Экологический проект во второй младшей группе "Мир насекомых"
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему
Цели проекта:
- Разобраться в пользе насекомых, познакомить детей с ними, с особенностями их поведения
- Развивать наблюдательность
- Устанавливать причинно-следственные связи (растут растения – есть насекомые)
- Прививать бережное отношение к природе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_proekt.docx | 26.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект
на тему: «Мир насекомых»
для детей II младшей группы
Методические рекомендации по ознакомлению детей с насекомыми.
Наблюдения за насекомыми целесообразно проводить не на общих занятиях (представители данного класса, как правило, небольшие по размеру), а индивидуально или с небольшой группой детей в естественных условиях. Используются для этой цели утренние и вечерние прогулки, работа в уголке природы, на огороде и в цветнике.
Уже с детьми третьего - четвёртого года жизни можно устроить инсектарий - небольшое жилище для насекомого. Это дает возможность хорошо рассмотреть насекомое, наблюдать за ним более длительное время, выяснить, как усваиваются детьми знания и правила обращения с этим насекомым.
Наблюдения ведутся в той же последовательности, что и при знакомстве с представителями предыдущих классов: важно сначала познакомить ребят с особенностями внешнего вида того или иного насекомого, показать характерные признаки конкретного представителя этого класса, подчеркнуть общие и отличительные признаки.
Углубление представлений детей средней группы о насекомых целесообразно начинать с бабочки и жука, так как они хорошо знакомы детям, являются наиболее контрастными из класса насекомых - ребята легко замечают яркие особенности во внешнем виде, в способе передвижения. Дети рассматривают майского жука и бронзовку, бабочку павлиний глаз и крапивницу. Интересно провести сравнительные наблюдения за бабочкой и жуком, если оба насекомых находятся в инсектарии.
Правильно называть части тела насекомого, его характерные особенности. Воспитывать у детей познавательный интерес к насекомым.
Во время прогулки дети рассматривают бабочек. Уточняют - бабочки бывают и желтые, и белые, и разноцветные. Воспитатель называет бабочек (лимонница, голубянка), помогает описать их: голубянка - небольшая бабочка ярко-голубого цвета с белыми пятнами на крыльях; у лимонницы желтые крылья, на каждом по две красные точки, усы тоже красного цвета. Посадив ненадолго жука или муху в коробку, можно послушать, как они жужжат. Дети начинают различать насекомых по издаваемым звукам: кузнечик стрекочет, жук жужжит.
Во время наблюдения воспитатель обобщает высказывания ребят, отмечает, что в отличие от бабочки у стрекозы большие глаза и подвижная голова, длинное тело, продолговатые прозрачные крылья, большие цепкие ноги. У бабочки и стрекозы по четыре крыла. Но у бабочки они широкие и короткие, а у стрекозы ― длинные и узкие. У бабочки крылышки мягкие, покрыты цветными чешуйками, а у стрекозы чешуек нет, у нее крылья прозрачные, жесткие.
Затем педагог подчеркивает разницу в образе жизни этих насекомых, связанную с питанием: лапки стрекозы цепкие, она крепко схватывает ими комаров, мошек и на лету их съедает. Бабочка питается травкой и соком растений. Мошек она не ест. Такой характер наблюдения подготавливает ребят к решению в будущем более сложной умственной задачи ― выделению общих признаков у насекомых, установлению связей между внешним строением и образом жизни, питанием и средой обитания.
Кроме индивидуальных и групповых наблюдений, с детьми старшей и подготовительной групп могут быть проведены фронтальные занятия, основой которых также является наблюдение. В эти занятия целесообразно включать изобразительную деятельность, дидактические игры, беседы.
Представления, накопленные в результате наблюдений, помогают детям решать различные умственные задачи. Целесообразно использовать логические задачи двух типов: «Закончи рассказ воспитателя», «Найди ошибку и исправь ее». Приведем примеры.
