Конспект познавательного занятия «Кто живёт в поле и почему»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

конспект по экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_poznavatelnogo_zanyatiya_ekologiya.docx20.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательного занятия «Кто живёт в поле и почему»

(старшая группа)

Цель: показать детям пример полевого биоценоза, отметить разницу в средах обитания; подвести к основному выводу: полевой биоценоз отличается от лесного составом растительного и животного сообществ; Ввести понятие «пищевой цепочки».

Материалы: переносная ширма для кукольного театра; куклы для спектакля; карточки и повязки для игры; сухари; большой лист бумаги для коллажа, картинки с изображением растений и животных (типичных для полевых сообществ и нетипичных), природный материал.

Содержание:

1.Спектакль «Кто самый важный в поле»

2.Игра «Пищевая цепочка в поле»

3.Изготовление коллективного коллажа «Поле»

Ход занятия: Сценарий «Кто самый важный в поле»

Действующие Лица: Высокая трава. Лисица, Солнышко, Маленькая девочка.

Трава(шёпотом): Меня собираются выбрать!

Мышка(пищит): Неправда, я самый первый кандидат!

Лиса: Никто из вас, потому что победить собираюсь Я! (появляется Маленькая девочка)

Девочка: Что здесь происходит? Кто и что собирается выиграть? (появляется лиса)

Лиса: Мы устраиваем выборы, чтобы выяснить кто же самый главный на нашем поле. Несомненно, самый красивый претендент-это я в моей великолепной рыжей шубке, у меня же в лапах вся власть(немножко рычит). Посмотрите на меня в движении (пробегает взад и вперёд пару раз).

Девочка: Ты красива. Да   и бегунья великолепная!(лиса исчезает, появляется Мышка)

Мышка: Я только на минутку здесь. Самая важная – это Я! Я – милая Мышка, ем много семян, из которых могла бы вырасти сорная трава. А знаете ли Вы, сколько моих родственников проживает здесь, на поле? Сотни! А может даже тысячи! И если все мои родственники проголосуют за меня, выберут именно меня!

Девочка: Ты действительно очень мила, Мышка. И вас, мышей, здесь действительно очень много, наверное, тебя и выберут. (Как только появляется Трава, Мышка исчезает)

Трава: Сейчас же прекратите! И не говорите ни слова. Пока не услышите то, о чём скажу Я! Именно мне будет присвоено звание «САМЫЙ ВАЖНЫЙ».

Взгляните на меня: Кто Я, дети? (пауза - «Трава!»)

А что растёт в поле? (пауза - «Трава!»)

А что едят лошади, коровы, зайцы, олени. Большинство насекомых? Есть ещё сомнения? Ну, конечно же - Я самая важная!

Девочка: О, дорогая, я совсем сбита с толку! Я не знаю, кто самый главный и важный. На самом деле, не может быть хорошего поля без травы. И  на хорошем поле всегда водится много мышей, которые поедают семена сорной травы. А если в поле много мышей, тогда есть и лисицы, которые охотятся на них. (появляется лисица)

Лисица: Вот теперь ты видишь, насколько я важна. И если бы я не ловила мышей, их бы развелось столько, что ты стояла бы по колени в мышах, Маленькая девочка. И они съели бы все зёрна, которые появились на этом поле.

Девочка: О. это было бы очень страшно! Но будем надеяться, что этого не произойдёт. Но как же нам принять нужное решение? Давайте сделаем так: пусть все претенденты на звание самого главного в поле скажут по одному предложению, в котором объяснят свою важность.  Трава, ты – первая!

Трава: Я и есть поле, дающее всем пищу и убежище. ( трава уходит, появляется Мышка)

Мышка:  Поле – мой дом. Я разношу семена по округе и съедаю ровно столько зёрен, чтобы поле содержалось в чистоте и порядке, чтобы на нём не было сорняков. Я даже предоставляю еду лисицам (появляется Лиса), хотя это не доставляет мне никакого удовольствия! (Мышка уходит).

Лисица: Я поддерживаю определенный баланс, съедая лишнее количество мышей. Без меня их развелось бы столько, что они съели бы все семена.

