Проект "Поисково-познавательная деятельность как средство формирования экологического мировоззрения у детей дошкольного возраста"
презентация по окружающему миру на тему
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_k_slaydovoy_prezentatsii.docx | 21.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
"Поисково-познавательная деятельность как средство формирования экологического мировоззрения у детей дошкольного возраста"
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.
Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни растений, понимать красоту родной природы и бережно относиться ко всему живому - стало целью моей педагогической работы.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Поисково-познавательная деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умения детей анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их, уметь сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Приоритет в работе по данному направлению отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и осознанию происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Это определило тему моего проекта.
Педагогический проект
Тема:
«Поисково – познавательная деятельность, как средство формирования экологического мировоззрения у детей дошкольного возраста».
Тип проекта:
Исследовательско – творческий. Суть которого свобода его участников в выборе содержания деятельности и средств решения проблемы.
Суть которого – свобода его участников в выборе содержания деятельности и средств решения проблемы.
Сроки реализации проекта:
Долгосрочный.
Участники проекта:
Дети, педагоги, родители.
Актуальность проекта:
- Интенсивное изменение окружающей жизни диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Цель проекта:
- Формировать у дошкольников элементарные экологические знания и представления, диалектическое мышление и поведение через поисково познавательную деятельность.
Гипотеза:
Если взрослыми поддерживается и стимулируется стремление дошкольников к экспериментированию с учётом направленности детских интересов, и создаётся необходимая для экспериментирования предметно – развивающая среда, то процесс развития исследовательской активности детей в экспериментировании может быть успешным,
Задачи:
Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
Принципы проекта
- отражают четкую ориентацию поисково-познавательной деятельности на развитие личности,
- предполагают создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы,
-предусматривают осуществление поисково-познавательной работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
Постепенное повышении требований в процессе поисково-познавательной деятельности.
Стратегия осуществления проектной деятельности:
Дети - педагог - родитель - социум.
Методы:
Анализ.
Экспериментирование.
Наблюдение.
Проблемные ситуации.
Этапы реализации проекта:
I этап – Информационный.
На данном этапе с родителями воспитанников обсудили вопросы, связанные с проектной деятельностью, определили цели и задачи проекта, составили список необходимого оборудования, подготовили методическую и педагогическую литературу, дидактические игры по теме проекта. Были предложены примерные планы совместной деятельности дома родителей с детьми. Для разъяснения актуальности предлагаемой темы были составлены и проведены консультации для родителей. На родительских собраниях обсуждались возникающие трудности, и проходил обмен накопленным опытом. Родители принимали активное участие в обогащении предметно-развивающей среды, приглашались на открытые мероприятия, вовлекались в выполнение творческих заданий.
Объяснили детям, что будем проводить самостоятельные исследования так, как это делают взрослые учёные. Естественно, что для детей это сложное, новое дело. Рассказали им о том, существует много способов сбора информации – «методов исследования». Использовали только те методы, которые доступны и известны детям. На этом этапе очень важно было подвести детей к тому, чтобы они сами назвали способы сбора информации.
Обсудили с детьми, что собранные сведения необходимо будет обобщать и анализировать, чтобы потом представить результаты работы детям, педагогам, родителям.
II этап – Содержание проектной деятельности:
Работа по содержанию проектной деятельности представлена 3-мя направлениями:
Работа с детьми.
После обсуждения с детьми последовательности работы подготовили необходимый материал и оборудование для исследований. Моей задачей было научить детей выделять проблему исследования, а затем, исходя из неё, планировать этапы своих действий; выполнять обязанности консультанта исследователей. Помогать тем, кто нуждается в помощи в данную минуту.
Дети учились проводить самые разнообразные опыты с веществами, предметами, даже на себе. « Пузырьки на поверхности воды», « Подуй на ладошку», « Значение воды в жизни растений» и другие.
Самостоятельная исследовательская деятельность детей.
Экспериментирование может использоваться в различных видах самостоятельной деятельности детей, поэтому я старалась создать в группе все условия для развития опытно – экспериментальной деятельности детей. Оборудованная лаборатория укомплектована всем необходимым (посудой, простыми приборами, объектами живой и неживой природы). Дети с желанием и интересом самостоятельно выбирали тему исследования, собирали материал. Этот интерес обусловлен тем, что простые исследования помогают ребёнку реализовать себя в активной деятельности. Дети учились самостоятельно разрабатывать гипотезы, стремились к получению знаний опытным путём.
