Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Хлеб — всему голова»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Тухватуллина Вера Петровна

Формировать знания детей о последовательности выращивания хлеба через русские народные сказки, предметы быта и орудия труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_podgotovitelnoy_gruppe_po_teme.docx 24.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Хлеб — всему голова»

Автор: Тухватуллина Вера Петровна

Организация: МБДОУ «Юлдузский детский сад»

Населенный пункт: Республика Татарстан, Чистопольский район, п. Юлдуз.

 

Образовательные области:

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Оборудование: экспозиция  в мини-музее «Русская изба» с подлинными предметами быта и орудиями труда, иллюстрации из русских народных сказок, опорные картинки. 

Предварительная работа: организация выставки «Сказка ложь – да в ней намек…», чтение русских народных сказок «Мальчик-с-пальчик», «Мужик и медведь», «Жерновцы», разучивание стихов и пословиц о хлебе, разгадывание загадок, рассматривание репродукции картины Шишкина "Рожь", экскурсия в Володарский Районный музейный центр.

Форма проведения: путешествие по сказкам.

Задачи:

  • Формировать знания детей о последовательности выращивания хлеба через русские народные сказки, предметы быта и орудия труда.
  • Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду хлебороба.
  •  Активизировать в речи слова: нива, пашня, соха, цеп, серп, жернова, ступа, ухват, кочерга, коромысло. 
  • Научить детей видеть в предметах знаковые символы эпохи
  • Создавать на занятии атмосферу радости от общения с прошлым.

Методы и приемы: использование сказок, загадок, пословиц,  игровых ситуаций, ролевой игры,  практическая работа,  вопросно-ответный метод.

 

 Ход НОД

- Добрый день, ребята! Заходя в наш музей, вы попадаете в «машину времени», которая переносит вас  в прошлое. А какие еще вы знаете сказочные средства передвижения, которые могут перенести вас в другое время и в другую страну?

Ответ детей: (ковер-самолет, сапоги-скороходы, метла, летучий корабль, ступа)

- А вы любите сказки?

Ответ детей

 Как, по-вашему, сказка – это только красивая выдумка?  

Ответ детей

Конечно,  в сказке много придуманного, т.е. много фантазии,  но вместе с тем она показывает (отражает) жизнь.  А кто придумывает народные сказки?

Ответ детей

- Правильно. Люди придумывали сказки о своей жизни, в них передавалась мечта  о счастье, доброте, осуждалась жадность, зависть. Добрый герой всегда побеждает злого.

Русские народные сказки помогут нам  узнать о жизни  в старину, познакомят с предметами быта и орудиями труда. Сегодняшняя наша встреча называется «Земля на зернышке стоит». Сегодня мы с вами узнаем, какую  ценность представляет хлеб. И в этом нам помогут  наши любимые сказки.

Давайте вспомним сказку «Лутонюшка». Некогда давным-давно и даже очень давно жили старик со старухой. И был у них сын, которому исполнилось семь лет. Но он был очень маленький,- ростом чуть больше пальца, и поэтому его прозвали Мальчик-с-пальчик.

Как-то раз Мальчик-с-пальчик спрашивает у матери:

- А где мой батюшка?

- Поехал в поле на пашню.  (ПАШНЯ – вспаханное поле).

- Я к нему поеду, помогать стану.

Пришел он на пашню и кричит:

- Бог в помощь, батюшка!

Осмотрелся старик кругом, нет никого …

 - Что за чудо: голос человеческий слышу, а никого не вижу?  Кто таков говорит со мною?

- Я твой сынок. Пришел тебе помогать, землю пахать. Садись, батюшка, закуси чем бог послал да отдохни немножко.

 Обрадовался старик, сел обедать, а Мальчик-с-пальчик залез лошади в ухо,  и  стал пахать землю.

 

- А чем он пахал, ребята?   Вот и загадка: «Баба-Яга, вилами нога, весь мир кормит – сама голодна».  Перед нами СОХА  (картина). В соху впрягали лошадь. Вот едет барин, смотрит и дивуется: конь идет, соха пашет, а человека нет.

 

- Ребята, покажите, пожалуйста, где должен стоять крестьянин, а где лошадь? (показ детей).

- СОХА – орудие легкое, т.к. из железа изготовлены только сошники. Для необходимой глубины вспашки нужно было с силой налегать на нее. Так что и сказочным героям, и крестьянам немалых трудов стоил каравай хлеба.

 

А вот и другая сказка – «Мужик и медведь».

Пахал мужик ниву.  (НИВА – засеянное поле).

Пришел к нему медведь и говорит:

 - Мужик, я тебя заломаю.

