перспективный план по экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему
План расчитан на 2 года обучения (Старшая и подготовительная к школе группы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 227.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование рабочей учебной программы по разделу: Экспериментирование.
Для детей 5-6 лет.
Раздел | Сроки | Тема НОД | Программное содержание | |
Программное содержание | Методы Приемы | |||
Познавательное развитие
| Сентябрь Октябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Мониторинг Дерево, деревянные изделия. | Познакомить детей со способами обработки древесины и использовании ее в быту. Обогащать знания о труде взрослых. | 1.Рассказ воспитателя о деревянных предметах. 2.Сюрпризный момент-находят сундук с деревянной посудой. 3.Рассматривание. 4.Роспись по дереву детьми. |
Свойства деревянных предметов. | Развивать познавательную активность в процессе экспериментальной деятельности, выучить с детьми правил экспериментатора, выделение свойств материала. | 1.Игровая задача « Что может дерево?» 2.Опыты: Дерево не тонет, В него можно забить гвоздь, Его можно пилить. 3.Фиксация результатов в альбоме. | ||
Бумага, бумажные изделия. | Углубить и обобщить знания детей о производстве бумаги, Воспитывать бережное отношение к книгам. | 1.Сюрпризный момент- приход Незнайки с рваной книгой. 2.Рассказ воспитателя о процессе изготовления бумаги 3.Практическое задание «Склеим книгу» | ||
Свойства бумаги. | Дать детям представление о видах бумаги, ее свойствах, закрепить правила проведения экспериментов. | 1.Рассматривание коллекции «Бумага» 2.Опыты : бумагу можно мять, рвать, разрезать, складывать. | ||
Ноябрь 1 неделя | Живая вода | Обогащать знания детей о воде, как основе всего живого на земле. Познакомить со свойствами воды, учить ставить цель, проводить опыт и делать выводы.
| 1. Рассматривание глобуса. 2. Приход Почемучки, проблемная ситуация. 3.Опыты: воду можно переливать, нагревать, красить. | |
2 неделя 3 неделя | Термометр. Для чего он нужен? | Познакомить детей с термометром и его разновидностями, мерой измерения температуры воздуха и воды. | 1.На прогулке измерить температуру воздуха термометром. 2. В группе сделать другое измерение, сравнить. 3.Опыт- Измерение температуры воды в трех стаканах. | |
Измерение и сравнение веса при помощи весов. | Познакомить с разными весами для определения веса в граммах и килограммах. Определить и записать вместе с детьми собственный вес каждого ребенка, вес кубика, игрушки. Учить сравнивать детей вес ребенка и вес взрослого. | 1.Почемучка принес весы, не знает как они работают. 2.Беседа с детьми, рассматривание разных весов. 3.Взвешивание детей на напольных весах. | ||
Декабрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Измерение времени. | Познакомить детей с разными часами – со стрелками и электронным циферблатом, настенные, наручные, с секундомером. Учить бережному отношению к времени. | 1.Дид. игра «Который час?» 2. Опыт с секундомером: Что мы можем сделать за минуту, секунду, 5 минут. | |
Проблемная ситуация: пересчитывать или измерять? | Провести с детьми опыты по проблемной ситуации. | 1.Дидактическая игра «Часы гнома тик-так». 2. Разбор проблемных ситуаций связанных с измерительной деятельностью. 3.Пальчиковая гимнастика «Моя семья». | ||
Три состояния вещества на примере воды. | Познакомить детей с тремя состояниями вещества: жидкость, пар, твердое состояние. Развивать инициативу в экспериментальной деятельности. | 1.Приход Почемучки, он хочет пить, а вода в бутылке замерзла. 2.Поиск выхода из проблемной ситуации. 3.Рассказ с демонстрацией опытов разного состояния воды. | ||
Круговорот воды в природе. | Обогащать знания детей о процессах, происходящих с водой в природных условиях, Формировать представление о неживой природе. | 1.Приход Почемучки, он принес с собой ведерко со снегом. 2.Беседа «Откуда на небе берется вода?» 3.Рассматривание плаката «Круговорот воды в природе» | ||