Воспитатель рассказывает: «Собрались насекомые на лесной полянке и стали рассказывать друг другу, кто как зиму проводит. Бабочка-крапивница сказала: «Я буду зимовать под крышей старого сарая, там есть теплая и уютная щель». Расскажите, дети, где будут зимовать муравьи (пчелы, гусеницы, жуки)». Дети заканчивают рассказ: «Муравьи прячутся зимой под муравьиной кучей в земле. Там им тепло»; «Я ― жук, зимовал в трещине коры, а мой дружок-жучок ― в земляной норке»...
Педагог предлагает детям решить другую задачу: послушать рассказ и найти, в нем, ошибку: «Жили-были две бабочки-подружки. Вместе они летали на луг, раскачивались на высоких цветках, пили утреннюю росу. Но однажды бабочка не нашла на лугу своей подружки. «Наверное, она заболела, ― решила бабочка, ― надо навестить подружку и принести ей вкусную еду. Пожалуй, захвачу я ей для угощения тлю или муху». Обрадовалась бабочка такому решению и полетела к подружке». Дети находят ошибку в рассказе: «Бабочки не едят мух. Они пьют сок цветов. Их гусеницы любят листики, поэтому для растений они вредные».
В результате решения таких логических задач у детей вырабатывается внимательное, заинтересованное отношение к природе, стремление узнать что-то новое о животных, научиться охранять их и помогать им.
Паспорт проекта:
Цели проекта:
- Разобраться в пользе насекомых, познакомить детей с ними, с особенностями их поведения
- Развивать наблюдательность
- Устанавливать причинно-следственные связи (растут растения – есть насекомые)
- Прививать бережное отношение к природе
Основные задачи:
- Развивать интерес к данной теме
- Создать условия для знакомства детей с насекомыми, их названиями
- Обратить внимание детей о необходимости заботы о насекомых
- Развивать трудовые навыки
Возраст детей:
- 3-4 года
Время работы над проектом:
- Лето 2014 года
Форма работы:
- Свободное от занятий время, прогулки, индивидуальная работа
Мотивация к работе:
- Личный интерес детей, возможность применить полученные знания на практике и поделиться ими с другими
Информационно-техническое обеспечение:
- Использование литературы по данной теме
- Использование наглядных пособий
Результат проекта нацелен на:
- Изменение отношения детей к насекомым, к стремлению донести полученные знания до других, создать положительные эмоции в процессе занятий
Опыт использования:
- Презентация проекта для педагогов ДОУ и родителей
Этапы проекта:
1. Вводно-мотивационный этап:
Тема и проект были нами выделены в совместных беседах с детьми. А началось всё с того, что во время занятия по экологии разговор зашёл о насекомых. Выяснилось, что только третья часть группы не имеет представления о различных видах насекомых, их названиях. Причины: мало ходили с родителями в поля, дома мало читали литературы.
Затем, среди 20 детей нашей группы провели опрос, который показал, что 5 человек любят наблюдать за насекомыми, потому что им интересно, 15 человек не хотят, не интересно, 3 человека из них не любят их, боятся.
2. В ходе проекта необходимо:
1. Разобраться в пользе насекомых.
2. Познакомить детей с их названиями, с особенностями поведения.
3. Развивать наблюдательность, устанавливать причинно-следственные связи (насекомые любят растения).
4. Прививать бережное отношение к природе.
3. Экспериментальная часть:
На следующем этапе проводилось исследование с целью закрепления знаний об условия, необходимых для жизни насекомых.
Когда изменения в поведении насекомых можно было сравнивать, делаем выводы, что лучше всего себя чувствуют насекомые в теплое время года. После этого продолжаем наблюдения.
В ходе проведенной работы углубляем и расширяем знания детей о видах насекомых, их пользе. На этом этапе важную роль играет работа с родителями, так как большую часть информации дети искали и обрабатывали дома с родителями.
Было решено сделать рисунки. В последствии, в течении лета, наблюдали за насекомыми вместе с детьми и их родителями, делали записи и зарисовки.
