перспективный план по экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему
План расчитан на 2 года обучения (Старшая и подготовительная к школе группы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_po_attestatsii.doc | 227.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование рабочей учебной программы по разделу: Экспериментирование.
Для детей 5-6 лет.
Раздел | Сроки | Тема НОД | Программное содержание | |
Программное содержание | Методы Приемы | |||
Познавательное развитие
| Сентябрь Октябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Мониторинг Дерево, деревянные изделия. | Познакомить детей со способами обработки древесины и использовании ее в быту. Обогащать знания о труде взрослых. | 1.Рассказ воспитателя о деревянных предметах. 2.Сюрпризный момент-находят сундук с деревянной посудой. 3.Рассматривание. 4.Роспись по дереву детьми. |
Свойства деревянных предметов. | Развивать познавательную активность в процессе экспериментальной деятельности, выучить с детьми правил экспериментатора, выделение свойств материала. | 1.Игровая задача « Что может дерево?» 2.Опыты: Дерево не тонет, В него можно забить гвоздь, Его можно пилить. 3.Фиксация результатов в альбоме. | ||
Бумага, бумажные изделия. | Углубить и обобщить знания детей о производстве бумаги, Воспитывать бережное отношение к книгам. | 1.Сюрпризный момент- приход Незнайки с рваной книгой. 2.Рассказ воспитателя о процессе изготовления бумаги 3.Практическое задание «Склеим книгу» | ||
Свойства бумаги. | Дать детям представление о видах бумаги, ее свойствах, закрепить правила проведения экспериментов. | 1.Рассматривание коллекции «Бумага» 2.Опыты : бумагу можно мять, рвать, разрезать, складывать. | ||
Ноябрь 1 неделя | Живая вода | Обогащать знания детей о воде, как основе всего живого на земле. Познакомить со свойствами воды, учить ставить цель, проводить опыт и делать выводы.
| 1. Рассматривание глобуса. 2. Приход Почемучки, проблемная ситуация. 3.Опыты: воду можно переливать, нагревать, красить. | |
2 неделя 3 неделя | Термометр. Для чего он нужен? | Познакомить детей с термометром и его разновидностями, мерой измерения температуры воздуха и воды. | 1.На прогулке измерить температуру воздуха термометром. 2. В группе сделать другое измерение, сравнить. 3.Опыт- Измерение температуры воды в трех стаканах. | |
Измерение и сравнение веса при помощи весов. | Познакомить с разными весами для определения веса в граммах и килограммах. Определить и записать вместе с детьми собственный вес каждого ребенка, вес кубика, игрушки. Учить сравнивать детей вес ребенка и вес взрослого. | 1.Почемучка принес весы, не знает как они работают. 2.Беседа с детьми, рассматривание разных весов. 3.Взвешивание детей на напольных весах. | ||
Декабрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Измерение времени. | Познакомить детей с разными часами – со стрелками и электронным циферблатом, настенные, наручные, с секундомером. Учить бережному отношению к времени. | 1.Дид. игра «Который час?» 2. Опыт с секундомером: Что мы можем сделать за минуту, секунду, 5 минут. | |
Проблемная ситуация: пересчитывать или измерять? | Провести с детьми опыты по проблемной ситуации. | 1.Дидактическая игра «Часы гнома тик-так». 2. Разбор проблемных ситуаций связанных с измерительной деятельностью. 3.Пальчиковая гимнастика «Моя семья». | ||
Три состояния вещества на примере воды. | Познакомить детей с тремя состояниями вещества: жидкость, пар, твердое состояние. Развивать инициативу в экспериментальной деятельности. | 1.Приход Почемучки, он хочет пить, а вода в бутылке замерзла. 2.Поиск выхода из проблемной ситуации. 3.Рассказ с демонстрацией опытов разного состояния воды. | ||
Круговорот воды в природе. | Обогащать знания детей о процессах, происходящих с водой в природных условиях, Формировать представление о неживой природе. | 1.Приход Почемучки, он принес с собой ведерко со снегом. 2.Беседа «Откуда на небе берется вода?» 3.Рассматривание плаката «Круговорот воды в природе» | ||