Январь 3 неделя | Почему снег скрипит под ногами? | Обобщить и систематизировать знания детей о состояниях веществ, рассмотреть снежинки под увеличительным стеклом, подвести детей к правильному выводу. | 1.На прогулке обратить внимание детей на скрип снега, почему он скрипит? 2.Рассматривание снежинок под лупой. 3.Формулирование правильного вывода. | |
4 неделя | Что такое иней? | Обобщить представления детей об особенностях существования растений зимой, их жизнедеятельности. | 1.На прогулке обратить внимание детей на иней, что это? 2.Беседа с детьми о деревьях. 3.Вывод-иней это застывшее дыхание дерева. | |
Февраль 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Почему предметы движутся? | Познакомить детей с видами движения предметов: катятся, скользят, падают, тонут, плывут… | 1.Приход Почемучки он принес мячик. 2.Практическая деятельность с мячом и другими предметами в группе. 3.Фиксация в альбоме открытий. | |
Как передвигаются животные? | Рассказать и показать детям способы передвижения живых существ населяющих нашу землю, развивать познавательную активность. | 1.Рассматривание альбома «Животные» 2.Беседа о способах передвижения и строении тела. Зависимость. 3.Подвижная игра «Превращения в разных зверей» | ||
Невидимка воздух. | Познакомить с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. | 1.Беседа о воздухе, 2.Опыты : Буря в стакане, Что в пустом стакане? 3.Чем пахнет воздух? | ||
17.Фруктовое кафе | Продолжать учить видеть в обычных предметах объекты для изучения, использовать схему последовательного обследования. | 1.Сюрпризный момент открытие кафе. 2.Изучение схемы. 3.Обследование фруктов. 4. Сравнение по вкусу. | ||
Март 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | 18.Овощной магазин | Продолжать учить видеть в обычных предметах объекты для изучения, использовать схему последовательного обследования. | 1.Предложить приготовить овощной салат. 2.Подбор овощей по вкусу. 3Обследование овощей по схеме. 4. Приготовление салата.. | |
19.Что мы знаем об электричестве. | Знакомим с электричеством, учить высказывать свои мысли, закрепить у детей навыки работы со схемами, знания о безопасном поведении с электрическими приборами. | 1.Рассматривание электрических часов. 2.Показ батарейки, объяснение принципа работы. 3.Игра «Что было, что есть» 4.Карточки схемы. | ||
20.Кладовая Земли | Формировать у детей первоначальное представление о внутреннем содержании Земли; развивать у детей любознательность, интерес к природным ресурсам. | 1.Рассказ воспитателя 2.Показ мела, нефти, глины, песка. 3.Делаем кирпич из глины и песка. | ||
21 .Испытание магнита | Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните, отделять предметы немагнетические от магнетических. | 1.Воспитатель достает коробку с разными предметами. 2.Проблемная ситуация 3.Опыт на определение свойств магнита и железа. | ||
Апрель 1 неделя 2 неделя 3 неделя | 22.Равновесие, простые механизмы. | Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните, отделять предметы немагнетические от магнетических. | 1.Приход Почемучки, он принес вертушку. 2.Беседа с детьми. 3.Изготовление из бросового материала качели и маятника. | |
23.Поможем воде стать чистой. | Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды. | 1.Сюрпризный момент приход Почемучки, принес ведро с грязной водой. 2.Проблемная ситуация 3.Проведение опыта -очистка воды при помощи фильтра. 4.Зарисовка схемы очистки воды. | ||
24.Дружба красок | Формировать умение смешивать краски для получения нового цвета, развивать умение делать выводы на основе наблюдений. | Проблемная ситуация: Почемучке не хватает оранжевой, розовой и зеленой краски. 1.Подбор недостающих красок путем смешивания 2 цветов. 2.Составление таблицы красок.(с)+(ж)=(з)... | ||
4 неделя | 25.Копировальная бумага. | Способствовать освоению детьми представлений о свойствах копировальной бумаги - точное копирование рисунка. Развивать активность детей для разрешения проблемных ситуаций. | 1.Проблемная ситуация 2.Обследование копировальной бумаги, выделение ее свойств 3.Изготовление копий рисунков при помощи копировальной бумаги. | |
Май 1 неделя | мониторинг |
Тематическое планирование рабочей учебной программы по разделу: Экспериментирование.
