Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Хлеб - всему голова».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Интеграция образовательных областей:
-речевое развитие;
-познавательное развитие;
-социально-коммуникативное развитие;
-физическое развитие.
Цель занятия:
Продолжить знакомство детей с малыми фольклорными формами (пословицы и поговорки), вовлекать детей в общую беседу о ранее прочитанных произведениях; учить пересказывать сказку с опорой картинки, подбирать однокоренные слова.
Задачи:
Образовательные: познакомить с ролью хлеба в жизни людей, отраженной в пословицах и поговорках; закрепить знания детей о том, с каким трудом связанно производство хлеба; учить детей подбирать однокоренные слова.
Развивающие: развивать умение грамматически правильно строить свои высказывания; обогащать словарный запас детей.
Воспитательные: воспитывать у детей уважение к традициям русского народа, к хлебу и к труду людей, занятых его производством; показать, как в сказках, в пословицах и поговорках отражено отношение людей к хлебу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_v_podgotovitelnoy_gruppe_hleb_-_vsemu_golova_.docx | 24.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему:
«Хлеб - всему голова».
Интеграция образовательных областей:
-речевое развитие;
-познавательное развитие;
-социально-коммуникативное развитие;
-физическое развитие.
Цель занятия:
Продолжить знакомство детей с малыми фольклорными формами (пословицы и поговорки), вовлекать детей в общую беседу о ранее прочитанных произведениях; учить пересказывать сказку с опорой картинки, подбирать однокоренные слова.
Задачи:
Образовательные: познакомить с ролью хлеба в жизни людей, отраженной в пословицах и поговорках; закрепить знания детей о том, с каким трудом связанно производство хлеба; учить детей подбирать однокоренные слова.
Развивающие: развивать умение грамматически правильно строить свои высказывания; обогащать словарный запас детей.
Воспитательные: воспитывать у детей уважение к традициям русского народа, к хлебу и к труду людей, занятых его производством; показать, как в сказках, в пословицах и поговорках отражено отношение людей к хлебу.
Тип занятия: интегрированное.
Форма занятия: фронтальное обучение.
Продолжительность: 30 минут.
Участники: воспитанники подготовительной группы.
Возраст обучающихся: 6 лет.
Оборудование и материалы: книги сказок с иллюстрациями; компьютер и интерактивная доска для демонстрации сюжетных картин; пшеничные и ржаные колосья, зерна, мука и тесто; стихотворение Я. Дягутите «Руки человека».
Предварительная подготовка: организация совместно с родителями выставки хлебобулочных изделий; чтение детям русских народных сказок «Колобок», «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», украинской народной сказки «Колосок», отрывков из книги Л. Кон «О растениях»: «Пшеница» и «Рожь»; беседа о прочитанном.
Методы и приемы работы с детьми:
-словесные: беседа, объяснения, вопросы, зачитывание отрывков из произведений;
-наглядные: демонстрация книжных иллюстраций; видеоматериалы (отрывки из мультфильмов по русским народным сказкам «Колобок», «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка»; демонстрация колосков ржи и пшеницы, зерен, муки и теста; схема рассказа «Пшеница» из книги Л. Кон «О растениях»; демонстрация различных видов хлеба на выставке.
Структура занятия:
Этапы занятия | Содержание | Время |
I Организационный | Введение в тему. Создание мотивации. | 2-3 минуты |
II Основной | Беседа о роли хлеба в жизни русского народа. Пословицы и поговорки о хлебе. Инициирование пересказа детьми отрывка из книги Л. Кон «О растениях» с опорой на схему. Демонстрация отрывков из мультфильмов. Беседа об этапах производства муки и хлеба. Физкультминутка. Обогащение словаря: подбор однокоренных слов к слову «хлеб», знакомство с профессиями хлебороба, хлебопека. | 25 минут |
III Заключительный | Подведение итогов. | 2-3 минуты |
Содержание занятия.