Январь 3 неделя | Почему снег скрипит под ногами? | Обобщить и систематизировать знания детей о состояниях веществ, рассмотреть снежинки под увеличительным стеклом, подвести детей к правильному выводу. | 1.На прогулке обратить внимание детей на скрип снега, почему он скрипит? 2.Рассматривание снежинок под лупой. 3.Формулирование правильного вывода. | |
4 неделя | Что такое иней? | Обобщить представления детей об особенностях существования растений зимой, их жизнедеятельности. | 1.На прогулке обратить внимание детей на иней, что это? 2.Беседа с детьми о деревьях. 3.Вывод-иней это застывшее дыхание дерева. | |
Февраль 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Почему предметы движутся? | Познакомить детей с видами движения предметов: катятся, скользят, падают, тонут, плывут… | 1.Приход Почемучки он принес мячик. 2.Практическая деятельность с мячом и другими предметами в группе. 3.Фиксация в альбоме открытий. | |
Как передвигаются животные? | Рассказать и показать детям способы передвижения живых существ населяющих нашу землю, развивать познавательную активность. | 1.Рассматривание альбома «Животные» 2.Беседа о способах передвижения и строении тела. Зависимость. 3.Подвижная игра «Превращения в разных зверей» | ||
Невидимка воздух. | Познакомить с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. | 1.Беседа о воздухе, 2.Опыты : Буря в стакане, Что в пустом стакане? 3.Чем пахнет воздух? | ||
17.Фруктовое кафе | Продолжать учить видеть в обычных предметах объекты для изучения, использовать схему последовательного обследования. | 1.Сюрпризный момент открытие кафе. 2.Изучение схемы. 3.Обследование фруктов. 4. Сравнение по вкусу. | ||
Март 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | 18.Овощной магазин | Продолжать учить видеть в обычных предметах объекты для изучения, использовать схему последовательного обследования. | 1.Предложить приготовить овощной салат. 2.Подбор овощей по вкусу. 3Обследование овощей по схеме. 4. Приготовление салата.. | |
19.Что мы знаем об электричестве. | Знакомим с электричеством, учить высказывать свои мысли, закрепить у детей навыки работы со схемами, знания о безопасном поведении с электрическими приборами. | 1.Рассматривание электрических часов. 2.Показ батарейки, объяснение принципа работы. 3.Игра «Что было, что есть» 4.Карточки схемы. | ||
20.Кладовая Земли | Формировать у детей первоначальное представление о внутреннем содержании Земли; развивать у детей любознательность, интерес к природным ресурсам. | 1.Рассказ воспитателя 2.Показ мела, нефти, глины, песка. 3.Делаем кирпич из глины и песка. | ||
21 .Испытание магнита | Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните, отделять предметы немагнетические от магнетических. | 1.Воспитатель достает коробку с разными предметами. 2.Проблемная ситуация 3.Опыт на определение свойств магнита и железа. | ||
Апрель 1 неделя 2 неделя 3 неделя | 22.Равновесие, простые механизмы. | Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните, отделять предметы немагнетические от магнетических. | 1.Приход Почемучки, он принес вертушку. 2.Беседа с детьми. 3.Изготовление из бросового материала качели и маятника. | |
23.Поможем воде стать чистой. | Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды. | 1.Сюрпризный момент приход Почемучки, принес ведро с грязной водой. 2.Проблемная ситуация 3.Проведение опыта -очистка воды при помощи фильтра. 4.Зарисовка схемы очистки воды. | ||
24.Дружба красок | Формировать умение смешивать краски для получения нового цвета, развивать умение делать выводы на основе наблюдений. | Проблемная ситуация: Почемучке не хватает оранжевой, розовой и зеленой краски. 1.Подбор недостающих красок путем смешивания 2 цветов. 2.Составление таблицы красок.(с)+(ж)=(з)... | ||
4 неделя | 25.Копировальная бумага. | Способствовать освоению детьми представлений о свойствах копировальной бумаги - точное копирование рисунка. Развивать активность детей для разрешения проблемных ситуаций. | 1.Проблемная ситуация 2.Обследование копировальной бумаги, выделение ее свойств 3.Изготовление копий рисунков при помощи копировальной бумаги. | |
Май 1 неделя | мониторинг |
Тематическое планирование рабочей учебной программы по разделу: Экспериментирование.