Для детей 6-7 лет.
Раздел | Месяц | Тема НОД | Программное содержание | |
Программное содержание | Методы Приемы | |||
Познавательное развитие | Сентябрь 1-2 неделя 3 неделя | Мониторинг 1.Свет и цвет | Объяснить и показать детям разницу между понятиями «свет» и «цвет» | 1.Провести опыт с тенью. 2.Дид. игра «Что какого цвета?» |
| 4 неделя | 2. Отражение света, зеркало. | Показать наглядно, что свет отражается от предметов, познакомить со свойством зеркала-отражением. | 1.Опыт «мяч светит отраженным светом» 2.Игра с зеркалом «Поймай отражение» |
Октябрь 1 неделя | 3. Преломление света с помощью линз. | Показать и объяснить как устроены линзы, дать знания об их применении. | 1. Опыт с увеличительным стеклом. 2.Опыт «Бинокль» 3.Дид.игра «Близко, далеко» | |
2 неделя | 4. Что такое радуга? | Познакомить детей с природным явлением радугой, развивать любознательность | 1.Опыт с зеркалом и радугой на стене. 2.Зарисовка цветов радуги. | |
3 неделя | 5.Полезные ископаемые металлы, камни. | Обогащать знания детей о профессиях: геолог, шахтер, нефтяник, бурильщик; способах добычи и применении полезных ископаемых. | 1.Рассматривание коллекций: «Камни», «Металл». 2.Дид. игра «Что из чего сделано?» | |
4 неделя | 6. Звук и слух. | Познакомить детей с устройством человеческого уха, дать понятие о звуковых волнах. | 1.Работа со схемой «Ухо человека» 2.Дид. игра «Какой инструмент звучит?» | |
Ноябрь 1 неделя | 7.Источники звука и его распространение. | Продолжать знакомить детей со свойствами звуковых волн- отражение, усиление. | 1.Опыты «Прохождение звука в воздухе, воде», « Эхо». 2. Дид. игра- «Кто позвал?» | |
2 неделя | 8.Способы восприятия звуков человеком и животными. | Подвести детей к пониманию о многообразии живого мира, показать на схеме разницу в восприятии звука человеком и животными | 1. Работа по таблице «Органы слуха» 2. Опыт с кошкой- Уши животных двигаются в сторону источника звука | |
3 неделя | 9.Свет быстрее звука. | Учить детей замечать физические явления и давать им объяснения. | 1.Опыт с « Свет быстрее звука» 2.Дид. игра «Светит или отражает?» | |
4 неделя | 10. Кожа, откуда она берется? | Дать представление об истории происхождения кожаных изделий, учить понимать назначение изделий. | 1.Рассказ воспитателя о древних способах добычи и обработки кожи. 2.Дид. игра «Что из чего?» | |
Декабрь 1 неделя | 11. Свойства и изделия из кожи. | Учить самостоятельно определять и называть свойства материала, фиксировать свои наблюдения в таблицу. | 1.Знакомство с таблицей «определение свойств материала.» 2.Опыты - пропускает ли кожа воду? 3.Может ли кожа менять форму? 4. Можно ли кожу красить? | |
2 неделя | 12.Магнетизм, магнит и его свойства | Познакомить детей с моделью земли- глобусом, прибором определения сторон света компасом. | 1.Показ модели земли – глобуса. 2.Знакомство с прибором определения сторон света- компасом. 3.Игра на ориентировку в пространстве «Найди клад по компасу» | |
3 неделя | 13. Ткани, для чего они нужны? | Знакомить детей со свойствами тканей, помочь определить их особенности. | 1.Знакомство с коллекциями «Ткани», «Нитки». 2.Опыт с тканью «Какая ткань не пропускает воду?» | |
4 неделя | 14. Искусственные материалы. | Дать знания о рукотворном мире, о различных материалах созданных человеком. | 1.Кары- схемы «Материал и предметы из него» 2.Рассказ воспитателя 3.Дид. игра «Чудесный мешочек» определение предмета и материала из которого он сделан. | |
Январь 3 неделя | 15.Путешествие во времена года, термометр, его устройство. | Обобщить знания о разных временах года, Дать знания о термометре, его устройстве и применении. | 1.Загадывание загадок о временах года. 2.Опыт «Определение температуры-воздуха, воды, тела.» | |