I этап.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что является главным блюдом на праздничном столе?
Ответы детей.
Воспитатель: Без чего не обходится ни завтрак, ни обед, ни ужин?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, ни ежедневный наш стол, ни праздничное застолье не обходятся без хлеба.
II этап. О хлебе русский народ сложил много пословиц и поговорок. Многие из них вы знаете. Назовите их.
Ответы детей:
-«Хлеб – всему голова», «Без соли не вкусно, без хлеба не сытно», «Без хлеба нет обеда», «Хлеба ни куска – в горнице тоска».
Воспитатель: У нас в России хлеб - это не только главное блюдо на столе, но и символ благополучия народа. С ним связаны многие обычаи, которые дошли и до наших дней. Дорогих гостей, молодоженов, новоселов принято встречать, вынося на подносе, покрытом вышитым полотенцем, каравай хлеба с солью, как пожелание счастья и изобилия в доме.
Издавна Россия была страной хлеборобов, людей, занятых выращиванием хлеба. Хлеб был основным продуктом питания. «Пока есть хлеб и вода – все не беда» - говорили в народе.
Мы с вами читали рассказ Л. Кон «Пшеница и рожь». Расскажите с помощью схемы, как их выращивают. (Демонстрируется схема рассказа).
Ответы детей.
Воспитатель: Теперь вы знаете, сколько труда нужно затратить, чтобы вырастить колоски пшеницы и ржи. А вот, как из колосков получить вкусный хлеб, вы сможете рассказать, вспомнив украинскую народную сказку «Колосок». (Демонстрируются кадры из мультфильма).
Воспитатель: Что сделал петушок с найденным колоском?
Ответы детей: «Предложил мышатам отнести его на мельницу и смолоть зерна в муку. Но они отказались».
Воспитатель: Кто же это сделал?
Ответы детей: Петушок.
Воспитатель: Что предложил петушок мышатам сделать с мукой?
Ответы детей: «Замесить тесто, истопить печь и испечь хлеб».
Воспитатель: Но ленивые мышата отказались и от этой работы. Петушок сам и тесто замесил, и печь истопил, и хлеб в нее посадил. А когда хлеб был готов, как наказал петушок ленивых мышат?
Ответы детей: «Он не дал им хлеба, потому, что они не помогали».
Воспитатель: Верно, нечего таких лентяев и лодырей хлебом угощать. «Горька работа, да хлеб сладок»,- так говорили в старину. Тяжелым трудом доставался хлеб нашим дедам и прадедам, но они понимали, что «Не посеяв, не пожнешь», «Кто без устали работает, тот без хлеба не бывает».
Ребята, давайте с вами рассмотрим, какие этапы прошел колосок, чтобы в хлеб превратиться. (Дети раскладывают на столе колоски, зерна, муку, тесто и готовый хлеб).
Дети, а вы знаете, в какой русской народной сказке хлеб круглой формы, с большими трудностями испеченный, от своих хозяев убежал?
Ответы детей: «В сказке «Колобок».
Воспитатель: Правильно. (Демонстрируется иллюстрация к сказке «Колобок»). «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Сказка учит детей чему- то новому. Вспомните песенку Колобка из сказки и ответьте, где раньше муку хранили?
Ответы детей: В амбаре.
Воспитатель: Верно, а что такое «сусеки», по которым скребла бабка? Так назывался короб для хранения муки. А что, кроме муки, в тесто добавляли?
Ответы детей: Сметану.
Воспитатель: Правильно, если пекли пышный сдобный пшеничный хлеб, то кроме муки добавляли сметану, яйца, воду или молоко, соль, сахар, а еще добавляли закваску. Закваска – это небольшая честь теста, оставшаяся от предыдущей выпечки. Благодаря ей хлеб получался пышный и вкусный. Такой хлеб назывался караваем. Давайте с вами сейчас поиграем в игру «Каравай».
Физкультминутка.