Полученные в процессе сложной и серьёзной работы сведения дети обобщали, пробовали дать определения некоторым понятиям. Моя задача – уточнить, конкретизировать определение, научить смело, высказывать свои предположения.
Работа с родителями.
К организации поисковой и творческой деятельности детей подключила родителей. Прежде всего, родители помогли в оборудовании мини-лаборатории, пополнили книжный уголок детскими справочниками и энциклопедиями, прекрасно иллюстрированными, имеющими хорошие краткие и доступные детям информативные плакаты.
Для развития естественно - научных представлений предлагала родителям темы бесед с детьми по нескольким направлениям:
Живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.).
Неживая природа (воздух, вода, почва, свет, и др.).
Человек и рукотворный мир (материалы и их свойства, преобразование предметов).
Рекомендовали родителям посетить с детьми краеведческий музей и выставки различной тематики.
Овладению детьми системой понятий (живое, неживое, растения, животные, лес, луг и т.д.), а также развитию познавательных умений способствует проведение таких форм работы с родителями, как экскурсии, прогулки в природу, участие в акциях, в выставках, фотовыставках и др.
Таким образом, роль родителей в реализации проекта – непосредственное участие и поддержка творческой активности детей.
III этап – Результативность проектной деятельности.
В ходе поисковой деятельности по решению проблемы дети научились самостоятельно действовать, достигать результата.
Результаты реализации проекта свидетельствуют об эффективности выбранной стратегии работы. Благодаря сотрудничеству и сотворчеству воспитателей, детей и родителей, удалось достичь намеченной цели. В процессе разрешения проблемных ситуаций дети определять задачи, исходя из поставленной проблемы, планировать этапы своих действий в соответствии с задачами, находить нестандартные решения выявленных проблемных ситуаций.
Вся эта работа разнообразная работа с детьми и родителями позволила добиться следующих результатов:
С детьми:
начало года – высокий уровень – 69%
средний уровень – 31%
конец года – высокий уровень – 81%
средний уровень – 19%
С родителями:
начало года – высокий уровень – 72%
средний уровень – 28%
конец года – высокий уровень – 85%
средний уровень – 15%
Формы реализации проекта: Кружок «Лаборатория природы».
Экологические, поисково-познавательные занятия.
Наблюдения и экологические экскурсии.
Экологические сказки.
Конкурсы и викторины, КВН.
Ведение календаря природы.
Экологические выставки и экспозиции
Инсценировки и театрализации.
Экологические, подвижные, дидактические.
Эколого-познавательные праздники и развлечения.
Предполагаемые результаты:
Сформировать положительную мотивацию на природу.
Расширить перспективы развития поисково – познавательной деятельности детей.
Развить у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность.
Повысить уровень компетенции родителей по экологическому воспитанию.
Информационные ресурсы:
“Экспериментальная деятельность детей” Л.Н. Менщикова.
“Опытно-экспериментальная деятельность” В.В. Москаленко.
“Экологические занятия с детьми 6-7 лет” Т.М. Бондаренко.
“Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации” Л.Н. Прохорова.
“От педагогики повседневности – к педагогике развития” Журнал “Дошкольное воспитание”. № 11/2004.
“Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек” А.И. Иванова.
Интернет-сайты:
http://edurin.ru/preschool/index.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста
«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» - Эти слова мы знаем с детства. И действительно сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добро...
Поисково-познавательная деятельность как средство формирования экологического мировоззрения у детей дошкольного возраста"
В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: "Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?" Осмысление этого вопроса должно происходит...
“Стол времен года” – как средство формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста
Формирование экологической культуры у детей дошкольного ворзраста....
Проект "Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста"
Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывают...
Дидактическая игра, как средство формирования экологических знаний у детей дошкольного возраста
Экологическое воспитание является одной из актуальных проблем на сегодняшний день. В основе этого лежит формирование правильного отношения к природным явлениям, объектам природы, элементарные знания о...
«Поисково-познавательная деятельность как средство формирования экологического мировоззрения у детей дошкольного возраста"
ВФормирование основ экологической культуры и экологически сообразного поведения в окружающем мире является одной из ключевых задач дошкольного образования и воспитания ХХI века. Поисково-познавательна...