Дидактическая игра, как средство формирования экологических знаний у детей дошкольного возраста
статья
Экологическое воспитание является одной из актуальных проблем на сегодняшний день. В основе этого лежит формирование правильного отношения к природным явлениям, объектам природы, элементарные знания о природе и их экологическая направленность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Кулик Н.А.,
(воспитатель МБДОУ «Детский сад №65 - ЦРР»
г. Бийск)
Дидактическая игра, как средство формирования экологических знаний у детей дошкольного возраста
Экологическое воспитание является одной из актуальных проблем на сегодняшний день. В основе этого лежит формирование правильного отношения к природным явлениям, объектам природы, элементарные знания о природе и их экологическая направленность.
В раннем возрасте, на этапе дошкольного детства у ребенка формируются первоосновы экологического мышления и осознания окружающего мира. Чтобы ребенок получил успешно знания, нужно создать атмосферу, которая способствует эмоциональной восприимчивости. Такой деятельностью является игра, в дошкольном воспитании.
Мотивация игры всегда значима, Именно игра заставляет детей лучше воспринимать окружающее, быстрее ориентироваться. В результате игры, ребёнок получает все необходимые знания. Знания, которые сопровождаются игрой, дети усваивают с легкостью подчеркивал К.Д.Ушинский. А.С. Макаренко, Е.И. Тихеева, Д.В. Менджеринская, так же придерживались такого мнения [4].
Дидактическая игра - эффективное средство, успешного решению задач по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста [2]
В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют полученные умения, расширяют кругозор, систематизируют имеющиеся представления о природе. Суть дидактических игр, состоит в том, что дети дошкольного возраста могут наблюдать за живым объектом, либо изучать его особенности роста и ухода за ним, рассказать интересное. Показывать бережное отношение к растениям и природе. Игра помогает детям глубже чувствовать природу, которое влияет на дальнейшее учебное и творческое воображение.
Главную роль играет и правильное руководство педагогом данной деятельности, от этого зависит и эффективность личностных качеств дошкольника. Поэтому методические приемы руководства должны быть разнообразны по-своему характеру, использованы в соответствии с основной образовательного программой дошкольного образования. Учитывается возраст, индивидуальные особенности ребенка, так же особенности самой игры, что в ней будет проявляться обучающее начало и игровая деятельность. Задача педагога наполнять игровую деятельность интересным содержанием.
Исходя из выше сказанного, в образовательной деятельности придерживаюсь следующей последовательности в работе. Организацию дидактических игр осуществляю в трех направлениях: подготовка к дидактической игре, проведение и анализ.
К проведению дидактической игры нужна подготовка, в нее входит:
- отбор игры в соответствии с задачами обучения, развитие сенсорных способностей, активизация памяти, внимания, мышления и речи.
- установление соответствия программным требованиям отобранной игры для определенной возрастной группы.
- определение удобного по времени для проведения дидактической игры (в процессе образовательной деятельности, занятии или в свободное время, от других режимных процессов.
-выбор места игры, чтобы дети не мешали друг другу и спокойно играли. Такое место есть в группе, либо отводится на участке детского сада.
- определение количества детей, участвующих в игре (подгруппа, вся группа, индивидуально с ребенком).
- подбор дидактического материала необходимого для выбранной игры (всевозможные игрушки, картинки, предметы, природный материал) [3].
Проведение игр включает:
- знакомство детей с содержанием игры, с материалом дидактическим, который используется в данной игре (показ атрибутов к ней, картинки, краткая беседа, в последствии которой уточняются представления и знания о них).
- объяснение правил игры и её ход. При этом обращается внимание на действие дошкольников в данной игре, правильное выполнение
- объяснение игровых действий, демонстрация правильности выполнения.
- определение роли воспитателя в дидактической игре (участник, болельщик).
- подведение итога деятельности. Считается главным в таких играх, ведь по итогу судится эффективность дидактической игры, интерес в процессе деятельности. Кроме того, игровой процесс позволяет выявить индивидуальную особенность каждого дошкольника и в последующем организовать индивидуальную работу с ним [1].
Руководя играми, учитываются и возможность детей, интерес. Обращается внимание на степень сложности игры, игровых правил и действий.
Дидактические игры имеют свое многообразие.
Игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, в них используются игрушки, реальные предметы, объекты природы. Дети с удовольствием любят играть в игры «Чудесный мешочек», «Две корзины», узнавать «чьи детки сидят на ветки». Такие игры широко используются в младшей и средней группе, они дают детям сенсорное восприятие, учат сравнивать, отличать характерные признаки. Подобные игры вызывают всегда у детей живой интерес и активное желание играть Семена растений, листочки деревьев, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, – всё это использую при организации дидактических игр этого вида [2].