Проводится игра «Каравай».
Но каждый день есть пшеничный хлеб и пироги могли себе позволить только богатые люди. Он был дорогой. В бедных семьях были рады и ржаному хлебу. Вспомните, какой пирожок предлагала отведать девочке печка из сказки «Гуси-лебеди»? (Демонстрируется иллюстрация к сказке).
Ответы детей: Ржаной.
Воспитатель: Что ответила девочка печке?
Ответы детей: У нас и пшеничные не едятся.
Воспитатель: На Руси хорошей хозяйкой считалась та, которая умела выпекать пышный, вкусный, румяный хлеб. А большой каравай для праздничного стола, украшенный разными узорами, было по силам выпечь только умелым хлебопекам. Поэтому их труд пользовался большим уважением. Дети, вспомните, в какой сказке царь дал своим невесткам задание испечь хлеб, и какая из них лучше всех справилась с заданием?
Ответы детей: «В сказке «Царевна-лягушка» жена Ивана –царевича испекла хлеб, который только на пиру подавать».
Воспитатель: Сегодня мы с вами узнали многое о хлебе. А теперь назовите слова, производные от слова «хлеб».
Ответы детей: Хлебороб – тот, кто выращивает хлеб, хлебопек – тот, кто выпекает хлеб, хлебушек, хлеба.
Воспитатель: Умелые хлебопеки выпекали хлеб на любой вкус: батоны и батончики, сайки и ситники, калачи и крендели, булочки и буханки. (Демонстрируются разные виды хлеба).
III этап.
В других странах выпекают хлеб, не похожий на привычные нам батоны и буханки. Например, армянский и грузинский лаваш, французский багет и другие виды хлеба. Но, как говорится в пословице: «Хлеб везде хорош и у нас, и за морем». Во всем мире к хлебу относятся бережно и уважительно, зная сколько труда вложено в каждый его кусочек. Не даром говорят, «Земля –матушка, а хлеб – батюшка».
Послушайте отрывок из стихотворения Я. Дягутите «Рожь поет», посвященный труду хлеборобов:
«Склонила тяжелую голову рожь:
«Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!
Спасибо земле, что была моим домом,
И сильным рукам, моим старым знакомым.
Я помню, как руки трудились упорно,
Чтоб в землю посеять янтарные зерна.
А нынче они урожай уберут.
Спасибо вам, руки, за добрый ваш труд».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы на тему: ««Хлеб – всему голова».
Данная деятельность направлена на ознакомление детей с процессом приготовления хлеба...
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе по теме: "Хлеб - всему голова"
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе по теме: "Хлеб - всему голова" Должность:Воспитатель: Мищенко О.ВМесто работы:МБДОУ ЦРР Д/С № 1...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Чтение сказки К. Паустовского "Теплый хлеб"»
Цель: продолжать развивать правильную речь у детей.Задачи: 1.Развивающая задача: развивать речь, мышление , память детей.2.Обучающая задача: познакомить детей с литературной сказкой К. Паустовско...
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему: "Хлеб всему голова".
Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом. Рассказать откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. Воспитывать уважением к труду взрослых, бережное отношение к хлебу....
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему "Хлеб - всему голова"
Цель: обобщение и систематизация знаний детей о хлебеЗадачи:- познакомить с ролью хлеба в жизни людей, отраженной в пословицах и поговорках;- закрепить знания детей о том, с каким трудом связанно прои...
Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Хлеб-всему голова».
Цель: познакомить детей с новыми пословицами и поговорками русского народа о хлебе;объяснить детям что хлеб является ежедневным продуктом;закрепить знания детей о долгом пути хлеба...
Конспект занятия по ХЭР (рисованию) в средней группе на тему «Хлеб всему голова».
Конспект занятия по ХЭР (рисованию) в средней группе на тему «Хлеб всему голова».Тема: Хлеб всему головаЦель: создание социальной ситуации развития в процессе организации пр...