Проект "Лаборатория неживой природы"
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа) на тему

Проект "Лаборатория неживой природы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

 «Лаборатория неживой природы»

(для детей второй младшей группы)

Подготовила: Касьян Е.А.

Проблема: Как познакомиться с неживой природой?

Материал: игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, песком, воздухом.

Перспективный план работы по проекту «Лаборатория неживой природы» ( II младшая группа)

№ п/п

Исследуемый объект или явление

Название мероприятия (опыта, эксперимента)

Цель опыта

Материал, оборудование

1

2

3

4

5

1

Вода

1. Узнаем, какая вода

Выявлять свойства воды: имеет вес, прозрачная, льется

- две одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая, другая с чистой водой;

- набор мелких цветных предметов

2. Вода волшебница

Продолжать выявлять свойства воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах, вкус)

- три одинаковые емкости с водой;

- гуашевая краска;

- пакетик растворимого кофе;

- 10 кусочков сахара рафинада;

- одинаковые стаканчики по количеству  детей

2

Воздух

3. Что в пакете?

Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, легкий.

- полиэтиленовые пакеты

4. Игра с соломинкой

Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его

- трубочки для коктейля;

- емкости с водой

5. Игры с воздушными шариками и соломинкой

Продолжить знакомить детей, что внутри человека есть воздух, обнаружить его

- 2 воздушных шарика (один, надутый слабый, - мягкий; другой, надутый сильно, - упругий)

6. выдувание мыльных пузырей

Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной  воды образуется пузырь

- тарелки (поднос);

- стеклянная воронка;

- соломенные палочки с колечками на конце;

- мыльный раствор и емкость для него

7. Ветер по морю гуляет

Обнаружить воздух

- бассейн с водой;

- модель судна-парусника

1

2

3

4

5

3

Вес

8. Легкий - тяжелый

Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов

- перышко и камень;

- непрозрачные пластиковые бутылки с песком и листьями, водой и травой

9. Плавает - тонет

Показать, что в основном все легкие предметы обладают плавучестью

- кусочек пенопласта;

- проволока;

- деревянный брусок;

- металлический брусок

4

Температура (теплота)

10. Горячо - холодно

Научить определять на ощупь температуру воды, предметов

- емкости (пластиковые бутылки) с водой, находящиеся: на солнечной стороне, в тени;

- предметы, лежащие под лучами солнца;

- предметы, лежащие в тени

11. Чудесный мешочек

Продолжать учить определять температуру жидких веществ и твердых предметов (металлические – холоднее, деревянные – теплее)

Мелкие предметы из дерева, металла, стекла, пластмассы (кубики, пластинки, шарики)

5

Песок

12. Песочные струйки

Знакомство со свойствами песка - сыпучестью

- пластиковые бутылочки, сухой песок, воронки

13. Чудесные фигурки

Продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок можно формировать

- песок, вода;

- лопаточки, совочки, ведерки, формочки

Занятия по проекту

 «Лаборатория неживой природы»

Все опыты проходят с участием игрового персонажа Экоши. Это мягкая игрушка.

  1. Узнаем, какая вода

Экоша: «Ребята, я обнаружил на столике две загадочные банки (дети вместе с Экошей рассматривают закрытые крышками банки, одна – пустая, другая с водой). Интересно, что в них?»

Предлагает детям рассмотреть.

При обследовании выясняется, что одна банка легкая, а другая – тяжелая

Экоша (предлагает): «Давайте откроем первую банку. Что в ней? (нет ничего, кроме воздуха). Правильно, она пустая, поэтому и легкая».

Педагог (спрашивает, слегка встряхивая банку с водой). А что же во второй банке?

Экоша: «В ней что-то булькает, плещется. Вы догадались, что это?» (Ответы детей). Правильно, вода, она чистая и прозрачная. Давайте это проверим. Сначала надо снять крышку, а затем взять любой мелкий предмет и опустить его в банку с водой».

