и проявления личных качеств....

Перспективный план развития познавательных способностей посредством опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.

Пояснительная записка Перспективное планирование составлено на основании программ Н. Н. Николаевой «Юный эколог»,  Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» и опыта работы:Дуб...