Проект "Лаборатория неживой природы"
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Проект
«Лаборатория неживой природы»
(для детей второй младшей группы)
Подготовила: Касьян Е.А.
Проблема: Как познакомиться с неживой природой?
Материал: игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, песком, воздухом.
Перспективный план работы по проекту «Лаборатория неживой природы» ( II младшая группа)
№ п/п | Исследуемый объект или явление | Название мероприятия (опыта, эксперимента) | Цель опыта | Материал, оборудование |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Вода | 1. Узнаем, какая вода | Выявлять свойства воды: имеет вес, прозрачная, льется | - две одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая, другая с чистой водой; - набор мелких цветных предметов |
2. Вода волшебница | Продолжать выявлять свойства воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах, вкус) | - три одинаковые емкости с водой; - гуашевая краска; - пакетик растворимого кофе; - 10 кусочков сахара рафинада; - одинаковые стаканчики по количеству детей | ||
2 | Воздух | 3. Что в пакете? | Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, легкий. | - полиэтиленовые пакеты |
4. Игра с соломинкой | Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его | - трубочки для коктейля; - емкости с водой | ||
5. Игры с воздушными шариками и соломинкой | Продолжить знакомить детей, что внутри человека есть воздух, обнаружить его | - 2 воздушных шарика (один, надутый слабый, - мягкий; другой, надутый сильно, - упругий) | ||
6. выдувание мыльных пузырей | Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь | - тарелки (поднос); - стеклянная воронка; - соломенные палочки с колечками на конце; - мыльный раствор и емкость для него | ||
7. Ветер по морю гуляет | Обнаружить воздух | - бассейн с водой; - модель судна-парусника | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3 | Вес | 8. Легкий - тяжелый | Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов | - перышко и камень; - непрозрачные пластиковые бутылки с песком и листьями, водой и травой |
9. Плавает - тонет | Показать, что в основном все легкие предметы обладают плавучестью | - кусочек пенопласта; - проволока; - деревянный брусок; - металлический брусок | ||
4 | Температура (теплота) | 10. Горячо - холодно | Научить определять на ощупь температуру воды, предметов | - емкости (пластиковые бутылки) с водой, находящиеся: на солнечной стороне, в тени; - предметы, лежащие под лучами солнца; - предметы, лежащие в тени |
11. Чудесный мешочек | Продолжать учить определять температуру жидких веществ и твердых предметов (металлические – холоднее, деревянные – теплее) | Мелкие предметы из дерева, металла, стекла, пластмассы (кубики, пластинки, шарики) | ||
5 | Песок | 12. Песочные струйки | Знакомство со свойствами песка - сыпучестью | - пластиковые бутылочки, сухой песок, воронки |
13. Чудесные фигурки | Продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок можно формировать | - песок, вода; - лопаточки, совочки, ведерки, формочки |
Занятия по проекту
«Лаборатория неживой природы»
Все опыты проходят с участием игрового персонажа Экоши. Это мягкая игрушка.
- Узнаем, какая вода
Экоша: «Ребята, я обнаружил на столике две загадочные банки (дети вместе с Экошей рассматривают закрытые крышками банки, одна – пустая, другая с водой). Интересно, что в них?»
Предлагает детям рассмотреть.
При обследовании выясняется, что одна банка легкая, а другая – тяжелая
Экоша (предлагает): «Давайте откроем первую банку. Что в ней? (нет ничего, кроме воздуха). Правильно, она пустая, поэтому и легкая».
Педагог (спрашивает, слегка встряхивая банку с водой). А что же во второй банке?
Экоша: «В ней что-то булькает, плещется. Вы догадались, что это?» (Ответы детей). Правильно, вода, она чистая и прозрачная. Давайте это проверим. Сначала надо снять крышку, а затем взять любой мелкий предмет и опустить его в банку с водой».
Дети выполняют, выбирая предмет и опуская его в банку с водой, убеждаются, что его хорошо видно через воду.
Педагог помогает детям в эксперименте, с каждым из участников закрепляет понятие «прозрачная».
