Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Хлеб — всему голова»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Формировать знания детей о последовательности выращивания хлеба через русские народные сказки, предметы быта и орудия труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_v_podgotovitelnoy_gruppe_po_teme.docx | 24.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Хлеб — всему голова»
Автор: Тухватуллина Вера Петровна
Организация: МБДОУ «Юлдузский детский сад»
Населенный пункт: Республика Татарстан, Чистопольский район, п. Юлдуз.
Образовательные области:
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Оборудование: экспозиция в мини-музее «Русская изба» с подлинными предметами быта и орудиями труда, иллюстрации из русских народных сказок, опорные картинки.
Предварительная работа: организация выставки «Сказка ложь – да в ней намек…», чтение русских народных сказок «Мальчик-с-пальчик», «Мужик и медведь», «Жерновцы», разучивание стихов и пословиц о хлебе, разгадывание загадок, рассматривание репродукции картины Шишкина "Рожь", экскурсия в Володарский Районный музейный центр.
Форма проведения: путешествие по сказкам.
Задачи:
- Формировать знания детей о последовательности выращивания хлеба через русские народные сказки, предметы быта и орудия труда.
- Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду хлебороба.
- Активизировать в речи слова: нива, пашня, соха, цеп, серп, жернова, ступа, ухват, кочерга, коромысло.
- Научить детей видеть в предметах знаковые символы эпохи
- Создавать на занятии атмосферу радости от общения с прошлым.
Методы и приемы: использование сказок, загадок, пословиц, игровых ситуаций, ролевой игры, практическая работа, вопросно-ответный метод.
Ход НОД
- Добрый день, ребята! Заходя в наш музей, вы попадаете в «машину времени», которая переносит вас в прошлое. А какие еще вы знаете сказочные средства передвижения, которые могут перенести вас в другое время и в другую страну?
Ответ детей: (ковер-самолет, сапоги-скороходы, метла, летучий корабль, ступа)
- А вы любите сказки?
Ответ детей
- Как, по-вашему, сказка – это только красивая выдумка?
Ответ детей
- Конечно, в сказке много придуманного, т.е. много фантазии, но вместе с тем она показывает (отражает) жизнь. А кто придумывает народные сказки?
Ответ детей
- Правильно. Люди придумывали сказки о своей жизни, в них передавалась мечта о счастье, доброте, осуждалась жадность, зависть. Добрый герой всегда побеждает злого.
Русские народные сказки помогут нам узнать о жизни в старину, познакомят с предметами быта и орудиями труда. Сегодняшняя наша встреча называется «Земля на зернышке стоит». Сегодня мы с вами узнаем, какую ценность представляет хлеб. И в этом нам помогут наши любимые сказки.
Давайте вспомним сказку «Лутонюшка». Некогда давным-давно и даже очень давно жили старик со старухой. И был у них сын, которому исполнилось семь лет. Но он был очень маленький,- ростом чуть больше пальца, и поэтому его прозвали Мальчик-с-пальчик.
Как-то раз Мальчик-с-пальчик спрашивает у матери:
- А где мой батюшка?
- Поехал в поле на пашню. (ПАШНЯ – вспаханное поле).
- Я к нему поеду, помогать стану.
Пришел он на пашню и кричит:
- Бог в помощь, батюшка!
Осмотрелся старик кругом, нет никого …
- Что за чудо: голос человеческий слышу, а никого не вижу? Кто таков говорит со мною?
- Я твой сынок. Пришел тебе помогать, землю пахать. Садись, батюшка, закуси чем бог послал да отдохни немножко.
Обрадовался старик, сел обедать, а Мальчик-с-пальчик залез лошади в ухо, и стал пахать землю.
- А чем он пахал, ребята? Вот и загадка: «Баба-Яга, вилами нога, весь мир кормит – сама голодна». Перед нами СОХА (картина). В соху впрягали лошадь. Вот едет барин, смотрит и дивуется: конь идет, соха пашет, а человека нет.
- Ребята, покажите, пожалуйста, где должен стоять крестьянин, а где лошадь? (показ детей).
- СОХА – орудие легкое, т.к. из железа изготовлены только сошники. Для необходимой глубины вспашки нужно было с силой налегать на нее. Так что и сказочным героям, и крестьянам немалых трудов стоил каравай хлеба.
А вот и другая сказка – «Мужик и медведь».
Пахал мужик ниву. (НИВА – засеянное поле).
Пришел к нему медведь и говорит:
- Мужик, я тебя заломаю.
