Дидактическая игра, как средство формирования экологических знаний у детей дошкольного возраста
статья

Кулик Нина Андреевна

Экологическое воспитание является одной из актуальных проблем на сегодняшний день. В основе этого лежит формирование правильного отношения к природным явлениям, объектам природы, элементарные знания о природе и их экологическая направленность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Кулик Н.А.,

(воспитатель МБДОУ «Детский сад №65 - ЦРР»

г. Бийск)

Дидактическая игра, как средство формирования экологических знаний у детей дошкольного возраста

Экологическое воспитание является одной из актуальных проблем на сегодняшний день. В основе этого лежит формирование правильного отношения к природным явлениям, объектам природы, элементарные знания о природе и их экологическая направленность.

В раннем возрасте, на  этапе дошкольного детства  у ребенка  формируются первоосновы экологического мышления и осознания окружающего мира. Чтобы ребенок получил успешно знания, нужно создать атмосферу, которая способствует эмоциональной восприимчивости. Такой деятельностью является игра, в дошкольном воспитании.

Мотивация игры всегда значима, Именно игра заставляет детей лучше воспринимать окружающее, быстрее ориентироваться. В результате игры, ребёнок получает  все необходимые знания. Знания, которые сопровождаются  игрой, дети усваивают с легкостью подчеркивал К.Д.Ушинский. А.С. Макаренко, Е.И. Тихеева, Д.В. Менджеринская,  так же придерживались такого мнения [4].

Дидактическая игра - эффективное средство, успешного решению задач по экологическому  воспитанию детей дошкольного возраста [2]

В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют полученные умения, расширяют кругозор, систематизируют имеющиеся представления о природе. Суть дидактических игр, состоит в том, что дети дошкольного возраста могут наблюдать за живым объектом, либо изучать его особенности роста и ухода за ним, рассказать интересное. Показывать бережное отношение к растениям и природе. Игра помогает детям глубже чувствовать природу, которое влияет на  дальнейшее учебное и творческое воображение.

Главную роль играет и правильное руководство педагогом данной деятельности, от этого зависит  и  эффективность личностных качеств дошкольника. Поэтому методические приемы руководства должны быть разнообразны  по-своему характеру, использованы в соответствии с основной образовательного программой дошкольного образования. Учитывается возраст, индивидуальные особенности ребенка, так же особенности самой игры, что в ней будет проявляться  обучающее начало и игровая деятельность. Задача педагога наполнять игровую деятельность интересным содержанием.

Исходя из выше сказанного, в образовательной деятельности придерживаюсь следующей последовательности в работе. Организацию дидактических игр осуществляю в трех направлениях: подготовка к дидактической игре, проведение и анализ.

К проведению дидактической игры нужна подготовка, в нее входит:

- отбор игры в соответствии с задачами обучения, развитие сенсорных способностей,  активизация памяти, внимания, мышления и речи.

- установление соответствия программным требованиям отобранной игры для определенной возрастной группы.

- определение удобного по времени для проведения дидактической игры (в процессе образовательной деятельности, занятии или в свободное время, от других режимных процессов.

-выбор места игры, чтобы дети не мешали друг другу и спокойно играли. Такое место есть в группе, либо отводится на участке детского сада.

- определение количества детей, участвующих в игре (подгруппа, вся группа, индивидуально с ребенком).

- подбор дидактического материала необходимого для выбранной игры (всевозможные игрушки, картинки, предметы, природный материал) [3].

Проведение игр включает:

- знакомство  детей с содержанием игры, с материалом дидактическим, который используется в данной игре (показ атрибутов к ней, картинки, краткая беседа, в последствии которой уточняются представления и знания о них).

- объяснение правил игры и её ход. При этом обращается внимание на действие дошкольников в данной игре, правильное выполнение

- объяснение игровых действий, демонстрация правильности выполнения.

- определение роли воспитателя в дидактической игре (участник, болельщик).

- подведение итога деятельности. Считается главным в таких играх, ведь по итогу судится эффективность дидактической игры, интерес в процессе деятельности. Кроме того, игровой процесс позволяет выявить индивидуальную особенность каждого дошкольника и в последующем организовать индивидуальную работу с ним [1].

Руководя играми, учитываются и возможность детей, интерес. Обращается внимание  на степень сложности игры, игровых правил и действий.

Дидактические игры имеют свое многообразие.

Игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, в них используются игрушки, реальные предметы, объекты природы. Дети с удовольствием любят играть в игры «Чудесный мешочек», «Две корзины», узнавать «чьи детки сидят на ветки». Такие игры широко используются в младшей и средней группе, они дают детям сенсорное восприятие, учат сравнивать, отличать характерные признаки. Подобные игры вызывают всегда у детей живой интерес и активное желание играть Семена растений, листочки деревьев, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи,  – всё это использую при организации дидактических игр этого вида [2].

В процессе такой деятельности дети  прикасаются к природе, учатся беречь листочки, деревья, все окружающее рядом.

Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Основываются на принципе наглядности, детям дается не сам предмет, а его изображение.

К ним относятся игры «Ягоды и фрукты», «Растения» «Зоологическое лото», «Где спряталась рыбка?». Они дают возможность дошкольникам систематизировать, обобщать, восстанавливать образ предмета.

Словесные игры, отличаются тем, что осуществляются на основе представлений и без наглядности, проводятся с целью закрепления знаний о функциях и действиях предметов. Такие игры  развивают внимание, быстроту, сообразительность и связную речь. Например: «Кто летает, бегает, прыгает», «В воде,  воздухе, на земле». В младших группах проигрываю игру вместе с детьми и поэтапно рассказываю все правила игры в процессе.  Со средней группы обучение игры происходит, по-другому рассказываю содержание игры и правила игры и по ходу игры еще раз подчеркиваю эти правила [5].

Экологические  знания детей дошкольного возраста, посредством дидактических игр способствуют повышению уровня экологической культуры, происходит активизация словаря, воображения, памяти, нравственных качеств.

Роль дидактической игры и ее место в системе образования, значимость педагогического воздействия рассмотрена многими педагогами прошлого и так же настоящего. Такими как: Крупская Н.К., Венгер Л.А., Богуславская З.М., Дьяченко О.М., Бондаренко А.К., Николаева С.Н. Так они отмечают, что  использовать дидактическую игру, следует между учебной и самостоятельной деятельностью. Выполняя средство обучения, дидактическая игра, может послужить и основной частью занятия. Она усваивает и закрепляет знания, способствует познавательной деятельности [4].

Ребёнок в процессе дидактических игр, учится классифицировать, узнавать признаки предметов, сравнивать. Дидактическая игра, как метод обучения, повышает интерес к занятиям, обеспечивает сосредоточенность и лучшее усвоение материала программы. Поэтому дошкольники не только играют в дидактические игры в группе и на участке; так же игры экологического содержания провожу и во время целевой прогулки и экскурсий, знакомлю  с трудом взрослых при обучении трудовой деятельности, сопровождаю дидактической игрой режимные процессы для хорошего закрепления умений.

 Дети дошкольного возраста решают различные познавательные задачи: отгадывают по описанию, стараются найти сходства предметов и явлений природы.

          Руководствуясь требованиям играм, пришла к выводу, что необходимым для построения работы является системность. Ситуации игры, позволяют ребенку почувствовать, что он личность,  раскрепощают, развивают наблюдательность к происходящему [5].

             В данной работе, дидактическая игра, рассмотрена как направление -  воспитание любви к природе родного края детей дошкольного возраста и считается эффективным средством воспитания детей дошкольного возраста. Потенциал игры, поставленные задачи позволяют максимально использовать ее в любом из направлений воспитательно-образовательной работы с детьми.

Литература

1.Ашиков В. Природа, Творчество и Красота [Текст] / В. Ашиков, С. Ашикова //  Дошкольное воспитание. - 2012. - N 7. - С. 2-5; N 11. - С. 51-54.

2. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]. Пособие для воспитателей детского сада / А.К. Бондаренко – М., 2008

3. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой [Текст] / С.А. Веретенникова. – М., Просвещение, 2009, с.44

4. Николаева, С. Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей [Текст] // С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. 2011. N 7. С. 52-64.

5. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / С.Н. Николаева.  - М.: Издат. центр «Академия», 2012. - 336 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста через дидактические игры

Умение "смотреть" и "видеть", ""слушать" и "слышать" не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. На мой взгляд, именно игра позволяет удовлетворить детскую любозн...

«Дидактическая игра как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста»

Дидактическая игра как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста....

Презентация " Дидактическая игра как средство формирования правильной речи у детей дошкольного возраста "

Дидактическая игра- средство обучения , поэтому она может быть использована при усвоении любого материала и проводится как на групповых, так и на индивидуальных занятиях , может включаться в любое зан...

статья "Дидактическая игра как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста"

Цель: главная цель экологического воспитания детей- формирование основ экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической д...

Дидактическая игра как средство формирования логического мышления у детей дошкольного возраста.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе вн...

Дидактическая игра как средство формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста.

Игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего восп...