Проект " Моя семья - мое богатство"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. По мнению исследователей, именно от семьи на 80% зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру. В своей работе я сталкиваюсь с тем, что взрослые, которые непосредственно общаются с ребенком в семье, недостаточно полно представляют себе особенности эмоциональной жизни детей, недооценивают значение детских переживаний, духовно нравственного и даже интеллектуального развития детей. Вместо этого делается в семье упор на образовательные моменты. Таким образом, взрослые пытаются развивать детское мышление в отрыве от детских эмоций, что на самом деле тормозит развитие обеих этих сфер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_den_semi.docx | 41.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта: «Моя семья – моё богатство».
Срок реализации проекта: 2012 – 2015 гг.
Вид проекта: долгосрочный.
Актуальность проблемы.
Внедрение инноваций в работе ДОУ - важное условие совершенствования системы дошкольного образования. Наш детский сад работает над инновационной деятельностью «Влияние развивающей и предметно пространственной среды на личностное развитие, сохранение и укрепление здоровья дошкольников современном ДОУ».
С целью достижения более высоких результатов по духовно нравственному развитию независимо от национальной, социальной, религиозной принадлежности, в детском саду, реализован долгосрочный проект «Современная семья и её роль в духовно нравственном воспитании ребёнка». В дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм и правил, моральных ценностей и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в семье, в первую очередь должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные дедами и прадедами. В настоящее время можно отметить, что во многих семьях дети испытывают дефицит духовного общения с родителями. В силу своей занятости и каких-либо других причин родители очень мало времени уделяют детям. Больше заняты бытовыми домашними делами, компьютерными играми. А духовно-эмоциональное общение детей и родителей находится на втором плане.
Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. По мнению исследователей, именно от семьи на 80% зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру. В своей работе я сталкиваюсь с тем, что взрослые, которые непосредственно общаются с ребенком в семье, недостаточно полно представляют себе особенности эмоциональной жизни детей, недооценивают значение детских переживаний, духовно нравственного и даже интеллектуального развития детей. Вместо этого делается в семье упор на образовательные моменты. Таким образом, взрослые пытаются развивать детское мышление в отрыве от детских эмоций, что на самом деле тормозит развитие обеих этих сфер.
Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, разработала и приступила к реализации проекта «Современная семья и её роль в духовно нравственном воспитании», который поможет в решении проблемы дефицита эмоционального, духовного общения детей и родителей. А также будет способствовать преодолению старых стереотипов в работе с родителями, внедрять в практику новые подходы взаимодействия с семьей, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные институты призваны поддерживать и дополнять воспитательную деятельность семьи.
Цель проекта: - показать детям, что семья - это основа общества, в ней создаётся своя микроструктура(традиции, история), сформировать нравственные основы личности ребёнка, культуры общения и взаимоотношений, воспитывать любовь к близким людям.
Задачи проекта:
- Повышение уровня личностной комфортности детей и взрослых в семье и ДОУ;
- Формирование позитивного опыта семейного воспитания;
- Повышение педагогической компетентности взрослых участников проекта;
- Снятие затруднений в детско-родительских отношениях;
- Пропаганда здорового образа жизни;
- Организация взаимодействия и сотрудничества семьи и ДОУ, через совместную деятельность, конкурсы и другие мероприятия.
Участники проекта:
Воспитатели , родители и дети.
- Основные формы реализации проекта:
- Семейные праздники: «День Матери», «День пап» и др.
- Фестиваль семей «Моя счастливая семья».
- Устный журнал для родителей. «Мой ребёнок исследователь».
- Почта доверия.
- Семейные презентации .
- Круглый стол (родительские собрания с презентацией).
- Традиции обычаи моей семьи (оформления выставки гербов, совместные творческие работы «Моё генеалогическое дерево»).
- Информационный альбом «Растем духовно вместе с детьми».
- Совместные спортивные встречи:
« Моя спортивная семья!», «Папа может!».
- Семейный клуб любителей детской фотографии.
- Размещение материалов проекта на сайте детского сада.
- И другие.
Гипотеза:
При реализации новых форм работы с семьей, по духовно нравственному воспитанию будет выработана философия взаимодействия ДОУ с родителями, которая позволит:
- Воспитание и развитие ребенка совместными усилиями ДОУ и семьи;
- Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность, духовное общение детей, родителей и педагогов;
- Исключение формальности в работе с родителями;
- Активизировать работу родительского комитета;
- В большом выигрыше окажутся дети, независимо от национальной, социальной, религиозной принадлежности, ради которых осуществляется данный проект.