Для детей 6-7 лет.
Раздел | Месяц | Тема НОД | Программное содержание | |
Программное содержание | Методы Приемы | |||
Познавательное развитие | Сентябрь 1-2 неделя 3 неделя | Мониторинг 1.Свет и цвет | Объяснить и показать детям разницу между понятиями «свет» и «цвет» | 1.Провести опыт с тенью. 2.Дид. игра «Что какого цвета?» |
| 4 неделя | 2. Отражение света, зеркало. | Показать наглядно, что свет отражается от предметов, познакомить со свойством зеркала-отражением. | 1.Опыт «мяч светит отраженным светом» 2.Игра с зеркалом «Поймай отражение» |
Октябрь 1 неделя | 3. Преломление света с помощью линз. | Показать и объяснить как устроены линзы, дать знания об их применении. | 1. Опыт с увеличительным стеклом. 2.Опыт «Бинокль» 3.Дид.игра «Близко, далеко» | |
2 неделя | 4. Что такое радуга? | Познакомить детей с природным явлением радугой, развивать любознательность | 1.Опыт с зеркалом и радугой на стене. 2.Зарисовка цветов радуги. | |
3 неделя | 5.Полезные ископаемые металлы, камни. | Обогащать знания детей о профессиях: геолог, шахтер, нефтяник, бурильщик; способах добычи и применении полезных ископаемых. | 1.Рассматривание коллекций: «Камни», «Металл». 2.Дид. игра «Что из чего сделано?» | |
4 неделя | 6. Звук и слух. | Познакомить детей с устройством человеческого уха, дать понятие о звуковых волнах. | 1.Работа со схемой «Ухо человека» 2.Дид. игра «Какой инструмент звучит?» | |
Ноябрь 1 неделя | 7.Источники звука и его распространение. | Продолжать знакомить детей со свойствами звуковых волн- отражение, усиление. | 1.Опыты «Прохождение звука в воздухе, воде», « Эхо». 2. Дид. игра- «Кто позвал?» | |
2 неделя | 8.Способы восприятия звуков человеком и животными. | Подвести детей к пониманию о многообразии живого мира, показать на схеме разницу в восприятии звука человеком и животными | 1. Работа по таблице «Органы слуха» 2. Опыт с кошкой- Уши животных двигаются в сторону источника звука | |
3 неделя | 9.Свет быстрее звука. | Учить детей замечать физические явления и давать им объяснения. | 1.Опыт с « Свет быстрее звука» 2.Дид. игра «Светит или отражает?» | |
4 неделя | 10. Кожа, откуда она берется? | Дать представление об истории происхождения кожаных изделий, учить понимать назначение изделий. | 1.Рассказ воспитателя о древних способах добычи и обработки кожи. 2.Дид. игра «Что из чего?» | |
Декабрь 1 неделя | 11. Свойства и изделия из кожи. | Учить самостоятельно определять и называть свойства материала, фиксировать свои наблюдения в таблицу. | 1.Знакомство с таблицей «определение свойств материала.» 2.Опыты - пропускает ли кожа воду? 3.Может ли кожа менять форму? 4. Можно ли кожу красить? | |
2 неделя | 12.Магнетизм, магнит и его свойства | Познакомить детей с моделью земли- глобусом, прибором определения сторон света компасом. | 1.Показ модели земли – глобуса. 2.Знакомство с прибором определения сторон света- компасом. 3.Игра на ориентировку в пространстве «Найди клад по компасу» | |
3 неделя | 13. Ткани, для чего они нужны? | Знакомить детей со свойствами тканей, помочь определить их особенности. | 1.Знакомство с коллекциями «Ткани», «Нитки». 2.Опыт с тканью «Какая ткань не пропускает воду?» | |
4 неделя | 14. Искусственные материалы. | Дать знания о рукотворном мире, о различных материалах созданных человеком. | 1.Кары- схемы «Материал и предметы из него» 2.Рассказ воспитателя 3.Дид. игра «Чудесный мешочек» определение предмета и материала из которого он сделан. | |
Январь 3 неделя | 15.Путешествие во времена года, термометр, его устройство. | Обобщить знания о разных временах года, Дать знания о термометре, его устройстве и применении. | 1.Загадывание загадок о временах года. 2.Опыт «Определение температуры-воздуха, воды, тела.» | |