4. Результаты проекта:
Работать над проектом детям понравилось, было решено следующим летом, продолжить изучать другие виды насекомых. Мы предложили детям провести выставку рисунков по теме: «Насекомые – наши соседи по планете». Эту идею все поддержали, началась работа по оформлению результатов проекта.
Этапы работы над проектом «Мир насекомых»
Форма работы | Задачи | Срок реализации | Время в режиме дня | Место и способ проверки |
1. Беседа: «Что мы знаем о насекомых?» | Способствовать развитию у детей представлений о насекомых, применению знаний о насекомых, как живом существе | Начало июня | 1-я половина дня 2-я половина дня | Занятия по экологии Наблюдение на прогулке |
2.Конкурс рисунков: «Моё любимое насекомое» Занятия по экологии на тему: «Насекомые», заучивание стихотворений, песен, хороводов о насекомых Проведение опытов в условиях необходимых для жизни насекомых | Учить детей рисовать насекомых, пользуясь различными приёмами, закрепить навыки рисования гуашью Прививать бережное отношение к насекомым, развивать эмоциональное отношение ко всему живому, воспитывать эстетический вкус Развивать бережное отношение ко всему живому, развивать наблюдательность | Июнь – август Июнь – август Июнь - август | 1-я половина дня 2-я половина дня В течении всего дня | Выставка рисунков Просмотр материалов занятия Наблюдения на прогулке |
3. Презентация | Создать положительное эмоциональное настроение | Конец августа | 2-я половина дня | Презентация на педсовете |
Перспективный план работы
Месяц | Тема и цель занятия |
Июнь | 1. «Насекомые»: Цели: развивать обобщенные представления детей о насекомых, как живых существах, живущих на земле, которые могут ползать, летать в воздухе, и имеющих типичное строение - умение устанавливать причинно-следственные связи (время года – поведение насекомых) - активировать познавательный интерес к природе |
Июль | 1. «В гости к леснику»: Цели: учить различать на слух слова с определенным звуком, упражнять в изменении слов при помощи суффиксов - развивать фонематическое восприятие, словарь детей - воспитывать любовь к природе 2. «Подземные жители»: Цели: показать роль окраски в жизни животных - раскрыть перед детьми на конкретных примерах, что бывают хорошие и плохие поступки, показать, что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботиться о живых существах (растениях, животных), в детском саду создаются для них хорошие условия жизни - показать, что в почве есть воздух, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становиться меньше - бережное отношение к растительному и животному миру |
Август | 1. «В гостях у пчёлки»: Цели: познакомить детей со взаимосвязью окружающей природы, здоровьем и жизнью человека, прививать бережное отношение к природе - дать детям необходимую сумму знаний о нормах поведения в природе - учить объяснять собственное поведение, а значит, способствовать обеспечению безопасного образа жизни ребенка - воспитывать чувство ответственности за жизнь насекомых 2. «Муха Цокотуха и её гости»: Цели: познакомить и научить новому способу изображения насекомых - воспитывать умение восхищаться красотой и многообразием природных форм - развивать творческую индивидуальность |
Список литературы:
1. Н.В.Дубровская «Приглашение к творчеству». – «Детство-Пресс», 2004г.
2. Т.С.Комарова, А.И.Савенкова «Коллективное творчество дошкольников». – М. Педагогическое общество России, 2005г.
3. «Коллективное творчество дошкольников» - А.А.Грибовская – «ТЦ Сфера»», 2005г.
4. Т.Н.Доронова «Развитие детей в изобразительной деятельности» - «Детсвтво-Пресс», 2005г.
5. В.С.Володина: «Альбом по развитию речи», ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.
6. «Умные пальчики», О.Новиковская, изд. «Сова», 2007.
7. «Изобразительная деятельность», Т.А.Николкина, изд. «Учитель», 2007.
8. В.Д.Юрчишина: «Читаю. Вижу. Пишу», Москва2007г.