- Не ломай меня, медведюшка. Я вот сею репу, себе возьму корешки, а тебе отдам вершки.

- А что такое вершки?

Ответ детей

 - ВЕРШКИ – верхняя часть (показ)

 

- Быть так,- сказал медведь.

Пришло время мужику репу копать. А медведь тут как тут.

- Ну, мужик, давай делить.

- Ладно, медведь, привезу тебе вершки.

Медведь остался доволен честным разделом. Вот мужик свою репу повез в город продавать, а навстречу ему медведь.

- Мужик, дай-ка попробовать твои корешки?

Мужик дал ему репу. Медведь съел и как заревет:

- А-а! Обманул ты меня! Твои корешки сладеньки.

- Да как же я тебя обманул? Ты сам брал, что хотел. Давай, Мишенька, посеем теперь пшеничку.

 

- А как ее сеять?

Крестьянин с помощью лямки на плечо подвешивал берестяную корзину. В такую корзину насыпали зерно и вручную разбрасывали его по пашне.  (Детям показывается, как сеялась пшеница, затем они сами пробуют )

 - У меня в руках колосья:  три разных букета - овес, пшеница и рожь.  Вы знаете,  что белый хлеб – пшеничный, а черный – ржаной. Давайте разберемся: где тут пшеница, где рожь, а где овес?  (с пучками колосьев объясняется детям, где какая культура).

- Из этих разных зернышек, дети, делаются мука и крупы.

- Манную крупу знаете? Из зерен каких колосков она делается? 

Ответ детей

 Правильно, из пшеницы. Вот они эти колоски. (показ)

- А хлопья «Геркулес» из каких зернышек? 

Ответ детей

Правильно, из овса. (показать колосья овса).

- И остались у меня в руках  ржаные колосья. Из их зерен получается ржаная мука и выпекается вкусный ржаной хлеб.

 

Эти колоски  подрезаны.    А вы, конечно же, знаете, какой высоты бывают стебли? Видели, как золотится пшеничное поле? (Дети показывают, какой высоты они бывают)

 

Приехал мужик урожай собирать. Взял с собой вот этот предмет. Чтобы назвать его – отгадайте загадку:   «Согнута в дугу,  летом -  на лугу, зимой – на крюку».  Это КОСА.  (картина)  

В старину мужчины косой скашивали пшеницу, а девочки и женщины  как вы думаете, чем? Вот вам в помощь  загадка:  «Маленький, горбатенький по ниве побежал, каждый колос задрожал».  Это СЕРП (показ)

 

Убрал мужик пшеницу, тут и пришел к мужику медведь.

– Как они теперь стали делить пшеницу?  (варианты ответов детей).

- Так быть. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки.

Повез мужик урожай на базар.

- Как мужик продавал   пшеницу колосьями или зернами?  (варианты ответов детей).

-  Правильно, зерном. А как он их отделил от колосков?  Посмотрите на этот предмет и отгадайте загадку:  «Над головой вертится,  в руках крутится, стучит, гремит и все говорит: то-то мы, то-то мы».

Это ЦЕП.  Состоит из длинной палки –ручки (цапильни) и более короткой (била) с утолщением на конце.  Колосья укладывали длинной дорожкой и цепом оббивали колосья. От ударов зерна отделялись от колосьев. (показ)

 

Теперь мы знаем, как сеяли  и как собирали урожай, а сказка «Жерновцы» расскажет о жерновах, при помощи которых мололи зерно.

Жили – были дед да баба. Жили они очень бедно, и  часто у них дома не было никакой еды. Вот они поехали в лес, набрали желудей, привезли домой,  и начали есть, только старуха уронила один желудь в подполье. Пустил желудь росток и в короткое  время росток дорос до пола, а дальше-то некуда…  Пожалела бабка деревце, попросила деда прорубить пол: «Пусть мол растет. Бог с ним!»  Рос, рос дубок и дорос до крыши, прорубил дед и крышу. Стал дуб расти и выше, и выросло огромное дерево, макушкой в облака доставало. Полез дед за желудями, залез на самую макушку, а там… Что же там дед увидел? Петушка с волшебными жерновцами. Взял старик жерновцы, посадил петушка на плечо и стал спускаться.

       - Ну-ка, смотри, бабулечка, что я тебе принес-, говорит дед.

       - Да зачем нам жерновцы, нам и молоть-то нечего.

 

- А что обычно мололи на жерновцах?  (варианты ответов детей).  - -- Правильно, зерно.