4 неделя | 16.Часы и время, как работают часы? | Дать представление о течении времени, о различных видах часов: песочные, водные, механические, электрические. | 1.Рассказ воспитателя о происхождении часов. 2.Опыт песочные часы. | |
Февраль 1 неделя | 17. Как животные наводят чистоту? | Познакомить детей со способами очистки шерсти у животных. | 1.Рассматривание картин 2.Опыт с наждачной бумагой «Как кошка чистит свою шерсть?» | |
2 неделя | 18. Огонь, древние способы добывания огня. | Познакомить с жизнью древнего человека, Рассказать об открытии человеком огня. | 1.Опыт добывание огня при помощи камней, палочек, увеличительного стекла. 2.Беседа о том, как опасен огонь. | |
3 неделя | 19. Огонь. Где работает огонь? | Обогащать знания детей новыми сведениями о применении огня в современном мире, как он помогает человеку. | 1.Рассказ воспитателя 2.Рассматривание картин. 3.Опыт: Как плавятся металлы? (свеча и форма.) | |
20. Борьба с огнем, средства пожаротушения. | Рассказать детям о способах тушения пожаров, средствах индивидуальной защиты. Научить применять их в чрезвычайных ситуациях. | 1.Рассказ воспитателя 2.Показ средств инд. защиты, (маски, мокрая салфетка) 3.Опыт : Как огонь загрязняет воздух?. | ||
4 неделя | 21. Вес, измерение веса. | Дать представление о том, что все тела имеют вес, познакомить с устройством весов. | 1.Беседа о весе. 2.Опыт : Что тяжелее -вата или болт? | |
Март 1 неделя | 22.Длина, измерение длины. | Углубить и обобщить знания детей об измерении длины, познакомить с сантиметровой лентой. | 3.Рассказ воспитателя. 4.Сюжетно-ролеавя игра «Магазин тканей» | |
23. Объем, измерение объема. | Познакомить с понятием «объем», методами измерения объема тел. | 1.Рассказ воспитателя, 2.Показ модели «Корабль» 3. Опыт « Объем тела равен объему воды вытесненной телом.» | ||
2 неделя | 24.Рыбы, как они живут в воде? | Дать представление о многообразии форм жизни на земле, Вспомнить кто еще живет в воде? | 1.Рассматривание картин, рассказы детей о животных водоемов. 2.Опыт «Определение возраста рыбы по чешуе» | |
3 неделя | 25.Пустыня, свойства песка. | Обогащать знания о пустыне, о свойствах песка, о разнообразии экологических зон. | 1.Работа с макетом «пустыня» 2.Опыт: сыпучесть, пропускает воду. | |
26.Верблюд- корабль пустыни. | Углубить представление детей о многообразии живых существ, населяющих нашу планету, рассказать о верблюде и как он приспособился к тяжелым условиям жизни в пустыне. | 1.Рассматривание картин 2.Рассказ воспитателя о верблюде. 3.Опыт : как верблюд «экономит» воду. | ||
4 неделя | 27. Из чего сделаны монеты? | Познакомить детей с историей происхождения денег, со свойствами металла умение сохранять тепло, тонуть в воде. | 1.Рассказ воспитателя. 2.Опыты: волшебная монетка, монета в стакане. | |
Апрель 1 неделя | 28. Что умеют монеты? 29. Тень, откуда она берется? | Продолжать знакомить детей со свойствами медных монет: перемена цвета, звучание. Дать представление о Солнце как звезде, строении солнечной системы. | 1.Беседа о пользе денег для человека. 2.Опыты: зеленые монетки, звучащая монета. 1.Показ схемы строения солнечной системы. 2.Опыт как появляется тень? | |
2 неделя | 30. Электричество | Обогащать знания детей об электричестве, о его использовании на благо людей. | 1.Рассказ воспитателя об электричестве. 2.Опыт горящая лампа-нагревается. | |
3 неделя | 31. Гром и молния | Учить детей отличать природные явления от искусственных, с помощью опыта помочь детям понять интересное природное явление- гром и молнию. | 1.Рассматривание картин. 2.Беседа с детьми о громе и молнии. 3.Опыт с воздушными шарами. | |
32.Глина, применение, свойства. | Познакомить с новым материалом для лепки, как добывают глину, что из нее изготавливают.