4 неделя | 16.Часы и время, как работают часы? | Дать представление о течении времени, о различных видах часов: песочные, водные, механические, электрические. | 1.Рассказ воспитателя о происхождении часов. 2.Опыт песочные часы. | |
Февраль 1 неделя | 17. Как животные наводят чистоту? | Познакомить детей со способами очистки шерсти у животных. | 1.Рассматривание картин 2.Опыт с наждачной бумагой «Как кошка чистит свою шерсть?» | |
2 неделя | 18. Огонь, древние способы добывания огня. | Познакомить с жизнью древнего человека, Рассказать об открытии человеком огня. | 1.Опыт добывание огня при помощи камней, палочек, увеличительного стекла. 2.Беседа о том, как опасен огонь. | |
3 неделя | 19. Огонь. Где работает огонь? | Обогащать знания детей новыми сведениями о применении огня в современном мире, как он помогает человеку. | 1.Рассказ воспитателя 2.Рассматривание картин. 3.Опыт: Как плавятся металлы? (свеча и форма.) | |
20. Борьба с огнем, средства пожаротушения. | Рассказать детям о способах тушения пожаров, средствах индивидуальной защиты. Научить применять их в чрезвычайных ситуациях. | 1.Рассказ воспитателя 2.Показ средств инд. защиты, (маски, мокрая салфетка) 3.Опыт : Как огонь загрязняет воздух?. | ||
4 неделя | 21. Вес, измерение веса. | Дать представление о том, что все тела имеют вес, познакомить с устройством весов. | 1.Беседа о весе. 2.Опыт : Что тяжелее -вата или болт? | |
Март 1 неделя | 22.Длина, измерение длины. | Углубить и обобщить знания детей об измерении длины, познакомить с сантиметровой лентой. | 3.Рассказ воспитателя. 4.Сюжетно-ролеавя игра «Магазин тканей» | |
23. Объем, измерение объема. | Познакомить с понятием «объем», методами измерения объема тел. | 1.Рассказ воспитателя, 2.Показ модели «Корабль» 3. Опыт « Объем тела равен объему воды вытесненной телом.» | ||
2 неделя | 24.Рыбы, как они живут в воде? | Дать представление о многообразии форм жизни на земле, Вспомнить кто еще живет в воде? | 1.Рассматривание картин, рассказы детей о животных водоемов. 2.Опыт «Определение возраста рыбы по чешуе» | |
3 неделя | 25.Пустыня, свойства песка. | Обогащать знания о пустыне, о свойствах песка, о разнообразии экологических зон. | 1.Работа с макетом «пустыня» 2.Опыт: сыпучесть, пропускает воду. | |
26.Верблюд- корабль пустыни. | Углубить представление детей о многообразии живых существ, населяющих нашу планету, рассказать о верблюде и как он приспособился к тяжелым условиям жизни в пустыне. | 1.Рассматривание картин 2.Рассказ воспитателя о верблюде. 3.Опыт : как верблюд «экономит» воду. | ||
4 неделя | 27. Из чего сделаны монеты? | Познакомить детей с историей происхождения денег, со свойствами металла умение сохранять тепло, тонуть в воде. | 1.Рассказ воспитателя. 2.Опыты: волшебная монетка, монета в стакане. | |
Апрель 1 неделя | 28. Что умеют монеты? 29. Тень, откуда она берется? | Продолжать знакомить детей со свойствами медных монет: перемена цвета, звучание. Дать представление о Солнце как звезде, строении солнечной системы. | 1.Беседа о пользе денег для человека. 2.Опыты: зеленые монетки, звучащая монета. 1.Показ схемы строения солнечной системы. 2.Опыт как появляется тень? | |
2 неделя | 30. Электричество | Обогащать знания детей об электричестве, о его использовании на благо людей. | 1.Рассказ воспитателя об электричестве. 2.Опыт горящая лампа-нагревается. | |
3 неделя | 31. Гром и молния | Учить детей отличать природные явления от искусственных, с помощью опыта помочь детям понять интересное природное явление- гром и молнию. | 1.Рассматривание картин. 2.Беседа с детьми о громе и молнии. 3.Опыт с воздушными шарами. | |
32.Глина, применение, свойства. | Познакомить с новым материалом для лепки, как добывают глину, что из нее изготавливают.