Ожидаемый результат:
- Семья и Детский сад - два важных фундамента в воспитании детей. Их тесное взаимодействие сыграет положительную роль во всестороннем развитии ребенка.
- Отражение результатов проекта на особый эмоциональный микроклимат семьи, на теплоту, нежность и духовное общение родителей и ребенка.
- Появление в семье общих интересов и увлечений, как для взрослых, так и для детей.
- Повышение достижений ребенка в области творчества, в области знаний и бытовых навыках (портфолио успехов ребенка)
- Разработка новых подходов к взаимодействию детского сада и родителей как фактора позитивного всестороннего развития ребенка.
- Организация преемственности в работе ДОУ и семьи по вопросам оздоровления, досуга, обучения и воспитания.
Критерии эффективности:
- Согласованность действий педагогов и родителей. Для эффективности реализации этапов проекта важно постоянное изучение родительских запросов на образовательные услуги с последующей коррекцией плана работы группы с семьей.
- Соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта. Все новые формы и методы взаимодействия семьи и ДОУ, которые будут использованы во время реализации этапов проекта, должны способствовать установлению доверительных отношений между педагогами и родителями, и формированию осознанного отношения воспитателей к своей духовно нравственной - образовательной миссии.
- Заинтересованность родителей. Устранить трудности привлечения родителей к взаимодействию можно, если они будут видеть личные достижения своего ребенка, его индивидуальные проявления, фиксацию успехов в развития. Поэтому нужно использовать любые достижения ребенка для оценки его успешности. Трансляция родителям положительного образа ребенка под девизом: " Ваш ребенок - лучше всех!" с осторожными советами. Родители, убежденные в том, что их ребенка в саду любят, обучают, воспитывают, развивают, легче идут на контакт и сотрудничество.
Ресурсы:
- Нормативно - правовое обеспечение: Закон "Об образовании в Российской Федерации", Конвенция ООН о правах ребенка , Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Концепция дошкольного воспитания, Декларация прав ребенка .
- Педагоги и специалисты ДОУ .
- Материально - техническое оснащение помещений ДОУ.
- Родительский комитет группы, готовый на социальное партнерство в реализации проекта.
Риски:
- Трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях группы, особенно из проблемных семей.
Предупреждение рисков:
- Распределение сфер ответственности в работе с родителями между воспитателями, старшим воспитателем, заведующим, музыкальным руководителем и др.
- Опора на помощь родительского комитета.
- Высокий уровень подготовленности мероприятий, которые привлекают, зазывают, заинтересовывают родителей.
Этапы реализации проекта:
- Определение духовно нравственного развития в каждой семье.
- Планирование этапов работы с современной семьей.
- Выводы.
Продукты проекта:
- Видеофильмы совместных праздников с родителями.
- Фотоматериалы.
- Новые разработки сценариев нетрадиционных форм работы с семьей.
- Анкеты.
- Семейные проекты «Наша родословная».
- Портфолио семейного успеха «Дорогою добра».
7. Памятки-консультации по темам:
«Родительские заповеди»
Духовно нравственное взаимодействие современной семьи с детским садом.
Преимущества духовного взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы и многочисленны:
- Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семья и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется этот проект.
- Это учет индивидуальности ребенка. Воспитатель постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности национальной, социальной, религиозной принадлежности своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности воспитания.
- Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.
- Это укрепление духовно нравственных внутрисемейных ценностей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий.
- Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
Основные принципы:
- открытость детского сада для семьи ( каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ;
- диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
Функции работы ДОУ с семьей.
- Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно - воспитательного процесса, организуемого в ДОУ.
- Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
- Помощь отдельным семьям в духовном воспитании детей.
- Взаимодействие родителей с общественными организациями города.
Для лучшей организации взаимодействия родителей и педагогов целесообразно распределение сфер ответственности в работе с родителями между воспитателем, методистом, медперсоналом, заведующей и специалистами.
Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей.
- Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.
- Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей.
- Изменение микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную сторону.
- Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОУ. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности.
- Положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОУ.
Промежуточные результаты по Проекту "Духовно- нравственное воспитание в современной семье"
Проект продолжается. Много различных форм работы с родителями провели. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка иная.
- Со стороны родителей исходят инициатива по проведению новых форм общения семей группы.
- Педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь.
- Воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям.
- Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что родителям интересно в ДОУ. Никогда еще так часто родители не участвовали в совместных делах ДОУ и семьи, как сейчас в рамках проекта.
- Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает.
- Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников, ради которых создан Проект. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, делают добрые дела, поступки, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей.
- И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
«…Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости, - являются важнейшей миссией не только религиозной организации, но и общества в целом . Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные устои . Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность.»