| 1.Рассматривание плаката «Изделия из глины» 2.Рассказ воспитателя, выделение свойства-пластичность. 3.Лепка из глины «Чашка». | ||
4 неделя | 33. Глина и песок, сравнение свойств. | Развивать у детей умение сравнивать свойства веществ, делать выводы. | 1.Проблемная ситуация. 2.Опыты определение сыпучести, впитывание влаги, плотность вещества. | |
Май 1 неделя | 34. Каменистая почва, почему на ней не растут растения? | Обобщить знания детей о развитии растений, условиях благоприятного роста и питания. | 1.Рассматривание схем растений и почвы. 2.Рассматривание камней. 3.Опыт посев семечка в камни. | |
35. Какая почва самая благоприятная для роста растений? | Учить детей использовать свои знания в приготовлении почвы для растений. | 1.Рассматривание песка, чернозема, глины, камней. 2.беседа. 3.Составление оптимальной почвы для растений, посадка семян подсолнуха. | ||
2 неделя | 36. Откуда взялось колесо?
| Обогащать знания детей об изобретениях человека, показать эволюцию изобретения, предложить придумать, что нибудь самостоятельно. | 1.Рассказ воспитателя о колесе, показ картин. 2.Вопросы к детям. 3.Работа детей с бросовым материалом игра «Изобретатели» | |
3 неделя | 37. Как летают самолеты | Рассказать о том, когда и кем был изобретен самолет, сравнить его с птицей, развивать творчество, фантазию. | 1.Рассказ воспитателя. 2.Сравнение самолета и птицы. 3.Складывание самолета из бумаги. | |
38. Можно ли узнать обо всем на свете? | Обобщить знания детей о приемах обследования предметов, выделении их качеств и свойств. Развивать познавательную активность. | 1.Беседа с детьми о последовательности обследования объектов. 2.Напоминание о правилах обследования предметов. 3.Игра «Придумай опыт сам» | ||
Май 4 неделя | 39.Полезные ископаемые жидкие и газообразные. Мониторинг | Обогащать знания детей о профессиях: геолог, шахтер, нефтяник, бурильщик; способах добычи и применении полезных ископаемых. | 1. Рассматривание нефти в прозрачной баночке. 2. Слайды «Где применяют нефть?» 3. Мини фильм «Газ и нефть» |
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем ( подготовительная к школе группа).
Мною разработан перспективный план, в который вошел цикл познавательных занятий по кубановедению, а также занятия продуктивными видами деятельности ( рисование, аппликация, лепка, ручной труд) и развл...
Перспективный план по формированию у детей старшего дошкольного возраста знаний о родном крае
Цель предлагаемый занятий: формирование представлений детей о природе края, культуре, быте народов Севера (ханты и манси), воспитание любови к родному краю и интерес к его прошлому,...
перспективный план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с городецкой росписью
данный материал поможет воспитателям групп старшего дошкольного возраста планомерному ознакомлению с приемами рисования элементов городецкой росписи...
Перспективный план работы по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам пожарной безопасности
перспективный план работы по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам пожарной безопасности...
Перспективный план работы с родителями детей старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности
Работа с родителями...
Перспективный план по логоритмике для детей старшего дошкольного возраста
Практический материал для логоритмических занятий с детьми, страдающими дизартрией....
Перспективный план этических бесед для детей старшего дошкольного возраста
Предназначен для воспитателей ДОУ...