Дети выполняют, выбирая предмет и опуская его в банку с водой, убеждаются, что его хорошо видно через воду.

Педагог помогает детям в эксперименте, с каждым из участников закрепляет понятие «прозрачная».

Экоша: «А если мы наклоним банку с водой, что произойдет? (Ответы детей). Правильно, она выльется, потому что вода жидкая».

Педагог (обращаясь к Экоше, предлагает): «Экоша, если вода жидкая, налей ее ребятам в стаканчики, пусть они сами попробуют, как водичка льется».

  1. Вода – волшебница

Экоша: «Ребята, мне так понравилось с вами заниматься, что я решил сегодня снова заглянуть к вам. Что у нас сегодня интересного, ну-ка, посмотрим. Так (показывает детям), три одинаковые бутылки. С чем они? Догадались? Конечно, это вода. Какая она? (чистая, прозрачная). Вот она – чистая и прозрачная вода! (Оставляет на столике одну бутылку). А хотите, научу вас делать фокус? (Ответы детей). Тогда смотрите и учитесь. Я беру вторую бутылку, наливаю воду в этот прозрачный стаканчик. Посмотрите, как хорошо льется водичка, а все потому, что она жидкая. Вот стаканчик уже полон. Какая в нем вода? Прозрачная. А сейчас я открою эту баночку с краской красного цвета. Где на участке вы видите красный цвет? (Цветы, божьи коровки).  Так,  баночка открыта. Теперь нам понадобится кисточка. Набираю красную краску на кончик кисточки и опускаю в свой стаканчик. Раз, два, три! (размешивает кисточкой краску). Посмотрите! Водичка стала красного цвета! Давайте, проверим, прозрачная она или нет. (Опускает ложечку в стакан). Ложечки не видно, значит, вода не прозрачная».

Педагог: «Вот какая вода – волшебница, взяла и растворила густую краску».

Предлагается возможность всем желающим детям повторить фокус.

Экоша: «А зачем нам нужна третья бутылка?»

Педагог: «Я хочу вам показать еще один фокус, как вода может менять свой цвет и вкус. Сейчас из третьей бутылки я каждому из вас налью воду в стаканчик (наливает).  Какая вода в стаканах? (Прозрачная). Попробуйте по одному глоточку. Какая она на вкус? (вода как вода, без вкуса). Понюхайте, чем пахнет? Ничем? А сейчас каждый из вас положит себе в стаканчик немного кофе. Понюхайте, чем теперь пахнет вода? Какая стала вода? (Она стала коричневой и пахнет кофе). Поменяла вода цвет, растворила кофе

А теперь попробуйте, какая стала на вкус? (Горькая). Ребята, что надо сделать, чтобы вода стала сладкой? (Положить сахар).

Возьмем сахар. (Педагог предлагает каждому ребенку положить в стакан кусок сахара и размешать ложечкой). Вы размешиваете сахар  ложечкой, его становится все меньше и меньше. Это он растворяется в воде. А теперь снова попробуйте. Какого вкуса стала вода? Сладкого. Значит, вода может и запах поменять, и цвет, и вкус. Волшебница да и только!»

  1. Что в пакете?

Экоша вместе с детьми среди игрушек обнаруживают полиэтиленовые пакеты.

Экоша: «Что у вас в этих пакетах?»

Дети вместе с педагогом рассматривают пакеты. Они пусты. Отвернувшись от детей, воспитатель набирает в пакеты воздух и закручивает его так, чтобы пакет стал упругим.

Воспитатель: «А теперь что у меня в пакете? Потрогайте, какой он стал упругий».

Экоша: «Что же там? Откройте, мы посмотрим».

Воспитатель открывает пакет, в нем ничего нет.

Педагог обращает внимание детей, что теперь пакет перестал быть упругим.

Экоша: «Так что же в нем было?»

Педагог: «В пакете был воздух, он прозрачный (невидимый, легкий). Поэтому нам казалось, что пакет пустой».

  1. Игра с соломинкой.