Экоша: «А если мы наклоним банку с водой, что произойдет? (Ответы детей). Правильно, она выльется, потому что вода жидкая».
Педагог (обращаясь к Экоше, предлагает): «Экоша, если вода жидкая, налей ее ребятам в стаканчики, пусть они сами попробуют, как водичка льется».
- Вода – волшебница
Экоша: «Ребята, мне так понравилось с вами заниматься, что я решил сегодня снова заглянуть к вам. Что у нас сегодня интересного, ну-ка, посмотрим. Так (показывает детям), три одинаковые бутылки. С чем они? Догадались? Конечно, это вода. Какая она? (чистая, прозрачная). Вот она – чистая и прозрачная вода! (Оставляет на столике одну бутылку). А хотите, научу вас делать фокус? (Ответы детей). Тогда смотрите и учитесь. Я беру вторую бутылку, наливаю воду в этот прозрачный стаканчик. Посмотрите, как хорошо льется водичка, а все потому, что она жидкая. Вот стаканчик уже полон. Какая в нем вода? Прозрачная. А сейчас я открою эту баночку с краской красного цвета. Где на участке вы видите красный цвет? (Цветы, божьи коровки). Так, баночка открыта. Теперь нам понадобится кисточка. Набираю красную краску на кончик кисточки и опускаю в свой стаканчик. Раз, два, три! (размешивает кисточкой краску). Посмотрите! Водичка стала красного цвета! Давайте, проверим, прозрачная она или нет. (Опускает ложечку в стакан). Ложечки не видно, значит, вода не прозрачная».
Педагог: «Вот какая вода – волшебница, взяла и растворила густую краску».
Предлагается возможность всем желающим детям повторить фокус.
Экоша: «А зачем нам нужна третья бутылка?»
Педагог: «Я хочу вам показать еще один фокус, как вода может менять свой цвет и вкус. Сейчас из третьей бутылки я каждому из вас налью воду в стаканчик (наливает). Какая вода в стаканах? (Прозрачная). Попробуйте по одному глоточку. Какая она на вкус? (вода как вода, без вкуса). Понюхайте, чем пахнет? Ничем? А сейчас каждый из вас положит себе в стаканчик немного кофе. Понюхайте, чем теперь пахнет вода? Какая стала вода? (Она стала коричневой и пахнет кофе). Поменяла вода цвет, растворила кофе
А теперь попробуйте, какая стала на вкус? (Горькая). Ребята, что надо сделать, чтобы вода стала сладкой? (Положить сахар).
Возьмем сахар. (Педагог предлагает каждому ребенку положить в стакан кусок сахара и размешать ложечкой). Вы размешиваете сахар ложечкой, его становится все меньше и меньше. Это он растворяется в воде. А теперь снова попробуйте. Какого вкуса стала вода? Сладкого. Значит, вода может и запах поменять, и цвет, и вкус. Волшебница да и только!»
- Что в пакете?
Экоша вместе с детьми среди игрушек обнаруживают полиэтиленовые пакеты.
Экоша: «Что у вас в этих пакетах?»
Дети вместе с педагогом рассматривают пакеты. Они пусты. Отвернувшись от детей, воспитатель набирает в пакеты воздух и закручивает его так, чтобы пакет стал упругим.
Воспитатель: «А теперь что у меня в пакете? Потрогайте, какой он стал упругий».
Экоша: «Что же там? Откройте, мы посмотрим».
Воспитатель открывает пакет, в нем ничего нет.
Педагог обращает внимание детей, что теперь пакет перестал быть упругим.
Экоша: «Так что же в нем было?»
Педагог: «В пакете был воздух, он прозрачный (невидимый, легкий). Поэтому нам казалось, что пакет пустой».
- Игра с соломинкой.
Экоша «Ребята, я так скучал без вас, идите сюда поскорее, я принес нам подарки».
Раздает всем детям трубочки для коктейля.