У бабки зерна не было, но ручку жерновцов она все же покрутила. А из жерновцов вдруг выскочил блин. Крутнула еще раз – пирог. То блин, то пирог. Вот уж обрадовались старики, зажили счастливо: и сами сыты, и гостей есть чем угостить.

 

Ребята, так случилось в сказке. А в жизни чтобы отведать вкус хлеба, надо потрудиться - зерно  превратить  в муку, например еще на таких жерновах, как КРУПОРУШКА.  (работа на крупорушке).

Но чтобы испечь пироги, муку нужно просеять. Что для этого нужно взять?  Отгадайте загадку: «Сотни глаз, а сам слепой, засорил глаза мукой».  Конечно, это СИТО.

 

Сказочные герои живут и работают в тех же условиях, что и крестьяне. Вспомним сказку «Колобок».  Жили-были дед да баба. А где они жили? В избушке. Однажды дед спрашивает: «Испеки мне, бабка, колобок».

   - Да из чего испечь-то, муки нет.

   -Ты по амбару подмети, по сусекам поскреби, вот и наберется.

   Старуха так и сделала: по амбару подмела, по сусекам поскребла, набрала горсти две муки.

А кто из вас знает, как пекут хлеб и что для этого нужно?  Нужна мука и вода. Вот мука уже есть. А откуда приносили воду?  С реки, из колодца. Тяжело два ведра нести, тут без коромысла не обойтись.   Загадка:  «Три братца пошли купаться. Два купаются, а третий на берегу валяется».

Ответ детей

- Покажите, пожалуйста, как пронести коромысло, чтобы не расплескать воду в ведрах? (Демонстрация).

 

Ну вот, наносили воды. Теперь затопим печь. Когда прогорят дрова, нам понадобится… а вот что – отгадайте сами:  «Полная конюшня красных коров, черная зайдет, всех выгонит». Это КОЧЕРГА. Давайте найдем ее.

 - А в чем кашу варили?

Конечно же, в чугуне. Поставить его в печь  поможет некий предмет. Вот вам и  загадка:   «Рогат да не бык, хватает, людям отдает, а сам на отдых идет».   Это УХВАТ.

Теперь пришло время бабке  тесто месить. Замесила на сметане, скатала колобок и положила в печку.

Ну как, ребята, тяжело ли достается хлеб?

Что сначала надо сделать? Давайте повторим.

  1. поле надо вспахать, чем? (сохой)
  2. засеять, как? ( короб, зерно)
  3. ухаживать (сорняки уничтожать)
  4. собрать урожай, с помощью каких предметов? (коса, серп)
  5. обработать его (цеп, жернова, крупорушка)
  6. испечь хлеб.

 

Вот, ребята, как долго хлеб идет до нашего стола. Ведь засеять его надо весной, а на стол к нам попадет он только осенью.

Так что и сказочным героям, и крестьянам немалых трудов стоил каравай хлеба.

 Можно ли выбрасывать несъеденный кусочек хлеба?

Ответ детей

- Хлеб надо беречь!

 

Литература:

  1. Русские народные сказки «Мальчи-с-пальчик», «Мужик и медведь», «Жерновцы», «Колобок»
  2. Музей в детском саду: беседы, экскурсии, творческие мастерские /Под ред. Н.В. Микляевой, Н.Ф. Лагутиной – М.: ТЦ Сфера, 2011
  3. Попова Т.А. Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре. Для занятий с детьми 4 - 5 лет. М.: МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2010
  4. О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы на тему: ««Хлеб – всему голова».

Данная деятельность направлена на ознакомление детей с процессом приготовления хлеба...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе на тему : «Хлеб всему голова».

Задачи:Образовательные задачи:  Познакомить детей с процессом выращивания пшеницы. Расширять и обогащать знания детей о хлебе и его изготовлении.  Развивающие задачи:  Р...

конспект тематического дня в подготовительной группе на тему " Хлеб - всему голова"

Развернутое календарное  -планирование по образовательной деятельности в режимных моментах, об выращивании хлеба на Кубани....

Конспект интегрированного занятия (по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе) на тему: «Хлеб всему голова»

Конспект интегрированного занятия (по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе)   на тему: «Хлеб всему голова»...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему "Хлеб - всему голова"

Цель: обобщение и систематизация знаний детей о хлебеЗадачи:- познакомить с ролью хлеба в жизни людей, отраженной в пословицах и поговорках;- закрепить знания детей о том, с каким трудом связанно прои...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Хлеб - всему голова».

Интеграция образовательных областей:-речевое развитие;-познавательное развитие;-социально-коммуникативное развитие;-физическое развитие.Цель занятия:Продолжить знакомство детей с малыми фольклорными ф...