Экоша  «Ребята, я так скучал без вас, идите сюда поскорее, я принес нам подарки».

Раздает всем детям трубочки для коктейля.

Экоша: «Попробуйте подуть в трубочку, а теперь поставьте ладошку перед трубочкой и снова подуйте. Почувствовали, как откуда-то появился ветерок?» (Выдохнули воздух, который перед этим вдохнули)».

Воспитатель: «Воздух нужен нам для дыхания. Он попадает внутрь человека через рот и ном, и при выдохе его можно не только почувствовать (как вы чувствовали ветерок из трубочки), но и увидеть.

Экоша: «А я не верю!»

Воспитатель: «Мы с ребятами тебе это докажем. Для этого надо опустить конец трубочки в воду и подуть (наливает детям воду в стаканчики, они дуют). Вы видите? Откуда появляются пузырьки и куда они исчезают?»

Экоша: «Они вышли из трубочки, а так как воздух легкий, пузырьки поднимаются через водичку вверх».

  1. Игры с воздушным шариком и соломиной.

Экоша приносит с собой два шарика: один надут полностью, другой – наполовину.

Экоша: «Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какие шарики я вам принес! Хотите поиграть?»

Дети играют с тем и другим шариком и выясняют, с каким шариком играть удобнее и почему (с тем, который надут больше, так как легко отбывается, «летает», плавно опускается вниз и пр.).

Ребята обсуждают вместе с воспитателем причину различия в свойствах шариков: один упругий, потому что надут, другой – мягкий.

Экоша: «Мне так хочется, чтобы оба шарика хорошо летали, оба были упругими, только что для этого сделать – я не знаю».

Воспитатель: «Ребята, поможем Экоше? Что мы можем сделать со вторым шариком, чтобы с ним хорошо было играть? (Побольше надуть.) Что находится внутри шарика? (Воздух). Как он попал в шарик? (Его туда выдыхают.)

Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух.

Воспитатель (обращается к Экоше): «Посмотри, Экоша, как мои ребятки умеют вдыхать и выдыхать воздух. (на выдохе предлагает подставить ладошку под струю воздуха). Откуда берется воздух внутри человека? (его вдыхают).

Воспитатель организует игры со вторым шариком: надувает его так, чтобы он стал упругим, опускает шарик отверстием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик, как выходит через пузырьки воздух.

В конце игры воспитатель предлагает детям повторить опыт самим. Раздает всем по соломинке, через которую можно надуть шарик.

  1. Выдувание мыльных пузырей.

Воспитатель «Ребята, поторопитесь, сегодня у нас интересные дела, а наш друг Экоша отправился в лес навестить своих родственников. Придется вам ему все рассказать.

Воспитатель (обращает внимание детей на поднос): «Какой большой поднос! На него можно много яблок положить, помидоров, можно поставить бокалы с соком. А что бы вы на него положили?

Ответы детей.

Воспитатель: «Я сегодня налью на этот поднос воду, только не простую, а мыльную (с мыльным порошком). А на середину прямо в воду положу вот такую красивую пуговицу.                                          

Теперь накрою ее прозрачной воронкой. Пуговка спряталась под воронкой как под прозрачным колпаком. А сейчас я сделаю для нашей красивой пуговки еще один колпачок: возьму соломинку, опущу в трубочку воронки и подую в соломинку вот так.

Над воронкой надувается мыльный пузырь (над пуговкой).

Воспитатель (продолжает). Ну вот получился еще один колпачок – мыльный пузырь, внутри него находится воздух. А как он туда попал? (ответы детей). Правильно, я выдохнула его из себя. Хотите сами попробовать надуть мыльные пузыри?

После того как дети выразят желание, педагог предлагает им палочки с колечком на конце, еще раз показывает, как можно надуть мыльный пузырь. Далее дети сами выдувают мыльные пузыри, играют с ними. Педагог обращает внимание детей на то, что одни пузыри большие – значит, в них больше воздуха вдохнули, другие меньше размером – это потому что в них мало воздуха.