Экоша: «Попробуйте подуть в трубочку, а теперь поставьте ладошку перед трубочкой и снова подуйте. Почувствовали, как откуда-то появился ветерок?» (Выдохнули воздух, который перед этим вдохнули)».
Воспитатель: «Воздух нужен нам для дыхания. Он попадает внутрь человека через рот и ном, и при выдохе его можно не только почувствовать (как вы чувствовали ветерок из трубочки), но и увидеть.
Экоша: «А я не верю!»
Воспитатель: «Мы с ребятами тебе это докажем. Для этого надо опустить конец трубочки в воду и подуть (наливает детям воду в стаканчики, они дуют). Вы видите? Откуда появляются пузырьки и куда они исчезают?»
Экоша: «Они вышли из трубочки, а так как воздух легкий, пузырьки поднимаются через водичку вверх».
- Игры с воздушным шариком и соломиной.
Экоша приносит с собой два шарика: один надут полностью, другой – наполовину.
Экоша: «Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какие шарики я вам принес! Хотите поиграть?»
Дети играют с тем и другим шариком и выясняют, с каким шариком играть удобнее и почему (с тем, который надут больше, так как легко отбывается, «летает», плавно опускается вниз и пр.).
Ребята обсуждают вместе с воспитателем причину различия в свойствах шариков: один упругий, потому что надут, другой – мягкий.
Экоша: «Мне так хочется, чтобы оба шарика хорошо летали, оба были упругими, только что для этого сделать – я не знаю».
Воспитатель: «Ребята, поможем Экоше? Что мы можем сделать со вторым шариком, чтобы с ним хорошо было играть? (Побольше надуть.) Что находится внутри шарика? (Воздух). Как он попал в шарик? (Его туда выдыхают.)
Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух.
Воспитатель (обращается к Экоше): «Посмотри, Экоша, как мои ребятки умеют вдыхать и выдыхать воздух. (на выдохе предлагает подставить ладошку под струю воздуха). Откуда берется воздух внутри человека? (его вдыхают).
Воспитатель организует игры со вторым шариком: надувает его так, чтобы он стал упругим, опускает шарик отверстием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик, как выходит через пузырьки воздух.
В конце игры воспитатель предлагает детям повторить опыт самим. Раздает всем по соломинке, через которую можно надуть шарик.
- Выдувание мыльных пузырей.
Воспитатель «Ребята, поторопитесь, сегодня у нас интересные дела, а наш друг Экоша отправился в лес навестить своих родственников. Придется вам ему все рассказать.
Воспитатель (обращает внимание детей на поднос): «Какой большой поднос! На него можно много яблок положить, помидоров, можно поставить бокалы с соком. А что бы вы на него положили?
Ответы детей.
Воспитатель: «Я сегодня налью на этот поднос воду, только не простую, а мыльную (с мыльным порошком). А на середину прямо в воду положу вот такую красивую пуговицу.
Теперь накрою ее прозрачной воронкой. Пуговка спряталась под воронкой как под прозрачным колпаком. А сейчас я сделаю для нашей красивой пуговки еще один колпачок: возьму соломинку, опущу в трубочку воронки и подую в соломинку вот так.
Над воронкой надувается мыльный пузырь (над пуговкой).
Воспитатель (продолжает). Ну вот получился еще один колпачок – мыльный пузырь, внутри него находится воздух. А как он туда попал? (ответы детей). Правильно, я выдохнула его из себя. Хотите сами попробовать надуть мыльные пузыри?
После того как дети выразят желание, педагог предлагает им палочки с колечком на конце, еще раз показывает, как можно надуть мыльный пузырь. Далее дети сами выдувают мыльные пузыри, играют с ними. Педагог обращает внимание детей на то, что одни пузыри большие – значит, в них больше воздуха вдохнули, другие меньше размером – это потому что в них мало воздуха.
- Ветер по морю гуляет
К детям приходит Экоша. Он возвратился из поездки к родственникам.
Экоша. Здравствуйте, ребята! Наконец-то я добрался к вам! Мои родственники живут в лесу на другом берегу реки. Погода была безветренная, и я никак не мог переправиться. Но сегодня утром подул ветерок – и вот я здесь!
