Путешествие в страну Этикета ( социально-коммуникативное развитие)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста и направлено на формирование навыков социального взаимодествия с окружающими. Дети закрепляют правила поведения в театре,совершенствуют коммуникативные умения, учаться оценивать поступки других в соответствии с нормами этикета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_stranu_etiketa.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Старшая группа
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Цель: формировать умение взаимодействовать с окружающими в соответствии с социокультурными нормами поведения.
Задачи: закрепить знание правил вежливости, расширить представления о хороших и плохих поступках, формировать умение правильно оценивать себя и других; упражнять в правила поведения в общественных местах и развивать коммуникативные навыки.
Дидактический материал и оборудование:
- детские стулья, крупный строитель для постройки автобуса, руль, костюм «бабушки», куклы;
- театральная ширма, куклы бибабо (Петрушка, королевич Елисей), театральная касса, билеты, стулья для зрителей;
- столовая посуда, детские фартуки, поварские колпаки, поднос с конфетами.
Воспитатель. Сегодня мы с вами будем говорить об этикете, т. е. о правилах вежливости и о культуре поведения. Ваши мамы и папы хотят, чтобы вы выросли вежливыми и культурными. А что значит быть вежливым, воспитанным, культурным человеком? (Ответы детей.)
Хочу добавить, что воспитанный человек разговаривает вежливо, умеет сочувствовать, всегда поможет другому человеку, никогда не будет смеяться над бедой другого, а если пообещает, то обязательно сдержит свое слово. Всему этому нужно учиться. Если вы вырастите культурными и воспитанными людьми, у вас будет много друзей, и все будут вас уважать.
Воспитатель. Знаете ли вы, что о человеке говорит уже его внешний вид? Культурный, воспитанный человек причесан и одет всегда опрятно,
У него всегда чистый носовой платок, он аккуратно одет, в порядке волосы и ногти .
Стук в дверь. Входит ребенок (заранее подготовленный). Волосы у него взлохмачены, щеки в саже, рубашка расстегнута, туфли одеты неправильно.
Воспитатель. Что же с тобой случилось, Саша?
Саша. Я проспал.
Воспитатель. А почему ты так неопрятно одет?
Саша. Я торопился, думал, и так сойдет.
Воспитатель. Дети, посмотрите, как некрасив человек, когда он неаккуратно одет. С таким неряхой вы вряд ли бы согласились дружить. Давайте вместе с Сашей отправимся в Страну этикета и хороших манер. Надо исправлять положение.
Выходят 2—3 ребенка (по желанию), причесывают мальчика, застегивают рубашку, вытирают салфеткой щеки, переобувают туфли (туалетные принадлежности приготовлены заранее).
Воспитатель. Вот теперь порядок!
Все дети садятся на места. (Мальчик забывает их поблагодарить.)
Воспитатель. Ребята, вы помогли Саше привести себя в порядок, а он забыл что-то вам сказать. Что?
Дети. Спасибо.
Воспитатель. Ну, конечно, он забыл вас поблагодарить.
Ребенок исправляет положение и говорит детям спасибо.
Воспитатель. Мы с вами знаем, что на самом деле Саша всегда очень аккуратный, добрый мальчик и знает много волшебных слов. А для нас он сыграл роль мальчика-неряхи, чтобы вы со стороны посмотрели, как это некрасиво, и никогда такими не были.
Дети проверяют свой внешний вид.
Воспитатель. А еще нам нужно не забывать говорить людям вежливые слова.. Вы их все прекрасно знаете. Давайте вспомним словарь волшебных слов.
Ребята читают стихи о добрых словах.
1-й ребенок
Добрый день!
Добрый день! — тебе сказали.
Добрый день! — ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
2-й ребенок.
Доброго пути!
Нам желают доброго пути!
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
3-й ребенок.
Здравствуйте!
Здравствуйте! — Ты скажешь человеку.
Здравствуй,— улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
4-й ребенок.
Пожалуйста
Отменить, что ли,
Слово «пожалуйста»,
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что Без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
5-й ребенок.
Спасибо
За что мы говорим спасибо?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы
Кому сказали? Сколько раз?
6-й ребенок.
Простите
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду,
И взрослы перебивать,
И, что обещал, забывать.
Но если я все же забуду,
Простите, я больше не буду.
7-й ребенок.
Будьте добры
Будьте добры — Это я говорю по секрету.
Будьте добры — И не ждите за это конфету.
Будьте добры — Без игры и во время игры,
Если сумеете, Будьте скорее добры.
8-й ребенок.
Добрые слова
Эти слова всем известны давно,
Видишь, они и просты, и новы.
Но я еще повторю все равно:
Добрые люди, будьте здоровы.
Воспитатель. Молодцы! Я считаю,
что все эти слова заслуживают аплодисментов.