  1. Ветер по морю гуляет

К детям приходит Экоша. Он возвратился из поездки к родственникам.

Экоша. Здравствуйте, ребята! Наконец-то я добрался к вам! Мои родственники живут в лесу на другом берегу реки. Погода была безветренная, и я никак не мог переправиться. Но сегодня утром подул ветерок – и вот я здесь!

Воспитатель. Постой, а при чем здесь ветер?

Экоша. Ну, как же, ведь это он подталкивает мой кораблик.

Воспитатель и дети (удивлены). Как, чем подталкивает?

Экоша. Пойдемте все к нашему бассейну, я вам все покажу и объясню, только возьмите с собой вот эти маленькие парусники.

Дети берут бумажные парусники и подходят к бассейну (к емкости с водой).

Экоша (обращается к детям). Поставьте свои парусники на воду, а теперь подуйте на их паруса. Вот видите, поплыли! Ребята, вы догадались, откуда взялся ветер? (ответы детей). Да, правильно, это воздух, который мы выдохнули. Если брать воздуха побольше и сильнее выдохнуть, направляя его струю на парус, то кораблик поплывет быстрее.

Далее дети самостоятельно запускают свои лодочки.

Можно провести соревнование в парах «Чья лодка доплывет скорее?»

  1. Легкий – тяжелый

 Во время прогулки в гости к детям приходит Экоша со своим другом медвежонком Винни.

Экоша. Здравствуйте, ребята. Сегодня я к вам пришел вместе с Винни. Ему так хотелось поиграть с вами. Можно взять вот эти игрушки? (показывает на оборудование «лаборатории»).

Воспитатель. Пожалуйста, выбирайте! (предлагает цветные бутылочки из одинакового материала, но разного размера).

Экоша берет бутылочки маленькие, а Винни большие.

Воспитатель (спрашивает детей). Почему Экоша и Винни так распределили бутылочки?

Дети отвечают, проверяя (взвешивая) бутылчки на вес.

Воспитатель (обращаясь к Экоше и Винни). Посмотрите, у нас вот какие еще есть игрушки! (игрушки из одинакового материала, но одни из них заложены внутри сухой листвой, другие – песком).

Воспитатель. Какие игрушки возьмет Экоша, а какие Винни? Почему?

Затем воспитатель предлагает детям выбрать «угощения» в ведерках, которые могут донести Экоша и Винни, и выясняет, какое ведерко сумеет донести Экоша, а какое – Винни.

Педагог проверяет предположения детей, рассматривая вместе с ними содержимое ведерок.

  1. Плавает - тонет

Экоша (говорит, обращаясь к детям). Ребята, пока вас не было, я решил поиграть в морской бой на воде. Вместо корабликов взял разные предметы: палочки, проволочку, пенопласт, металлическую тарелочку. И некоторые из этих «корабликов» сразу утонули. Почему? Никак не могу понять.

Воспитатель. Сейчас мы с ребятами тебе поможем. Ребята, почему утонул кораблик-проволочка?  Правильно, он тяжелый. А корабль-тарелочка? Тоже тяжелый. Почему плавает кораблик-палочка? (потому что легкий).

Экоша. Теперь я понял. Значит, если я возьму вот этот кусочек пенопласта, то он будет плавать? (ответы детей). Вот спасибо!

Далее дети самостоятельно экспериментируют с предметами (плавает – тонет).

Воспитатель уточняет их представления, опрашивая детей.

  1. Горячо – холодно

На участке дети вместе с воспитателем находят чумазую куклу Настю.

Настя. Ну наконец-то вы пришли, а то одной так скучно! Девочки, возьмите меня на ручки, покачайте, спойте песенку.

Воспитатель. Настенька, ты, наверное, долго гуляла? Играла в песке, вся перепачкалась: ручки грязные, ножки тоже, лицо чумазое. Сначала тебя надо умыть.

Ребята, какой водой умываться лучше: теплой или холодной? (ответы детей) правильно, теплой. Где у нас есть вода? (в емкости, в бутылочках, стоящих в тени).