В процессе такой деятельности дети прикасаются к природе, учатся беречь листочки, деревья, все окружающее рядом.
Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Основываются на принципе наглядности, детям дается не сам предмет, а его изображение.
К ним относятся игры «Ягоды и фрукты», «Растения» «Зоологическое лото», «Где спряталась рыбка?». Они дают возможность дошкольникам систематизировать, обобщать, восстанавливать образ предмета.
Словесные игры, отличаются тем, что осуществляются на основе представлений и без наглядности, проводятся с целью закрепления знаний о функциях и действиях предметов. Такие игры развивают внимание, быстроту, сообразительность и связную речь. Например: «Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, воздухе, на земле». В младших группах проигрываю игру вместе с детьми и поэтапно рассказываю все правила игры в процессе. Со средней группы обучение игры происходит, по-другому рассказываю содержание игры и правила игры и по ходу игры еще раз подчеркиваю эти правила [5].
Экологические знания детей дошкольного возраста, посредством дидактических игр способствуют повышению уровня экологической культуры, происходит активизация словаря, воображения, памяти, нравственных качеств.
Роль дидактической игры и ее место в системе образования, значимость педагогического воздействия рассмотрена многими педагогами прошлого и так же настоящего. Такими как: Крупская Н.К., Венгер Л.А., Богуславская З.М., Дьяченко О.М., Бондаренко А.К., Николаева С.Н. Так они отмечают, что использовать дидактическую игру, следует между учебной и самостоятельной деятельностью. Выполняя средство обучения, дидактическая игра, может послужить и основной частью занятия. Она усваивает и закрепляет знания, способствует познавательной деятельности [4].
Ребёнок в процессе дидактических игр, учится классифицировать, узнавать признаки предметов, сравнивать. Дидактическая игра, как метод обучения, повышает интерес к занятиям, обеспечивает сосредоточенность и лучшее усвоение материала программы. Поэтому дошкольники не только играют в дидактические игры в группе и на участке; так же игры экологического содержания провожу и во время целевой прогулки и экскурсий, знакомлю с трудом взрослых при обучении трудовой деятельности, сопровождаю дидактической игрой режимные процессы для хорошего закрепления умений.
Дети дошкольного возраста решают различные познавательные задачи: отгадывают по описанию, стараются найти сходства предметов и явлений природы.
Руководствуясь требованиям играм, пришла к выводу, что необходимым для построения работы является системность. Ситуации игры, позволяют ребенку почувствовать, что он личность, раскрепощают, развивают наблюдательность к происходящему [5].
В данной работе, дидактическая игра, рассмотрена как направление - воспитание любви к природе родного края детей дошкольного возраста и считается эффективным средством воспитания детей дошкольного возраста. Потенциал игры, поставленные задачи позволяют максимально использовать ее в любом из направлений воспитательно-образовательной работы с детьми.
Литература
1.Ашиков В. Природа, Творчество и Красота [Текст] / В. Ашиков, С. Ашикова // Дошкольное воспитание. - 2012. - N 7. - С. 2-5; N 11. - С. 51-54.
2. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]. Пособие для воспитателей детского сада / А.К. Бондаренко – М., 2008
3. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой [Текст] / С.А. Веретенникова. – М., Просвещение, 2009, с.44
4. Николаева, С. Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей [Текст] // С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. 2011. N 7. С. 52-64.
5. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / С.Н. Николаева. - М.: Издат. центр «Академия», 2012. - 336 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста через дидактические игры
Умение "смотреть" и "видеть", ""слушать" и "слышать" не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. На мой взгляд, именно игра позволяет удовлетворить детскую любозн...
«Дидактическая игра как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста»
Дидактическая игра как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста....
Творческий отчет "Дидактическая игра - как метод формирования экологических знаний у детей дошкольного возраста"
Проблемы экологического воспитания....
Презентация " Дидактическая игра как средство формирования правильной речи у детей дошкольного возраста "
Дидактическая игра- средство обучения , поэтому она может быть использована при усвоении любого материала и проводится как на групповых, так и на индивидуальных занятиях , может включаться в любое зан...
статья "Дидактическая игра как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста"
Цель: главная цель экологического воспитания детей- формирование основ экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической д...
Дидактическая игра как средство формирования логического мышления у детей дошкольного возраста.
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе вн...
Дидактическая игра как средство формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста.
Игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего восп...