Дети аплодируют.
Воспитатель. А ведь аплодисменты — это тоже выражение благодарности, и они нам еще сегодня пригодятся. Вы все сегодня опрятно и красиво одеты, знаете много вежливых слов, а значит, готовы совершить путешествие, но сначала отгадайте загадку:
Дом по улице идет,
На работу всех везет.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
(Автобус.)
Правильно, это автобус, и сейчас мы с вами отправимся на автобусную остановку.
Дети подходят к воспитателю и маршируют.
Воспитатель. Раз, два!
Дети. Три, четыре!
Воспитатель. Три, четыре!
Дети. Раз, два!
Воспитатель. Кто шагает дружно в ряд?
Дети.
Наш веселый детский сад!
Все ребята смелые,
Дружные, умелые!
Воспитатель и дети подходят к месту, где обозначена автобусная остановка и построен из детских стульчиков и крупного строителя автобус.
Воспитатель. А вот и наш автобус, осталось только подойти водителю.
В это время заранее подготовленный ребенок (для других детей это сюрприз) достает из кармана обертки от конфет и со словами: «Какой-то мусор у меня в кармане»,— бросает их на пол.
Воспитатель. Что же ты делаешь? Ребята, красиво ли поступает тот, кто бросает на тротуар мусор?
Ответы детей.
Воспитатель. Конечно же, он поступает некрасиво. А как вы думаете, почему нельзя мусорить ни дома, ни на улице, ни в лесу, ни в других общественных местах?
Ответы детей.
«Провинившийся» ребенок подбирает мусор, извиняется и выбрасывает его в мусорную корзину, стоящую около автобусной остановки.
Воспитатель. Вот теперь ты поступил правильно. Во всех общественных
местах есть специальные мусорные корзины, и давайте с вами впредь мусор выбрасывать только в них. Тогда наши города будут всегда чистыми и красивыми.
Один из детей занимает место водителя.
Воспитатель. Пришел водитель нашего автобуса, и мы с вами сейчас поедем.
Дети садятся на стульчики.
Ребенок, с которым заранее договорились, начинает вертеться на стуле, очень громко разговаривать, прыгать с места на место, толкаться.
Воспитатель. Дети, обратите внимание на то, как ведет себя один из пассажиров. Он очень громко разговаривает, оттолкнул соседа от окна, залез на сиденье с ногами и всех перепачкал.
Можно ли так себя вести в общественном транспорте?
Дети. Нет, так нельзя.
Воспитатель. Я надеюсь, что вы усвоили правила поведения в общественном транспорте. Наш автобус отправляется, следующая остановка «Поликлиника».
Звучит в грамзаписи песня В. Шаинского на слова М. Пляцковского «Улыбка». На остановке «Поликлиника» в автобус входит ребенок, одетый в костюм бабушки.
Воспитатель. Ребята, обратите внимание, в автобус зашел пожилой человек. Как должен поступить воспитанный пассажир?
Дети уступают место «бабушке».
Водитель. Осторожно! Двери закрываются. Следующая остановка «Магазин «Детский мир».
На остановке «Детский мир» заходит девочка с куклой на руках.
Воспитатель. Ребята, а сейчас в автобус вошла «мама с дочкой». Как вы должны поступить?
Дети уступают место «маме с дочкой».
Водитель. Внимание! Следующая остановка «Кукольный театр».
Воспитатель. Ну, вот и наша остановка. А сейчас я посмотрю, будете ли вы взаимно вежливы при выходе из автобуса, кого вы пропустите вперед и кому поможете.
Дети стараются сделать все правильно.
Воспитатель. Мы с вами сейчас пойдем в кукольный театр. Давайте вспомним некоторые правила театрального этикета. Можно ли опаздывать к началу спектакля? Разворачивать конфеты, громко разговаривать во время представления? {Нет.) Для того чтобы попасть на спектакль, мы должны купить билет в театральной кассе.
Все подходят к кассе. Воспитатель в роли кассира.
Кассир.
Театр открывается!
К началу все готово!
Билеты предлагаются
За вежливое слово.
1-й ребенок.
Добрый день!
Уважаемый кассир,
Я бы очень попросил:
Дайте лучшие места,
Вот мое «пожалуйста!»
Дети по очереди покупают билеты за вежливые слова.
Один ребенок прорывается к кассе, расталкивая детей (он заранее подготовлен к этой роли).
«Хулиган». Касса, выдай мне билет!
Кассир. Ваше вежливое слово?
«Хулиган». У меня такого нет.
Кассир Ах! У вас такого нет? Не получите билет.
«Хулиган». Мне — билет!
Кассир. Нет и нет!
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему кассир не выдал билет этому мальчику?