- Не ломай меня, медведюшка. Я вот сею репу, себе возьму корешки, а тебе отдам вершки.
- А что такое вершки?
Ответ детей
- ВЕРШКИ – верхняя часть (показ)
- Быть так,- сказал медведь.
Пришло время мужику репу копать. А медведь тут как тут.
- Ну, мужик, давай делить.
- Ладно, медведь, привезу тебе вершки.
Медведь остался доволен честным разделом. Вот мужик свою репу повез в город продавать, а навстречу ему медведь.
- Мужик, дай-ка попробовать твои корешки?
Мужик дал ему репу. Медведь съел и как заревет:
- А-а! Обманул ты меня! Твои корешки сладеньки.
- Да как же я тебя обманул? Ты сам брал, что хотел. Давай, Мишенька, посеем теперь пшеничку.
- А как ее сеять?
Крестьянин с помощью лямки на плечо подвешивал берестяную корзину. В такую корзину насыпали зерно и вручную разбрасывали его по пашне. (Детям показывается, как сеялась пшеница, затем они сами пробуют )
- У меня в руках колосья: три разных букета - овес, пшеница и рожь. Вы знаете, что белый хлеб – пшеничный, а черный – ржаной. Давайте разберемся: где тут пшеница, где рожь, а где овес? (с пучками колосьев объясняется детям, где какая культура).
- Из этих разных зернышек, дети, делаются мука и крупы.
- Манную крупу знаете? Из зерен каких колосков она делается?
Ответ детей
- Правильно, из пшеницы. Вот они эти колоски. (показ)
- А хлопья «Геркулес» из каких зернышек?
Ответ детей
- Правильно, из овса. (показать колосья овса).
- И остались у меня в руках ржаные колосья. Из их зерен получается ржаная мука и выпекается вкусный ржаной хлеб.
Эти колоски подрезаны. А вы, конечно же, знаете, какой высоты бывают стебли? Видели, как золотится пшеничное поле? (Дети показывают, какой высоты они бывают)
Приехал мужик урожай собирать. Взял с собой вот этот предмет. Чтобы назвать его – отгадайте загадку: «Согнута в дугу, летом - на лугу, зимой – на крюку». Это КОСА. (картина)
В старину мужчины косой скашивали пшеницу, а девочки и женщины как вы думаете, чем? Вот вам в помощь загадка: «Маленький, горбатенький по ниве побежал, каждый колос задрожал». Это СЕРП (показ)
Убрал мужик пшеницу, тут и пришел к мужику медведь.
– Как они теперь стали делить пшеницу? (варианты ответов детей).
- Так быть. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки.
Повез мужик урожай на базар.
- Как мужик продавал пшеницу колосьями или зернами? (варианты ответов детей).
- Правильно, зерном. А как он их отделил от колосков? Посмотрите на этот предмет и отгадайте загадку: «Над головой вертится, в руках крутится, стучит, гремит и все говорит: то-то мы, то-то мы».
Это ЦЕП. Состоит из длинной палки –ручки (цапильни) и более короткой (била) с утолщением на конце. Колосья укладывали длинной дорожкой и цепом оббивали колосья. От ударов зерна отделялись от колосьев. (показ)
Теперь мы знаем, как сеяли и как собирали урожай, а сказка «Жерновцы» расскажет о жерновах, при помощи которых мололи зерно.
Жили – были дед да баба. Жили они очень бедно, и часто у них дома не было никакой еды. Вот они поехали в лес, набрали желудей, привезли домой, и начали есть, только старуха уронила один желудь в подполье. Пустил желудь росток и в короткое время росток дорос до пола, а дальше-то некуда… Пожалела бабка деревце, попросила деда прорубить пол: «Пусть мол растет. Бог с ним!» Рос, рос дубок и дорос до крыши, прорубил дед и крышу. Стал дуб расти и выше, и выросло огромное дерево, макушкой в облака доставало. Полез дед за желудями, залез на самую макушку, а там… Что же там дед увидел? Петушка с волшебными жерновцами. Взял старик жерновцы, посадил петушка на плечо и стал спускаться.
- Ну-ка, смотри, бабулечка, что я тебе принес-, говорит дед.
- Да зачем нам жерновцы, нам и молоть-то нечего.
- А что обычно мололи на жерновцах? (варианты ответов детей). - -- Правильно, зерно.
