Образовательная деятельность "Путешествие по водоемам Хакасии"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Содержание познавательно-исследовательской деятельности, накопленное в дошкольной педагогике, рассыпано по многочисленным программам, методическим разработкам, и педагогу надо суметь подобрать из имеющегося множества то, что учитывает, с одной стороны, задачи развития, а с другой стороны актуальные интересы детей. Зачастую прагматический и рациональный опыт взрослого сужает границы накопления детьми личного опыта взаимодействия с предметами, явлениями окружающего пространства, а ребёнку дошкольного возраста свойственны любознательность, жажда новых впечатлений, желание самостоятельно искать истину. Это обуславливает настоятельную необходимость анализа реально существующих в практике (создание новых) организационных, технологических, содержательных компонентов исследовательской деятельности в ДОУ, выявление факторов, лимитирующих развитие познавательных способностей детей и конкретизацию путей их устранения.
Я считаю, что в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому стремлюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie._bogdanova_-_dlya_sliyaniya.docx | 30.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : «Путешествие по водоёмам Хакасии».
Цель. Создать условия для развития познавательного интереса посредством ознакомления с водоёмами Хакасии.
Задачи:
- Познакомить со свойствами солёной воды и способами её обнаружения.
- Развивать первоначальные умения использования обобщённых способов обследования предметов.
- Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
- Воспитывать уважительное отношение к культуре хакасского народа.
1. В группу «Смешарики» приходит письмо от Бараша. Дети находят его на столе. Рассматривают и просят педагога прочитать его.
2. Ребята ,а вы любите путешествовать. Предлагаю сегодня отправиться в путешествие.
(Карта Хакасии, аудио запись «Горловое пение»)
Спрашиваю, как догадались о маршруте нашего путешествия. Какое сейчас время года? А после весны, какое будет время года? Что вы очень любите делать летом? (купаться)
Давайте отправимся в путешествие по водоёмам Хакасии. Какие водоёмы вы знаете?
Интересное путешествие получится, если рядом с нами будет экскурсовод . Выясняем, кто такой экскурсовод. Ребята, а среди вас найдутся такие? (Договариваются, что экскурсоводом будут сами дети знаете?
На чем можно, отправится в наше путешествие? (Пароход, лодка, плот.)
Какие вы знаете реки Хакасии? Давайте построим корабль и отправимся в путешествие по Енисею. Ребята, а давайте , что бы гости наши не скучали, пригласим их отправится в путешествие вместе снами с нами.
Ребёнок.
Уважаемые гости приглашаем вас в путешествие по водоёмам Хакасии.
Обещаем, вам не будет скучно.
.Река Енисей.(Слайд 1,2)
1экскурсовод
Енисей - самая многоводная река Хакасии. Река прорывается с шумом и грохотом сквозь каменные барьеры. Енисей зовут братом океана – такой он длинный и могучий, стремительный, бурный. На нём находится самая большая в мире Саяно – Шушенская ГЭС.(слайд3)
Уважаемые гости может вы, что ни будь, добавите к моему рассказу.
2экскурсовод. Уважаемые гости, а я хочу предложить послушать легенду .
У бога Солнца было шестнадцать сыновей. Послал он их посмотреть, нет ли такого места, где он не побывал. И пошли выполнять сыновья волю отца. На пути гора. Стали братья спорить, кому из них разрубить её. Долго спорили, а гора не с места. Рассердился бог и превратил сыновей в реку с шестнадцатью притоками, которая прорубает гору.
.А теперь право руля, поплывём по реке Абакан.
3кскурсовод. Стоп, машина! (А что случилось? )(Слайд4)
А пусть гости нам подскажут. Что не догадались?
Река Абакан не судоходна. На ней встречаются множество отмелей и порогов. Абакан образуется от слияния двух рек малого и большого Абакана .Она заполняется за счет таяния снегов и летних дождей.
4экскурсовод. А мне очень нравится легенда о реке Абакан, послушайте её пожалуйста.