Дети. Так грубо и невежливо нельзя себя вести.
Ребенок-«хулиган» извиняется, покупает билет за вежливое слово и заходит со всеми вместе в зрительный зал.
Воспитатель. Я хочу вам напомнить, что если ваше место в середине ряда, а ряд уже заполнен зрителями, то проходить к своему месту нужно повернувшись лицом к сидящим. Кто это может продемонстрировать?
Ребенок, по желанию, показывает, как правильно занять свое место.
Звучит лирическая музыка (грамзапись). Начинается представление.
Дети читают тексты из сказки А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
1-й ребенок.
Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
2-й ребенок.
«Ветер, ветер!
Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не боишься никого,
роме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее».
Воспитатель (в роли ветра).
«Постой,—
Отвечает ветер буйный,—
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того глухого места,
В том гробу твоя невеста».
1-й ребенок.
Ветер далее побежал.
Королевич зарыдал
И пошел к пустому месту
На прекрасную невесту
Посмотреть еще хоть раз.
Дети-артисты выходят из-за ширмы и кланяются. Дети-зрители и воспитатель аплодируют.
Воспитатель. Вот и пригодились нам аплодисменты. Когда спектакль заканчивается, зрители благодарят его участников аплодисментами. Актеры выходят на сцену и кланяются. Эта театральная традиция — проявление взаимной вежливости. И мы тоже не будем нарушать ее. А сейчас антракт! Что делают зрители в антракте? Верно, можно много интересного увидеть в фойе театра (фотографии актеров, выставки художников и народных умельцев), а кто хочет, может и перекусить — для этого есть специальное место — театральный буфет.
Появляется озорной Петрушка (подготовленный ребенок с куклой бибабо) и приглашает детей полакомиться угощением.
Петрушка.
Эй, ребята, налетайте,
Сушки, пряники хватайте!
Чтоб досталось повкусней,
Друга оттолкни скорей!
Не давай ему конфеты
И печенья не давай.
Лучше это угощенье
По карманам распихай!
Воспитатель. Ну, уж этого мы никак не ожидали. Чему ты, Петрушка, учишь детей? Дети прекрасно знают, что так себя вести нельзя.
Петрушка.
Не поверю никогда,
Чтобы вежливой была
Такая «мелкота».
Воспитатель. Петрушка, наши дети не только вежливые и воспитанные; но еще они много знают и умеют. Например, могут помочь тебе накрыть стол по всем правилам столового этикета.
Петрушка. Это мы сейчас проверим. Давайте проведем игру «Кто быстро и правильно накроет на стол».
Выходят два ребенка, и проводится игра. Петрушка проверяет, правильно ли выполнено задание, все ли столовые приборы стоят на местах и почему они должны быть расположены именно так.
Петрушка.
Все сумели,
все успели
Аккуратно сделать.
Прежде чем на стол поставить
Чашки и тарелки,
Не забыли постелить чистые салфетки.
Чашки, ложки лежат в ряд,
Стол накрыт для всех ребят.
Петрушка передает детям поднос с угощением. Все благодарят и возвращаются в «детский сад».
Воспитатель. Я думаю, что после нашего путешествия вы стали еще вежливее и культурнее. Научите правилам вежливости своих друзей и расскажите родителям о стране Этикета. А завтра нас ждет продолжение сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по социально-нравственному развитию. «Путешествие в страну этикета»
Программное содержание:- формировать элементарные правила вежливости, - формировать представление о хороших и плохих поступках; - формировать умение правильно оценить себя и других; - закреплять прави...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЭТИКЕТА».
Цель: формирование элементарных правил вежливости, представлений о хороших и плохих поступках; умение правильно оценивать себя и других; закрепить правила поведения в общественных местах и учить...
конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми по речевому развитию в старшей группе на тему: Обогащение представлений детей о правилах речевого этикета и развитие умений соблюдать этику общения - "Путешествие в страну этикета"
Конспект по речевому развитию в старшей группе "Путешествие в страну этикета"...
ООД "Путешествие в страну Этикет по социально- коммуникативному развитию в старшей группе
ООД учит составлять мини-рассказ о сказочном герое с использованием синквейн...
Занятие по этикету "Путешествие в страну этикета"
Занятие поможет воспитателю в работе по формированию этических основ, а также навыков жизни в социуме у старших дошкольников....
Технологическая карта проведения совместной деятельности педагога с детьми (5-6 лет) по освоению образовательной области социально-коммуникативное развитие с использованием педагогической технологии - ИКТ по теме: «Путешествие в страну Этикета»
Формирование норм общения в соответствии с правилами речевого этикета....
Конспект занятия по ФМЭП в старшей группе «Математическое путешествие» Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Конспект занятия по ФМЭП в старшей группе«Математическое путешествие»Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное...