Конспект познавательного занятия «Кто живёт в поле и почему»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
конспект по экологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_poznavatelnogo_zanyatiya_ekologiya.docx | 20.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект познавательного занятия «Кто живёт в поле и почему»
(старшая группа)
Цель: показать детям пример полевого биоценоза, отметить разницу в средах обитания; подвести к основному выводу: полевой биоценоз отличается от лесного составом растительного и животного сообществ; Ввести понятие «пищевой цепочки».
Материалы: переносная ширма для кукольного театра; куклы для спектакля; карточки и повязки для игры; сухари; большой лист бумаги для коллажа, картинки с изображением растений и животных (типичных для полевых сообществ и нетипичных), природный материал.
Содержание:
1.Спектакль «Кто самый важный в поле»
2.Игра «Пищевая цепочка в поле»
3.Изготовление коллективного коллажа «Поле»
Ход занятия: Сценарий «Кто самый важный в поле»
Действующие Лица: Высокая трава. Лисица, Солнышко, Маленькая девочка.
Трава(шёпотом): Меня собираются выбрать!
Мышка(пищит): Неправда, я самый первый кандидат!
Лиса: Никто из вас, потому что победить собираюсь Я! (появляется Маленькая девочка)
Девочка: Что здесь происходит? Кто и что собирается выиграть? (появляется лиса)
Лиса: Мы устраиваем выборы, чтобы выяснить кто же самый главный на нашем поле. Несомненно, самый красивый претендент-это я в моей великолепной рыжей шубке, у меня же в лапах вся власть(немножко рычит). Посмотрите на меня в движении (пробегает взад и вперёд пару раз).
Девочка: Ты красива. Да и бегунья великолепная!(лиса исчезает, появляется Мышка)
Мышка: Я только на минутку здесь. Самая важная – это Я! Я – милая Мышка, ем много семян, из которых могла бы вырасти сорная трава. А знаете ли Вы, сколько моих родственников проживает здесь, на поле? Сотни! А может даже тысячи! И если все мои родственники проголосуют за меня, выберут именно меня!
Девочка: Ты действительно очень мила, Мышка. И вас, мышей, здесь действительно очень много, наверное, тебя и выберут. (Как только появляется Трава, Мышка исчезает)
Трава: Сейчас же прекратите! И не говорите ни слова. Пока не услышите то, о чём скажу Я! Именно мне будет присвоено звание «САМЫЙ ВАЖНЫЙ».
Взгляните на меня: Кто Я, дети? (пауза - «Трава!»)
А что растёт в поле? (пауза - «Трава!»)
А что едят лошади, коровы, зайцы, олени. Большинство насекомых? Есть ещё сомнения? Ну, конечно же - Я самая важная!
Девочка: О, дорогая, я совсем сбита с толку! Я не знаю, кто самый главный и важный. На самом деле, не может быть хорошего поля без травы. И на хорошем поле всегда водится много мышей, которые поедают семена сорной травы. А если в поле много мышей, тогда есть и лисицы, которые охотятся на них. (появляется лисица)
Лисица: Вот теперь ты видишь, насколько я важна. И если бы я не ловила мышей, их бы развелось столько, что ты стояла бы по колени в мышах, Маленькая девочка. И они съели бы все зёрна, которые появились на этом поле.
Девочка: О. это было бы очень страшно! Но будем надеяться, что этого не произойдёт. Но как же нам принять нужное решение? Давайте сделаем так: пусть все претенденты на звание самого главного в поле скажут по одному предложению, в котором объяснят свою важность. Трава, ты – первая!
Трава: Я и есть поле, дающее всем пищу и убежище. ( трава уходит, появляется Мышка)
Мышка: Поле – мой дом. Я разношу семена по округе и съедаю ровно столько зёрен, чтобы поле содержалось в чистоте и порядке, чтобы на нём не было сорняков. Я даже предоставляю еду лисицам (появляется Лиса), хотя это не доставляет мне никакого удовольствия! (Мышка уходит).
Лисица: Я поддерживаю определенный баланс, съедая лишнее количество мышей. Без меня их развелось бы столько, что они съели бы все семена.
Девочка: Внимание! Сейчас мы будем принимать решение – Я назову каждого по имени – Траву, Мышку, Лисицу. И попрошу вас проголосовать аплодисментами в пользу того, кого вы считаете самым главным. Ну, начинаем…(вдруг появляется Солнце)
Солнце: О-о-п! О - , дорогие! Здравствуйте!
Девочка: Привет, Солнышко! Мы забыли включить тебя в наши выборы. Ты уж прости нас.
Солнце: Да ладно, я только очень хочу, чтобы ребята подумали, какую роль играю Я в жизни поля. Я даю всем тепло и свет. Без меня не росла бы трава, поэтому мышкам нечего было бы есть и негде было бы прятаться. Не было бы мышей – голодали бы лисы, Чтобы поле было хорошим, всем нам надо прикладывать много усилий. До свидания, малышка, До свидания, ребята, до скорых встреч!
Девочка: До свидания, Солнышко! Я думаю, что всё-таки самое главное-СОЛНЦЕ, но и все, кто живёт на поле, тоже по-своему важны и нужны.
Поэтому я объявляю победителями всех: и Траву, и Мышку, и Лисицу! И всех остальных, кто не пришёл сегодня, но живёт на поле и делает его таким, какое оно есть!
2.Игра «Пищевая цепочка в поле»
Цель: помочь понять , как на поле солнечная энергия передаётся от солнца к растениям, а от них к животным.
Материал: жёлтая шляпа, чашка с печеньем или кукурузой, зелёные повязки на голову, карточки с названием полевых животных и той пищей, которую они едят: лиса-грызуны; пчела-нектар; олень-трава; бабочка-нектар; сова-мыши; крот-насекомые, черви; заяц- трава, растения; ястреб-мыши; мышь- семена; сверчок-растения; паук-насекомые; земляной червь-гниющие растения.
Для проведения этой игры надо отобрать детей, которые выступят в роли:
1.Солнца – желтая шляпа с едой;
2.Растений – зелёные повязки на головах.
3.Животных-питающихся растениями – соответствующие карточки.
4.Животных-питающихся мясом – соответствующие карточки.
Попросите детей сесть или встать в ряды в таком порядке: сначала растения, за ними животные, которые едят эти растения, затем животные, питающиеся мясом.
Ведущий объясняет, что все живые существа нуждаются в энергии, а солнце – основной её поставщик на земле. Растения берут энергию от солнца; животные, питающиеся растениями – от растений; животные, питающиеся мясом – получают энергию, поедая травоядных животных. Чтобы показать этот процесс и задумана эта игра:
«РАСТЕНИЕ» берёт горсть печенья от «СОЛНЦА» и съедает несколько штук.
Это показывает, как солнечная энергия используется для роста и поддержания жизни растения. Далее, каждый ребёнок, представляющий животное, питающееся растительной пищей, берёт печенье у двух «РАСТЕНИЙ» и съедает немного, но не всё. Наконец. Каждый. Кто представляет плотоядного животного, берёт несъеденную еду у трёх травоядных животных.
Обсудите с детьми, кто получил энергию непосредственно от Солнца, передают ли растения всю свою энергию травоядным животным и почему плотоядные животные нуждаются в получении энергии более чем от одного травоядного животного.
Дополнение: можно поговорить с детьми, что может случиться, если все растения погибнут (например, если будут поражены пестицидами) или если травоядные умрут от холода зимой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательного занятия с детьми средней группы. Тема: « Почему землю называют родной?»
В конспекте решаются задачи познавательного характера, чтобы способствовать развитию детей к определению задач на основе поставленной проблемы....
Конспект познавательного занятия "Почему белые медведи не могут жить в лесу"
Конснект занятия в подготовительной группе с использованием мнемотехники, метода моделирования и элементов опытно- экспериментальной и познавательно- исследовательской деятельности...
Конспект итогового занятия по обучению грамоте «Поле чудес»
конспект занятия...
Познавательное занятие "Где живёт электричество"
Познавательное занятие "Где живёт электричество"...
Конспект познавательного занятия "Почему болят зубы."
З а д а ч и: способствовать расширению знаний детей о зубах и их функциях; привитию гигиенических навыков: полоскать рот после еды, чистить зубы; воспитывать элементарные валеологические представления...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Стоял в поле теремок"
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и и...
План – конспект физкультурного занятия «Где живёт белый медведь?» в средней группе
План - конспек физкультурного занятия в средней группе "Где живет медведь?"...