Воспитатель. Постой, а при чем здесь ветер?
Экоша. Ну, как же, ведь это он подталкивает мой кораблик.
Воспитатель и дети (удивлены). Как, чем подталкивает?
Экоша. Пойдемте все к нашему бассейну, я вам все покажу и объясню, только возьмите с собой вот эти маленькие парусники.
Дети берут бумажные парусники и подходят к бассейну (к емкости с водой).
Экоша (обращается к детям). Поставьте свои парусники на воду, а теперь подуйте на их паруса. Вот видите, поплыли! Ребята, вы догадались, откуда взялся ветер? (ответы детей). Да, правильно, это воздух, который мы выдохнули. Если брать воздуха побольше и сильнее выдохнуть, направляя его струю на парус, то кораблик поплывет быстрее.
Далее дети самостоятельно запускают свои лодочки.
Можно провести соревнование в парах «Чья лодка доплывет скорее?»
- Легкий – тяжелый
Во время прогулки в гости к детям приходит Экоша со своим другом медвежонком Винни.
Экоша. Здравствуйте, ребята. Сегодня я к вам пришел вместе с Винни. Ему так хотелось поиграть с вами. Можно взять вот эти игрушки? (показывает на оборудование «лаборатории»).
Воспитатель. Пожалуйста, выбирайте! (предлагает цветные бутылочки из одинакового материала, но разного размера).
Экоша берет бутылочки маленькие, а Винни большие.
Воспитатель (спрашивает детей). Почему Экоша и Винни так распределили бутылочки?
Дети отвечают, проверяя (взвешивая) бутылчки на вес.
Воспитатель (обращаясь к Экоше и Винни). Посмотрите, у нас вот какие еще есть игрушки! (игрушки из одинакового материала, но одни из них заложены внутри сухой листвой, другие – песком).
Воспитатель. Какие игрушки возьмет Экоша, а какие Винни? Почему?
Затем воспитатель предлагает детям выбрать «угощения» в ведерках, которые могут донести Экоша и Винни, и выясняет, какое ведерко сумеет донести Экоша, а какое – Винни.
Педагог проверяет предположения детей, рассматривая вместе с ними содержимое ведерок.
- Плавает - тонет
Экоша (говорит, обращаясь к детям). Ребята, пока вас не было, я решил поиграть в морской бой на воде. Вместо корабликов взял разные предметы: палочки, проволочку, пенопласт, металлическую тарелочку. И некоторые из этих «корабликов» сразу утонули. Почему? Никак не могу понять.
Воспитатель. Сейчас мы с ребятами тебе поможем. Ребята, почему утонул кораблик-проволочка? Правильно, он тяжелый. А корабль-тарелочка? Тоже тяжелый. Почему плавает кораблик-палочка? (потому что легкий).
Экоша. Теперь я понял. Значит, если я возьму вот этот кусочек пенопласта, то он будет плавать? (ответы детей). Вот спасибо!
Далее дети самостоятельно экспериментируют с предметами (плавает – тонет).
Воспитатель уточняет их представления, опрашивая детей.
- Горячо – холодно
На участке дети вместе с воспитателем находят чумазую куклу Настю.
Настя. Ну наконец-то вы пришли, а то одной так скучно! Девочки, возьмите меня на ручки, покачайте, спойте песенку.
Воспитатель. Настенька, ты, наверное, долго гуляла? Играла в песке, вся перепачкалась: ручки грязные, ножки тоже, лицо чумазое. Сначала тебя надо умыть.
Ребята, какой водой умываться лучше: теплой или холодной? (ответы детей) правильно, теплой. Где у нас есть вода? (в емкости, в бутылочках, стоящих в тени).
Давайте попробуем, какая вода в нашем бассейне (в емкости для воды). (дети трогают, отвечают, что теплая). А в бутылочках? (холодная). Почему? (ответы детей). Да, вы правы, бассейн стоит на солнечной стороне, солнышко согрело в нем воду. А бутылочки лежат в тени, там прохладно, поэтому вода в них холодная.