Давным-давно на земле Хакасии появился медведь-великан (аба). Он уничтожал скот, нападал на людей, держал в страхе жителей. Но вот в ауле вырос молодой алып (богатырь), который отважился вступить в схватку с гигантом-медведем. Долго они боролись. Наконец, медведь не выдержал и бежал. Но богатырь не успокоился и пошел по его следу. Шел день, другой. Он знал, что раненый зверь далеко не уйдёт. Однажды ночью охотник услышал, как громко кричал аба, как содрогалась земля, когда он вырывал с корнями деревья, откалывал от скал огромные глыбы и бросал их вниз. Когда взошло солнце, смелый охотник двинулся по следу и вскоре увидел погибшего зверя, превратившегося в огромную гору. Из горы вытекала мощная струя, в которую вливались новые ручьи, постепенно образуя поток. Ниже он становился рекой. Абахан (Абакан), так стали называть эту реку местные жители, ибо по-хакасски «аба» — медведь, «хан» («канн») — кровь, т.. е. «медвежья кровь»
Воспитатель.
-Зачерпнём воды из Абакана.
- Ну что ж раз нельзя плыть, продолжим путешествие на автобусе.
Музыкальная физминутка. «Мы в автобусе сидим»
Остановка «Озеро Шира»(Слайд 5)
5экскурсовод.Во многих древних хакасских сказаниях озеро Шира упоминается как озеро, которое лечит многие болезни. Шира слабосоленое озеро. Озеро - содержит минеральные лечебные воды.
Уважаемые гости , а вы знаете почему так озеро называется. Я сейчас расскажу вам об этом легенду.
Давным-давно жила на свете девушка Шира, молодая, веселая, необычайной красоты. Был у девушки жених, которого она очень любила. Но в девушку был влюблен злой Дух, и он захотел завладеть девушкой. Ее жених не собирался просто так отдать прекрасную невесту Духу, и вызвал его на дуэль. Долгой и жестокой была их битва, но, к сожалению, злой Дух оказался сильнее и убил жениха. Девушка Шира впала в отчаянье, она не хотела становиться женой Духа. Тогда она, пошла просить о помощи свою мать Солнце. Мать Солнце сжалилась и превратила прекрасную девушку в озеро. А ее жених теперь вечно лежит около своей любимой и охраняет ее.
Видите, рядом гора, это жених.
Остановка «Озеро Белё»
6 экскурсовод.(слайд 6.)
А давайте послушаем наших гостей, что они могут рассказать нам про это озеро.
Самым большим минеральным водоемом Хакасии является озеро Беле . Беле состоит из двух частей Большого Беле и Малого Беле. Эти озера среднесолёные .
7 экскурсовод. Уважаемые гости, скажите , а почему около озера Белё не растут деревья.(слайд7)
Давним – давно на том месте, где сейчас раскинулась озеро Белё, рос дремучий лес. Птицы и зверя в этом лесу было очень много. И была среди них одна огромная птица, крылья которой были такие сильные, что если задевали деревья, то выворачивали их с корнем. И звери, и люди очень боялись той птицы, но убить ее никто не могли Потому что, когда она летала, от нее во все стороны лились горячие лучи. Кого они касались – тот падал замертво. Жил в тех краях богатырь, и пришли к нему люди с просьбой, чтобы избавил он их от этой огненной птицы. Подумал богатырь и согласился. С мастерил себе богатырь крепкий лук и стрелы. Отправился черной ночью в лес, чтобы птица его не видела. Вскоре услышали люди страшный грохот – то боролись богатырь и огромная птица. Убил он птицу, но и сам погиб. Упали они на землю – все кругом затряслось. А от той страшной птицы такой огонь начался, что небу стало жарко. Земля и лес загорелись, и стало так светло, что народ закричал: "Бело! Бело! Бело!" Много дней бушевал пожар и выжег вокруг все живое. Люди бежали оттуда, и все просили у богов прекратить пожар. Смилостивились боги и послали на землю ливни, потушившие огонь. А в том месте, где упали богатырь и птица, образовались огромные озера. Возлюбленная богатыря пришла на берег, где погиб ее друг, и горько заплакала. От ее слез одно озеро стало соленым. В наши дни озера так и остались сцепленными между собой, как в схватке,. И теперь,в этих краях не растут деревья, а в память о полыхавшем пожаре за озером закрепилось название – Белё.
Остановка озеро Тус
8экскурсовод. Приглашаем полечится на озере Тус.
Озеро Тус - это чудо природы , вода очень – очень соленая, вся соль даже не может раствориться. Горько-соленая жижа, купаясь в этом озере можно с легкостью читать газету. Говорят, что вода Туса лечит от всех болезней. Грязь этого озера используют тоже для лечебных целей. В воде можно увидеть плавающих маленьких красненьких рачков, не бойтесь их , они очищают воду от загрязнений.(слайд 8)
Воспитатель обращает внимание на плавающего человека.