Девочка: Внимание! Сейчас мы будем принимать решение – Я назову каждого по имени – Траву, Мышку, Лисицу. И попрошу вас проголосовать аплодисментами в пользу того, кого вы считаете самым главным. Ну, начинаем…(вдруг появляется Солнце)

Солнце: О-о-п! О - , дорогие! Здравствуйте!

Девочка: Привет, Солнышко! Мы забыли включить тебя в наши выборы. Ты уж прости нас.

Солнце: Да ладно, я только очень хочу, чтобы ребята подумали, какую роль играю Я в жизни поля. Я даю всем тепло и свет. Без меня не росла бы трава, поэтому мышкам нечего было бы есть и негде было бы прятаться. Не было бы мышей – голодали бы лисы, Чтобы поле было хорошим, всем нам надо прикладывать много усилий. До свидания, малышка, До свидания, ребята, до скорых встреч!

Девочка: До свидания, Солнышко! Я думаю, что всё-таки самое главное-СОЛНЦЕ, но и все, кто живёт на поле, тоже по-своему важны и нужны.

Поэтому я объявляю победителями всех: и Траву, и Мышку, и Лисицу! И всех остальных, кто не пришёл сегодня, но живёт на поле и делает его таким, какое оно есть!

2.Игра «Пищевая цепочка в поле»

Цель: помочь понять , как на поле солнечная энергия передаётся от солнца к растениям, а от них к животным.

Материал: жёлтая шляпа, чашка с печеньем или кукурузой, зелёные повязки на голову, карточки с названием полевых животных и той пищей, которую они едят: лиса-грызуны; пчела-нектар; олень-трава; бабочка-нектар; сова-мыши; крот-насекомые, черви; заяц- трава, растения; ястреб-мыши; мышь- семена; сверчок-растения; паук-насекомые; земляной червь-гниющие растения.

Для проведения этой игры надо отобрать детей, которые выступят в роли:

1.Солнца – желтая шляпа с едой;

2.Растений – зелёные повязки на головах.

3.Животных-питающихся растениями – соответствующие карточки.

4.Животных-питающихся мясом – соответствующие карточки.

Попросите детей сесть или встать в ряды в таком порядке: сначала растения, за ними животные, которые едят эти растения, затем животные, питающиеся мясом.

Ведущий объясняет, что все живые существа нуждаются в энергии, а солнце – основной её поставщик на земле. Растения берут энергию от солнца; животные, питающиеся растениями – от растений; животные, питающиеся мясом – получают энергию, поедая травоядных животных. Чтобы показать этот процесс и задумана эта игра:

«РАСТЕНИЕ» берёт горсть печенья от «СОЛНЦА» и съедает несколько штук.

Это показывает, как солнечная энергия используется для роста и поддержания жизни растения. Далее, каждый ребёнок, представляющий животное, питающееся растительной пищей, берёт печенье у двух «РАСТЕНИЙ» и съедает немного, но не всё. Наконец. Каждый. Кто представляет плотоядного животного, берёт несъеденную еду у трёх травоядных животных.

Обсудите с детьми, кто получил энергию непосредственно от Солнца, передают ли растения всю свою энергию травоядным животным и почему плотоядные животные нуждаются в получении энергии более чем от одного травоядного животного.

Дополнение: можно поговорить с детьми, что может случиться, если все растения погибнут (например, если будут поражены пестицидами) или если травоядные умрут от холода зимой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия с детьми средней группы. Тема: « Почему землю называют родной?»

В конспекте решаются задачи познавательного характера, чтобы способствовать развитию детей к определению задач на основе поставленной проблемы....

Конспект познавательного занятия "Почему белые медведи не могут жить в лесу"

Конснект занятия в подготовительной группе с использованием мнемотехники, метода моделирования и элементов опытно- экспериментальной и познавательно- исследовательской деятельности...

Познавательное занятие "Где живёт электричество"

Познавательное занятие "Где живёт электричество"...

Конспект познавательного занятия "Почему болят зубы."

З а д а ч и: способствовать расширению знаний детей о зубах и их функциях; привитию гигиенических навыков: полоскать рот после еды, чистить зубы; воспитывать элементарные валеологические представления...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Стоял в поле теремок"

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и и...

План – конспект физкультурного занятия «Где живёт белый медведь?» в средней группе

План - конспек физкультурного занятия в средней группе "Где живет медведь?"...