| 1.Рассматривание плаката «Изделия из глины» 2.Рассказ воспитателя, выделение свойства-пластичность. 3.Лепка из глины «Чашка». | ||
4 неделя | 33. Глина и песок, сравнение свойств. | Развивать у детей умение сравнивать свойства веществ, делать выводы. | 1.Проблемная ситуация. 2.Опыты определение сыпучести, впитывание влаги, плотность вещества. | |
Май 1 неделя | 34. Каменистая почва, почему на ней не растут растения? | Обобщить знания детей о развитии растений, условиях благоприятного роста и питания. | 1.Рассматривание схем растений и почвы. 2.Рассматривание камней. 3.Опыт посев семечка в камни. | |
35. Какая почва самая благоприятная для роста растений? | Учить детей использовать свои знания в приготовлении почвы для растений. | 1.Рассматривание песка, чернозема, глины, камней. 2.беседа. 3.Составление оптимальной почвы для растений, посадка семян подсолнуха. | ||
2 неделя | 36. Откуда взялось колесо?
| Обогащать знания детей об изобретениях человека, показать эволюцию изобретения, предложить придумать, что нибудь самостоятельно. | 1.Рассказ воспитателя о колесе, показ картин. 2.Вопросы к детям. 3.Работа детей с бросовым материалом игра «Изобретатели» | |
3 неделя | 37. Как летают самолеты | Рассказать о том, когда и кем был изобретен самолет, сравнить его с птицей, развивать творчество, фантазию. | 1.Рассказ воспитателя. 2.Сравнение самолета и птицы. 3.Складывание самолета из бумаги. | |
38. Можно ли узнать обо всем на свете? | Обобщить знания детей о приемах обследования предметов, выделении их качеств и свойств. Развивать познавательную активность. | 1.Беседа с детьми о последовательности обследования объектов. 2.Напоминание о правилах обследования предметов. 3.Игра «Придумай опыт сам» | ||
Май 4 неделя | 39.Полезные ископаемые жидкие и газообразные. Мониторинг | Обогащать знания детей о профессиях: геолог, шахтер, нефтяник, бурильщик; способах добычи и применении полезных ископаемых. | 1. Рассматривание нефти в прозрачной баночке. 2. Слайды «Где применяют нефть?» 3. Мини фильм «Газ и нефть» |
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/26/picture-71100.jpg)
Перспективный план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем ( подготовительная к школе группа).
Мною разработан перспективный план, в который вошел цикл познавательных занятий по кубановедению, а также занятия продуктивными видами деятельности ( рисование, аппликация, лепка, ручной труд) и развл...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/28/picture-148549-1385661259.jpg)
Перспективный план по формированию у детей старшего дошкольного возраста знаний о родном крае
Цель предлагаемый занятий: формирование представлений детей о природе края, культуре, быте народов Севера (ханты и манси), воспитание любови к родному краю и интерес к его прошлому,...
перспективный план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с городецкой росписью
данный материал поможет воспитателям групп старшего дошкольного возраста планомерному ознакомлению с приемами рисования элементов городецкой росписи...
Перспективный план работы по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам пожарной безопасности
перспективный план работы по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам пожарной безопасности...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/25/picture-695713-1445782145.jpg)
Перспективный план работы с родителями детей старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности
Работа с родителями...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/02/picture-86317-1357153762.jpg)
Перспективный план по логоритмике для детей старшего дошкольного возраста
Практический материал для логоритмических занятий с детьми, страдающими дизартрией....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/31/picture-766761-1485851414.jpg)
Перспективный план этических бесед для детей старшего дошкольного возраста
Предназначен для воспитателей ДОУ...