У бабки зерна не было, но ручку жерновцов она все же покрутила. А из жерновцов вдруг выскочил блин. Крутнула еще раз – пирог. То блин, то пирог. Вот уж обрадовались старики, зажили счастливо: и сами сыты, и гостей есть чем угостить.
Ребята, так случилось в сказке. А в жизни чтобы отведать вкус хлеба, надо потрудиться - зерно превратить в муку, например еще на таких жерновах, как КРУПОРУШКА. (работа на крупорушке).
Но чтобы испечь пироги, муку нужно просеять. Что для этого нужно взять? Отгадайте загадку: «Сотни глаз, а сам слепой, засорил глаза мукой». Конечно, это СИТО.
Сказочные герои живут и работают в тех же условиях, что и крестьяне. Вспомним сказку «Колобок». Жили-были дед да баба. А где они жили? В избушке. Однажды дед спрашивает: «Испеки мне, бабка, колобок».
- Да из чего испечь-то, муки нет.
-Ты по амбару подмети, по сусекам поскреби, вот и наберется.
Старуха так и сделала: по амбару подмела, по сусекам поскребла, набрала горсти две муки.
А кто из вас знает, как пекут хлеб и что для этого нужно? Нужна мука и вода. Вот мука уже есть. А откуда приносили воду? С реки, из колодца. Тяжело два ведра нести, тут без коромысла не обойтись. Загадка: «Три братца пошли купаться. Два купаются, а третий на берегу валяется».
Ответ детей
- Покажите, пожалуйста, как пронести коромысло, чтобы не расплескать воду в ведрах? (Демонстрация).
Ну вот, наносили воды. Теперь затопим печь. Когда прогорят дрова, нам понадобится… а вот что – отгадайте сами: «Полная конюшня красных коров, черная зайдет, всех выгонит». Это КОЧЕРГА. Давайте найдем ее.
- А в чем кашу варили?
Конечно же, в чугуне. Поставить его в печь поможет некий предмет. Вот вам и загадка: «Рогат да не бык, хватает, людям отдает, а сам на отдых идет». Это УХВАТ.
Теперь пришло время бабке тесто месить. Замесила на сметане, скатала колобок и положила в печку.
Ну как, ребята, тяжело ли достается хлеб?
Что сначала надо сделать? Давайте повторим.
- поле надо вспахать, чем? (сохой)
- засеять, как? ( короб, зерно)
- ухаживать (сорняки уничтожать)
- собрать урожай, с помощью каких предметов? (коса, серп)
- обработать его (цеп, жернова, крупорушка)
- испечь хлеб.
Вот, ребята, как долго хлеб идет до нашего стола. Ведь засеять его надо весной, а на стол к нам попадет он только осенью.
Так что и сказочным героям, и крестьянам немалых трудов стоил каравай хлеба.
Можно ли выбрасывать несъеденный кусочек хлеба?
Ответ детей
- Хлеб надо беречь!
Литература:
- Русские народные сказки «Мальчи-с-пальчик», «Мужик и медведь», «Жерновцы», «Колобок»
- Музей в детском саду: беседы, экскурсии, творческие мастерские /Под ред. Н.В. Микляевой, Н.Ф. Лагутиной – М.: ТЦ Сфера, 2011
- Попова Т.А. Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре. Для занятий с детьми 4 - 5 лет. М.: МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2010
- О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы на тему: ««Хлеб – всему голова».
Данная деятельность направлена на ознакомление детей с процессом приготовления хлеба...
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе на тему : «Хлеб всему голова».
Задачи:Образовательные задачи: Познакомить детей с процессом выращивания пшеницы. Расширять и обогащать знания детей о хлебе и его изготовлении. Развивающие задачи: Р...
конспект тематического дня в подготовительной группе на тему " Хлеб - всему голова"
Развернутое календарное -планирование по образовательной деятельности в режимных моментах, об выращивании хлеба на Кубани....
Конспект интегрированного занятия (по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе) на тему: «Хлеб всему голова»
Конспект интегрированного занятия (по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе) на тему: «Хлеб всему голова»...
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему "Хлеб - всему голова"
Цель: обобщение и систематизация знаний детей о хлебеЗадачи:- познакомить с ролью хлеба в жизни людей, отраженной в пословицах и поговорках;- закрепить знания детей о том, с каким трудом связанно прои...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Хлеб - всему голова».
Интеграция образовательных областей:-речевое развитие;-познавательное развитие;-социально-коммуникативное развитие;-физическое развитие.Цель занятия:Продолжить знакомство детей с малыми фольклорными ф...