Настя. Тогда купайте меня в бассейне, ведь там такая приятная теплая вода.
Дети купают куклу, девочки вытирают ее и укладывают спать. Внимание мальчиков воспитатель обращает на игрушки (совочки, формочки, ведерки), лежащие в песочнице. Выясняет, что все игрушки очень горячие, их тоже согрело солнышко.
Воспитатель предлагает сложить игрушки на поднос и облить их холодной водой. Что произошло? Игрушки быстро остыли. Воспитатель обсуждает это с детьми.
- Чудесный мешочек
На прогулке вместе с воспитателем дети рассматривают различные мелкие предметы, сделанные из дерева, стекла (зеркало, флакончики из-под духов), называют их, определяя из чего они сделаны. Складывают предметы в чудесный мешочек.
Затем воспитатель предлагает детям доставать из мешочка предметы по одному. «Холодные» предметы складывают вместе и выясняют, что они сделаны из железа. Аналогично дети достают предметы «теплые» и определяют, что они сделаны из дерева. Оставшиеся предметы (из стекла) – средние по теплоте.
Вывод: металлические предметы самые холодные, деревянные – теплее.
- Песочные струйки
Воспитатель (обращается к детям). Ребята, я знаю, что вы любите играть с песком.
Экоша. И я тоже люблю! Я даже интересную игру придумал, «Песочные струйки» называется. Хотите, научу?
Надо взять бутылочку с отверстием в крышке, насыпать через воронку песок (показывает). Видите, как песок сыплется через воронку, как вода струйкой течет. Сухой песок – сыпучий. Теперь когда моя бутылка наполнилась песком, я закрою ее крышкой, в которой есть отверстие, переверну бутылочку. Ой, песочек высыпается струйкой. Им можно рисовать, например, солнышко, домик (показывает). А теперь вы тоже попробуйте.
Дети экспериментируют с сухим песком.
- Чудесные фигурки
На прогулке дети встречают Экошу. У него грустный вид.
Воспитатель. Экоша, ты чем-то расстроен? Тебя кто-то обидел, пока нас не было?
Экоша. Никто меня не обижал. Просто я хотел для ребят сделать сюрприз – забавные песочные фигурки, но ничего не получилось, песок весь рассыпается. Почему это происходит, ребята?
Ответы детей.
Воспитатель. Да, Экоша, из сухого песка фигурки не сделаешь. Дети, а как помочь Экоше? (ответы детей). Налить воды в песок и перемешать лопаткой? Давайте попробуем.
Дети носят воду ведерками из емкости, смачивают песок.
Затем все вместе делаю песочные «пирожные», используя формочки, колобки и лепешки, прихлопывая ладошками.
Экоша. Почему же сырой песок не сыплется?
Воспитатель. Это происходит потому, что вода склеила между собой частички песка. У сухого песка все частички – отдельно друг от друга
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по самообразованию "Формирование осознанно - правильного отношения к природе в процессе наблюдений за живой и неживой природой на прогулках с детьми 4-5 лет"
Тема моего самообразования для детей средней группы включает в себя:цель, задачи, ожидаемый результат, перспективный план работы с детьми и родителями...
«Что такое природа? Живая и неживая природа.» Занятие в старшей группе.
Тема: «Что такое природа? Живая и неживая природа.»(старшая группа)...
»ЗАНЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ ПО ПРОГРАММЕ«НАШ ДОМ ПРИРОДА»
ДЕТИ ЗНАКОМЯТСЯ С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ...
"Формирование у детей знаний о неживой природе в процессе экспериментирования в лаборатории природы"
1. Актуальность данной работы2. Разработка системы мероприятий для детей 4-5 лет с использованием экспериментов с объектами неживой природы....
Беседа на тему «Что такое природа? Живая и неживая природа » с детьми старшего дошкольного возраста.
Беседа по экологии «Что такое природа? Живая и неживая природа»....
Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм
Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...