Д.А. Медведев
Звучит «Гимн семьи» все заходят в зал, занимают предназначенные места.
Ведущий: Добрый день, дорогие гости! Мы рады видеть вас на семейном празднике. 15 мая во всем мире отмечается Международный день семьи.
Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кому желаем добра и счастья, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся. Это утверждение никогда не станет избитым. Именно в семье мы учимся любви, заботе и уважению, ответственности.
Праздника такого нет в календаре,
Но для нас он важный в жизни и в судьбе.
Без него мы просто не смогли бы жить,
Радоваться миру, учиться и творить.
В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
Для того чтобы начать наш праздник, разрешите представить семьи, главных участников нашего праздника.
Представление семей.
- семья …. – этой дружной и крепкой семье 8 лет. Детки – Максим и Ирина, очень любят ходит в детский сад. Свободное время всегда стараются проводить всей семьёй: работают на даче, отдыхают на природе, загорают, купаются. Предпочитают активные виды отдыха: катаются все вместе на велосипедах, роликах. В зимнее время лепят снеговиков, катаются на санках… . Главным приоритетом в семейной жизни считают конечно же любовь, взаимопонимание и помощь друг другу!
- семья … .- Светлана Викторовна и Алексей Александрович воспитывают двух детей – София и Кирилл. Любимое семейное хобби – выращивание цветов, особенно предпочитают тюльпаны! А ремонт в доме всей семьёй – это вовсе не проблема, а сплошное удовольствие! Главной семейной ценностью считают взаимоуважение и трепетное отношение к каждому в семье!
- семья …. –Этой молодой семье всего три года. Совместный туризм и рыбалка всей семьёй - это вовсе не мечты, а реальность! …. Всерьёз увлекается декором и интерьером. Сынишка Семён поёт, танцует, рисует. Главный девиз в месье- всё делать вместе и с любовью!
- семья …. –Дмитрий и Юлия познакомились 13 лет назад, будучи ещё очень юными. С тех пор их любовь становится только крепче и сильнее, преодолевая множество препятствий и преград. В браке они уже 6, 5 лет и очень счастливы. У них подрастает два сына – Никита и Максим. В семье очень любят активный отдых на природе (катание на лыжах и санях, походы за грибами и ягодами в лес, отдых летом у водоёма с играми в мяч.) В их семье царит любовь, гармония и взаимоуважение.
- семья … - Для этой семьи благополучие на первом месте! Глава семьи увлекается футболом. А если соберутся всей семьёй – им нет равных в исполнении песен. Девиз их семейной жизни : Храни семьи свое уклад и будет в жизни мир и лад!
Ведущий: Я думаю, многие со мной согласятся в том, что семья начинается с любви, доброты, заботы друг о друге и, конечно, с дома. Несмотря на то, что многие хотят быть независимыми, семья останется приоритетом в жизни каждого человека.
Каждая семья имеет свой дом, но не все знают, что слово дом – нерусское. Оно происходит от латинского слова «доминиум» - владение. Под словом дом подразумевают не только постройку, но и само житье-бытье под ее крышей, в кругу близких и любящих людей. Их единодушие, дружба, поддержка, согласие, умение ладить друг с другом – вот в чем крепость дома. Мы все знаем пословицы о доме. Я буду начинать пословицу, а вы постарайтесь ее закончить:
Гость на пороге – счастье в … (доме).
– Дом без хозяйки … (сиротка).
– Дом вести … (не бородой трясти).
– Яблоко от яблони … (не далеко падает).
– Чем богаты, … (тем и рады).
– В гостях хорошо, … (а дома лучше).
Не только о доме, но и о семье много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их. Вам надо поправить то, что будет неверно.
– Не родись красивой, а родись богатой (счастливой).
– Любовь – кольцо, а у кольца нет проблем (начала нет, и нет конца).
– У семи нянек дитя в доглядке (без глаза).
– Милые бранятся только по пятницам (тешатся).
Сегодня праздник – международный день семьи. Семья – это родители, близкие люди, дом. Это общие радости и заботы, совместные дела. Это счастье и любовь.
В каждом доме, у каждой семьи есть много фотографий, на которых запечатлены моменты традиции семьи или любимых занятий. Сейчас мы предлагаем семьям рассказать о своих увлечениях, традициях и любимых занятиях, которые запечатлены на семейном коллаже.
Представления-презентации.
Ведущий: Ну а какой же праздник проходит без игр-развлечений? Вот и мы сейчас поиграем.