9экскурсовод. Я вам расскажу интересную легенду.
Жили - были старик со старухой. Однажды старик отправился на рыбалку. Долго он ехал по степи. Наконец показалось озеро, где водилась рыба. Закинул старик сети, а сам отправился дальше. Ехал, ехал и увидел ещё одно озеро. А день был жаркий, и захотелось ему искупаться. Когда вошёл в воду, обнаружил, что вода очень солёная, что его тело выталкивает на поверхность. Прожил старик три дня – почувствовал, что перестала болеть спина, стал бодрым. Собрался в обратный путь.
А старуха уже волнуется – старика, что то долго нет. Вдруг, видит , скачет молодой всадник. Испугалась старуха. А всадник спрыгнул с коня по – молодецки и спрашивает:
- Что ты не встречаешь меня? Посмотри, сколько рыбы привёз!
А старуха отвечает:
Да ты ли, это старик? Что с тобой случилось? Почему ты стал опять молодым? Рассказал он ей всё, как было. Заспешила, заторопилась старуха к озеру. Старик на прощание просил её не задерживаться там больше трёх дней. Ждет старик три дня, неделю, вторую , а старухи всё нет и нет. И отправился он за ней. Подъехал к озеру , смотрит, а на берегу лежит маленькая девочка. Старуха так долго купалась, что превратилась в младенца.
Воспитатель:
-Зачерпнем воды из озера.
-Дети у нас два ведра воды, одно из реки, второе из озера.
Выяснить, какая вода в реке, и какая в озере
- Я разлила воду по контейнерам и теперь не знаю, где какая вода.
-Помогите мне , найдите воду из озера.
В этом вам помогут яйца.
Опыт: две емкости по 0,5 литра. Одна ёмкость с чистой водой, вторая крепкий раствор поваренной соли ( 2 ст. ложки соли на 0.5 литров воды).
1.Опускаем туда яйца. Что произойдёт? В каком контейнере яйцо не утонуло? Как вы думаете ,в каком контейнере солёная вода? Почему?
Почему яйцо не утонуло?(Соленая вода имеет высокую плотность поэтому яйцо не тонет. )Показать на примере тонкой и плотной бумаги.
2.Исследование «Как ведут себя различные предметы в солёной и пресной воде» ( пластмас, дерево, метал)
Что произошло?( предметы плавают, так как они лёгкие)
Опускаем монетку в воду. Что произошло? (монетка тонет, так как тяжёлое.)
А почему яйцо не тонет в солёной воде?(оно живое и так же как человека удерживает на поверхности высокая плотность воды)
Что мы сегодня узнали о солёной воде и пресной воде? (Дети делают вывод опираясь на схему.)
Вот и закончилось наше путешествие. Что вам понравилось, о чём вы расскажите своим друзьям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность "Хакасия - край мой родной"
Непосредственно образовательная деятельность направлена на расширение знаний и представлений детей о природно-экологическом, географо-демографическом, этническом, социально-экономическом и истор...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в группе компенсирующей направленности по теме «Хакасия – край, в котором я живу. Книга памяти»
Изучение ценностей хакасской земли и их особенностей. Развитие любви к родным местам, достопримечательностям, представление о традициях и обычаях коренного народа....
Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы в рамках проекта «Горы Хакасии»
Цель: создание социальной ситуации развития посредством коммуникативной деятельности в процессе путешествия в горы...
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы в рамках проекта «Горы Хакасии»
Цель: создание социальной ситуации развития посредством познавательно-исследовательской деятельности в процессе ознакомления с горами Хакасии...
Конспект непосредственной образовательной деятельности. Тема: «Хакасия – край, где мы живем!»
Один из компонентов экологического проекта....
Организованная образовательная деятельность «Кем славится Хакасия»
Дать детям знания из истории Хакасии: о Н.Ф.Катанове, о украшениях хакасского народа. Обогащать словарный запас дошкольников. Формировать умение детей в составлении узора....
Конспект образовательной деятельности "Путешествие по Хакасии"
Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы по патриотическомй воспитанию. Тема: Путешествие по Хакасии (с использованием слов хакасского языка)...