9. Г.Н.Давыдова: «Пластилинография №2»,Москва2008г.
10. Г.Н.Давыдова: Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть-1»,Москва2008г.
11. Г.Н.Давыдова: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть-2», Москва2008г.
12. Г.Я.Затулина: «Конспекты комплексных занятий по развитию речи», ООО «Центр педагогического образования», 2009г.
13. «Конспекты занятий по обучению детей пересказу» (подготовительная группа), Авторский коллектив, 2009г.
14. Р.М.Хамидулина: «Развитие речи», изд. «Экзамен», Москва, 2009.
15. «Программа от рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – «Мозаика-Синтез»-2010г.
16 Г.Н.Давыдова: «Поделки из природного материала», Москва2010г.
17. О.А.Новиковская: «Игры и упражнения для развития речи и дикции», изд. «Сова», 2010.
18. Д.Попова: «Лучшие игры для развития ребенка», Питер, 2010.
19. Г.Н.Давыдова: «Пластилинография. Анималистическая живопись», Москва2011г.
20. Г.Н.Давыдова: «Поделки из спичечных коробков», Москва2011.
21. Ю.А.Бревнова: «Художественный труд в детском саду», Творческий центр, Москва2011г.
22. С.И.Карпова, В.В.Мамаева: «Развитие речи дошкольников 6-7 лет», Санкт-Петербург, 2012.
23. О.Новиковская: «Альбом по развитию речи в рассказах и веселых картинках», Москва, 2012.
24. Ж-л: «Обруч»№1,2012г «Интеграция в детском саду».
25. Ж-л: «Справочник старшего воспитателя»№2,2012г. «Использование нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с детьми» - Т.А.Лобурец.
26. Ж-л: «Воспитатель», №5,2012г, «Нетрадиционные техники работы с бумагой», О.В.Коротких.
27. К.Ю.Белая: «Инновационная деятельность в ДОУ»: Метод. Пособие.- М.: Т.Ц. Сфера, 2005.
28. И.М.Новикова: «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2 010.
29. М.А.Павлова, М.В.Лысогорская: «Здоровьесберегающая система ДОУ» - Волгоград: Учитель, 2009.
30. О.Н. Арсеневская: «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду», Издательство «Учитель» 2009 год.
31. Н.И. Крылова: «Здоровьесберегающее пространство в ДОУ». Издательство «Учитель» 2008год.
32. Л.Б.Фесюкова, О.О.Григорьева: Времена года. Комплексные занятия для детей 4 – 7 лет.
33. Система экологического воспитания в ДОУ. Автор-составитель О.Ф.Горбатенко.
34. В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология.
35. В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект во второй младшей группе "Насекомые"
Цель проекта: развивать познавательные и творческие способности детей в процессе реализации проекта....
Экологический проект во второй младшей группе Наши соседи насекомые.
Этот материал будет полезен воспитателям и родителям для знакомства детей 3-4 лет с насекомыми....
Экологический проект во второй младшей группе «Наши соседи – насекомые»
Однажды, во время прогулки, дети увидели насекомых. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить на...
Экологический проект во второй младшей группе «Наши соседи – насекомые»
Экологический проект во второй младшей группе«Наши соседи – насекомые»...
Экологический проект во второй младшей группе "Эти удивительные насекомые "
Вид проекта: Групповой, долгосрочный с 01.06.2016 – 31.08.2016г.Интеграция видов деятельности: Поисково-познавательный, коммуникативный, художественно-эстетический, трудовой, оздоровительный, эк...
Экологический проект во второй младшей группе "Мир насекомых"
Экологический проект во второй младшей группе"Мир насекомых"...
Экологический мини-проект во второй младшей группе «Насекомые весной вьются и порхают - на полянке на лесной всё благоухает!»
Экологический мини-проектво второй младшей группе«Насекомые весной вьются и порхают - на полянке на лесной всё благоухает! »...