1. «Подготовка к празднику» - мама накрывает на стол, папа надувает шарик, ребенок надевает костюм ( чья семья быстрее)
2. «Пойми меня» - выдаются двум семьям по карточке с написанным словом (например торт). Взрослый без слов жестами должен показать ребенку, а ребенок должен угадать значение слова.
3. Игра «Семья на ладошке».
Родителям и педагогам предлагается вырезанный силуэт ладошки.
Попробуйте превратить каждый пальчик в члена вашей семьи. Дорисуйте глазки, ротик, прическу, одежду. Можете сделать аппликацию. Материал на выбор.(карандаши, фломастеры, нитки, клей, цветная бумага, фантики, фольга и др.)
4. Игра для эрудитов
- Назовите сказку, в которой рассказывается о многодетной семье, где семь детей не слушались маму и попали в беду. (Волк и семеро козлят)
- Назовите сказку, в которой мама-королева помогла своему сыну найти самую настоящую невесту при помощи горошины. (Принцесса на горошине)
- Как называется сказка, в которой девочка пошла, проведать больную бабушку, но по пути разговаривала с незнакомцем и из-за этого попала в беду? (Красная шапочка)
- Как называется сказка, в которой благодаря дружной работе всей семьи удалось убрать большой урожай? (Репка).
5. Блиц опрос «Семейная традиция»
Традиция - это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в течение длительного времени. Родители делятся своими семейными традициями.
Ведущий: Каждый праздник не обходится без традиционных семейных концертов. Каждой семье было дано творческое задание. Наступило время показать свои таланты.
Творческие номера.
Ведущий: Есть такая пословица: «Путь к сердцу мужчины лежит через желудок». Всякая жена стремится показать свои кулинарные способности, удивляя тем самым не только мужа, но и окружающих. А как приятно жене, когда, придя с работы, она видит накрытый стол и искусно приготовленные руками мужа блюда! В дружной семье и стол богат, и все дела идут на лад.
Сейчас семейные пары представят вашему вниманию свои фирменные блюда.
Представление блюд.
Ведущий: Настало время чаепития. Я хочу рассказать о чайных церемониях в других странах.
В Японии чаепитие - это обряд, которому учат в специальных школах. К чаю японцы никогда не подают сахар, варенье, мёд, а лишь только сухие фрукты. Церемония чаепития происходит в глубоком молчании, хозяева и гости находятся в самосозерцании. Это придаёт чаепитию особую красоту.
Где бы англичанин ни был, в 5 часов вечера он обязательно пьёт чай. Чай с молоком стал национальным напитком для британцев. Они доливают чай в молоко, а не наоборот. Чай по-английски - очень крепкий напиток. К чаю подают горячее молоко или подогретые сливки, мармелад, кексы, сухое печенье, небольшие пирожные и маленькие бутерброды.
В России, если нет самовара, подаются два чайника: поменьше - заварочный, побольше - доливочный. «Чайная пара» позволяет каждому гостю пить чай, какой он захочет. В России часто пьют чай из стеклянных стаканов в подстаканниках с ручкой. Подстаканник предохраняет стакан - «отводит» лишнее тепло. Этот обычай теперь устаревает, пользуются чайными чашками.
И завершить наш праздник мне хочется стихами:
В день семьи желаю птице мира
Поселиться в ваших небесах,
Чтоб была уютною квартира,
Дом чтоб наполняла доброта.
Чтобы детский смех носился живо,
Отражаясь искорками звезд,
И здоровье наполняло жилы,
Озаряя счастьем вашу кровь.
Чтоб друзья вас часто навещали,
Чтобы дружба крепкою была –
Пусть сбегут навеки все печали,
Пусть играет музыка в сердцах.
А все семьи, которые участвовали в нашем празднике, получат маленькие сюрпризы пожелания на память о нашем вечере.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Моя семья - мое богатство"
проект для детей старшего возраста . работа расчитана на 2 месяца совместная с родителями....
Проект «Моя семья – мое богатство»
Углубить знания детей о составе своей семьи, родословной и семейных традициях....
Педагогический проект «Моя семья – мое богатство».
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из главных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.В «Концепции модерни...
Презентация проекта "Моя семья - мое богатство" старшая группа
Проектный метод помогает не только максимально раскрыть возможности каждого ребенка, расширить кругозор, познавательные способности, повысить максимальную активность и любознательность детей, обогатит...
Презентация проекта "Моя семья-моё богатство".
Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, семейных традиций и обычаев – основное содержание представленного проекта. ...
Педагогический проект "Моя семья-моё богатство".
Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье ...
Проект "Моя семья - мое богатство"
Цель проекта: воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких.Задачи:1. Дать представление о понятиях «род», «родители», «родо...