Конспект познавательного занятия для подготовительной группы " Обереги"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Каждый человек и даже ребенок должен знать и интересоваться традициями своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oberegi.docx14.91 КБ

Предварительный просмотр:

-  Тема: « Знаки и обереги местного народа».

Цель: Ознакомление детей с понятием оберега и его историей.

Задачи:

Образовательные: Расширять кругозор, формировать представление об оберегах в культурах различных народов, как традиционном способе охраны дома и человека.

Развивающие: Развивать творческую фантазию и воображение.

Воспитательные: Прививать интерес к традициям многонационального народа.

                                        Ход занятия.

Для того,  чтобы узнать о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии, отгадайте загадки. По первым буквам ответов, соберите слово.

Загадки.

1)У него на голове ветки, даже сразу две. Говорят: всего два рога. Да зато отростков много, как он носит этот груз, я сказать вам не берусь. Их носить ему не лень, потому, что он…(Олень).

2)Эти шарики на нити, вы примерить не хотите ль? На любые ваши вкусы в маминой шкатулке…(Бусы).

3)Я росту, чтоб в Новый год

   Плыл весёлый хоровод,

   Зелена я и свежа,

   И похожа на ежа.

   И в жару или метель,

   Называют меня…(Ель).

4)Что за чудо красота!

    Расписные ворота

    Показались на пути

    В них не въехать, не войти.

(Радуга)

5)Между сосен, между ёлок

   Бродит тысяча иголок,

   Но не сделать не стежка,

   Все иголки без ушка! (Ёжик)

6)Землю пробуравил,

    Корешок оставил,

    Сам на свет явился,

    Шапочкой прикрылся. ( Гриб)

-Давайте посмотрим что получилось. Собрали слово?

- Как вы думаете, о чем на сегодняшнем занятии мы будем говорить?

- Сегодня мы поговорим об оберегах местных жителей.

2.Основная часть.

- А что такое оберег? Оберег-это предмет, по вере людей обладающий волшебной силой.

В древности люди пытались защитить себя и свою семью от различных напастей и злых сил. Для этого они наделяли магическими защитными свойствами различные предметы, которые могли очень сильно отличаться друг от друга, но всегда имели одно и, тоже значение – защитное.

Где появились обереги неизвестно. В качестве оберегов может выступать медальон, камень, игрушка.

Какие бывают обереги? Обереги бывают словесные ( заговоры) и предметные ( амулеты, талисманы).

-Мы сегодня поговорим о предметных оберегах.

-Видели ли вы обереги? Как они выглядят? От чего может защищать оберег?

- Посмотри те какие обереги бывают.

-А как вы думаете, огородная кукла – пугало это оберег? Оберег, да  еще какой!

- Кто видел пугало? ( показ на слайде)

- Оберегает огородные посевы от птиц и скота. Одеты пугала по разному: в женском наряде, повязанное платком, а то и шляпе дырявой. А  бывает в мужском костюме с кастрюлей на голове.

- Давайте, ребята, проведем физминутку.

Физминутка.

Раз - подняться, потянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - за парту тихо сесть.

- Теперь давайте поговорим о народе, проживающем на нашей территории Кемеровской области с давних времен. Для которых Кемеровская область является малой родиной.( Шорцы, сибирские татары, телеуты, русские).Одним из таких народов являются шорцы.

Шорцы- народ, проживающий на юге Кемеровской области, в местности, где горы. Сейчас эту местность называют Горная Шория. А также у этого народа есть свои обереги.

- А теперь, дети, мы посмотрим на шорскую куклу-оберег Орекеннеру.

Древние Орекеннеры шились из кусочков плотного материала шерсти или войлока обметенного лоскутком  пёстрой ткани. К верхней части пришивались глазки из легкого бисера. Эти куклы не редко соединялись попарно, а иногда и больше кукол вместе и обозначали семью.

-Поговорим о Томской писанице.

Ребята, а кто из вас был на Томской писанице?

Что интересного вы там видели?

В музее- заповеднике «Томская писаница» представлено много различных композиций. Очень интересны наскальные рисунки.

Древние люди выбили на каменных плоскостях рисунки и превратили это место в Святилище, куда проходили по суши или сплавлялись по реке,  чтобы помолиться своим богам, попросить у них удачной охоты.

Не случайно основным персонажем наскального искусства Томи является лось. Он был не только объектом добычи, но и объектом поклонения, воплощения мощи и сосредоточение жизненных сил.

- Сейчас на нашем занятии я попрошу вас нарисовать свой оберег для своего дома. Посмотрите на рисунки оберегов. Это вам поможет работать. Продумайте форму, цвет, какой смысл он будет нести? От чего он будет вас оберегать?

Выставка оберегов на доске. Повесьте  свой рисунок на доску.

- Кто хочет рассказать о своём обереге? Почему такая форма, цвет? От чего он будет оберегать?

3.Заключительная часть.

-Обереги не всесильны, это верование народа. Чтобы сохранить семью, нужны ваши добрые слова, дела, отношения.

Чтобы достичь своей цели, нужны труд, настойчивость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе "Казачья станица"

Музейная педагогика. Занятие в краеведческом музее. Знакомство дошкольников с бытом и традициями казаков....

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе "Земляки-герои"

Музейная педагогика. Занятие в краеведческом музее....

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе на тему: «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож»

Воспитывать добрые чувства, любовь к людям, животным, милосердие, доброжелательность, желание помочь ближнему, утешить. Развивать находчивость, сообразительность. Направлять волю ребёнка на позн...

План-конспект познавательного занятия в подготовительной группе Тема занятия: «Путешествие в зоопарк»

План-конспект познавательного занятия в подготовительной группеТема занятия: «Путешествие в зоопарк» Форма проведения занятия: Фронтальная. Цель занятия: Формирова...

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека». подготовительный к школе возраст (6-7 лет)

Цель: Обобщить и систематизировать знания по теме.Задачи:Формировать представление о внутреннем строении человека (кости, кожа, мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, мышцы).Формировать...

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека». подготовительный к школе возраст (6-7 лет)

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека»....