Давайте попробуем, какая вода в нашем бассейне (в емкости для воды). (дети трогают, отвечают, что теплая). А в бутылочках? (холодная). Почему? (ответы детей). Да, вы правы, бассейн стоит на солнечной стороне, солнышко согрело в нем воду. А бутылочки лежат в тени, там прохладно, поэтому вода в них холодная.

Настя. Тогда купайте меня в бассейне, ведь там такая приятная теплая вода.

Дети купают куклу, девочки вытирают ее и укладывают спать. Внимание мальчиков воспитатель обращает на игрушки (совочки, формочки, ведерки), лежащие в песочнице. Выясняет, что все игрушки очень горячие, их тоже согрело солнышко.

Воспитатель предлагает сложить игрушки на поднос и облить их холодной водой. Что произошло? Игрушки быстро остыли. Воспитатель обсуждает это с детьми.

  1. Чудесный мешочек

На прогулке вместе с воспитателем дети рассматривают различные мелкие предметы, сделанные из дерева, стекла (зеркало, флакончики из-под духов), называют их, определяя из чего они сделаны. Складывают предметы в чудесный мешочек.

Затем воспитатель предлагает детям доставать из мешочка предметы по одному. «Холодные» предметы складывают вместе и выясняют, что они сделаны из железа. Аналогично дети достают предметы «теплые» и определяют, что они сделаны из дерева. Оставшиеся предметы (из стекла) – средние по теплоте.

Вывод: металлические предметы самые холодные, деревянные – теплее.

  1. Песочные струйки

Воспитатель (обращается к детям). Ребята, я знаю, что вы любите играть с песком.

Экоша. И я тоже люблю! Я даже интересную игру придумал, «Песочные струйки» называется. Хотите, научу?

Надо взять бутылочку с отверстием в крышке, насыпать через воронку песок (показывает). Видите, как песок сыплется через воронку, как вода струйкой течет. Сухой песок – сыпучий. Теперь когда моя бутылка наполнилась песком, я закрою ее крышкой, в которой есть отверстие, переверну бутылочку. Ой, песочек высыпается струйкой. Им можно рисовать, например, солнышко, домик (показывает). А теперь вы тоже попробуйте.

Дети экспериментируют с сухим песком.

  1. Чудесные фигурки

На прогулке дети встречают Экошу. У него грустный вид.

Воспитатель. Экоша, ты чем-то расстроен? Тебя кто-то обидел, пока нас не было?

Экоша. Никто меня не обижал. Просто я хотел для ребят сделать сюрприз – забавные песочные фигурки, но ничего не получилось, песок весь рассыпается. Почему это происходит, ребята?

Ответы детей.

Воспитатель. Да, Экоша, из сухого песка фигурки не сделаешь. Дети, а как помочь Экоше? (ответы детей). Налить воды в песок и перемешать лопаткой? Давайте попробуем.

Дети носят воду ведерками из емкости, смачивают песок.

 Затем все вместе делаю песочные «пирожные», используя формочки, колобки и лепешки, прихлопывая ладошками.

Экоша. Почему же сырой песок не сыплется?

Воспитатель. Это происходит потому, что вода склеила между собой частички песка. У сухого песка все частички – отдельно друг от друга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по самообразованию "Формирование осознанно - правильного отношения к природе в процессе наблюдений за живой и неживой природой на прогулках с детьми 4-5 лет"

Тема моего самообразования для детей средней группы включает в себя:цель, задачи, ожидаемый результат, перспективный план работы с детьми и родителями...

«Что такое природа? Живая и неживая природа.» Занятие в старшей группе.

Тема: «Что такое природа? Живая и неживая природа.»(старшая группа)...

"Формирование у детей знаний о неживой природе в процессе экспериментирования в лаборатории природы"

1.  Актуальность данной работы2. Разработка системы мероприятий для детей 4-5 лет с использованием экспериментов с объектами неживой природы....

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...